Опыт работы "Современные подходы в физическом воспитании детей в семье и ДОУ"
методическая разработка по физкультуре

Горячева Евгения Сергеевна

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать  хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.

Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новопортовский детский сад «Теремок»

 

Опыт работы

Современные подходы в физическом             воспитании детей в семье и ДОУ

Выполнила:

Горячева Е.С.

Инструктор по физической культуре

1 кв. категория

с. Новый Порт

Май, 2022г.

Актуальность: 

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни, санитарной грамотности и гигиенической культуры родителей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать  хороших результатов, если она не решается совместно с семьей.

Очень часто педагоги-практики испытывают большие трудности в общении с родителями. Как сложно было достучаться до пап и мам, как нелегко объяснить им, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним.

Ведь семья является персональной средой жизни ребенка от самого рождения, которая во многом определяет его физическое развитие.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является развитие новых форм взаимодействия родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. В решении этих вопросов возникло противоречие между педагогическими знаниями родителей, их участием в физическом развитии и воспитании ребенка и обновлением содержания дошкольного образования.

Цель: Реализация современных подходов и взаимодействие ДОУ и семьи в физическом воспитании дошкольников.

Задачи:

  • повышение компетенции родителей в физическом развитии и воспитании ребёнка;
  • приобщение родителей  к  участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;
  • понятие и принятие индивидуальности ребёнка, доверие и уважение к нему, как к уникальной личности.

Основные направления работы:

  • создание условий для развития и оздоровления ребенка;
  • осуществление тесного взаимодействия родителей и педагогов.

Первым шагом стало создание условий для развития и оздоровления детей: это спортивный зал, интерьер    которого, выполненный яркими цветами и оборудованный как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием

Физкультурные стенды, консультационный пункт из которых родители получают информацию о содержании физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ, в частности в течение дня. Информирую родителей о том, какие основные движения разучивали дети, подвижные игры, оздоровительные упражнения, пальчиковые гимнастики, самомассажи, дыхательные упражнения. Дорожки здоровья в спальнях, спортивные площадки для занятий на улице.

В своей работе  придерживаюсь ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы:

  • единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания);
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье;
  • систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ;
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.

Соблюдение данных принципов позволяет приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а так же помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.

Для достижения положительного результата, в своей работе использую такие традиционные формы работы с семьёй, как:

1. Беседы — индивидуальные и групповые — в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

2. Открытые физкультурные занятия для родителей – дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с большим перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.

3. Дни открытых дверей в спортивном зале - помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребёнка в выборе вида движения и уровне его освоения, а так же получить положительные эмоции при совместной двигательной активности.

4. Физкультурные праздники и развлечения – способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

 5. Консультации и рекомендации в «Консультационном пункте» Целью консультаций является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

6. Разработка и оформление стендовой информации – позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

7. Родительские собрания – позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

8. Анкетирование – необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

9. Проектная деятельность - одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволила заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлечь их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

10. Онлайн фотоконкурсы. Родители принимают участие в фотоконкурсе «Моя спортивная семья», данная форма работы способствует повышению интереса детей к физической культуре и спорту. А так же, детям предлагается прокомментировать фотографии, рассказать о спортивных увлечениях и достижениях своих близких.

11. Изготовление нетрадиционного оборудования - родители вместе с детьми принимают участие в работе по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности. Использование нетрадиционного оборудования благоприятно влияет на формирование всех систем и функций организма, удовлетворяет потребности ребенка в движении, вызывает большой восторг и бережное отношение к оборудованию,  желание использовать его как можно чаще.   

12. Совместные акции, например «День туризма», «День ходьбы», «День футбола», которые формируют у детей и взрослых позицию признания ценности здоровья, чувство ответственности за сохранение и укреплении своего здоровья.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы работы двигательной деятельности детей: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, досуги, спортивные праздники, корригирующие упражнения, использование на занятиях и досугах ИКТ, планирую и организую образовательную деятельность по физическому воспитанию, методическая помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (консультации, рекомендации, семинары-практикумы и т.д.), дистанционная форма работы с детьми и родителями.

Развивающая среда, организованная в детском саду, способствует эмоциональному благополучию ребенка, создает у него чувство уверенности в себе и защищенности. Планирование совместной деятельности со специалистами осуществляется на основе годового плана нашего дошкольного учреждения, встречаюсь со специалистами и обсуждаю вопросы, требующие внимания. Сотрудничество с родителями по проведению физкультурно-оздоровительной работы с детьми, пропаганда здорового образа жизни через открытые мероприятия по физической культуре, совместные спортивные праздники: «Быстрые котята», «Зимние забавы», «Спортивный светофорчик», «Весёлые старты». «Народные игры севера» (посвящённые году ЯНАО), «В честь защитников отечества» (с родителями), «Мамы всякие нужны» (с родителями), «Весёлые старты», «Фестиваль подвижных игр», «Аты-баты шли солдаты» (с родителями), Флешмоб – «Армейская зарядка», «Моя спортивная мама» (с родителями), «Экологическая зарничка» (интеграция физкультура + экология), «Ловкие и смелые», «Спортивные игры севера» (посвящённые году ЯНАО), «Военные игры – смотр песни и строя» (с родителями), «Игры-соревнования с мамами» (с родителями), «Игры народов мира» (посвящённые дню толерантности), Сдача нормативов ГТО.

