Физкультурно - оздоровительный проект "Мяч и я - лучшие друзья!"
проект по физкультуре (подготовительная группа)

Алтумбаева Марина Александровна

в рамках темы по самообразованию: "Игры и упражнения с мячом как средство развития психофизических качеств у детей 6 - 7 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_o_myache_22.docx124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Физкультурно – оздоровительный проект                                             «Мяч и я – лучшие друзья!»                                                                           в рамках темы по самообразованию: «Игры и упражнения с мячом как средство развития психофизических качеств у детей 6 – 7 лет»   

Разработчик: инструктор по физической культуре                                                высшей категории Алтумбаева М.А.

Кулунда 2022        

"Мяч разносторонне воздействует на психофизическое развитие ребенка. Можно только удивляться, сколько впечатлений и действий дает ребенку обычный мяч. Простейшие, на наш взрослый взгляд, действия с мячом очень полезны для ребенка. Они развивают координацию движений кисти руки, а, следовательно, оказывают влияние на совершенствование коры головного мозга. Значит, идет улучшение памяти, речи, внимания, мышления. Почти все, в чем нуждается ребенок для своего развития, ему дает мяч". (Ф. Фребер)

                                            Аннотация проекта

Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой

личности. Данный проект «Мяч и я – лучшие друзья!» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями, расширение кругозора и социализацию дошкольников,

на воспитание интереса к физической культуре и спорту.

При получении знаний о мяче, ребенок получает информацию о разнообразии мячей, уточняет свои представления о правилах игры, о том, что партнеры должны взаимодействовать, считаться друг с другом, делить с другими мяч. Кроме того, во время групповой игры обычно составляются

правила, которых должны придерживаться все участники. Следовательно, игры в мяч поддерживают социальную адаптацию.

Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательные навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника, привлекает внимание детей и их родителей к

физической культуре и спорту, знакомит с содержанием и правилами

спортивных игр с мячом, развивает речь, способствует всестороннему

развитию дошкольников.

Инновационная направленность: использование метода проектной технологии как средства активизации всестороннего развития воспитанников: познавательных интересов, общей культуры, а в данном случае и развития двигательных способностей дошкольников.

В основу проекта положены следующие принципы:

-принцип интегративности;

-принцип доступности;

-принцип систематичности;

-принцип сознательности и активности;

-принцип наглядности.

Направление проекта: физическое развитие                                                                 Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие                                                                                                                           Характеристики проекта: по продолжительности: долгосрочный;                                               

по доминирующей линии: практико – ориентированный;                                        по содержанию: социально – педагогический;                                                                по форме: познавательно – игровой;                                                                                  по виду: спортивно – оздоровительный;                                                                                                                              по характеру контактов:  в рамках ДОУ, ДЮСШ;                                                       по количеству участников:  фронтально - групповой                                                      

Сроки реализации проекта: февраль - апрель

Участники проекта: дети подготовительных групп № 26 и №28, родители и педагоги.                                                                                                                                Возраст детей: 6 – 7 лет                                                                                                  Методы проекта: практические, игровые, словесные, наглядные                                Материалы и оборудование: разные виды мячей; картинки с изображением мячей и разных видов спорта; мультимедийные презентации «История возникновения мяча» и «Изготовление набивного мяча своими руками»; методическая, художественная и познавательная литература по теме проекта; картотека спортивных и подвижных игр (2 – 7 лет).                                                                                    Формы организации: тематические физкультурные занятия, спортивные мероприятия, экскурсии, занятия по развитию речи и изодеятельности, работа с родителями.

Цель: способствовать пропаганде здорового образа жизни, повышению образовательного уровня детей, родителей и педагогов через познавательную, творческую и двигательную активность с мячом.

