Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников.
статья по физкультуре (старшая группа)

В статье ""Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников".   представлен опыт работы по  программе: нравственно- патриотическое воспитания и формирования здорового образа жизни дошкольников посредством туристско-краеведческой  деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

 

Использование дополнительных образовательных программ туристической направленности как средство физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников.

Разработала инструктор

по физической культуре

Акульшина Юлия Игоревна

Санкт-Петербург

2018г.

ты с д

      Процесс обновления требует совершенствования содержания физкультурно-оздоровительного процесса, ориентирование на сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и их физического развития. 

Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является элементарный туризм и, в частности,  его разновидность, широко использующаяся в работе с дошкольниками- туристическая прогулка. Через организацию с дошкольниками детского туризма формируются первые навыки бережного отношения к природе, самосохранения, потребность в здоровом образе жизни, повышается двигательная активность.

      Программа физического, экологического и нравственно - патриотического образования дошкольников «ШКОЛА ТУРИЗМА» является дополнительным вариативным компонентом базовой рабочей  программы по физическому воспитанию  детей дошкольного возраста.          Предлагаемая программа разработана  на основе эколого-краеведческого содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию.

Поскольку туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края – своей малой Родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.

Цель программы: нравственно- патриотическое воспитание и формирование здорового образа жизни дошкольников посредством туристско-краеведческой  деятельности.

       Разрабатывая  данную программу учитывался региональный компонент-  расположение нашего детского сада  в непосредственной близости от Южно-Приморского и Полежаевского парков и Аллеи Славы- линии обороны Ленинграда. На создание  программы повлияло также участие в экспериментальной программе  «Духовно-нравственное и физическое развитие дошкольников на основе взаимодействия социальных структур и семьи» и «К здоровой семье через детский сад».

Данное направление работы активно развивалось на протяжении нескольких лет и  продолжает развиваться  уже с учетом вхождения нашего сада в экспериментальную работу города по духовно- нравственному воспитанию.

Исходя из цели были определены задачи:

  •  Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.
  • Сформировать начальные туристские знания, умения, навыки ;
  •  Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.
  • Дать представление о значимости туризма для формирования здорового образа жизни;
  • Дать представление об экологии и охране окружающей среды;
  • Формировать любовь к родному городу, Родине,  интерес к его прошлому и настоящему.
  • Формировать  знания о названии района, в котором живешь, его улицы, достопримечательности района, микрорайона.

И прогнозируемые результаты: приобретение воспитанниками знаний о критериях здорового образа жизни;

  •  формирование позитивного отношения ребенка к здоровому образу жизни и активному отдыху;
  •  приобретение детьми опыта самостоятельного социального действия.
  • приобретение знаний о родном крае, своей малой Родине: название района, его улицы, достопримечательности района, микрорайона, места Боевой Славы;
  • приобщение семьи воспитанников к здоровому образу жизни.

 С учетом  которых  в ДОУ строилась работа.

 

Были пересмотрены  и внесены коррективы в учебный план работы. Введены дополнительные  занятия по экологии и нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников, пересмотрено  содержание физкультурных занятий и занятий познавательного цикла, предусмотрены экскурсии, походы, организована система работы «Школа  туризма» и работа на экологической тропе. 

 С целью осуществления преемственности в работе педагогов, и осуществления интеграции в работе с детьми по эколого-туристкой и нравственно- патриотической  деятельности разработали перспективный план,

который помимо занятий предусматривает проведение походов и экскурсий, опытно-экспериментальную работу, труд и наблюдения на прогулках, игры и темы для общения с детьми.

Был разработан цикл интегрированных занятий, игр по станциям и Дней Здоровья с привлечением специалистов ДОУ, обеспечивающих разностороннее развитие детей. 

Особенностью  данной программы является её комплексность, которая дает возможность детям дошкольного возраста осознать ценность здорового образа жизни, познать и беречь то, что окружает их с детства, развивать социальные навыки. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира.

В процессе обучения  задействованы все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого предоставляется возможность потрогать, понюхать, исследовать.

