Инклюзивные подходы обучения на уроках физической культуры
консультация по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мамедова Маина Гиреевна

Инклюзивные подходы обучения на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziv.docx84.91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НШ «Прогимназия»

Инклюзивные подходы обучения

на уроках физической культуры

Картинки по запросу инклюзивные подходы в обучении на уроках физической культурыКартинки по запросу инклюзивные подходы в обучении на уроках физической культуры

Инструктор по физической культуре:

Мамедова М.Г.

Инклюзивные подходы в обучении

на уроках физкультуры

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что в современном обществе уровень здоровья детей снижается, болезни «помолодели», увеличивается процент детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития.

Модернизация физического воспитания в системе общего образования тесно связана с сохранением и укреплением здоровья. Задача школы - создать такие условия, чтобы к каждому ребенку применялся индивидуальный подход, снижающий риски для его здоровья в процессе обучения. Выходит, что уроки физкультуры должны быть доступными, удобными, полезными, интересными и результативными абсолютно для всех.

Ребятам с ограниченными возможностями, перенесшим какие-либо заболевания или часто болеющим, двигательная активность особенно необходима, поскольку она благотворно воздействует на организм.

Получение образования по предмету «физическая культура» влияет на социализацию этих школьников, обеспечивая полноту их участия в жизни общества, самореализацию, успешность и безопасность.

В настоящее время каждый гражданин нашей страны может выбрать то учебное заведение и ту форму обучения, которые для него наиболее приемлемы. Одна из таких форм – инклюзивная форма обучения, когда дети с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой общеобразовательной школы. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, создаёт особые условия для ребят, имеющих особые образовательные потребности.

Задачи:

• Стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организме учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством развития двигательной координации, физических качеств и способностей

• Формировать общее представление о физической культуре, ее значении в жизни человека и ведении ЗОЖ

• обучать комплексам физических упражнений с оздоровительной направленностью

• преодолевать не только физические, но и психологические барьеры для полноценной жизни

• развивать компенсаторные возможности организма, повышать умственную и физическую работоспособность, развить интерес к самостоятельным занятиям

Почти в каждом классе, где я веду уроки физкультуры, есть дети, которым требуется обучение по адаптированной программе. У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной

деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, расстройство эмоционально-волевой сферы. Есть дети с задержкой психического развития, нарушением опорно-двигательного аппарата, больные сахарным диабетом.

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми для меня является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

 Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, применяются такие подходы:

1.Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это:

- введение специальных разделов в образовательную программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников;

- систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний.

2. Использование разнообразных средств для предотвращения утомления: чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами, предоставление дополнительного отдыха обучающимся.

3. Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения школьников с ОВЗ на уроках физкультуры.

4. Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля), приёмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки на уроках физкультуры, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка, в том числе специализированные компьютерные технологии.

5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребёнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях.

Работая с детьми с ОВЗ, считаю, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы школьниками с ОВЗ. Конечно, всё это должно осуществляется на доступном детям уровне и с помощью учителя. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ, я учитываю, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, стараюсь не допускать излишнего упрощения материала. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то я ставлю задачу, адекватную возможностям каждого ученика.

К сожалению, для учащихся с нарушениями здоровья до сих пор остается актуальной проблема аттестации по физкультуре. Критерии оценки таких ребят являются предметом споров и противоречий между педагогом, администрацией, родителями и детьми.

В данном случае эффективность занятий зависит от грамотности их организации и проведения и адекватности процедуры аттестации.

Промежуточная и итоговая аттестация

Любая аттестация проводится в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном школой, который не должен противоречить Федеральному закону об образовании.

При разработке содержания аттестации педагог руководствуется требованиями образовательных программ для специальной медицинской группы, утвержденными в соответствии с госстандартом.

В начале учебного года преподаватель (инструктор ЛФК) разрабатывает соответствующие качественные и количественные показатели, которые директор утверждает на педсовете.

Промежуточная аттестация нужна для проверки освоения отдельной части или всего объема дисциплины «физическая культура». Неудовлетворительные результаты такой аттестации или ее непрохождение без уважительных причин признаются академической задолженностью, которую учащийся обязан ликвидировать (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статьи 58, 59).

Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют право знакомиться с используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, статья 44, п. 4, статья 58, пп. 1,2).

Итоговая аттестация завершает освоение программ основного и среднего общего образования. В аттестат должна выставляться дифференцированная оценка по физкультуре.

Требования к учащимся

Для учащихся специальной медицинской группы каждого класса разработаны свои требования к освоению программного материала. Если школьник не может их выполнить по медицинским показаниям, то данный процесс переносится на следующий учебный год. Вместе с тем школьники должны выполнить не менее половины положенных требований, посетить как минимум 50% занятий в период промежуточной аттестации (четверть, триместр и др.).

Степень освоения физических упражнений определяется по пятибалльной системе, предусматривающей конкретные характер и количество ошибок.

Учащийся, отнесенный к специальной медицинской группе Б, может посещать занятия ЛФК во врачебно-физкультурном диспансере или других медицинских организациях.

И тогда это учреждение выдает ему справку о прохождении курса ЛФК. После предоставления такого документа, демонстрации освоенных комплексов ЛФК и сдачи теоретической части программы устно или в виде реферата (с получением оценки по разделу «Основы теоретических знаний») следует итоговая аттестация по предмету «физическая культура».

Ребята, временно освобожденные от физкультуры после сезонных заболеваний (ОРВИ, ОРЗ) или часто болеющие дети (ОРЗ не менее трех раз в календарный год) обязаны находиться в спортивном зале в соответствующей форме и участвовать в подготовке и проведении урока в качестве помощника, организатора, судьи, ответственного за инвентарь. За эту деятельность они должны быть аттестованы. Пассивно присутствовать на занятиях или пропускать их без уважительной причины категорически запрещается.

