Опыт «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»
опыты и эксперименты по физкультуре

Сплочение детского коллектива очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет педагога черезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива  не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной.

Таким образом, тимбилдинг превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент., закладывающий фундамент психологически стабильного и успешного человека в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apo_shehovtsovoy_i_v.docx115.92 КБ

Предварительный просмотр:

Шеховцова Ирина Владимировна

 «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Автор опыта:

Шеховцова Ирина Владимировна

инструктор по физической культуре

МДОУ «ЦРР-д/с № 2»

г. Валуйки Белгородской области

                   

Валуйки

2022

Содержание:

Информация об опыте …………………………………………………………3

Технология описания опыта …………………………………………………..8

Результативность опыта ……………………………………………………...12

Библиографический список …………………………………………………..15

Приложение к опыту ………………………………………………………….16

Раздел I

Информация об опыте

Условие возникновения и становления опыта

Педагогический опыт формировался и реализовался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 2» г. Валуйки Белгородской области, который функционирует с 1 июня 1986 года. Само 2-х этажное здание расположено отдельно внутри жилого комплекса микрорайона Раздолье. Это одно из самых больших дошкольных образовательных учреждений города. В ближнем окружении находится МОУ СОШ № 3 города Валуйки Белгородской области. В детском саду функционирует 10 групп для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.

Возникновение опыта обусловлено одной из причин индивидуальных детских проблем - отсутствие самого коллектива в полном понимании этого слова. При этом теоретически дошкольное детство обосновано как сенситивный период для развития эмоциональной и коммуникативной сферы личности, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе - группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Физическое развитие» в связи с чем, становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Началом работы по данной теме стало проведение констатирующей диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о взаимодействии в коллективе у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности, где была использована методика Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. (Приложение № 1).

Полученные результаты выявили, высокий уровень у 10%, это дети, которые берут на себя функцию организатора взаимодействия, распределяют обязанности, проявляют умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить, способные оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику.

Средний уровень показали – 54 %, эти дети недостаточно инициативны, принимают предложения более активного сверстника, однако могут возразить, учитывая свои интересы, выступают со встречным предложением; знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника), замечают затруднения сверстников, но не всегда оказывают необходимую помощь, помощь принимают, но самостоятельно за ней не обращаются.

И низкий уровень имеют 36% детей, которые не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий, не знают норм организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе, проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь, от помощи взрослого и сверстников отказываются.

В большей части дети показали низкий уровень сформированности представлений о взаимодействии в коллективе во время физкультурно-оздоровительной деятельности. Анализ результатов педагогической диагностики свидетельствует о необходимости формирования представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Актуальность опыта

Одной из актуальных проблем современной педагогики является проблема готовности растущего человека к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, готовности к труду и жизни в новых социально - экономических условиях. Социально-активный ребёнок в процессе освоения общественной деятельности вырабатывает навыки самоорганизации, коллективной и командной деятельности. Поэтому для реализации этих устремлений оптимальными формами являются детские общественные объединения, объединившиеся на основе общности интересов для реализации общих целей, а именно в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Детский коллектив дошкольников - это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи.

Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. К сожалению, в настоящее время, коллективизм как явление постепенно уходит из образовательных учреждений, уступая свои позиции индивидуализму и личному успеху.

Таким образом, можно говорить о существовании определенных противоречий между потребностями обучения дошкольников спортивному тимбилдингу в физкультурно-оздоровительной деятельности и отсутствием определенных методов, приемов и технологий направленных на формирование представлений о взаимодействии в команде в условиях дошкольного учреждения.

Представленный опыт – один из возможных путей способствующих разрешению указанного противоречия, потому, что он является новым направлением в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей системного использования в физкультурно-оздоровительной деятельности технологии тимбилдинг у детей старшего дошкольного возраста, которая позволит сформировать у воспитанников представления о взаимодействии в команде.

Длительность работы над опытом

В опыте представлены основные компоненты системы работы – три взаимосвязанных этапа:

1. Начальный (констатирующий) – май 2019г. – август 2019г.:  изучение и анализ педагогической,  научно-методической литературы по проблеме исследования, изучение уровня сформированности представлений о взаимодействии в коллективе у старших дошкольников посредством использования технологии тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности, разработка картотеки игр по спортивному тимбилдингу (Приложение № 2).

Данный этап позволил проанализировать достаточно ли временного промежутка для формирования представлений о взаимодействии в коллективе у старших дошкольников посредством использования технологии спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности.

2. Основной (формирующий) – сентябрь 2019г. – март 2022г.: 

- создание современных условий;  

- систематизирование элементов технологии спортивного тимбилдинга в совместной физкультурно-оздоровительной деятельности;

- апробация элементов технологии спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Заключительный (контрольный) – апрель 2022г. – май 2022г.:

На данном этапе проведен сравнительный анализ первоначальных представлений о взаимодействии в коллективе в физкультурно-оздоровительной деятельности и уровня сформированности данных представлений на заключительном этапе; определение целей и задач последующей работы.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен единой системой педагогических мероприятий, направленных на формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста через использование спортивного тимбилдинга   в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат теоретические основы концепции воспитания в коллективе, которые были разработаны Н. К. Крупской и А. С. Макаренко. Макаренко А. С. рассматривал коллектив, как органическую часть социалистического общества [7]. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. Е. Конниковой, Л. И. Новиковой, А. В. Мудрика и др.

В основе педагогического опыта лежат идеи, сформулированные в трудах Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролова Д. Ф., Грабенко Т. М. о теории и практике командообразования, и современной технологии создания команд [5].