Помимо этого, Программа «Школа туризма» позволяет улучшить и значительно расширить связи с социальными партнераммузеями истории города,  районной библиотекой «Остров сокровищ» и Клубом Ветеранов ВОВ лицеем № 369,имеющим  музей «Юнги Северного флота».  

Программа относится к туристско-краеведческой  направленности, рассчитанной не на один год.  Целевой сегмент- дети  3-7  лет. Для каждой возрастной группы своя программа занятий, в которой прослеживается преемственность.

Программа построена по ступенчатому принципу и включает в себя 4 года обучения. Был также учтен опыт   авторов, работающих по проблеме экологического и туристического образования дошкольников, по привитию навыков туристской техники через подвижные игры. Работа по программе  проводится в форме теоретической и практической НОД и реализуется во всех образовательных областях. Программа предусматривает  64 часа в год для каждой возрастной категории. 

 Образовательные области, в которых реализуется программа дополнительного образования «Школа туризма»

Название вариативной  программы

Образовательные области, в которых реализуется программа

Модели (блоки) образовательного процесса, в которых реализуется программа

 

«Школа туризма»

Физическое развитие

Туризм и туристы

Туристское снаряжение

Туристские прогулки и др.

Социально-коммуникативное развитие

Здоровая семья- здоровый дошкольник

Туристские должности

Юные туристы — хорошие товарищи и коллективисты 

Познавательное развитие

Через движение познаю природу

Ориентирование

Знакомство с компасом и другим снаряжением.

 «Наш микрорайон» (мини-исследование)

Знакомство с природой и историей родного края, местами Боевой Славы.

Речевое развитие

Знакомство с детской литературой о природе. Беседы с использованием иллюстративного материала.

Художественно-эстетическое развитие

Становление эстетического отношения к окружающему миру, природе.

Для приобщения семей воспитанников к здоровому образу жизни и взаимодействию в рамках программы была разработана система работы с родителями,  Главная задача педагога заключается в том, чтобы довести до сознания детей, родителей то, что детский туризм является одним из источников крепкого здоровья.

Работа по программе невозможна без слаженного взаимодействия всего коллектива воспитателей и специалистов, которые в нашем саду имеют огромный творческий потенциал и смогли внедрить данную программу создав благоприятную среду для ее усвоения.

Принципы реализации авторской программы «Школа туризма»

Принципом выработанной системы авторской программы «Школа туризма» является:

  • Позитивный центризм ( отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний)
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
  • Системность и последовательность-изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.
  • Принцип спирали ( когда дети , возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год , углубляют свои познания)
  • 7.Наглядность.
  • 8.Динамичность.
  • 9.Интеграция адаптированной программы в разные виды деятельности.
  • 10.Создание благоприятной среды для усвоения первых туристических навыков, норм и правил здорового образа жизни каждого ребёнка, для развития двигательной активности.

Для удобства подачи материала все содержание программы в каждом возрасте   было разбито на блоки: 

1. Знакомство с туризмом -о видах туризма и о роли туризма.

2. Природа- о растениях и животных и их роли в жизни человека, о нормах туристского природопользования.

3. Здоровье – санитарно-гигиенические и эколого-гигиенические знания, умения.

4. Поход – начало туристской техники и туристского быта, жизнеобеспечение и нормы передвижения в окружающей среде,  нормы и правила туристского природопользования,  законы туристов.

5. Карта– начальная топографическая подготовка, элементы ориентирования.

6. Туристы – краеведы – навыки и умения изучения природы, оформления материалов по наблюдениям, изучение истории родного края, знакомство с местами Боевой Славы.

Исходя из целей и задач, сформулированных в программе,  подбирались оптимальные  методы работы .

Формы работы с детьми подбирались преимущественно игровые и стимулирующие детей к активности, самостоятельности, инициативности.  

Изучение тем “сквозное” и содержание их взаимопроникаемо.

Реализация программы «Школа туризма» возможна  при соблюдении организационных, физкультурно-оздоровительных и психолого-педагогических условий, которые  позволяют отслеживать эффективность реализации авторской программы «Школа туризма» 

Проводимый мониторинг – это выявление  знаний,  умений и навыков  , двигательных способностей детей и потребности к здоровому образу жизни.