В период обострения заболевания или после его перенесения врач должен рекомендовать детям адаптивные формы двигательной активности.

Критерии аттестации

Основным критерием оценки успеваемости является факт улучшения показателей за конкретный период.

Примерными критериями текущей и итоговой аттестации учащихся ОВЗ являются:

 посещение урока, если это не противоречит медицинским показаниям;

 динамика личных достижений при демонстрации двигательных умений и навыков;

 желание заниматься, старательность, добросовестное отношение к заданиям;

 освоение теоретического материала;

 умение осуществлять самоконтроль по частоте пульса, внешним признакам и ощущениям;

 освоение техники физических упражнений и двигательных действий по базовым разделам программы, не противоречащих состоянию здоровья;

 оказание посильной помощи учителю;

 участие во внутришкольных физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях в качестве помощника, судьи, секретаря соревнований, организатора;

 самостоятельное выполнение комплексов ЛФК в форме домашнего задания;

 самостоятельное выполнение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.

Факторы, не влияющие на текущую оценку:

 пропуски занятий по уважительной причине (обострение заболевания);

 поведение;

 непропорциональное физическое развитие;

 состояние здоровья;

 уровень физической подготовленности.

Теоретическая часть

Аттестация по теоретической части программы подразумевает устные ответы на вопросы педагога или написание реферата (проектную деятельность) по теме изучаемого раздела и в объеме, соответствующем требованиям для данного класса.

Однако это не должно заменять практических занятий. 80-90% учебного времени по дисциплине отводится на освоение двигательных умений и навыков, 10-20% - на изучение теории.

Учитель не может формально подходить к оценке теоретических знаний или использовать реферат в качестве наказания за невозможность делать упражнения.

В начале учебного года педагог разрабатывает темы вопросов, требования к реферату или проекту, которые утверждаются на педсовете директором школы.

Численность детей с проблемами в развитии здоровья увеличивается, так как жёсткая образовательная система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Эти дети становятся обособленными и невольно исключаются из общей системы. Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры

Все мы знаем, как важно с самого раннего возраста формировать и совершенствовать у детей одновременно с физическими и психические, нравственные качества; сознание , мышление, волю , внимание, трудолюбие , уважение к окружающему миру.

Важнейшей частью своей работы считаю регулярные контакты с родителями детей с отклонениями по состоянию здоровья. Эти контакты позволили расширить знания родителей о физическом развитии детского организма, о профилактике заболеваний , вооружили их элементарными навыками в физическом воспитании своих детей.

Чтобы преодолеть эти факторы надо решить следующие задачи: 

- развитие навыков у ребёнка и членов его семьи понимания себя, своих чувств и чувств близких;

- грамотная поддержка родными больного, не забывая о собственных потребностях, делая акцент на его самостоятельность.

-стремление поощрять не болезнь, а здоровье.

Атмосфера поощрения во время занятий физической культурой и спортом состоит из следующих правил:

-не лишать ребёнка возможности заботиться о себе самом;

-поощрять любые проявления его инициативы,

-отмечать его успехи в физическом развитии;

-по мере достижения успехов резко не сокращать внимание к нему, чтобы у ребёнка не создалось впечатления о потере внимания к нему.

-необходим добросовестный контроль за качеством умений и навыков;

-продолжение эмоционального и интеллектуального развития, чтобы он не чувствовал себя бесконечно отставшим от сверстников, а так же , чтобы у ребёнка даже на бессознательном уровне формировалось ощущение , что у него есть реальные возможности применения своих навыков и умений в предстоящей взрослой жизни.

На уроках или на дополнительных занятиях индивидуальный подход  к каждому ребёнку, имеющему какие-то отклонения в здоровье, не подчёркивая его состояние.

-дать посильные задания для выполнения;

- контролировать выполнение домашнего задания;

-не выделять среди сверстников;

-привлекать во время спортивных состязаний по показаниям здоровья или для помощи в судействе;

- если состояние здоровья позволяет выполнять то или иное упражнение, принимать зачёты по программе, чтобы ребёнок не чувствовал ущербность от сверстников;

На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у учащихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.

В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье.

Список использованной литературы

1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс; 200-248 с. 2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании М.; Академия; 2002.-176

3.Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Под редакцией С. П. Евсеева.- М. : Советский спорт.-Том 1; 2005. 4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Путешествие на веселую железную дорогу"

Темазы: Хоглуг демир-орукка аян-чорук.Сорулгазы: 1. Ангы-ангы хевирнин шимчээшкиннерин шын кылырын ооредирин уламчылаар.2. Шимчээшкинниг оюннар дузазы-биле кашпагай болурунга дадыктырар.3. Сюжет-рольд...

Музыка и урок физической культуры

Как показывает практика последних лет, музыкальное сопровождение применяетя при выполнении физических упражнений в детских сдах и школах, в занятиях различными видами спорта, во всем многообразии разл...

План проекта: "Психолого-педагогическое сопровождение детей "группы риска" на уроках физической культуры"

Линия развития проекта.Познавательное и психическое развитие, особенности психофизического развития, здоровьесберегающие технологии....

Дизайн проект на тему "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры"

Дизайн проект на тему "Профилактика и коррекция плоскостопия у детей на уроках физической культуры"...

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе"

Презентация на тему "Воспитательная работа на уроках физической культуры в старшей группе" с описанием и иллюстрациями в рабочем и активном секторах....