Вопросы о создании команды, игры на сплочение детского коллектива, технологии командообразования  изучались в разных аспектах Дресвяниным А. М., Жуковым Ю. М., Журавлевым А. В., Павловой Е. Н. [3]. Исследователь Клаус Фопель и другие указывает, что играя, дети смогут испытать радость открытого доброжелательного общения, пережить новый опыт и просто получить удовольствие[12]. Каждому человеку необходимо уметь строить партнерские отношения с людьми, позитивно относиться к себе, понимать свои чувства и чувства других, всему этому учат предлагаемые игры.

На таких мероприятиях  с применением технологии тимбилдинг раскрываются  лидерских качества  участников, формируется чувства ответственности и взаимопомощи,  новые способы общения и ведения диалога. В ходе соревнований участники понимают, что конкуренция – хорошо, но через некоторое время, когда условия игры стимулируют детей на коллективную мобилизацию индивидуальных возможностей, они начинают осознавать приоритетную значимость взаимовыручки.

Команда – это группа лиц, объединённая общими мотивами, интересамиидеалами, действующая сообща. Участники команды объединены поддержкой друг друга и несут коллективную ответственность за результат деятельности всей команды.

Команды подходят для решения задач высокой сложности, ведь каждый участник команды специализируется на выполнении какого-либо одного дела.

В командах обязательно есть лидеры, которые могут поддерживать других членов команды, позволяя им максимизировать влияние своих достоинств и минимизировать влияние недостатков на результат выполняемой задачи.

Командообразование - (тимби́лдинг) (англ. Team building — «построение команды») — термин, обычно применяемый к широкому диапазону действий для создания и повышения эффективности работы команды. Идея командных методов работы была заимствована из мира спорта и стала активно внедряться в практику менеджмента в 60-70 годы XX века.

Детский «тимбилдинг»  это стратегический инструмент формирования и укрепления детского сообщества, представляющий собой систему упражнений, заданий, игр, направленных на достижение общего командного результата. Достичь его можно только объединив идеи, внимание и усилия всей команды. Тем самым создается ситуация успеха, где дети, не уверены в своих силах, имеют   возможность   проявить   себя,   почувствовать   свою 

значимость, а подвижные дети – направить свою энергию в позитивное русло, подставить плечо другу.

В настоящее время тимбилдинг представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих полноценное развитие компании, и является одним из наиболее эффективных инструментов управления персоналом. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих ответственность за результаты своей деятельности и на равной основе осуществляющих разделение труда в команде.

Физкультурно-оздоровительная деятельность - это деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией, либо любой другой организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя, в том числе проведение физкультурных мероприятий.

Важным условием тимбилдинга как меры для повышения эффективности коллективных действий группы в физкультурно-оздоровительной деятельности, является получение обратной связи после завершения мероприятий, то есть получение ответной реакции участника на происходящие действия в процессе проводимых физкультурно-оздоровительных мероприятий.


Новизна опыта

Новизна данного опыта заключается в создании системы применения спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности для формирование представлений о взаимодействии в команде у старших дошкольников.

Характеристика условий,

в которых возможно применение данного опыта

Материалы данного опыта могут быть использованы воспитателями  и инструкторами по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях, родителями в условиях семейного образования в рамках физкультурно-оздоровительной деятельности.

Раздел II

Технология описания опыта

Современные условия — это системная работа с дошкольниками в группе, команде. Использую  технологию тимбилдинга, которая способствует сближению детей и улучшению микроклимата в коллективе. Решая задачи физического развития, главной целью данного педагогического опыта является обеспечение положительной динамики сформированности у старших дошкольников представлений о взаимодействии в команде посредством внедрения технологии спортивный тимбилдинг в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Поставленная цель ведет к решению  следующих задач:

  1. Создавать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о взаимодействии в команде, мотивации к позитивному сотрудничеству, проявлений инициативы и творчества в двигательной деятельности.
  2. Способствовать   снижению   психо-эмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
  3. Совершенствовать двигательные навыки детей в ходе выполнения согласованных действий.
  4. Развивать нравственные качества детей, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу  выполнения командных заданий.
  5. Выявлять лидерские способности, вырабатывать сплоченность.
  6. Способствовать повышению и активизации интереса к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.
  7. Определить эффективность использования технологии спортивного тимбилдинга для формирования представлений о взаимодействии в команде у старших дошкольников.

В работе по  применению  элементов командообразования автор опирался на следующие принципы:

•      принципы индивидуализации и творческой направленности образовательного процессагде ребёнок имеет возможность самостоятельно придумать новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и на наличии мотива, побуждающего к творческой деятельности в создании различных двигательных ситуаций, в решении тех или иных двигательных задач;

• принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка в командных мероприятиях, проявление со стороны педагога уважения к личности, интересам и выбору каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему;

•   принцип последовательности является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса совершенствования физических качеств и определяется   дидактическими   правилами:  «от легкого к трудному», 

«от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному».

        Система работы по применению командообразования в физкультурно-оздоровительной деятельности представлена тематическими игровыми блоками на каждом этапе работы. Данная технология реализуется в сотрудничестве всех участников образовательных отношений, в специально созданных условиях, посредством применения коллективных и интерактивных форм организации образовательного процесса. Для этого был проведен мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ» (Приложение № 3).

