Проект: «Подводное царство Нептуна» (обучение детей старшего дошкольного возраста элементам синхронного плавания)
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Охотникова Елена Аркадьевна

Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребёнка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает быть  здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребёнка.

Элементы синхронного плавания включают  в себя художественную гимнастику и хореографию, развивают гибкость, формируют правильную осанку, воспитывают чувство красоты в движении. Выполнение упражнений в воде с задержкой дыхания развивает легкие, а выполнение «рисунков» одновременно, в связке с несколькими детьми приучают их к согласованности действий в коллективе, умению подчинять свои желания и интересы общему делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sinhr.plavan.ohotn_.e.a.docx798.43 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание проекта

1

Тема проекта и возраст детей

2

Актуальность проекта

3

Классификация проекта

4

Проблема проекта

5

Цель и задачи проекта

6

Формы работы

7

Принципы и методы используемые в проекте

8

Участники проекта

9

Ресурсы проекта

10

Этапы работы над проектом

11

Результативность

12

Перспективы и возможности проекта

13

Литература

14

Приложения

Проект: «Подводное царство Нептуна»

(обучение детей старшего дошкольного возраста  элементам синхронного плавания)

Возраст: 5-7 лет (старшая, подготовительная группа)

Актуальность

Дошкольное воспитание пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Для решения этой задачи необходимо с  раннего возраста формировать знания о здоровом образе жизни, используя все средства физического воспитания.

      Плавание является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребёнка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает быть  здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает прекрасное оздоровительное действие на организм ребёнка.

Элементы синхронного плавания включают  в себя художественную гимнастику и хореографию, развивают гибкость, формируют правильную осанку, воспитывают чувство красоты в движении. Выполнение упражнений в воде с задержкой дыхания развивает легкие, а выполнение «рисунков» одновременно, в связке с несколькими детьми приучают их к согласованности действий в коллективе, умению подчинять свои желания и интересы общему делу.

           Особенность дошкольного периода в том, что обучение проводится в форме игры, поэтому на  занятиях плаванием необходимо создавать ситуации, в которых отработка плавательных навыков является главным игровым условием, а использование обучения элементам синхронного плавания как средство развития творческих способностей детей.

            Наличие бассейна в детском саду даёт возможность привлечь к образовательной деятельности по плаванию всех детей, начиная с младшего дошкольного возраста.

   

Классификация проекта

Тип проекта

Практико-ориентированный

Вид проекта

Групповой

По продолжительности

Долгосрочный

Срок реализации

2 года

Проблема

На сегодняшний день современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», так как большую часть времени проводят в статическом положении (сидя за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Поэтому так важно использовать нетрадиционные формы и методы проведения занятий по плаванию.

Цель

Обучение детей старшего дошкольного возраста, элементам синхронного плавания, используя комплексы упражнений и игр. Формирование, сохранение, укрепление физического и психического здоровья дошкольника.


 Задачи

  1. Укреплять здоровье и осуществлять гармоничное развитие детей дошкольного возраста, расширяя круг двигательных навыков и функциональных возможностей организма;
  2. Развивать и совершенствовать быстроту, выносливость, ловкость, гибкость и пластику выполняя движения, уметь слушать музыку при выполнении упражнений;
  3. Учить эмоциональному и двигательному раскрепощению, появлению чувства радости и удовольствия от движения в воде при выполнении синхронных упражнений и композиций;
  4. Способствовать оптимизации отношений между детьми, развитию умения организовать деятельность в подгруппе сверстников;
  5. Воспитывать у детей интерес к занятиям в бассейне с элементами синхронного плавания.

Проект направлен на решение следующих задач ФГОС ДО:

  • охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

                                 

Данный проект основывается на следующих принципах:

-  принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях плаванием; 

- принцип преемственности ДОУ и семьи в вопросах обучения детей плаванию и закаливания;

-   принцип наглядности – предполагает показ упражнений инструктором; использование наглядных пособий, ориентиров, которые создают условия более четкого ощущения, восприятия, представления движений в воде и их совершенствование;

принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения;

принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении навыка плавания; усложнением изучаемых движений, ступенчатым и волнообразным изменениям нагрузок, рациональным чередованием нагрузки и отдыха.

Методы и приемы

  • показ, разучивание, имитация упражнений;
  • использование средств наглядности;
  • исправление ошибок;
  • подвижные игры на суше и в воде, а также другие игровые приемы;
  • индивидуальная страховка и помощь;
  • круговая тренировка;
  • оценка (самооценка) двигательных действий;
  • соревновательный эффект;
  • контрольные задания.

Для приобретения навыка синхронного плавания, применяется метод многократного повторения плавательных упражнений в воде с использованием разнообразных варьирующихся средств (плавательные доски, поддерживающие пояса – плотики), различные специальные предметы, мячи, поролоновые конструкции. Для активизации движений в воде и обеспечения эмоционального подъема на занятиях используем нестандартное оборудование (султанчики, цветы и др.), элементы костюмов (шапочки "рыбок", "лягушек", нарукавники и др).