Основными методами педагогического обследования является наблюдение, беседа, выполнение тестовых заданий, анкетирование, проводится 2 раза в год: на начало учебного года с целью выявления уровня знаний детей ЗОЖ, простейших туристических умений и навыков, краеведения, на конец учебного года, с целью сравнения полученного и желаемого результатов.

С каждым годом пополняется развивающая среда 

Для  организации туристических походов  были приобретены туристические палатки-тенты, бадминтон, туристические коврики, совместно с родителями были изготовлены туристические сидушки  и другое туристическое оборудование.  Для проведения военно- патриотических игр приобретены камуфляжные футболки, элементы военной формы- фуражки, безкозырки,  и т.д.  Данная работа позволила привлечь внимание  родителей к профилактике здоровья ребенка, его социализации в ДОУ и в обществе в целом, сплотить педагогический коллектив, родителей и детей.

Литература

  1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г.  Семицветик. Программа и руководство по  культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М.: Издательство “Российское педагогическое агенство”, 1997.- 132 с.
  2. Бочарова.Н.И. Туристические прогулки в детском саду, - Москва, 2004.
  3. Глазачев С.Н., Грехова Л.И., Сотникова Н.Н. Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений. (Минераловодский отдел образования: проблемы, поиск, опыт). - М.: Горизонт, Ставрополь: Сервис-школа, 1999. – 156 с.
  4. Завьялова Т.П. Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий с использованием подвижных игр  в процессе подготовки юных туристов ( из опыта работы). - Тюмень: ТГУ, 1993.
  5. Королева А.Е., Кученева Г.Г. Экологическая дорожка (авторская программа) / Вестник Ас ЭКО, - 1994- вып. 3-4 - С. 3-7.
  6. Мамонова Ю.Н. Программа краеведо-туристской деятельности в детском саду: В сб.: Краеведо-туристская работа с дошкольниками /Материалы научно-практической конференции, 16 февраля 1995. - М: ЭЦДЮТЭ “Родина”, 1995. - С.31-45.
  7. Молодова Л.П.  Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методические пособие для воспитателей детских садов и учителей, - Мн.: “Асар”, 1996. – 128 с.
  8. Николаева С.Н. Как ребёнка приобщить к природе: Методический материал  для работы с родителями в дошкольном учреждении. - М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
  9.  Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников - М.: Новая школа, 1993. – 16 с.
  10.  Николаева С.Н. Формирование экологической культуры.  Старшая группа // Дошкольное воспитание. - 1996 - № 7-9.
  11.  Прохорова Г.А. Программа дошкольного экологического воспитания Программы по экологии для общеобразовательных учебных заведений и детских дошкольных учреждений. - Курган.: ГУНО, Областной Комитет экологии и природных ресурсов, 1993. - С. 5-13.
  12. Цветкова И.В. Туристятам: Книжка - раскраска и книжка-подсказка маленьким любителям путешествий. - М.: ЭЦДЮТиЭ  “Родина”,  1993 - 30 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/

Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп»  /секция  аэробики/,  модифицированная на основе коррекционной программы «Ритмика» (Программы специ...

Дополнительная образовательная программа «Олимпийские звезды» по общей физической подготовке детей старшего дошкольного возраста

Полноценное физическое развитие дошкольника – это правильное и своевременное формирование умений и навыков, развитие интереса к различным доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нра...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 5-7лет.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, формированию и развитию твор...

Рабочая программа дополнительной образовательной программы технической направленности для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа ориентирована на создание условий для формирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи интереса к техническому образованию, предметам научно – технического цикла, ф...

«Чудеса сенсорики» Дополнительная образовательная программа познавательной направленности по сенсорному развитию с использованием дидактических игр для детей от 2 до 3 лет.

Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы....

КОНСПЕКТ организованно-образовательной деятельности по дополнительной образовательной программе познавательной направленности «Развивай-ка» в старшей группе

Тема: «Юные математики».Образовательная область: познавательное развитие.Вид ООД: интегрированная.Формы ООД: совместная деятельность.Формы организации: фронтальная, индивидуальна...