Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа
план-конспект занятия по физкультуре (младшая группа)

Копылова Наталья Владимировна

Сообщение на тему: "Физическая готовность детей к обучению в школе в контексте ФГОС  ДО" на районном методическом объединении для инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных учреждений Пушкинского городского округа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему:

«Физическая готовность детей к обучению  в школе

в контексте  ФГОС ДО»

на районном методическом объединении

для инструкторов по физической культуре

дошкольных образовательных учреждений

Пушкинского городского округа.

                           

                                                                       Подготовила  

                                                                      инструктор по физической  культуре

                                                                                МАДОУ № 22 «Золушка»

                                                                                                    Копылова Н.В.

апрель 2021 год

«Быть готовым к школе – не значит уметь писать,

считать и читать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым

всему этому научиться».

Венгер Леонид Абрамович.

        Готовность к школе – уровень психологического, физического развития и функционального состояния здоровья ребенка, при котором все нагрузки и требования школьного обучения не приведут к нарушению психического и физического здоровья, нарушению социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.

        Школьная зрелость включает в себя несколько основных взаимодополняющих друг друга компонентов:

  • физиологическая готовность
  • интеллектуальная подготовка
  • эмоционально-волевая зрелость
  • социально-личностная готовность 

     Рассмотрим более подробно физиологическую готовность, которая  включает в себя состояние здоровья ребенка, его физическое развитие, сформированность общей и мелкой моторики.

        Уважаемые коллеги, мы с вами из практики работы с детьми  знаем, что в настоящее время, к сожалению, практически нет абсолютно здоровых детей. Поэтому при подготовке детей к школе в нашем детском саду мы первостепенное внимание уделяем укреплению здоровья ребенка, его физическому развитию, закаливанию, соблюдение режима дня. Учебный процесс, как вы знаете, протекает ритмически. Периоды концентрации внимания, работы, требующей известного напряжения, должны сменяться периодами активности, приносящими радость и отдых. Если ребенок не может полноценно проживать такие периоды телесной активности, то нагрузка, связанная с учебным процессом, и общее напряжение, связанное со школьной жизнью, не смогут найти полноценного противовеса. И могут сказаться на поведении ребенка, на устойчивости его нервной системы.

     Для успешного обучения в школе ребенку необходима прежде всего физическая готовность. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые первоклассники не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни. Зачем нужна физическая подготовка ребенка к школе? Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее. Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и помогает без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

      Все мы  с вами знаем, что к семи годам  жизни показатели физического развития ребенка в среднем достигают: длина тела – 122-126 см, масса тела – 23-25 кг, окружность грудной клетки - 58-60 см. 

Основные движения становятся более сложными: увеличиваются скорость бега, длина и высота шага, в прыжках уже можно обращать внимание на правильность разбега, группировки и приземления, шестилетки уже могут подбрасывать и ловить мяч одной рукой. Дети знакомятся с техническими элементами различных видов спорта (ходьбы на лыжах, катания на коньках, плавания), овладевают навыками езды на велосипеде, осваивают некоторые спортивные игры (например, бадминтон, баскетбол и др.). Серьезные требования предъявляются к развитию физических качеств старших дошкольников - к таким как выносливость, гибкость, ловкость, быстрота, сила, умение сохранять координацию. 

Хочу представить вашему вниманию  результаты  мониторинга  

по образовательной области  «Физическое развитие»

в старшей группе в 2019-2020 учебном году.

 

Данные показатели  мы достигли благодаря  систематическим занятиям физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу,  физкультурно-оздоровительные мероприятия, утреннюю  гимнастику,  физические упражнения.  Большое значение для развития физических умений и навыков имеет индивидуальная работа с детьми, которую я провожу 2 раза в неделю по 15-30 минут взависимости от возраста ребёнка. Также большое внимание уделяю работе с воспитателями и родителями.

        Для воспитателей это выступления на педчасе (сообщения, консультации), проведение мастер классов, совместные досуговые мероприятия и спортивные праздники, участие воспитателей в проведении занятий по физической культуре.