         Новый нетрадиционный метод выполнения упражнения в парах, а при изучении элементов синхронного плавания и в группах умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении композиций. Использовалась пальчиковая гимнастика в воде, отрабатывались приёмы выполнения упражнений с опорой на месте, с различными предметами, сила толчка при выполнении скольжения, обязательная постановка правильного дыхания, отработка гибкости, красоты, пластики выполнения движений, а так же различные игры составляющие основу обучения синхронному плаванию, праздники и развлечения на воде.

Работу с детьми по синхронному плаванию делим условно на 3 этапа

1 этап обучения - знакомство с синхронным плаванием как видом спорта,

дети осваивают разнообразные виды движений, и постепенно начинают их употреблять в самостоятельной деятельности.

2 этап обучения - разучивание отдельных элементов синхронного плавания на суше и в воде, выполнение упражнений по сигналу, разучивание элементов в парах и тройках. У детей развивается умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и комплексы в целом. Можно применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора жестами, мимикой.

3 этап обучения - формирование умения самостоятельного подбора и придумывания собственных движений в воде, под музыку, отработка гибкости, красоты и пластики выполнения движений. Выполнение упражнений, придуманных детьми, использование предметов для придания движениям особой яркости.

Участники проекта: инструктор по плаванию, дети, старшая медицинская сестра, педагоги, родители.

Срок реализации проекта: 2021-2022 учебный год

Ресурсы проекта

Материально-техническое обеспечение:

  • бассейн;
  • аудиосистема с набором записей соответствующей музыки;
  • иллюстрации с изображением водных видов спорта,
  • картинки, схемы, иллюстрирующие способы и стили    плавания;
  • различные  картинки  с изображением морских обитателей.  
  • картотека видеоматериалов для теоретических занятий.
  • элементы костюмов, шапочки рыбок, лягушек
  • оборудование для занятий в бассейне:

- плавательные доски,

- поддерживающие пояса – плотики,

- мячи разных размеров,

- обручи плавающие и с грузом,

- нарукавники, очки для плавания,

- плавающие игрушки и предметы разных форм и размеров,

- тонущие игрушки и предметы разных форм и размеров,

- надувные круги разных размеров,

          - поплавки цветные (флажки).

Взаимодействие с родителями:

  • Папки – передвижки «Театр на воде»
  • Консультация «Плавание как эффективная форма закаливания»
  • Информационный стенд «Формируем правильную осанку, используя элементы синхронного плавания»
  • «Слайд – шоу» -  занятия по синхронному плаванию
  • Проведение открытого занятия «Подводное царство Нептуна»

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1

Формирует проблему:

«Что нужно делать, чтобы быть здоровым и красивым?»

Вводит в игровую ситуацию:

Разработка и подбор упражнений

Определяет задачу:

Познакомить детей с видом спорта – синхронное плавание.

 Составляет    комплексы   занятий с элементами синхронного плавания.    Подбирает оборудование и аудиозаписи.

Входят в проблему

Вживаются в игровую ситуацию

Принимают задачи проекта

Заполняют анкету «О здоровье в серьёз»

На родительском собрании знакомятся с программой занятий в бассейне с элементами синхронного плавания

2

Помогает  в решении задач

-знакомит детей с элементами синхронного плавания;

-вводит элементы синхронного плавания в занятие;

-уточняет правильность выполнения отдельных элементов движений

Практическая помощь

-создаёт игровую ситуацию, соответствующее предметное обеспечение;

-содействует проявлению самостоятельности,  творчества в выполнении имитационных движений;

-оказывает индивидуальную помощь

Знакомятся с комплексом программы и отдельными элементами синхронного плавания

Выполняют упражнения

Проявляют активность, творчество и самостоятельность

Семинар-практикум «Здоровье требует профилактики и коррекции»

Изучение рекомендаций- консультаций

3

Подготовка к презентации:

-оформление информационного стенда «Формируем правильную осанку,  используя элементы синхронного плавания»

-показ открытого занятия «Подводное царство Нептуна»

Принимают участие в фотосессии в бассейне

Разучивают комплекс упражнений для занятия

Знакомятся с информационными материалами стенда

Просмотр открытого занятия

Результативность

                В результате,  систематические занятия в бассейне с применением элементов синхронного плавания, будут способствовать оздоровлению организма ребёнка, укреплению опорно-двигательного аппарата, усилению мышечного корсета позвоночника, улучшению функции дыхания, развитию творческих способностей детей, двигательному и эмоциональному раскрепощению воспитанников. У детей повысится уровень физической подготовленности, сформируется интерес к плаванию, закаливанию и здоровому образу жизни.

Адресная направленность

Проект рассчитан на инструкторов по плаванию и физической культуре.

Перспективы и возможности проекта

При использовании проекта необходимо выполнять следующие правила:

  • Занятия проводить в игровой и занимательной форме, подгруппой 8-10 человек;
  • Разучивание движений на суше,  а потом в воде;
  • Использовать оборудование отвечающее требованиям: привлекательность, яркость, безопасность;
  • Проводить усложнённые варианты занятий для проявления самостоятельности и самовыражения детей.