Первый этап работы это введение командообразующих игр на традиционной утренней гимнастике. Утренняя гимнастика приобретает командообразующий эффект, если заключительная подвижная игра проводится в форме танца-флэш-моба, где дети закрепляют элементы общеразвивающих упражнений, и через синхронное выполнение музыкально-ритмических движений ощущают на себе  эффект единения коллектива. После этого проводилися блок «Игры на знакомство». Подобные игры проводились с привлечением детей с других групп детского сада, так как данные игры предполагали наличие незнакомых или мало знакомых друг с другом детей.

Через выполнение игровых заданий происходило знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливались контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощались, становились свободнее, появлялся всеобщий положительный настрой, возникала дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получали опыт общения в совместной творческой деятельности. В данном блоке применяла такие игры, как «Здравствуй друг!», «Вот я какой!», «Верёвочка» (Приложение № 4).

         Второй этап введения командообразующих элементов в разные части непосредстенно образовательную деятельность по физической культуре, которые были разработаны с учетом общих  методических рекомендаций к организации физкультурных занятий Т. И. Осокиной (Приложение № 5). Здесь применялось несколько блоков, первый из них это «Игры на развитие межличностных взаимодействий». Цель этих игр заключалась в создании условий для полноценного общения детей, моделировании таких ситуаций, в которых у детей:

• снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

• формируется умение ценить свою и чужую работу;

• закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Игровые занятия строились таким образом, что каждый участник «проживал» различные ситуации, определяя свои способности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отстаивать свою позицию и так далее.

Здесь дети «узнали» себя в качестве партнера по общению, открывали в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помогают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимодействие состояло в готовности к импровизации. В данном блоке применялись такие игры, как «Гусеница», «Обруч», «Скульпторы» (Приложение № 6). Следующий блок «Игры на взаимоотношения между детьми»

Данные игры и игровые задания проводились с целью привития детям правил взаимоотношений человека с обществом, коллективом и самим собой. С их помощью детей учили оценивать чужое и своё поведение, предвидеть его возможные последствия, замечать эмоциональное состояние других людей и в соответствии с ним строить общение; научить контролировать и объективно оценивать свои эмоции, чувства, свои проступки, свою работу.

В данном блоке применялись такие игры, как «Паровозики», «Змейка», «Два берега» (Приложение № 7). 

И последний на этом этапе блок «Игры на нахождение лидеров в детском коллективе».

Задачами игр на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе:

- выявление в ходе игры первичного уровня знаний ребенка собственного лидерского потенциала;

- создание условий для реализации лидерского потенциала ребенка посредством игры;

- приобретение первичных знаний форм работы в коллективе и основ формирования команды единомышленников.

В данном блоке применялись такие игры, как «Фигуры», «Круги дружбы», «Пойми меня» (Приложение № 8).

Немаловажным в проведении непосредственно образовательной деятельности по физической культуре является  распределение детей на пары, мини – команды. 

Это осуществляется различными способами: случайный или условный выбор (с помощью фишек, по расчёту), по гендерному признаку, по условиям игры, по личному выбору детей, с учётом индивидуальных двигательных возможностей и способностей.

Детям предлагается  выполнить  ОРУ в командах, объединённых общим 

оборудованием (обруч, резинка, канат, гимнастическая палка, лента) или взявшись за руки.   При  этом  дети  получают  задание:  выполнять  упражнения 

одновременно, вместе, следить за  действием партнера, улыбаться друг другу, не забывать, что успех команды зависит от каждого.

В ходе закрепления основных видов движений на занятии вариативного характера командообразующий эффект достигается посредствам  постановки  командной игровой задачи, справиться с которой 

можно лишь объединив усилия всех членов команды.

Например,     выполнив      упражнение,      передать     оборудование 

следующему, преодолеть различные препятствия, держась друг за друга разными способами, не разрывая цепь, поддерживать друг друга, (школа мяча в мини-командах, побеждает та команда, в которой мяч не упал, благодаря  совместным усилиям детей).

Подвижные       игры     и     элементы     спортивных   игр,   имеющие 

командообразующую направленность, должны отвечать определенным требованиям:

•        все играющие поделены на две или более команды;

•        игра, как правило, имеет соревновательный характер;

•        отдельных водящих или выбывших игроков нет;

•        одна команда преследует общую цель; 

•     все игроки задействованы в ходе игры;

•        каждый игрок значим в игре.

С помощью чётко сформулированных речевых инструкций и игровых задач можно придать командообразующий эффект не только играм и упражнениям, но и другим видам деятельности, имеющим место на занятиях по физической культуре: босохождение, самомассаж, трудовые поручения между частями занятия («разместить оборудование так, чтобы всем детям было удобно выполнять упражнение», «убрать оборудование, согласовывая свои действия»).

На третьем этапе, когда те или иные двигательные умения и навыки командного поведения сформированы, детям предлагается применить их в новых условиях, в ходе досуговой деятельности. На этом этапе проводятся тематические игры-квесты, где задания способствуют не только формированию начальных представлений у детей о некоторых видах  спорта или   ценностях ЗОЖ, но и стимулируют детей анализировать ситуацию,

искать пути решения, договариваться о совместных способах выполнения движений.

         Проводились квесты и при организации физкультурных детско-родительских событий. Эффективным средством совместных физкультурных досугов являются походы «По станциям здоровья». Здесь

детско-взрослые команды, следуя по карте, посещают различные локации, где решают игровые задачи, используя как физические навыки, так и познавательные  способности.  Походы разрабатываются и проводятся по 

принципу содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником совместной деятельности.