        Для родителей провожу консультации на родительских собраниях, где  даётся подробная информация и рекомендации по развитию физических качеств и двигательной деятельности ребёнка в семье. Родители с большим удовольствием принимают участие в спортивных развлечениях в ДОУ.  Дни открытых дверей также вызывают у родителей большой интерес.

Взаимодействие с музыкальным руководителем, а именно проведение занятий, досугов и праздников, тоже приносит свой результат.

          К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к занятиям физической культурой, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

        Для обеспечения активности отдыха мы в своем детском саду проводим  физкультурные досуги, спортивные праздники, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят. 

       

     Вместе с организованными формами физического воспитания мы уделяем особое  внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Активный двигательный режим, способствует улучшению состояния здоровья и физического развития детей, развивает их опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма.

         

        Одним из показателей хорошей физической подготовки к школе является высокая работоспособность. Физическая работоспособность дошкольников на занятиях проявляется прежде всего в желании самостоятельно работать, в умении сохранять внимание и не отвлекаться в течение 25-30 минут занятия, в высокой активности и хорошем усвоении программного материала, в отсутствии выраженного утомления после занятия. В дошкольном возрасте дети обладают большими потенциальными возможностями формирования физической работоспособности, при этом очень важно правильно оценить и определить их предел. Это требует соответствующего внимания и осторожности. Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна для осуществления данной деятельности. Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

Существует несколько способов проверить готов ли ребёнок
к обучению в школе. 

        Например, ещё в Древнем Риме, был способ определения готовности ребёнка к обучению: нужно попросить ребёнка встать прямо и попробовать правой рукой, через голову сверху, дотянуться до левого уха. Голову наклонять нельзя. Если ребёнок не может этого сделать - он не готов к обучению. Сейчас этот тест называют Филиппинский - для определения физического развития ребенка.

         Для оценки статической устойчивости применяется тест “поза Ромберга”, при этом регистрируется время удержания позы в секундах. Руки должны быть подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. Тест выполняется без обуви. Ступни находятся одна за другой на одной линии, большой палец задней ноги касается пятки передней. Утомление, перенапряжение, заболевание укорачивают время сохранения позы Ромберга.  

        В работе с дошкольниками подготовительной группы нельзя недооценивать и подвижную игру. Дети подготовительных групп очень любят подвижные игры. В них совершенствуются основные движения, воспитываются такие черты характера, как смелость, находчивость, выдержка. Подвижные игры носят коллективный характер, поэтому они требуют слаженности движений и действий, выполнения определенных правил. Дети сами приходят к выводу о том, что без выполнения правил игра неинтересна. Волнение, которое ребенок переживает в игре, мобилизует его силы и способствует достижению хороших результатов в выполнении движений.
        Большое место в физическом воспитании детей отводится  и прогулке. Правильно организованная, она содержит большие возможности для развития самоорганизации в различных видах деятельности, проявления инициативы.

    Если ребенок в дошкольном возрасте освоит различные виды физических упражнений, полюбит спортивные игры и развлечения, то это явится предпосылкой к тому, что и в школьные годы он будет ими заниматься в часы досуга. Это послужит и отдыхом от умственной работы, и средством дальнейшего оздоровления организма.

        На этапе завершения дошкольного образования дети семи лет знают  и умеют следующее - что касается физического  развития и формирования культуры здоровья  это:

Сохранение и укрепление  физического и психического здоровья детей:

- легко и быстро засыпает, с аппетитом ест;

- редко болеет респираторно-вирусными инфекциями (1 раз в год).

Воспитание культурно-гигиенических навыков:

- усвоил основные культурно-гигиенические навыки: быстро и правильно

   умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем,  

   чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном;

- правильно пользуется  носовым платком и расчёской;

- следит за своим внешним видом;

- быстро одевается и раздевается, вешает одежду в определённом порядке, следит  

  за чистотой одежды и обуви 

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни:

имеет  сформированные представления о здоровом образе жизни: об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, рациональном питании, значении двигательной активности в жизни человека, пользе и видах закаливающих процедур, роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.