Литература

  1. Большакова И.А. «Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста» М., «Маленький дельфин» 2002.
  2. Баранова В.Г., Маханева М.Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.
  3. Осокина Т.И. Обучение плаванию в детском саду / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. – М. : Просвещение, 1991. 159 с. 
  4. Семенов Ю.А. Навык плавания каждому: из опыта программированного обучения плаванию / Ю.А. Семенов. – М. : Физкультура и спорт, 1983. 144с.
  5. Карпенко Е. Н., Коротнова Т.П., Кошкодан Е.Н. Плавание: -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
  6. Яблонская С.В. Физкультура и плавание в детском саду/ Циклис С.А.-М.: Творческий Центр 2008

Приложение 1

Тематический план проекта

Месяц

Цель занятия

Структура занятия

Методические указания

Сентябрь

№ 1;  

№ 2

Теоретические и практические основы освоения водного пространства

  1. 1.Ходьба по дну, держась за разделительную дорожку или бортик бассейна.
  2. 2.То, же но  без помощи рук, с переходом на бег.
  3. 3.То, же но спиной вперёд без помощи рук, с переходом на бег.
  4. 4.Ходьба приставным шагами (левым, правым боком) без помощи рук, с переходом на бег.
  5. 5.Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.

Ца     П/и «Цапли»

  1. Напомнить детям основные правила безопасного поведения в бассейне

    Задача- освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Сентябрь

№ 3;

№ 4

Развивать координационные возможности, умение владеть своим телом в непривычной обстановке

  1. 1.Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.
  2. 2.Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.
  3. 3.Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.
  4. 4.То, же но с помощью одновременных гребковых движений руками.

5.Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.

6.То, же но помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.

П/и «Мостик»

Создавать положительный эмоциональный настрой от занятий

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Октябрь № 5;

№ 6

 Продолжать развивать у детей координацию движений, способствовать быстрому рациональному овладению двигательными навыками

1.Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.

2.Поочерёдное движение ног (как при ударе в футболе), отталкивая воду подъёмом стопы и передней поверхностью голени.

3.Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.

4. «Полоскание белья». Стоя на дне, выполнять разнонаправленные движения руками.

5.«Пишем восьмёрки». Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям

  1. 6.Набрать в ладони воду и умыться.

Упр. «Оттолкнись пятками»

П/и «Море волнуется»

Дети при выполнении упражнений сохраняют координацию, равновесие.

При выполнении упражнений сохраняется заданный темп и ритм.

Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Аудио запись Моцарт «Симфония № 40»

Октябрь

№ 7;

№ 8

Знакомство с синхронным плаванием как видом спорта

На     На  первом этапе подбираются простые упражнения и мелодичная музыка без изменения ритма

         1.Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.

2.Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.

3.Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками

  1. 4. Набрать в ладони воду и умыться.
  2. 5.Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.

Упр. «Перевозчики».

 И.п – двое детей стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. Первый ребёнок идёт спиной вперёд, второй ложится на грудь и работает ногами. Дети двигаются к центру бассейна.

П/и «Караси и карпы»

Разучивание упражнений проходит под счёт инструктора и его сигналы, так как дети в силу возрастных особенностей ещё не умеют одновременно разучивать новое движение, следить за синхронностью выполнения и слушать музыку.

Аудио запись Моцарт «Симфония № 40»

Ноябрь

№ 9;

№10

Ознакомление с характером движений при изучении элементов синхронного плавания.

1.Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.

2.Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками

  1. 3.Держась за бортик, сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться медленно в воду до уровня носа.
  2. 4.Тоже, но погрузиться до уровня глаз.
  3. 5.Тоже, но погрузиться в воду с головой.
  4. Упр. «Прыжки».

 И.п – стоя, держась за одну руку. Синхронно приседают под воду с выдохом и выпрыгивают вверх, делая вдох

Упр. «Насос»

И.п. – стоя лицом друг к другу, поочерёдное приседание в воду, делая выдох в воду.

П/и «Кузнечики»

На первом этапе после выполнений каждого упражнения дети должны встать на ноги (вернуться в исходное положение).

Движения выполняются индивидуально в простом построении (шеренга, круг), под музыку

 «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Ноябрь

№ 11;

№ 12

Развитие умение самостоятельно выполнять выученные ранее упражнения и

         1.Ходьба по дну в наклоне вперёд; прямые руки вытянуты вперёд, кисти соединены.

2.Бег вперёд с помощью попеременных гребковых движений руками.

3.Бег вперёд спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками

  1. 4. Держась руками за бортик, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), приподнять таз и ноги к поверхности воды.
  2. 5.То же, но после приподнимания ног и таза оттолкнуться руками от бортика.
  1. 6. Скольжение на груди: руки вытянуты вперёд, держась за плавательную доску.
  1.  Упр. «Поплавок»

П/и «Рыбаки и рыбки

После выполнений каждого упражнения дети должны встать на ноги (вернуться в исходное положение).

Учить задерживать дыхание.

Использовать музыку

«Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

Задача — развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.

Декабрь

№ 13;

№ 14

Разучивание отдельных элементов синхронного плавания, выполнение упражнений по сигналу

Ком  Композиции   составляются для 2-4 человек.

1. Ходьба и бег с работой рук и перестроением;

2. «Насос»

3. «Поплавок»

4. «Звёздочка» (на спине и груди, используя нарукавники),

5. Скольжение на спине и груди в разных направлениях с помощью плавательной доски

Упр. ««Лягушата». 

И.п – стоя парами по разным сторонам бассейна лицом друг к другу . Прыгают вперёд, принимая горизонтальное положение на воде. Встают в и.п. Прыгают до центра бассейна. Пары встречаются.