На этом этапе был реализован блок «Игры-развлечения»

Главным принципом организации игр-развлечений является дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько:

- дети вовлекаются во всестороннее общение со сверстниками;

- приобщаются к игровой культуре;

- формируется у детей интерес к знаниям на основе игровых технологий;

- формируется чувство радости от совместного дела – игры;

- формируется и развивается творческий потенциал детей.

В данном блоке применялись такие игры, как «Юные таланты», «Кенгуру», квест – игры.

В ходе реализации опыта осуществлялась консультативная поддержка родителей: «Детский тимбилдинг. Что это такое?», «Коммуникативные игры – это серьезно», «Тимбилдинг для укрепления семьи» (Приложение № 9)

Раздел III

Результативность опыта

Реализация данной технологии позволила добиться следующих результатов:

•     высокий уровень сформированности у детей целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

•     наличие стойкого интереса к участию в подвижных и спортивных играх командной направленности, умение детей самостоятельно их организовывать в ходе спонтанной физической активности в свободное время (в группе и на прогулке);

•     умение детей активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, 

договариваться, учитывая интересы всех членов команды, подчиняться определенным правилам.

Для оценки результативности опыта по теме «Формирование представлений о взаимодействии в команде у детей старшего дошкольного возраста посредством спортивного тимбилдинга в физкультурно-оздоровительной деятельности» проводилась педагогическая диагностика по выявлению уровня сформированности представлений о взаимодействии в коллективе.

По данным мониторинга, проводимого с 2019 – 2022 г. уровень сформированности представлений  о  взаимодействии в коллективе  у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности постепенно вырос. В диаграмме хорошо прослеживается процент высокого уровня, который вырос на 38 %, средний уровень уменьшился в связи с увеличением высокого уровня, низкий уровень практически низкий.

Диаграмма 1. Уровень сформированности представлений  о  взаимодействии в коллективе  у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности

2019-2022гг.

Таким образом, анализ результатов мониторинга уровня сформированности представлений  о  взаимодействии в коллективе  у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности показывает, дети, в работе с которыми использовались игры, упражнения по командообразованию, показывают лучшие результаты:

• дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия, проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия;

• легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей;

• активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу, способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;

• в конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Подводя  итоги о проделанной работе, пришли к выводу, что эффективное использование данной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям.

Таким образом, детский тимбилдинг, основанный на позитивном общении - эффективный способ активизации двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и развития интереса к занятиям физической культурой и спортом, средство вовлечения детей в физкультурные мероприятия командной направленности. При правильной организации он превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент физически активного, психологически стабильного и успешного человека в будущем.

 

 Библиографический список

  1. Бойнтон Э., Фишер Б. Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир. − М: Претекст, 2008. 
  2. Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании: руководство для тренеров. − М.: Вершина, 2006.
  3. Дресвянина, А. М. Игры на сплочение детского коллектива / А. М. Дресвянина, Ю. В. Хамидулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1150-1151.
  4. Жуков Ю. М., Журавлев А. В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. − М.: Аспект пресс, 2008.
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд. –СПб.: Речь, 2011.
  6. Клеммер Дж. Как создать команду победителей. − М.: Smart Book, 2008.
  7. Макаренко А. С. Педагоги пожимают плечами // Соч. - М., - 1957. - Т.2. - С.403).
  8.  Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. − М.: Просвещение, 1978.
  9. Петровская Л. А. Общение – компетентность – тренинг: Избранные труды. − М.: Смысл, 2007.
  10. Роббинс Х., Финли М. Почему не работают команды? Что идет не так, и как это исправить. − М.: Добрая книга, 2005.
  11.  Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб. : Речь, 2005. — 187 с.
  12. Свини Б. Л., Медоуз Д. Сборник игр для развития системного мышления − М.: Просвещение, 2007.
  13. Сулеева, М. Т. Технологии тимбилдинга как форма работы с педагогическим коллективом / М. Т. Сулеева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 11-14.
  14. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с. ∙ Ресурсы сети Интернет.
  15. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. − М.: Генезис, 1998.

Приложение к опыту

  1. Приложение № 1 – Методика Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю. Диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о взаимодействии в коллективе у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности.

  1. Приложение № 2        - Картотека игр по спортивному тимбилдингу.

  1. Приложение № 3 – Мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ».

  1. Приложение № 4 - Игры «Здравствуй друг!», «Верёвочка».

  1. Приложение № 5 - Методические рекомендации к организации физкультурных занятий Т. И. Осокиной.

  1. Приложение № 6 – Игры «Гусеница», «Скульпторы».

  1. Приложение № 7 – Игры «Паровозики», «Змейка», «Два берега».

  1. Приложение № 8 – Консультация для родителей «Тимбилдинг для укрепления семьи». 

Приложение № 1

Диагностика по выявлению уровня сформированности представлений о взаимодействии в коллективе у старших дошкольников в физкультурно-оздоровительной деятельности. Методика Дыбиной О. В., Анфисовой С. Е., Кузина А. Ю.

  1. Ребенок проявляет заинтересованность в общении со сверстниками.
  2. Способен устанавливать доброжелательные отношения.
  3. Способен удержанию социальной дистанции в ходе общения.
  4. Может самостоятельно изложить свою мысль в устной форме.
  5. Способен самостоятельно формулировать корректные вопросы.
  6. Умеет слушать собеседника.
  7. Умеет аргументировано отстаивать свою позицию и корректно возражать оппоненту.
  8. Способен гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию.
  9. Владеет навыками сотрудничества в командной деятельности.
  10. Способен к выполнению обязанностей и порученной командной роли.
  11. В случае необходимости может оказать помощь и поддержку членам команды.

