Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
методическая разработка по физкультуре

Здоровье детей Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики в области образования. Особой значимостью в рамках реализации программы «Образование и здоровье» обладает внедрение самых эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл laura_met.raz_.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы по организации условий физического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Невозможно переоценить то, насколько важна в дошкольном учреждении оптимизация физического воспитания. В дошкольном возрасте закладываются основы всего дальнейшего образования. На сегодняшний день разработано немало методик физического воспитания детей, которые основаны на различных методологических подходах. При этом для них требуется изменение организации как занятий по физической культуре, так и всего учебно-воспитательного процесса в детском саду.

Н.А. Виноградова указывает на то, что растущему организму особенно необходима мышечная деятельность, и из-за ее недостатка может развиться целый ряд заболеваний.

В работах Е.П. Ильина, В.Т. Кудрявцевой говорится о том, что дозированные физические нагрузки оказывают общетонизирующее воздействие на растущий организм, что стимулирует деятельность жизненно важных систем и улучшает показатели физической подготовленности.

Так же среди специалистов в сфере физического воспитания детей дошкольного возраста стоит отметить выдающегося педагога А.В. Кенеман. Она разработала научную основу и сделала существенно глубже методические подходы к физическому воспитанию. В ее трудах большое место было отведено обучению двигательным действиям.

По мере того, как развиваются технологии, появился компьютер, а в детском саду и дома возросла учебно-воспитательная нагрузка, многие дошкольники имеют недостаточную двигательную активность, из-за чего появляется гипокинезия, вызывающая в организме дошкольника немало серьезных изменений. Увеличить двигательную активность можно, например, посредством повышения интереса дошкольников к физкультурным и спортивным занятиям.

По словам Ю.Ф. Змановского, интерес к занятиям по физической культуре должен формироваться и развиваться у детей дошкольного возраста, основываясь на их «психолого-педагогическом и анатомо-физиологическим развитии».

Применение определенных педагогических условий и точно подобранных формы работы дают определенные возможности к улучшению отношения детей к занятиям физической культурой и повышению самостоятельной двигательной активности. Формами организации физического воспитания является воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основанный на двигательной активности.

Разнообразные формы двигательной деятельности позволяют создать самый подходящий двигательный режим, который требуется для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка.

Ситуация, которая сложилась в системе физического воспитания детей дошкольного возраста, обусловила острую необходимость усовершенствовать ее, чтобы негативные тенденции были сокращены или полностью нейтрализованы.

Процесс организации физического воспитания с дошкольниками является достаточно сложным процессом, несмотря на то, что педагог в начале организует показательные упражнения, на которых дети должны просто повторять движения. Необходимо отметить, что привычка выполнять действия заданным способом успешно буде создавать предпосылки только в том случае, если данные упражнения повторяются в течении двигательного режима ребенка.

Наряду с традиционными формами, двигательный режим относят к нетрадиционным формам и средствам инновационных педагогических технологий (гимнастика, подвижные игры, включение элементов из спортивных направлений).

Одним из перспективных направлений в совершенствовании физического воспитания дошкольников является спортизация.

В ее основу, по мнению И.С. Барчукова, входит концепция конверсии избранных элементов и технологий спортивной тренировки, которая направлена на «совершенствование содержания и форм организации физического воспитания в ДОО».

По мнению автора, работая по концепции тренировочного процесса происходит управление развитием физического потенциала человека, имеющей научное обоснование.

Следовательно, в процессе разработок и внедрения программ, средств, технологий обновляется содержания физкультурно-оздоровительной работы ДОО, при этом не все инновации можно отнести к эффективным и дающие положительные результаты.

Рассмотрим основные направления инновационной деятельности ДОО в области физического воспитания в дошкольный период:

1) Систематизация медицинских, оздоровительных технологий. К ним относят традиционные и инновационные формы воздействия, но к последним относятся скептически, так как не всегда имеется хорошая доказательная база применения.

2) Обоснование дифференцированных двигательных режимов с разными функциональными возможностями, состояние здоровья и ограниченные возможности. В данном направлении инновационные техники применяются при соблюдении условия «индивидуальной оценки уровня психологического, физического и социального развития ребенка».

3) Физкультурно-игровая среда выступает в качестве главного условия организации формирования физической культуры и культуры здоровья дошкольников.

4) Формирование культуры здоровья детей, родителей и педагогов.

Для того, чтобы эффективно внедрить различные виды инновационных технологий педагогические работники должны учитывать различные положения. Сама система развития и совершенствование физического воспитания дошкольников помогает объективизировать действия и физические свойства.

По мере внедрения комплексной методики и дальнейшего педагогического контроля происходит формирование основных двигательных навыков детей на базе имеющихся физических данных, которые количественно характеризуют возрастные особенности и их конфигурацию.

Применение физических упражнений для оптимизации условий воздействия на ребенка являются одним из средств инновационной педагогической направленности и служит базой физического воспитания дошкольников. Важно подчеркнуть, что одним из самых оптимальных направлений по совершенствованию изучаемой проблемы, выступает учет половых (гендерных) особенностей детей в ходе разработки программно-нормативных документов.

Как пишет Т.А. Тарасова в ДОУ наиболее распространенными в работе являются «здоровьесберегающие технологии».

Они распределены по направлениям:

- Сохранение и стимулирование здоровья.

- Обучения здоровому образу жизни дошкольников.

- Коррекционные технологии.

- Сохранение и стимулирование состояния здоровья: «релаксация, подвижные и спортивные игры, стречинг, динамические паузы, и гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, динамическая, корригирующая, ортопедическая)».

По мнению В.А. Шишкиной, в основу внедрения технологии обучения здоровому образу жизни входят такие виды организации деятельности как «коммуникативные игры, физкультурные занятия, игро-терапия, точечный самомассаж».

В основу коррекционных технологий входят «арт-терапия, цветотерапия, сказкотерапия, технологии музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая ритмика». Как указывает данный автор «точкой отсчета» организации работы является комплексная оценка развития каждого дошкольника (наблюдение, тестирование).

Указанное выше стимулирует формирование основ здорового организма, приобщает к здоровому образу жизни, закладывает основы правильного двигательного воспитания, высокой работоспособности, развивает предпосылки выносливости, скоростно-силовых качеств, совершенствуются ведущие физиологические системы.

Таким образом, рассмотренные основы организации показывают, что ребенку в дошкольном возрасте необходимо проявлять свою двигательную активность, а педагогу повышать детский интерес к различным видам физического воспитания.

Указанные формы работы увеличивают физические показатели, поднимают эмоциональный настрой детей на физическую деятельность, поднимают настроение и развивают самостоятельность.

Как показывает положительный опыт организации физического воспитания в ДОО и проведения занятий с дошкольниками, все из указанных задач решаются через введение инноваций, интегрированных форм работы, увлекательных физических упражнений. Использование здоровьесберегающих технологий в работе дошкольных учреждений поможет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, которые направлены на то, чтобы сохранять и укреплять здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...

Современные подходы в организации музыкально- эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Рассмотрены некоторые аспекты технологии пластического интонирования детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и     воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...

Презентация на тему: "Формы, методы и средства воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации"

Актуальность духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим,...

Инклюзивное физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Она обеспечивает полноценное вовлечение дошкольника с особенностями развития в жизнь детского сада. Смысл инклюзии в дошкольн...

МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье изложены и обобщены трактовки понятия "нравственность" и "нравственное воспитание"....

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых и дискурсивных тем. Рассмотрение в той или иной степени проблемы нравственного воспитания (в том числе и детей дошкольного в...