П/и «Пятнашки»

Движения выполняются индивидуально в простом построении (шеренга, круг).

Под музыку композиция выполняется тогда, когда она полностью знакома детям.

Муз. сопровождение

Оркестр

Поля Мориа

«Звезды в твоих очах»

Задача — изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Декабрь

№ 15;

№ 16

Разучивание отдельных элементов синхронного плавания, выполнение упражнений по сигналу

        1.Дети самостоятельно придумывают веселые движения, передвигаясь друг за другом, прыгают на двух ногах с продвижением вперед.

        2. Принимают горизонтальное положение на воде с задержкой дыхания, ноги разводят в стороны «звездочка».

        3. Стоя парами спиной друг к другу, руки прямые в стороны, наклоны делать поочередно вправо, влево не опуская рук.
4. Дети перестраиваются в круг.
Стоя в кругу лицом к центру, держась за руки, ходьба в полуприсяде.

5.«Велосипед» - имитационные движения ногами под водой

Упр. «Перевозчики»

И.п – двое детей стоят лицом друг к другу, взявшись за руки. Первый ребёнок идёт спиной вперёд, второй ложится на грудь и работает ногами.

П/и ««Насос»

Движения выполняются индивидуально в простом построении (шеренга, круг) и в парах

под музыку Оркестр

Поля Мориа

«Звезды в твоих очах»

Учить правильно дышать, чередуя вдох-выдох.

Задача — обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Январь

№ 17;

№ 18

Продолжать разучивание отдельных элементов синхронного плавания, выполнение упражнений по сигналу

1.Ходьба и бег с работой рук и перестроение в пары

2. «Насос»

3. «Поплавок»

4. «Звёздочка» (на спине и груди, используя нарукавники),

5. Скольжение на спине и груди в разных направлениях с помощью плавательной доски

6. «Дельфины» - ныряние в обруч

Упр. «Найди себе пару»  

Выполнение самостоятельных движений под музыку, по сигналу найти себе пару.

П/и «Мяч в воздухе»

Поощрять самостоятельность и инициативу. Применять такие приемы, как словесная подсказка, показ ребенком, показ инструктора.

аудиозапись В.Шаинского «Чунга - чанга».

Задача — развитие ориентировки в воде

Февраль

№ 19;

№ 20

Разучивать упражнения в парах с предметами и без предметов.

  1. 1.Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.
  2. 2. Пружинистые наклоны туловища (вперёд и в стороны).

3.Скольжение на спине и груди в разных направлениях с помощью мяча

4.«Велосипед» - имитационные движения ногами под водой 

5.«Дельфины» - ныряние в обруч

Упр. «Дельфины играют в мяч» -перебрасывание в парах

П/и «Дельфины вперёд!»

Выполнение упражнения для развития гибкости - выполнять движения с определённой амплитудой

Муз. сопровождение

Песня из мультфил.«Девочка и дельфин». 

Автор текста: А.Кондратьев

Задача - выполнять скольжение на наибольшее расстояние

Февраль

№ 21;

№ 22

Закрепление отдельных элементов синхронного плавания,  с использованием  обручей и мячей; выполнение упражнений по сигналу

  1. 1.Вращение в лучезапястных, локтевых, плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах с большим количеством повторений.

2.Пружинистые и маховые движения – с противоположными движениями руками и ногами (при выполнении маха ногой вперёд – вверх выполнять движения руками назад – вниз и наоборот)

3. «Дельфины» - ныряние в обруч

4.«Дельфины играют в мяч» -перебрасывание в парах

5. «Дельфины танцуют»  - ходить по дну бассейна, выполняя гребковые движения руками вперёд-назад, в полуприсяде, выпрыгивать из воды (кто выше?); прыгать, отрывая ноги от бассейна, с продвижение вперёд; выпрыгивать с последующим погружением в воду, последующим падением вперёд в воду

Развивать гибкость, эстетичность и пластику при выполнении движений синхронного плавания;

Выполнение под музыку танцевальных движении на основе ранее изученных упражнений

Муз. сопровождение

Песня из мультфил.«Девочка и дельфин». 

Автор текста: А.Кондратьев

Март

№ 23;

№ 24

Расширение круга двигательных навыков и функциональных возможностей организма

Хо 1.Ходьба и бег с работой рук, перестроением;

«з  2. «Звёздочка» (на спине и груди), «поплавок», «медуза»;

       3.Скольжение на спине и груди в разных направлениях;

       4. Пружинистые и маховые движения – с противоположными движениями руками и ногами;

       5.«Велосипед» - имитационные движения ногами под водой

       

Упр. «Винт» - перевороты со спины на грудь и обратно.

ск     П/и «Спрячься в воду»

Особое внимание инструктор уделяет правильному дыханию при выполнении упражнений.

Муз. сопровождение

Песня про дельфинов

Автор текста:

Э.Артемьев

Задача — совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Март

№ 25;

№ 26

Развитие и совершенствование силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и пластики выполнения движений

1.Ходьба и бег с работой рук и перестроение в пары

2.  Учить выдоху в воду.

3. – «Крабы» - погружаться в воду, открывать в ней глаза, передвигаться и ориентироваться под водой

4. «Рыбки»  - скользить на груди, выполнять попеременные движения ногами во время скольжения на груди.