Приложение № 2

Картотека игр по спортивному тимбилдингу

Малоподвижная игра «Обруч»

Из инвентаря будет нужен только обруч. Попросите, чтобы дети встали тесным кругом, при этом одна рука должна быть внутри круга, приподнята на уровень головы. Объясните детям, что нужно вытянуть один палец той руки, которая поднята. На этот палец сверху положите обруч. Разъясните, что тянуть обруч и цеплять его пальцами нельзя. Следующим заданием будет опустить обруч на пол. Дайте детям возможность разобраться как это сделать. Они примут свое решение, не подсказывайте.

«Надежные друзья»

Все участники выстраиваются по кругу в затылок как можно плотнее, затем одновременно присаживаются друг другу на колени и вытягивают руки в стороны.

«Гигантская скакалка»

Команда прыгает через десятиметровую скакалку.

«На льдине»

На полу расстилается ковѐр. По сигналу участники должны запрыгнуть на него, а затем перевернуть ковѐр, не сходя с него, занять свои места.

«Хвостики»

Каждому участнику команды крепятся верѐвочные «хвостики». В ходе игры необходимо оставить соперников «без хвоста».

«Переход через болото» (проводится в помещении)

Каждому члену команды раздают лист бумаги, это «кочка» на болоте. Каждый участник должен, наступая на свою кочку, перейти через болото. Но в болоте живет ужасный и голодный крокодил, который утягивает к себе кочки, остающиеся пустыми. Поэтому игрок всегда должен стоять на «кочке». Вся команда должна перейти болото по одному, соблюдая полную тишину. Казалось бы, это просто, но на практике требует больших усилий, особенно если человек в команде много. Бывает, что перейти получается только с 5 попытки, когда команда становится единым организмом.

«Дракон кусает свой хвост»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

«Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, становятся плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они – «сросшиеся близнецы». Предложите им походить по помещению, присесть, повернуться,

Приложение № 2

лечь, встать, порисовать, вырезать что-нибудь из бумаги, завязать шнурки. «Косичка»

Участникам дается три веревки (ленточки) их задача - не отрывая рук от веревок, сплести ровную косичку путем перемещения. в плетении принимает участие вся команда.

«Обруч»

Все должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обруч не расцепляя рук.

«Поводыри» (с помощью этой эстафеты дети сопереживают тем, кто не видит)

Игроки разбиваются на пары. Один стоит впереди, другой встает на расстоянии вытянутой руки с закрытыми глазами. Первый, поводырь, сначала медленно начинает передвигаться по помещению, «слепой» следует за ним, стараясь не потеряться. Игрокам предстоит пройти по мосту, проползти через пещеру, перепрыгнуть через речку. Подсказывая и поддерживая партнера, игроки преодолевают все препятствия. Затем траектория и скорость движения увеличиваются. Взрослый следит за тем, чтобы игрок с открытыми глазами заботился о своем напарнике, аккуратно водил его между препятствиями.

«Перетягивание каната»

Классическое перетягивание каната - побеждает команда, вытянувшая центр каната из обозначенной зоны.

«Тунель»

Команда взявшись за руки по очереди должна пролезть через круг, можно использовать обруч.

«Змейка»

Участники становятся в шеренгу, им слева и справа связывают ноги между собой. Команда побирается по маршруту ступая только на специальные поля.

«Все на борту»

Вся команда должна поместится в одном маленьком поле, хотя бы одной ногой и простоять в нем некоторое количество времени.

«Нога в ногу»

Участникам команды последовательно друг за другом связываются ноги. Задача – перешагнуть всем вместе через препятствие и не сбить их.

«Коршун и наседка»

Играющие становятся в затылок друг за другом и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает «наседку», все остальные – «цыплята». Один из играющих – «коршун». Он старается схватить

Приложение № 2

 «цыпленка», стоящего последним в цепи, «наседка» же всячески мешает этому, преграждая «коршуну» путь разведенными в сторону руками. Все играющие помогают «наседке», перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно дальше от «коршуна». Если «коршуну» удается схватить «цыпленка», игра прекращается. «Коршун» идет в начало цепи и становится наседкой, пойманный «цыпленок» становится новым «коршуном».

«Тачка»

Команды делят игроков на пары. Один из участников пары должен лечь на землю, а другой взять его за ноги (получается своеобразная тачка). После этого пары передвигаются к старту: первый игрок на руках, а другой обычным шагом, но держа своего партнера за ноги.

Пары обеих команд выстраиваются перед стартовой линией шеренгой и, по сигналу судьи, бегут к финишу. Побеждает команда, которая первая собирается у финиша в полном составе.

«Круг енота»

Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий: «Давным-давно на земле жило племя индейцев. Священным животным в их племени числился енот. И каждый раз, приходя с успешной охоты, победив неприятеля либо просто собравшись всем племенем у костра, индейцы исполняли ритуальный танец в честь енота. Чтобы поделится друг с другом позитивной энергией и почувствовать себя в команде частью целого, я предлагаю вам исполнить танец «Круг Енота». Участники, держась за руки, обязаны очень сильно отклониться назад. Потом ведущий просит всех присесть как можно ниже, встать, отклониться вправо, отклониться влево, опять сесть и встать. «Веселая гусеница»

(реквизит: воздушные шарики на каждую команду, из расчета – на 1 меньше количества человек в команде).

Участники команды встают в шеренгу, закрепляют между собой по одному надутому воздушному шарику. Задание: размахивая руками, пройти из пункта А в пункт Б, не потерять шарики, при этом петь любую веселую песню хором. Высшее количество баллов.