Развитие физических качеств

(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):

- умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа;

-   может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40см, мягко приземляясь;

-  прыгать в длину с места на расстояние не менее 120см;

-  прыгать в длину с разбега 180см;

-  в высоту с разбега не менее 50см;

-  прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами;

-  может перебрасывать набивные мячи (вес 1кг);

-  метать предметы в цель из разных исходных положений;

-  попадать в горизонтальную и вертикальную цель с расстоянии 4-5м;

-  метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12м;

-  метать предметы в движущую цель;

- владеет школой мяча;

-  проявлять статическое и динамическое равновесие, координацию движений при

  выполнении упражнений.

Накопление и обогащение двигательного опыта

( овладение основными движениями):

-  выполняет правильную технику всех видов основных движений: ходьбы, бега,  

   метания, ползания, прыжков, лазанья;

-  умеет перестраиваться: в 3-4 колонны, 2-3 круга на ходу, в шеренги после

   расчёта на первый и второй;

-  соблюдает интервалы во время передвижения;

-  выполняет физические упражнения из разных исходных положений чётко и

   ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции;

- следит за правильной осанкой. 


Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:

-  участвует в играх с элементами спорта ( городки, бадминтон, баскетбол,

   футбол);

-  умеет  самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать

   собственные игры;

-  проявляет интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в

  области спорта. 

Целевые ориентиры  ФГОС ДОУ по образовательной области «Физическое развитие» к  завершению дошкольного образования ( к 7 годам):

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;

- он подвижен, вынослив;

-  владеет основными движениями;

- может контролировать свои движения и управлять ими.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

     А теперь давайте посмотрим, каких результатов мы достигли  после всей проведённой работы на этапе завершения дошкольного образования

по  образовательной области «Физическое развитие»

в подготовительной группе в 20020-2021 году

          По итогам мониторинга мы с вами видим, что дети достигли высоких результатов по образовательной области «Физическое развитие» и готовы к поступлению в школу. Все задачи по физической подготовке выпускника детского сада могут быть успешно решены, если работа ведется систематически и поэтапно в каждом возрастном периоде. В нашем детском саду такая работа ведётся постоянно, начиная с детей младших групп и заканчивая подготовительными группами.

      Вывод. Уважаемые коллеги, можно сделать вывод, что к  школе ребёнка  готовит весь дошкольный период. От  нас с вами, от успешности этой подготовки  и будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и самочувствие.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л.С.Выготский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ для инструкторов по физической культуре

В презентиции показано как можно использовать степ-платформу на физкультурных занятиях в детском саду....

ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе детских рисунков дошкольных образовательных учреждений Коломенского городского округа «Война глазами детей»

     Целью Конкурса является совершенствование содержания форм и методов работы по формированию и воспитанию гражданско-патриотической позиции дошкольника....

Выписка из протокола от 22.04.2021 г. №4 заседания районного методического объединения инструкторов по физической культуре и воспитателей образовательных учреждений Пушкинского городского округа

Выписка из протокола от 22.04.2021 г. №4 заседания районного методического объединения инструкторов по физической культуре и воспитателей образовательных учреждений Пушкинского  городского округа...

Руководитель районного методического объединения инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций Советского района

Руководитель районного методического объединения  инструкторов по физической культуре дошкольных образовательных организаций...

Городское методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североуральского городского округа 24.01.2024 г.

Информация о проведении в МАДОУ № 33 Городского методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североуральского городского округа 24.01.2024 г....

Городское методическое объединение воспитателей дошкольных образовательных учреждений Североуральского городского округа 24.01.2024 г.

Фотоматериалы Городского методического объединения воспитателей дошкольных образовательных учреждениий Североуральского городского округа 24.01.2024 г....