5. «Медузы» -  продолжать учить более уверенно, держаться на воде

Упр.«Морские обитатели» - Выполнение самостоятельных движений в парах, под музыку, развивая синхронность.

П/и «Ручеёк»

Продолжать учить правильному дыханию, серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания.

Муз. сопровождение

Песня про дельфинов

Автор текста:

Э.Артемьев

Задача — обучение погружениям и продвижению под водой.

Апрель

№ 27;

№ 28

 Развивать выдержку и внимание.

Вызвать положительные эмоции от занятий в воде

Разучивать комплекс упражнений

«Маленькие рыбки»

1.Обучение   свободному ориентированию  в  чаше  бассейна, умелому распределению по всей поверхности бассейна.

2. Обучение детей плавному слиянию движений с музыкальным сопровождением

3. Синхронное выполнение «Танца маленьких рыбок».

Поддерживать  инициативу составления рисунков на воде

муз.произ.

R.Claudermann  «Romeo & Juliet»

Апрель

№ 29

№ 30

Оптимизация отношений между детьми, развитие умения организовать деятельность в подгруппе сверстников

1.Самостоятельные игровые упражнения

 2.Синхронное выполнение упражнений:

 «Дельфины»

 «Танец рыбок»

П/и по выбору детей

Совершенствоватьнавыки: хорошо слышать, видеть и быстро ориентироваться при выполнении упражнений.

муз.произ.

R.Claudermann  «Romeo & Juliet»

Май

№ 31;

№ 32

Способствование эмоциональному и двигательному раскрепощению 

Закрепление полученных навыков,  самостоятельное их  применение.

Подготовка к открытому занятию  «Подводное царство Нептуна»

Открытое мероприятие для родителей

«Подводное царство Нептуна»

Активизировать проявление творческой активности, чувства радости и удовольствия от занятий

Использование нарезки знакомых муз. произведений

Приложение 2

Мониторинг

Формой подведения итогов реализации проекта является тестирование сформированных навыков синхронного  плавания, которое проводится 2 раза в год (октябрь, май) в виде контрольных упражнений, а также отчётный показ танцевальных композиций.

Имя

ребёнка

Контрольные упражнения

Ходьба, бег, перестроение

Прыжки и приседания в воду

Скольжение на груди и на спине с доской

Скольжение на груди и на спине с мячом

Поплавок, медуза

Выполнение упражнений  с мячом в парах

Скольжение с переворотам и  «Винт»

Ныряние и подныривание  в обруч

1.

2.

3.

Оценка уровня овладения ребёнком необходимыми навыками и умениями:

  • 1 балл – ребёнок выполняет задания с помощью взрослого;

  • 2 балла – ребёнок выполняет задания с частичной помощью взрослого;

  • 3 балла – ребёнок выполняет задания самостоятельно.

Приложение 3

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

Первый этап:

  • Знакомство с синхронным плаванием как видом спорта.

Второй этап:

  • Разучивание отдельных элементов синхронного плавания на суше и в воде.
  • Выполнение упражнений, придуманных детьми.
  • Выполнение упражнений по сигналу.
  • Разучивание элементов в парах и тройках.

Третий этап:

  • Отработка гибкости, красоты и пластики выполнения движений.
  • Использование предметов для придания движениям особой яркости
  • Работа над хореографической композицией

Особенности работы на втором этапе.

На втором этапе подбираются простые упражнения и мелодичная музыка без изменения ритма.  Дети учатся, выполнять упражнения с мячом, лентой, обручем на суше, развивают гибкость. Разучивание движений, затем проходит в воде под счет инструктора и его сигналы, так как дети в силу возрастных особенностей еще не умеют одновременно разучивать новое движение, следить за синхронностью выполнения и слушать музыку. В дальнейшем при выполнении упражнения дошкольники считают про себя, а педагог дает сигнал к началу и концу упражнения. Движения выполняются индивидуально в простом построении (шеренга, круг). Композиции составляются с одинаковыми упражнениями для всех участников.

После выполнении каждого упражнения дети должны встать на ноги (вернуться в и.п.).

Разучивают упражнения в парах и тройка с предметами и без предметов.

Под музыку композиция выполняется тогда, когда она полностью знакома детям.

Упражнения.

  • Ходьба, прыжки, наклоны, приседания под воду.
  • «звездочка», «поплавок», «медуза» и другие;
  • скольжение на груди, на спине;
  • выполнение упражнений в шеренге и кругу;
  • взмахи руками и ногами, переходы и перестроения.
  • в тройках держась за обруч, выполняют упражнение «звездочка», «рыбка»;
  • в тройках с мячом выполняют «звездочку», «рыбку», «русалочку»;
  • в парах упражнения с обручем.

                               Особенности работы на третьем этапе.

На этом этапе композиции составляются для 4-6 человек.

Детям можно давать разные задания для одновременного выполнения.

Упражнения разучиваются комплексно, по 2-3 разных задания одновременно под счет педагога и музыку. Большое внимание уделяется отработке дыхания при выполнении нескольких упражнений. Исполняются элементы как с задержкой дыхания, так с выдохом в воду. Музыка подбирается в двух ритмах, но смена ритма возможна не более 2 раз за композицию; дети должны слышать характер музыки и следить за ритмом.