Задачи:                                                                                                                                                                                   - создать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья старших дошкольников;                                                                                                                                                                                                                                                                                                - способствовать расширению и закреплению знаний детей, родителей, педагогов о мяче, об истории его возникновения. использовании его в различных видах спорта и в свободной деятельности;                                                                                          -  формировать двигательную и творческую активность старших дошкольников, развивать психофизические качества в упражнениях и играх с мячом;                                                                                                                                                                             - содействовать повышению интереса родителей, педагогов  путем привлечения к участию в мастер – классах, оздоровительных мероприятиях вместе с детьми;                                                                                                                  - способствовать формированию потребности детей к занятиям физкультурой и спортом в дальнейшей жизни.                                                                                                      

                                        Обоснование проблемы:                                                                                                - результаты недостаточного двигательного опыта, накопленного воспитанниками в специально организованной деятельности, не переносятся ими в свободную двигательную активность;                                                                                                    - недостаточность знаний родителей и детей о значимости мяча в развитии ребёнка;                                                                                                                          

- неосведомлённость родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми;                                                                                                                                        

- некомпетентность родителей к здоровому образу жизни в семье.

                                                  Актуальность

Мяч знаком всем с раннего детства, но, к сожалению, современные дети ведут малоподвижный образ жизни, свободное время проводят около компьютера и телевизора. Все это, ведет к снижению двигательной активности у детей, что отрицательно влияет на их здоровье. Уходят в прошлое игры с мячами.

В то время как мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии действий руки. Первые игры с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. На протяжении всего дошкольного детства игры с мячом усложняются и как бы "растут" вместе с ребенком, составляя огромную радость детства. В играх с мячом развиваются такие физические качества как: быстрота, ловкость, меткость, ориентировка в пространстве; формируются положительные взаимоотношения и эмоции, которые необходимы будущему первокласснику. Поэтому так необходимо познакомить детей с историей возникновения мяча, подвижных игр и упражнений с ним, обогатить внутренний мир ребенка новыми впечатлениями, интересными и содержательными знаниями.

- Игры с мячом развивают глазомер, координацию, смекалку, способствуют общей двигательной активности. Ребенок не просто играет в мяч, а варьирует им: берет, переносит, кладет, бросает, катает и т.п., что развивает его эмоционально и физически;                                                                                                                                 - Игры с мячом важны и для развития руки дошкольника; Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше "двигательных сигналов" поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка;                                                                                        - Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей;                                                              - Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ.

                                    Ожидаемые результаты:                                                                                                                       - Совершенствование работы  по сохранению и укреплению здоровья, развитию движений, физическому и интеллектуальному развитию детей посредством игр и упражнений с мячом.                                                                                                                    -  Расширение знаний у детей, родителей и педагогов о различных видах мячей, их свойствах, применении и назначении в разных играх и видах спорта.                                                                                                                                - Совершенствование навыков и техники владения разными мячами в различных упражнениях, спортивных и подвижных играх.                                                                           – Развитие психофизических качеств (ловкости, быстроты реакций, глазомера, ориентировки в пространстве, внимания, самостоятельности, силы воли, командного духа).                                                                                                                    - Повышение интереса у взрослых к физкультурным занятиям и спорту, к                                              к совместной активной деятельности с детьми с использованием мяча в повседневной жизни.                                                                                                           – Пополнение предметно – развивающей среды в спортивном зале.                                                                                      

                               Содержание проектной деятельности:                                                                           1 этап – подготовительный;                                                                                                     2 этап – практический;                                                                                                          3 этап – заключительный.

№ п/п

                    Содержание работы

Ответственные

Сроки выполнения

1 этап

              Подготовительный

                                                                                      - Определение темы и участников проекта;

- определение проблемы;                                         - постановка цели и задач;                             - изучение и подбор дидактического, научного материала по теме проектной деятельности;                                                                                           - подбор и оформление демонстрационного материала для детей;  

- подготовка спортивного инвентаря            - приобретение мячей прыгунов и малых мячей для метания

ИФК

февраль

2 этап

               Основной (практический)

Работа педагога                                             - составление плана проектной деятельности, работы с родителями;                                                          - создание картотек «Игры с мячом для детей 2 – 7 лет», подвижные игры с мячом

«Играем дома»;                                                                                  -  мини – музей в рамках образовательных проектов РМО;                                                                                

- создание презентаций «История возникновения мяча», «Изготовление набивного мяча своими руками», «Кулунда спортивная»;                                                     - подбор иллюстраций «Какие бывают мячи», «Виды спорта с мячом»;                    - оформление стенда (спортивного уголка) по данной теме;                                                         - мастер – класс с педагогами «Мяч в жизни ребёнка»;

- подборка фото и видео спортивных мероприятий по теме с мячом.