Приложение № 3

Мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ».

Цель: ознакомление педагогов с технологией тимбилдинга

Задачи:

- повысить компетентность педагогов в применении новых образовательных технологий;

- показать приемы и способы технологии в образовательном процессе;

- формировать у педагогов чувство сотрудничества и единства;

- сохранить эмоциональное благополучие всех участников мастер-класса

Форма проведения: мастер-класс

Участники: педагоги ДОУ

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование: ТСО – музыкальный центр, ноутбук.

Организационная часть

Инструктор: Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас!

Приглашаю всех поучаствовать в мастер-классе «Тимбилдинг как

технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»

Есть популярная яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5.

Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо

больше, чем по- одиночке.

В одиночку можно сделать, так мало; вместе можно сделать так много!

А знание механизма образования коллектива - залог успешной работы

педагога.

Знакомо вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников)

Абсолютно верно. В переводе с английского «Тимбилдинг» означает

«командообразование», «построение команды»

Главная задача тимбилдинга - сплотить коллектив.

Способы достижения этой задачи различны.

Выделим основные виды тимбилдинга:

1. Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность

участников, своеобразные игры и соревнования и т.д.)

2. Логико-психологические тимбилдинги (направлены на

интеллектуальную активность участников, задания с логическим

уклоном, тесты и т.д.)

3. Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность

участников, квесты, флешмобы и т.д.)

Формы и методы работы, направленные на сплочение коллектива,

индивидуальные, групповые и коллективные беседы, искусственное создание

ситуаций успеха, неуспеха, работа по профилактике или устранению

конфликтных ситуаций - все это тимбилдинг!

Зачем тимбилдинг детям?

Он способствует формированию коллектива, дети через игры и

Приложение № 3

игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с

другом, устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и условия всей

команды для достижения общей цели

Изменения в современном мире стремительны! И дети в этом мире

мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный

мир. Зачастую не хотят договариваться, не пытаются помочь друг другу

Поэтому трудно устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми. А

современные условия требуют от детей умения работать в команде, в группе.

Отличной средой для развития навыков общения и идеальной

платформой для укрепления детского сообщества является технология

командообразования

Это не просто веселье. Это целенаправленные задания в игровой

форме. Такие задания сплачивают детей, учат разговаривать, добиваться

вместе побед, обучают взаимопомощи; где каждый проявляет себя.

Технологию тимбилдинга можно применять во всех областях

деятельности: социально-комуникативное, речевое, художественно-

эстетическое и физическое развитие.

Лев Семенович Выгоцкий сказал, что игра является ведущим

инструментом для сплочения коллектива. Поэтому на занятиях по

физической культуре, использую технологию тимбилдинга.

Элементы данной технологии можно включать во все части занятия.

Есть много упражнений игр, упражнений, приемов

командообразующей направленности где дети учатся действовать сообща,

вместе принимать решения, анализировать ситуацию, согласовывать свои

движения с действиями партнеров.

Она сближает детей, улучшает микроклимат в группе, способствует

созданию комфортной образовательной среды, является связующим звеном в

цепи взаимоотношений. Формирует коммуникативные навык, способствует

развитию физических качеств: координации, выносливости, гибкости,

ловкости и быстроте. Способствует воспитанию толерантности- готовности

принять других такими, какие они есть.

Практическая часть

Как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва»,

поэтому настало время апробировать технологию тимбилдинга. На

собственном опыте увидеть все плюсы заявленной темы.

Я хочу показать именно те игры которые направлены на

командообразование, на ощущение поддержки товарища, плечо друга..

Ход игры.

Жеребьевка, деление на команды.

Инструктор: Представьте что вы (снежинки) вы будете двигаться

хаотично, в разные направления и не сталкиваться. Как только прозвучит

Приложение № 3

сигнал вы должны образовать столько кругов сколько я скажу. Если всех

педагогов 20 то я говорю встать в два круга по 10 человек. Таким способом

разделились на команды.

Придумайте название команды

Как вы думаете, что нужно обсудить среди команды прежде чем

начнет игру?

Правила. Выбрать лидера (капитана команды) или не выбирать и лидер

все равно проявит себя

Надо помнить о страховке, убедиться, что сосед готов.

Выявим команду победителя

Игры (приложение)

Заключительная часть.

Поздравить команды!

Творческий тимбилдинг (в форме флешмоб)

Просим команды выложить из заданных букв словосочетание и вместе

крикнуть получившееся («Мы- одна команда!»)

Педагоги стоят группой. Я хотела бы провести рефлексию.

Продолжите фразу…

1. Я для себя взяла..

2. Мне будет интересно..

3. Я буду использовать в своей работе..

4. Чтобы я дополнила в мастер класс…

Всех благодарю!

До свидания!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры:

1 Обруч

Цель – синхронно поднять, а затем опустить на землю обруч.

Участники кладут обруч на вытянутые горизонтально указательные пальцы

обеих рук, в начале задания обруч должен находится на высоте согнутых

локтей. После этого команда поднимает и опускает обруч, задание считается

пройденным если обруч удалось положить на землю.

Во время выполнения ни один из пальцев участников не должен

отрываться от обруча, если это случилось задание начинается заново.

Задание на слаженность действий и взаимопонимание, очень важно для

выполнения «не тянуть одеяло на себя» и добиться слаженных действий.

2 Транспортирование мяча на пьедестал

Участники должны перенести мяч и положить его на пьедестал.

