Нетрадиционные подходы в физическом воспитании детей раннего и младшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре (младшая группа)

Физическое воспитание дошкольников – сложный процесс. Несмотря на что усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально  осуществляется  на специально  организованных  физкультурных занятиях, но привычка действовать определенным способом  успешно складывается только в том случае, если физические упражнения в дальнейшем  включены в целостный двигательный режим.
В настоящее время актуальность проблемы использования альтернативных физкультурных занятий нетрадиционной направленности, которые учитывают особенности мотивов и потребностей дошкольников, приобретает особую остроту для ДОУ. Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяют постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные подходы в физическом воспитании детей раннего и  младшего дошкольного возраста.

В настоящее время заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: дети стали вести малоподвижный образ жизни, практически не играют во дворах в подвижные и спортивные игры, много времени проводят у телевизора, компьютера, телефона. И, к тому же, многие родители больше увлекаются интеллектуальным развитием детей (посещение различных курсов и кружков не оставляет времени для игр на площадках со сверстниками). Именно поэтому занятия физической культурой в детском саду играют большую роль в развитии детей.

    Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

    Основными задачами физического воспитания в детском саду являются укрепление здоровья ребенка, полноценное физическое развитие, поддержание жизнерадостного настроение. Физическое воспитание в детском саду осуществляется в организованной и самостоятельной двигательной деятельности, спортивных и подвижных играх, спортивных упражнениях.                                                                                        В настоящее время педагоги реализуют и нетрадиционные методики, позволяющих осуществить комплекс задач. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, которые обеспечивают формирование прочного, устойчивого интереса к физкультуре у детей, потребность заниматься ею. Нетрадиционность предполагает отличие от классической структуры занятия за счет использования новых способов организации детей, нестандартного оборудования, внесения некоторых изменений в традиционную форму построения занятия, оставив неизменным главное:         

  • на каждом занятии должны реализовываться задачи обучения, воспитания и развития ребёнка;
  • обучение основным движениям должно осуществляться по трем этапам: обучение, закрепление, совершенствование;
  • содержание и методика проведения должны способствовать достижению тренирующего эффекта, достаточной моторной плотности и развитию физических качеств.

Одной из нетрадиционных форм является сюжетно-игровые занятия  «физкультурная сказка», построенное на сказочной основе. Тематика таких занятий должна соответствовать возрастным возможностям детей, учитывая их уровень.

Цель: формирование основ здорового образа жизни, воспитание всесторонне гармонично развитого ребенка.

Задачи:

  • Содействовать развитию и совершенствованию основных видов движений.
  • Содействовать творческому самовыражению детей.

Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом - "волк идёт", с гордой осанкой - "лиса - всему краса". Для создания особой сказочной атмосферы следует использовать фонограммы с фоновой музыкой, ростовые куклы, театр «Би-Ба-Бо», элементы костюма того или иного сказочного героя. Педагогу необходимо уделить особое внимание интонационному богатству своей речи и созданию доверительной, доброжелательной атмосферы на занятии.

Физкультурные занятия заряжают детей положительной светлой энергией радости и удовольствия. Опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и так же несут обучающий момент - дети непринужденно совершенствуют навыки движений.

Даже дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке выполняя движение испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности и боязни. В результате работы у детей расширился двигательный опыт, совершенствовались имеющиеся у них навыки в основных движениях; совершенствовались психофизические качества; сформировались самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые проводятся обычно, т.е. физкультминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология физической культуры в системе воспитания детей раннего и дошкольного возраста "

Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни и нормам ГТО....

нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....

Консультация. Формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Формы организации физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Система педагогической работы по физическому развитию детей раннего и дошкольного возраста"

Важнейшим этапов в формировании здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений является дошкольное детство. ФГОС ДО нацеливают содержание образовательной области "Физическое развит...

Рекомендации для родителей по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста «ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»

Рекомендации для родителейпо физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста«ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ В РАЗВИТИИ СТОПЫ У ДЕТЙ»...