Работа с детьми

- рассматривание иллюстраций;                                                     - чтение художественных произведений: Прокофьев С.Л. «Сказка о непослушном мячике», А. Барто «Петя на футболе»,        С. Маршак «Мой весёлый звонкий мяч»;          - заучивание стихов и разгадывание загадок, поговорок о мяче;                             - составление описательного рассказа по картине «Дети играют с мячом»;                  - беседа и показ презентаций по теме «История возникновения мяча», «Кулунда спортивная»;                                                          - просмотр мультфильмов «Как звери в футбол играли», «Необыкновенный матч»; -  утренняя гимнастика с различными мячами;                                                            - настольные дидактические игры:  «спортивное лото», «подбери мяч спортсмену»;                                                                              - физкультурные НОД для детей 6 – 7 лет в рамках проекта с использованием разного вида мячей;                                                       - подвижные, спортивные игры и упражнения с различными мячами в свободной деятельности детей;                      - рисование: работа с раскрасками                       «Подбери цвет мяча спортсмену»;                  - рисование карандашами «Любимый вид спорта с мячом»;                                              - лепка «Изобрази спортсмена с мячом»;    

  - аппликация «Какие разные мячи»;              - экскурсия в ДЮСШ, занятие с тренерами;           - спортивное развлечение в рамках проекта «Эти разные мячи!»;                                               - самомассаж с шариками Су – Джок на занятиях и в свободной деятельности.        

Работа с родителями                                   -  участие в родительском собрании по теме проекта "Мяч в жизни ребёнка";                                 - анкетирование на тему «Ребёнок и мяч» в подготовительных группах № 26 и № 28;    - онлайн мастер – класс «Изготовление набивного мяча своими руками»;                  - изготовление набивных мячей; - консультации и папки  - передвижки для родителей: «Игры с мячом – польза для всего организма», «Сказка про мяч», «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста», рекомендации родителям о выборе мяча;                              - фотоотчёт родителей «Играем с детьми дома».

ИФК, воспитатели

март - апрель

  3 этап

                  Заключительный                        - выставка работ родителей «Набивные мячи – друзья колобка»;                                   -  спортивное развлечение «Какие разные мячи!»;                                                             -  фотовыставка двигательной активности  в рамках годового плана по самообразованию;                                                                                 - презентация проекта педагогам и родителям.                                      

ИФК, воспитатели

апрель

Вывод: Вследствие реализации проекта у старших дошкольников выработалась устойчивая мотивация к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Дети ориентированы на здоровый образ жизни, имеют прочные знания о средствах укрепления здоровья посредством мяча. Данный проект активизирует деятельность всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги) и способствует активности при организации совместной игровой деятельности. Расширение знаний родителей в вопросе организации совместной деятельности при использовании мяча и ее значения для общего физического и соматического развития организма ребенка позволяет активизировать их деятельность в условиях семейного воспитания. Таким образом, при совместно организованной деятельности в семье и ДОУ на основе активных форм отдыха помогает укрепляется здоровье ребенка и снижается заболеваемость в подготовительных группах. В ходе реализации проекта педагогический опыт вызывает интерес у коллег, что стимулирует педагогические коллективы к его широкому применению, демонстрирует ценность взаимодействия родителей воспитанников и педагогического коллектива ДОУ. Результаты деятельности будут представлены к обсуждению в рамках мероприятий различного уровня: - обобщение информации по реализации проекта и знакомство педагогов с результатами в рамках педагогической деятельности, при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса, по формированию имиджа здорового образа жизни у детей 6 – 7 лет.

         

                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект летней оздоровительной работы «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья» старшая группа

Проект летне-оздоровительной работы с дошкольниками в дошкольном учреждении....

Оздоровительный проект в старшем дошкольном возрасте "Лето, солнце и вода - наши лучшие друзья!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655347","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"340"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19655353","...

Физкультурное развлечение «Физкультура, обруч, я – лучшие друзья!»

Физкультурное развлечение «Физкультура, обруч, я – лучшие друзья!»...

Сценарий физкультурно-оздоровительного досуга в подготовительной группе «Друзья здоровья»

Задачи: в игровой форме учить детей осознанно относиться к своему здоровью, закреплять знания о полезных и вредных продуктах питания, о пользе витаминов и их значении в жизни человека; формировать нав...