Мяч лежит на кольце, к которому привязаны веревки, участники

берутся за концы веревок. И таким способом переносят мяч на пьедестал!

3 Змейка

Приложение № 3

Участники становятся в шеренгу, им слева и справа связывают ноги

между собой. Команда пробирается по маршруту ступая только на

специальные поля (обручи)

4 Двое игроков из команды держат натянутую ткань. Остальные

разделившись на пары держат гимнастические палки. На полу мячи.

Каждая пара действует сообща, захватывает с двух сторон палками мяч и

несет его до полотна. Каждой команде нужно собрать как можно больше мячей

5 Идеальный квадрат

Инвентарь: длинный кусок веревки, связанный концами, и повязка на

глазах.

Правила: поставьте сотрудников в круг и дайте им в руки веревку.

Попросите каждого завязать себе глаза и положить веревку на пол. Чтобы

сделать игру интереснее, ограничьте время выполнения задания. Чтобы

усложнить задачу, попросите участников команды не разговаривать кроме

капитана команды

Игра помогает улучшить навыки общения и руководства. Вы

тренируете умение доверять, позволяя участникам команды вести друг друга

в нужном направлении.

6 «Мега-волейбол»

Игра в «волейбол» огромным мячом с помощью тента, который держит

вся команда. Мяч перекидывать через сетку можно только при помощи тента,

который натягивают все участники команды и таким образом перекидывают

мяч на половину поля оппонентов.

Приложение № 4

Игры «Здравствуй друг!», «Верёвочка»

Игра «Здравствуй, друг»

Цель: развитие выдержки и навыков сотрудничества, формирование контроля за движениями; развитие умения быстро вставать в пары.

Ход игры

Дети стоят в кругу.

Здравствуй, друг! Поворачиваются вправо и приветственно

машут правой рукой.

Здравствуй, друг! Поворачиваются влево и машут левой

рукой.

Становись скорее в круг! Протягивают руки вперед.

Свою руку другу дай, Берутся за руки.

Хоровод наш начинай.

Поднимаем руки вверх, Идут по кругу, подняв вверх сцепленные руки.

Хорошо нам видно всех,

Руки вниз мы опускаем Останавливаются, опускают сцепленные

И тихонько приседаем. руки и приседают.

Друг за другом мы идем, Встают и идут по кругу, продолжая держаться за руки

Не спешим, не отстаем.

Делаем все разворот Поворачиваются кругом и, не расцепляя

И спиной идем вперед рук, двигаются по кругу спиной вперед.

А теперь остановились, Останавливаются и ставят руки на пояс.

Ручки наша расцепились.

Продолжается игра.

Разбежались – раз и два! Бег на носках врассыпную с остановкой

По сигналу (удар бубна или барабана).

Раз, два, три! 3 хлопка в ладоши.

Не отставайте, Грозят пальцем.

Себе пару выбирайте! 4 полуприседания.

Быстро встают в пары.

Коллективная игра «веревочка» известна с давних времен, в нее играли еще наши бабушки. Как играть в веревочку? Для игры нужна завязанная в кольцо веревка такого размера, чтобы за нее могли взяться двумя руками все желающие играть, и при этом между ними оставалось некоторое расстояние. Игроки становятся в круг и берут веревку в руки перед собой. Водящий входит в круг. Его задача – осалить кого-либо по рукам, которые держат веревку. Это основное условие. Поэтому участники могут, уворачиваясь от водящего, отрывать руки по одной или сдвигать в стороны. Тот, кого ведущий осалил, сам становится ведущим.

Приложение № 5

Методические рекомендации к организации физкультурных занятий Т. И. Осокиной

Части НОД

Этапы

ОРУ

(с общим оборудованием)

ОВД

Подвижная игра

(все этапы реализуются на одном занятии)

1 этап

Подготовительный

Выполняются в парах (1-2 занятия)

Разучивание с детьми основных видов движений на учебно-тренировочных занятиях классического типа (3-4 занятия)

Объяснение правил игры, постановка командной задачи

Создание проблемных ситуаций, направленных на продуктивное взаимодействие в двигательной деятельности. Выбор способов деления группы детей на команды

2 этап

Командный

В мини-командах по 4-6 человек

Выполнение движений в мини-командах с постановкой общей командной задачи

Проведение игры

3 этап

Рефлексивный

Совместное обсуждение результатов

4 этап

Самостоятельные творческие задания или создание новых условий для совершенствования детьми двигательных навыков (игры-квесты, походы).

Приложение № 6

Игры «Гусеница»,  «Скульпторы»

Подвижная игра «Гусеница»

Цель игры: физическое развитие, слух, ритм, внимательность, координацию движений.

Описание игры

Игроки образуют цепочку (встают друг за дружкой) – «гусеницу». Первый игрок – «голова», последний – «хвост».

Включается музыка и гусеница начинает движение в перед, при этом голова показывает различные танцевальные движения (руками, телом, ногами, головой, а остальные игроки стараются повторить эти движения.

Когда "голова" устает, он поворачивается к следующему за ним игроку, гладит его по голове, а сам переходит в хвост гусеницы.

Эта игра, продолжается с новым ведущим и с новыми движениями, так до тех пор, пока звучит музыка.

Как играть (правила)

1. Дети становятся в цепочку друг за другом, образуя гусеницу. Ребёнок, который стоит первым, становится «головой» гусеницы. Тот, кто стоит последним – «хвостом» гусеницы.

2. Игрок, который стоит во главе гусеницы, начинает движение вперёд под музыку с различными танцевальными движениями.