Упражнения берутся более сложные – с переворотами, не вставая на ноги и т.д. Используется больше перестроений, можно применять в одной композиции разные предметы.

      Для построения композиций используется все пространство бассейна. Включаются разные стили плавания.   Композиции можно составлять с предметами: обруч, мяч и т.д.

Упражнения.

  • Ходьба и бег с работой рук, перестроением;
  • «Звездочка» (на спине, груди); «поплавок», «медуза», «ракушка», «рыбка», «черепашка», «русалочка»;
  • Скольжение на спине, груди разных направлениях;
  • Ныряние, упражнение «винт»
  • «Брасс» на спине с работой ног.
  • Скольжение и плавание с переворотами на спину и грудь (не вставая на ноги)
  • Упражнения с переворотами: «поплавок», на груди – «звездочка» на спине, «звездочка» - «винт» и т.д.
  • Работа над дыханием при плавании в стилях «брасс», «кроль» с переворотом (не вставая на ноги).

H:\Проект по плаванию\Карт СП\сп4.jpg

Упражнения для отработки плавательных движений  № 1

H:\Проект по плаванию\Карт СП\сп5.jpg

Упражнения для отработки плавательных движений № 2

H:\Проект по плаванию\Карт СП\сп2.jpg

Отталкивание от бортика и скольжение

H:\Проект по плаванию\Карт СП\Сп.jpg

Скольжение на спине и на груди

H:\Проект по плаванию\Карт СП\сп3.jpg

Скольжение на груди с мячом, отработка дыхания

Приложение 4

Упражнения для занятий с элементами синхронного  плавания (выполняются в парах)

Упр. № 1 «Мы растем»

И.п. – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки к плечам.

1. – потянуть руки вверх – влево.

2. – исходное положение.

3. – растянуть руки вверх – вправо.

4. – исходное положение. 6 – 8 раз.

Когда руки тянутся вверх, ноги выпрямляются. Спину держать прямо

Упр. № 2 «Достать мячик».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки прижаты к груди.

1.– подтянуться вперед, выполнить наклон.

2. – исходное положение. 6 – 8 раз.

При наклоне тянуться вперед, как можно дальше. Возвращаясь в исходное положение с усилием прижимать мячики к груди.

Упр. № 3 «Молоточки».

И. п. – тоже.

1. – опустить резко руки вниз, одновременно коснуться правой ноги, согнутой в колене.

2. – исходное положение.

3. – тоже, но влево.

4. – исходное положение. 6 – 8 раз.

При выполнении упражнения напрягать мышцы рук.

Упр. № 4 «Волна».

И. п. – ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед.

1. – провести руками по воде вправо, потянуться вверх.

2. – исходное положение.

3. – тоже, но влево.

4. – исходное положение. 6 – 8 раз.

Когда руки находятся вверху, немного прогнуться в спине.

Упр. № 5 «Крабы».

И. п.– ноги на ширине плеч, руки прижать к груди.

1. – присесть.

2. – исходное положение. 10 раз.

Спину держать прямо.

Упр. № 6 «Ныряльщик»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки прижаты к плечам.

1. – погрузиться под воду, руки вытянуть вверх.

2. – исходное положение. 6 – 8 раз.

При погружении под воду задерживать дыхание, удерживать равновесие.

Упр. № 7 «Петрушки»

И. п.– о.с., руки к плечам

1. - прыжок, ноги врозь, руки в стороны.

2. – прыжок, ноги вместе, руки к плечам. 6 – 8 раз.

Следить за координацией движения.

Упр. № 8 «Побегунчики»

И. п.– бег на месте, руки сгибаются в локтях попеременно. 1 минута. Дыхание ровное.

Упр. № 9 «Радуга».

И.п. – ноги на ширине плеч.

1-2-3 - поднять руки через стороны, сделать вдох.

4. – выдох в воду. 6 - 8 раз.

Выдох длительный, обильно пуском пузыри.

Приложение 5

Содержание практических занятий

Занятия в зале

1. Общая физическая подготовка. В качестве средств ОФП  используются все виды общеразвивающих упражнений.

2. Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция, интервал. Виды строя в одну и две шеренги, в колонну по одному, по два. Перестроения.

3. Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц рук, плечевого пояса, туловища, ног.

4. Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами). Броски, ловля руками.

Специальная физическая подготовка направлена на развитие двигательных навыков:

1.Развитие гибкости и подвижности плечевых, тазобедренных, коленных, голеностопных суставах и суставах позвоночного столба.

2.Специальные упражнения для развития ловкости (координации движений).

3.Имитационные упражнения: основные позиции синхронного плавания, специальные гребки (стандартный, обратный, каноэ, опорный гребок и т.д.)

4.Отработка произвольных композиций.

Художественная гимнастика: ходьба: на носках, мягкий, перекатный, приставной шаг. Прыжки: на двух ногах, на одной, ноги врозь, сгибание ног вперед, прогнувшись. Равновесие: стойка на носках, на одной ноге с различными положениями рук.

Занятия в воде

1.Согласование дыхания с движениями.

2.Лежание на воде: упражнения «Медуза», «Поплавок», «Звездочка».

3.Имитационная работа ногами  кролем у бортика  взявшись за него руками; лежа на животе, лёжа на спине; свесив ноги в воду;

4.Скольжение на спине, на груди.

5.Упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, обручами).

