индивидуальный подход в работе с детьми разного уровня физического развития
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Петрова Любовь Андреевна

Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.  М.И Мечников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._indiv_podhod.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный подход

в работе с детьми  разного уровня физического развития

инструктор по физической культуре  Л. А. Петрова

МАДОУ ДС 9 «Радуга»

г. Белореченск

Физическая культура – это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.  М.И Мечников

В процессе физического воспитания дошкольника необходимо создать такие условия для развития, в которых его физические и духовные возможности раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуально-дифференцированный подход к ребенку на занятиях по физической культуре.

Сегодня уже неоднократно говорилось о том, что дифференцированное обучение представляет собой такую его форму организации, когда дети делятся на сравнительно одинаковые группы, основанные на типично сходных проявлениях, что позволяет педагогу осуществлять обучение различное по сложности, методам и приемам работы.

По мнению В.Н.Шебеко, В.А.Шишкиной, Н.Н.Ермака, критериями создания таких групп для занятий физической культурой могут выступать следующие показатели:

1. состояние здоровья, под которым понимается уровень функционирования всех органов и систем организма; отсутствие заболеваний; способность адаптироваться в необычных условиях окружающей среды; высокая трудоспособность;

2. уровень физической подготовленности, под которым понимается характер освоенных навыков основных видов движений, состояние физических качеств;

3. уровень двигательной активности, под которой понимается объем, продолжительность, интенсивность и содержание движений.

С.О.Филиппова выделяет в качестве критериев еще и тип нервной системы, а также половые особенности детей.

1. Первый показатель - состояния здоровья детей дает основание выделить три группы детей.

а.  По результатам медицинского осмотра детей врачами-специалистами    «Детская   поликлиника» в начале каждого учебного года дети распределяются по медицинским группам, что помогает определить для каждой из групп оптимальную физическую нагрузку и создать необходимые условия для физического воспитания.

б. Ко второй группе относятся так же здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения (гипертрофия миндалин 1-2 степени, нарушение сна, нарушение осанки, незначительные нарушения зрения, отставание отдельных функций в физическом развитии, пониженная сопротивляемость организма к заболеваниям).

в. Дети третьей группы – больные хроническими заболеваниями (хронический тонзиллит, аллергические заболевания, пиелонефрит, астматический бронхит, хроническая пневмония и др.)

При проведении физических упражнений мы должны учитываем отклонения в состоянии здоровья ребенка, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Отклонения

Противопоказания

Причины

Рекомендовано

сердечно-сосудистой системы

- упражнения с резким изменением положения тела и темпа,

- упражнения с задержкой дыхания,

- упражнения с длительным статическим напряжением

вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца

тренирующая нагрузка:

- ходьба по ровной местности,

- медленный бег,

Ходьба на лыжах,

- плавание,

- ОРУ для мелких мышечных групп.

повышенное АД

- подскоки, прыжки,

- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата

вызывают головокружение, тошноту, рвоту

- ОРУ,

- игры средней подвижности,

- танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов

Расстройство носового дыхания

- быстрый темп выполнения упражнения,

- задержка дыхания

Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах

- упражнения с протяжным вдохом,

- звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе),

- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки,

- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов

ослабленные дети

- длительные пробежки,

- игры большой подвижности

Вызывают напряжение и усталость

игры средней подвижности

Своевременное информирование медицинскими работниками о детях, пришедших в детское учреждение после перенесенного заболевания, позволяет мне дифференцировать нагрузку при проведении занятия по физической культуре: изменять темп упражнений, изменять интервалы, отдыха, варьировать количество повторений и вводить дополнительные "станции" отдыха, варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Второй показатель - учет особенностей физической подготовленности ребенка позволяет дифференцировать работу с детьми на занятиях по физической культуре следующим образом.

Физическая подготовленность проверялась по общероссийской системе мониторинга физического развития детей,   Результаты проведенного диагностического исследования позволили распределить детей на три группы – дети с высокими, средними и низкими показателями основных видов движений, физических и волевых качеств.

В условиях группового воспитания распределение детей по трем подгруппам неудобно для практики, поэтому наиболее рационально распределять детей на физкультурных занятиях на две группы.

В первую подгруппу входят практически здоровые дети, имеющие первую и вторую группы здоровья со средним, выше среднего и высоким уровнем физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети часто болеющие, с третьей группой здоровья, ослабленные после болезни и имеющие слабый показатель физической подготовленности (ниже среднего и низкий уровень).

