Доклад к семинару "Создание развивающей предметно - пространственной среды для развития эмоционального интеллекта воспитанников" (апрель 2022 г.)
материал по физкультуре

Макарова Мария Николаевна

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно - пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aprel_2022_g.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЩЕРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

__________________________________________________________________________

Адрес: 142855, Российская Федерация, Московская область, городской округ Ступино, село Городня, территория «Мещерино-1», владение 23,

Телефон: 8 (496) 641-10-17, e-mail: svetliachok.d@yandex.ru

СЕМИНАР

«СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВОСПИТАННИКОВ»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО КОМФОРТНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ЗАЛЕ»

Составил:

инструктор по физической культуре

Макарова М.Н.

Мещерино - 1

2022

«Среда, окружающая ребенка в детском саду,

Может стать средством развития его личности

Лишь в том случае, если педагог способен

организовать такую среду»

Э. Костина.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа является правильно организованная предметно - пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда. Она должна носить развивающей характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

В целом под развивающей образовательной средой ДОУ ФГОС ДО понимает «систему условий социализации и индивидуализации детей» (п.2.4) Одним из важнейших аспектов развивающей образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, согласно стандарту, является: предметно -пространственная развивающая образовательная среда.

При проектировании предметно – пространственной среды, способствующей формированию ЗОЖ детей – дошкольников нужно учитывать следующие факторы:

  1. индивидуальные социально - психологические особенности детей;
  2. особенности их эмоционально - личностного развития;
  3. индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  4. особенности физического развития и здоровья детей.

Предметно развивающая среда ДОУ соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, сопутствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое, физическое и эмоциональное благополучие.

Создание развивающей предметно – пространственной среды в физкультурном зале детского сада.

Физкультурный зал в детском саду – это большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и спортивные, физкультурно-оздоровительные праздники и развлечения, и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей.

Пространство физкультурного зала можно условно разделить на три зоны: рабочую, спокойную и активную.

Рабочая зона.

Поскольку рабочая зона всегда подразумевает продуктивную деятельность, то говорить о ней мы можем только в контексте интеграции с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Это «Художественно - эстетическое развитие». Эта зона должна предоставить ребенку возможность выразить свои эмоции с помощью карандашей, восковых мелков. Оборудовать такую зону необходимо как можно ближе к окнам. Это мобильный небольшой стол с выставленными на него карандашами, мелками, альбомчиками, раскрасками и т.д., так как стол нужен не всегда, то необходимые все атрибуты стоят на полке стеллажа, вынесенного в коридор перед входом в зал. Эта зона востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях, а также дети, имеющие освобождение от физкультурных занятий, по тем или иным причинам, могут проводить время с пользой для своего общего развития. Помимо работы с художественными принадлежностями, дети имеют возможность работать с разрезными картинками, лабиринтами, рассмотреть картинки в книгах о спорте.

Активная зона. 

В условиях физкультурного зала активной зоной можно считать практически всё свободное пространство, где можно проводить НОД, дидактические игры для развития чувства ритма, игры и упражнения на координацию движений, танцевально - ритмические упражнения, игровые упражнения, развивающие двигательное творчество, подвижные и малоподвижные игры, эстафеты и т. д. Так как некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то в зале всегда находится ковровое покрытие такого размера, чтобы все дети чувствовали себя комфортно, имели возможность свободно двигаться, не мешая друг другу, для удобства передвижения и лучшего запоминания конкретных действий (особенно в начале обучения - для детей младшего дошкольного возраста) ковровое покрытие разграничено на определённые зоны, а так же имеются коврики для индивидуальной работы. В активной зоне нет громоздкой мебели и декораций. Весь спортивный инвентарь, требующий фиксации, закреплен. Музыкальный центр расположен так, чтобы, стоя рядом с ним, все дети находились в зоне видимости педагога.

Спокойная зона.

В спокойной зоне осуществляются такие виды физкультурной деятельности как восприятие музыки, дыхательные упражнения. Упражнения движением, можно считать основополагающим видом физкультурной деятельности. Оборудование спокойной зоны: коврики для релаксации, фланелеграф, на который прикрепляется наглядный материал, необходимый для проведения той или иной деятельности.

Качественно организованная и адаптированная под возрастные потребности детей раннего возраста развивающая образовательная среда, создающая вокруг них эмоционально комфортную атмосферу, учитывающая базовые эмоциональные потребности детей, позволяет полноценно развиваться способностям дошкольников, дает им возможность приобретать необходимые знания в области понимания человеческих эмоций, их значения, а также формировать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, готовность вести совместную деятельность со сверстниками, уважительно относиться и испытывать глубокие чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. Все это в конечном итоге является тем необходимым базисом, на котором осуществляется всестороннее социально-коммуникативное развитие детей в течение всего периода дошкольного детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией: «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО с учётом требований ФГОС ДО»

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот,...

Доклад по теме: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС....

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

Развивающая предметно-пространственная среда как средство эмоционального и эстетического развития воспитанников ДОУ

Все мы знаем, что хореография обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие егофизических и творческих способностей, которые зависят от психолого-педагогических условий и, конечно, от ...

Доклад «Моделирование комфортной развивающей предметно-пространственной среды как основа развития творческих способностей воспитанников».

Доклад  "Моделирование комфортной развивающей предмено-пространственной среды как основа развития творческих способностей воспитанников."...

«Значение развивающей предметно пространственной среды в социально-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста».

Современные научные данные показывают, что результаты положительного социально – эмоционального детского опыта обеспечивают основу для позитивной самореализации растущей личности.  Негативн...

Доклад для педагогов Развивающая предметно – пространственная среда в ДОУ по ФГОС

Педагогический совет № 3 «Инновационные подходы созданию и совершенствованию развивающей предметно – пространственной среды ДОУ в соответствии с ФГОС»...