6.Отработка техники различных способов плавания (кроль, брасс, дельфин).

7.Отработка произвольных композиций.

Игры в воде

На занятиях плаванием обязательно используются игры на воде:

1.Преодоление сопротивления воды: «Кто выше», «Невод», «Переправа», «Море волнуется» и т.д.

2.На погружение с головой: «Кто быстрее спрячется под водой», «Поезд в тоннель», «Сядь на дно», «Достань игрушку со дна», «Проныры в обруч» и т.д.

3.Игры на всплывание: «Поплавок», «Медуза», «Кто лежа на спине быстрее перевернется на грудь» и т.д.

4.Игры с выдохом в воду: «Водолазы», «Ванька-встанька», «Поезд», «Качели», «Котлы».

5.С открыванием глаз в воде: «Морской бой», «Достань клад», «Смотри внимательно».

6.Игры со скольжением: «Кто дальше проскользит», «Стрела», «Торпеды», «Фонтан», «Эстафета», «Кто сделает меньше гребков».

7.Игры с прыжками в воду: «Кто дальше прыгнет», «Каскад», «Эстафета».

8.Игры с мячом: «Борьба за мяч», «Мяч по кругу», «Волейбол в воде», «Салки с мячом», «Мяч своему тренеру», «Гонки мячей», Водное поло.

9.Развлечения: «Чехарда», «Кто перетянет», «Слушай сигнал», «Гусеница»

H:\Проект по плаванию\DSC_6097.jpgH:\Проект по плаванию\Карт СП\сп1.jpgH:\Проект по плаванию\DSC_6071.jpg

Приложение 6

Рекомендуемые игры

«Цапли»

Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.

Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.

«Мостик»

Задача - освоение исходного положения для выполнения движений ногами.

Описание игры. Расположившись по кругу, играющие садятся на дно в положение упора сзади и по сигналу придают телу прямое положение у поверхности воды (затылок на воде, смотреть вверх — «Кто быстрее?»); фиксировать данное положение по заданию педагога. Повторить 3—4 раза. По повторному сигналу начинать движения ногами кролем на спине.

Методические указания. Освоив это положение, можно передвигаться на руках вперед и назад, вначале без движений, а затем и с движениями ногами в соревновательной форме. Темп движений регулируется голосом педагога или музыкальным сопровождением.

«Оттолкнись пятками»

Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.

Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, — «Кто выше?».

Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног—«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.

«Море волнуется»

Задача -  тренировка быстрого передвижения в воде

 Описание игры. Играющие стоят в шеренге по одному лицом к бортику. По команде « море волнуется» все расходятся по бассейну (их разогнал ветер). По команде «на море тихо» все занимают исходное положение у бортика. Кто последний подошел к бортику выбывает из игры.

«Караси и карпы»

Задача – тренировка бега в воде

 Описание игры. Играющие делятся на 2 команды и становятся спиной друг к другу: одни «караси» другие «карпы». По команде: «караси», «караси» поворачиваются кругом и бегут за «карпами» убегающими к бортику. Пойманные «карпы» останавливаются. После отлова всех «карпов» игра возобновляется  от другого бортика. Теперь «карпы» ловят «карасей».

«Кузнечики»

Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.

Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.

Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.

«Рыбаки и рыбки»

Задача — развитие ориентировки в воде и освоение погружений с головой.

Описание игры. Три-четыре участника «рыбаки», держась за руки, продвигаются по бассейну, стараясь окружить «поймать в сеть» убегающих «рыбок». Пойманная «рыбка» становится «рыбаком». Игра заканчивается, когда будут пойманы все «рыбки», причем последняя считается самой проворной.

Методические указания. Нельзя ловить «рыбок» «разорванной» сетью. Если «рыбка» во время преследования погрузится в воду с головой или нырнет, то она считается непойманной.

«Пятнашки»

Задача — изучение и совершенствование погружений в воду с головой.

Описание игры. Играющие располагаются произвольно. По сигналу ловец (определяется по жребию или назначается педагогом) начинает преследование играющих; стараясь кого-либо запятнать. Запятнанный игрок становится ловцом.

Методические указания. Спасаясь от преследователя, дети могут приседать, погружаясь в воду с головой, или нырять; в этих случаях пятнать нельзя. Запятнанным считается тот играющий, которого ловец настиг до погружения; нельзя преследовать одного и того же играющего продолжительное время, ждать, пока погрузившийся вынырнет, удерживать друг друга под водой.

«Дельфины вперёд!»

Задача - выполнять скольжение на наибольшее расстояние

Описание игры. Каждый участник, оттолкнувшись ногами от дна должен преодолеть в скольжении определенное расстояние. Выигрывают игроки преодолевшие дистанцию за меньшее количество попыток. 

«Мяч в воздухе»

Задача — развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды — проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.

«Спрячься в воду»

Задача — совершенствование погружений с головой, развитие ориентировки в воде.

Описание игры. Играющие образуют круг. Ведущий занимает место в середине круга и вращает большой легкий мяч, подвешенный на шнурке, над головами играющих. Чтобы не быть задетым мячом, нужно быстро погрузиться в воду с головой. Побеждает тот участник, которого мяч не коснется ни разу.