Установление двух подгрупп дает возможность осуществлять индивидуально-дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, объему физической нагрузки, методам и приемам в зависимости от подгруппы.

Элементы акробатики, музыкально-ритмические композиции использую так же при проведении физкультурных занятий, но наряду с совершенствованием техники основных видов движений предлагаю специальные задания, направленные на развитие волевых и физических качеств.

Дошкольникам с низкими показателями физической подготовленности необходимы доступные задания, способствующие их общему физическому развитию. Этому служат знакомые детям физические упражнения, подвижные и спортивные игры, рекомендуемые программой воспитания. Особое внимание уделяю развитию основных видов движений, для чего создаются условия для игр с движениями. С этой целью на занятиях часто провожу игры, во время которых все дети выполняют одинаковые движения с установкой на их качественное выполнение: подскоки, бег на носках, галоп, прыжки с продвижением вперед, ходьба с опорой на руки и ступни и т.п. для распределения нагрузки применяю сигнальные браслетики. Которые своевременно позволяют снизить темп или количество нагрузки для таких детей.

Индивидуализация работы в процессе освоения детьми основных видов движений осуществляется по следующим направлениям.

  1. Во-первых, некоторым детям, пропустившим занятия по какой-либо причине, необходимо дополнительно объяснить, показать полностью или частично технику выполнения того или иного упражнения. В планировании индивидуальной работе помогает журнал учета выполнения образовательной программы по образовательной области "Физическая культура". Где отслеживается посещение детей тех или иных занятий, и усвоение ими материала.
  2. Во-вторых, следует отметить, что в индивидуальной работе нуждаются все группы без исключения. Осуществить ее помогает график, который составляю в начале учебного года.
  3. В-третьих, знание индивидуальных особенностей детей позволяют руководить и двигательной активностью детей. По своей активности дети очень разные. Различия в объеме, продолжительности, интенсивности и содержании двигательной активности настолько велики, что отчетливо выделяются при обычном наблюдении дети средней большой и малой подвижности.

Как показывает практика, когда регулярно создаются ситуации разных видов движений, дети меньше устают и с удовольствием двигаются, т.к. при активной нагрузке на различные мышцы происходит их естественный отдых. Дети более целенаправленно начинают использовать движения в играх.

Памятка

Таблица 1

Отклонения

Противопоказания

Причины

Рекомендовано

сердечнососудистой системы

- упражнения с резким изменением положения тела и темпа,

- упражнения с задержкой дыхания,

- упражнения с длительным статическим напряжением

вследствие неустойчивой вегетативной нервной системы нарушается кровоснабжение мозга, и могут возникнуть головокружение, нарушения функции сердца и сосудов, появиться отдышка, слабость, ухудшиться общее состояние, наступить необратимые изменения мышц и клапанного аппарата сердца

тренирующая нагрузка:

- ходьба по ровной местности,

- медленный бег,

Ходьба на лыжах,

- плавание,

- ОРУ для мелких мышечных групп.

повышенное АД

- подскоки, прыжки,

- упражнения на развитие координации и тренировку вестибулярного аппарата

вызывают головокружение, тошноту, рвоту

- ОРУ,

- игры средней подвижности,

- танцевальные движения т.к. улучшают и нормализуют нарушенную регуляцию сосудистого тонуса, координацию двигательных актов

Расстройство носового дыхания

- быстрый темп выполнения упражнения,

- задержка дыхания

Может привести к дыхательной аритмии, в результате которой сердце на вдохе сокращается чаще, чем на выдохе, появляются нарушения различного характера во всех органах и системах

- упражнения с протяжным вдохом,

- звуковая гимнастика (произношение звуков на выдохе),

- упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки,

- дыхательные упражнения с сопротивлением (игра на дудочке) т.к. тренируют дыхательную мускулатуру и улучшают проходимость бронхов

ослабленные дети

- длительные пробежки,

- игры большой подвижности

Вызывают напряжение и усталость

игры средней подвижности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление листов индивидуальной работы с детьми разного уровня музыкального развития.

Выявлять детей малоэмоциональных; - Детей ровно, спокойно относящиеся к музыке, музыкальной деятельности;-Детей не проявляющих к музыке активного интереса; -Детей требующих особого осторожн...

Консультация для воспитателей "Специфика индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей об индивидуальном подходе в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация.Индивидуальный подход в работе с детьми разного уровня физического развития и здоровья.

Консультация для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ...

«Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми"

Ученье есть индивидуальная деятельность детей.Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работуиндивидуально....