Акции: «На зарядку становись» (на улице, все группы); «Всемирный день ходьбы» (все группы); «Всемирный день футбола» (просмотр презентации, игра в футбол) – старшая и подготовительная группы; «Здоровье дарит Айболит»; «Малые олимпийские игры» (при поддержке «Газпромнефть-Ямал»); «Весёлые старты пожарных» (в честь празднования дня пожарных); «Весёлые старты с огоньком» (в честь празднования дня пожарных); «Математика в движении» (интеграция физкультура + математика). Форма работа с родителями: Мастер-класс, семинары-практикумы; Акции; флешмобы; Совместные спортивные соревнования, досуги, праздники, развлечения, туристические походы; Онлайн фотоконкурсы, фотовыставки; Проектная деятельность; Мастер – класс «Применение фитбол-гимнастики, для коррекции осанка». Консультации, рекомендации, папки-передвижки, памятки для родителей: Консультация «Играйте вместе с детьми»; Рекомендации «Как одеть малыша на прогулку!»; Консультация «Дышим правильно» (осваиваем игровую технику правильного дыхания); Памятка «Научите Вашего ребёнка кататься на лыжах»; Консультация «Значение подвижных и спортивных игр в жизни ребёнка»; Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка»; Консультация «Спортивные игры для здоровья». Консультации и рекомендации для родителей: «Что делать если ребёнок заболел»; «Солевое закаливание»; «Как привлечь дошкольника к занятиям физической культурой»; «Играйте с детьми»; «Режим дня дома и в детском саду»;

«Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщения их к здоровому образу жизни»; «Домашний стадион»; «Зарядка для красивой осанки».

Консультации, рекомендации, папки-передвижки, памятки для педагогов: Консультация «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно – оздоровительной работы»; Консультация «Формирование активности и организация двигательного режима в детском саду»; Рекомендации «Игры – забавы и подвижные игры на прогулке в зимний период». Дистанционная работа в условиях самоизоляции: Работа с детьми и родителями: Создание групп в ватцап - «Спортивные лисята», «Спортивные медвежата», «Спортивные сармики». Конкурс рисунков «Моя спортивная семья» - ФСЦ «Лидер» - 5 победителей; «Утренняя зарядка» под весёлую музыку – видео в чат групп (все группы); Логические задачи на спортивную тематику – в чат групп (все группы); Домашнее задание по физической культуре «Игровой стретчинг и йога» – фото в чат групп (все группы); Домашнее задание по физической культуре «Дыхательная гимнастика» -        фото в чат групп (все группы); Домашнее задание по физической культуре «Развитие основных видов движений» - видео и фото в чат группы (все группы); Акция – флешмоб посвященная празднованию 75 – летию Победы, «Военный марш» под песни победы – видео в чат групп (все группы).

Для отслеживания результатов деятельности в данном направлении проводится педагогические наблюдения и анкетирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей. На основании всего можно сделать вывод что современные подходы взаимодействия с родителями по вопросам физического развития и оздоровления детей, единый подход к воспитанию ребенка, проведение совместных различных образовательных и досуговых мероприятий, совместная разработка методического и практического материала, спортивного оборудования.

Такое взаимодействие с родителями приведет к значительному улучшению отношению к физкультуре и спорту в семье.

Особенность используемых мною форм работы заключается в том, что они носят не только консультативную, но и практическую направленность и являются системными мероприятиями с участием родителей, воспитателей и детей.

Разнообразные формы работы с семьёй позволяют взаимодействовать с максимальным количеством родителей. Каждая семья  получает информацию наиболее приемлемым для себя образом. Взаимодействовать со мной родители начинали с индивидуальных бесед, с посещения родительских собраний, с получения информации со стендов. Они стали более компетентны в вопросах оздоровления и физического развития ребёнка, что побуждало их принимать участия в наиболее открытых мероприятиях, праздниках. В процессе такого взаимодействия взрослые стали лучше понимать ребёнка, больше интересовались проблемами группы и дошкольного учреждения в целом.

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками в работе по физическому воспитанию детей. Как показывает мой опыт работы, родители, которые преодолев стеснения во время открытых мероприятий в ДОУ, становятся более активными участниками жизни ребёнка в школе (с охотой вступают в родительский комитет, участвуют в различных проектах, соревнования).

Благодаря взаимодействию с ДОУ, большинство родителей со временем понимают, что их привлечение в педагогическую работу детского сада, активное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не только для педагога, но и для развития их собственного ребёнка.

Считаю, что целенаправленная система взаимодействия семьи и детского сада по вопросам укрепления физического и психического здоровья детей в нашем дошкольном учреждении формирует основы физической культуры и культуры здоровья, подготавливает к школьной жизни не только детей, но и родителей, также способствует самореализации родительского потенциала.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подход в физическом воспитании детей с учетом синдрома СНВГ.

Система открытых занятий ,как показывает опыт, снижает степень гиперактивности в поведении детей. Тем не менее не следует перекармливать детей внешними стимулами. Направленные действия лучше вос...

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

"Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей с ОВЗ"

В сообщении  раскрываются задачи становления двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Прилагается подборка подвижных игр по формированию двигательных навыков....

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по эко...

нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....