Методические указания. По ходу игры темп вращения мяча меняется— от очень медленного к быстрому и очень быстрому, что регламентируется уровнем подготовленности детей. Играющим нельзя отходить в стороны, наклоняться и т. д. Один из вариантов этой игры — выполнять погружения с выдохом в воду.

«Ручеёк»

Задача — обучение погружениям и продвижению под водой.

Описание игры. Стоя парами друг за другом, держаться за руки. Поднять руку вверх - образовать «воротики». Последняя пара «торпедой» проплывает через все ворота и встает впереди, поднимая руки вверх. Упражнение повторяют остальные пары, пока не продвинутся до конца бассейна.

Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу.

«Морское  дно»

Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.

Описание игры. На глубине по грудь играющие, приседая, садятся на дно, посылая прямые ноги вперед; положение рук произвольное. Время пребывания под водой минимально — важно, чтобы положение «Сижу на дне» было хотя бы обозначено.

Методические указания. Сесть на дно можно лишь в том случае, если предварительно (или во время приседания) выполнить сильный выдох. Глаза в воде не закрывать. По мере освоения выдоха его можно выполнять продолжительно; в этом случае и тело будет погружаться медленно.

«Насос»

Задача — обучение погружениям в воду с головой и выдоху.

Описание игры. Играющие, взявшись за руки, становятся парами напротив друг друга. По сигналу первый по расчету приседает, погружаясь в воду с головой, и выполняет выдох в воду, затем встает; второй сразу же выполняет аналогичное погружение с выдохом и т.д.

Методические указания. При определении пар следует учитывать рост, вес и уровень подготовленности детей. Нельзя, например, объединять в одну пару ребенка, умеющего выполнять выдохи в воду, и совершенно не умеющего; высокого и маленького. Темп приседаний строго индивидуален. Игру можно регламентировать по времени (до 1 мин) или определять пару-победительницу по количеству и качеству выполнения приседаний и выдохов.

Приложение 7

Консультация для родителей

«Плавание как эффективная форма закаливания»

          Внедрение  в ДОУ здоровьесберегающих технологий  позволяет использовать плавание для закаливания, сохранения и укрепления здоровья детей. Плавание влияет не только на физическое, но и на умственное формирование ребенка, стимулирует его нервно - психическое (психомоторное) развитие. Активное движение укрепляет мышцы, сердечно – сосудистую систему, дыхательный аппарат.

          Бассейн полезен всем: «вялые» здесь становятся бодрее, слишком «резвые» – спокойнее, у детей повышается эмоциональный тонус. Сегодня, уверены врачи,  противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения  составляет лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. Дошкольники, посещающие бассейн меньше болеют, легче переносят зимние морозы и погодные изменения. Плавание развивает координацию и точность движений, гибкость, выносливость.

        В нашем детском саду до и после занятий проводятся следующие оздоровительные мероприятия:

- массаж стоп ног (хождение по специальным коврикам в бассейне)

- водный массаж спины

Цель - воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, прочистить энергетические каналы ног;

- массаж кистей рук.

Цель - возбудить мышцы  руки, прочистить энергетические каналы, оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, печень, легкие, кишечник;

- дыхательные упражнения с озвученным выдохом

Цель -  избавиться от насморка, простуд, расстройства сна и пищеварения.

      Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

       Занимаясь с детьми в бассейне, я провожу  занятия,  под музыку используя  элементы синхронного плавания.

       Синхронное плавание – один из видов спорта включающих в себя элементы художественной гимнастики, хореографии и плавания, развивающий гибкость, формирующий правильную осанку.

       Занятия по синхронному плаванию развивают правильное дыхание, воспитывают чувство красоты и ритма движений, детского коллективизма.

Разнообразие музыкальных жанров и стилей развивает кругозор детей, воспитывает у них интерес к музыкальному искусству, выявляет индивидуальные предпочтения в музыке, формирует художественный вкус.

Синхронное плавание достаточно сложно для дошкольников, поэтому я использую только его основные элементы.

Для достижения результатов в синхронном плавании необходимо развивать плавательные навыки, умение действовать слаженно, проявлять творчество в преобразовании и украшении программы.

          Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Царство здоровья» /для детей старшего дошкольного возраста/

Викторина для детей старшего дошкольного возраста по формированию представлений о здоровом образе жизни. В ходе викторины закрепляются знания детей о том, как сохранить здоровье; повторяются знан...

Электронный образовательный ресурс "Царство грибов" для детей старшего дошкольного возраста

Данная презентация предназначена для детей старшего дошкольного возраста и может быть использована на занятиях в дошкольных образовательных организациях. Презентация представлена в виде картинок с под...

Летний праздник "В царстве Нептуна" для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка.  Сценарий летнего праздника для детей старшего дошкольного возраста«В царстве Нептуна»...

Развитие общей выносливости у детей старшего дошкольного возраста средствами плавания.

Роль физического развития в дошкольном детстве переоценить невозможно: оно не только оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, но и в значительной степени способствует его всестороннему развитию...

Викторина «Царство здоровья» /для детей старшего дошкольного возраста/

                                         Викторина «Царство здоровья»...

«Путешествие в подводный мир» занятие для детей старшего дошкольного возраста

Знакомим  детей с обитателями подводного мира-рыбами.Расширяем и углубляем представление детей о многообразии водоёмов на Земле, об обитателях различных водоёмов-рыбах. Воспитываем любознательнос...