3. Стоящие за ним дети стараются повторить все движения «головы» гусеницы.

4. В любой момент игры первый игрок может повернуться к игроку сзади («хвосту», прикоснуться к его голове и стать в хвост гусеницы).

5. Тот, к кому прикоснулся первый игрок, становится «головой» гусеницы. Игра продолжается под музыку с новыми движениями, так как теперь их показывает новый игрок.

Игра «Скульпторы»

Количество игроков: любое
Лучше всего играть под музыку, если это невозможно, то нужно просто ограничить время, например 1-2 минутами.
Игроки делятся на пары: один игрок - скульптор, другой - скульптура. По команде ведущего скульпторы начинают «лепить» скульптуру. «Глина» принимает то положение, которое придает ей скульптор.
Когда музыка или время заканчивается, скульпторы останавливаются. Игроки рассматривают, что хотел изобразить скульптор. Побеждает та пара, скульптура которой узнана игроками.

Приложение № 7

Игры «Паровозики», «Змейка», «Два берега»

Малоподвижная игра «Паровозики»

С помощью считалки выбирается водящий, он будет Паровозиком:

Едет, едет паровоз -

Две трубы и сто колёс,

Две трубы и сто колёс

Машинист там рыжий пёс.

Он считает до пяти,

А водящим будешь – ты!

Остальные дети – вагончики. У каждого вагончика есть депо – цветной круг. У паровоза нет депо, и он стоит в стороне. Паровозик свистит (если нет свистка, то можно говорить громко: «Ту-ту!») и начинает собирать вагончики, дотрагиваясь до каждого ребенка. Вагончики цепляются друг за друга и следуя за паровозиком, покидают зону своих депо. Паровозик свистит во второй раз и вагончики вместе с паровозиком разбегаются, стремясь занять себе депо.  Тот ребенок, который не успеет занять депо, становится водящим и получает новый свисток.

Подвижная игра «Змейка»

Ход игры. Дети берут друг друга, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают ведущих. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры: по кругу, вокруг деревьев, делая резкие повороты, перепрыгивая через препятствия; водит цепь змейкой, закручивая ее вокруг крайнего игрока, затем ее развивает. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего. 

Правила: 

1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась. 

2. Точно повторять движения ведущего. 

3. Ведущему не разрешается бегать быстро. 

Указания к проведению. 

Играть в «Змейку» можно в любое время года на просторной площадке, лужайке, лесной опушке. Чем больше игроков, тем веселее проходит игра. Чтобы она проходила живо, надо учить детей придумывать интересные ситуации. Например, ведущий называет по имени последнего играющего, названный ребенок и стоящий с ним рядом останавливаются, поднимают руки, и ведущий проводит змейку в ворота. Или: по сигналу ведущего дети разбегаются, затем восстанавливают змейку.

Приложение № 7

Игра «Два берега»

Инвентарь: 

ортопедические дорожки, мячи малые, две корзины (ведра или контейнер), ортопедические коврики, гимнастическая скамейка, гимнастические коврики.

Число игроков – 2 – 10

Место для игры – спортивный зал, спортивная площадка или большая комната.

Подготовка к игре.

В длину спортивного зала (площадки, комнаты) по центру выкладываются ортопедические дорожки от 2 – 3 м. – это мостик. В начале и в конце ортопедической дорожки (мостика) кладут ортопедические коврики, либо гимнастические коврики, так чтоб игроки могли почувствовать разницу на ощупь ногами, между мостиком и берегами – это два берега (размер берегов 50\50 или 60\60). С обеих сторон от берегов ставят корзины. С одной стороны, там, где будет старт, корзина наполнена мячами (это один берег). С другой стороны, корзина пустая (это второй берег).

Все играющие снимают обувь и выстраиваются в колонну (шеренгу) по одному, или сидя на гимнастической скамейке, под ногами гимнастические коврики.

Игра.

Игра делиться на две группы:

  1. Командная игра
  2. Некомандная игра (игра личный зачет)

В начале игры руководитель с играющими определяет к какой группе будет относиться игра.

Игра (личный зачет)

Руководитель определяет последовательность каждого играющего. Играющие в установленном порядке выстраиваются в колонну (шеренгу) стоя или сидя на гимнастической скамейке. Первый игрок подходит к старту – берег с полной корзиной мячей. По сигналу руководителя он берет из корзины один мяч и быстро направляется по мостику на другой берег. Сойдя с мостика на другой берег, игрок кладет мяч в пустую корзину, и возвращается опять по мостику к берегу на котором стоит корзина, наполненная мячами (старт).

Победитель определяется:

Вариант1.

По наибольшему количеству переправленных мячей с одного берега на другой за определенное время.

Правила.

Продолжительность игры 1 минута, в течении которой участник переносит мячи с одного берега на другой. После окончания времени, руководитель

Приложение № 7

подает сигнал, и игрок останавливается. Если на момент остановки игры, мяч был в руках игрока, но он не успел его опустить в корзину, мяч не засчитывается. Руководитель подсчитывает вместе с игроком количество набранных в корзине мячей, число запоминают или записывают.

Игрок садится (гимнастическая скамейка) или встает в конец колонны (шеренга), а следующий участник готовится к игре. По сигналу руководителя игра продолжается. И так до последнего играющего.

Побеждает тот игрок, который перенес большее количество мячей с одного берега на другой за 1минуту.

Вариант 2.

По наименьшему результату по времени, при определенно-установленном количестве мячей, переправленных с одного берега на другой.

Правила.

В корзину кладут определенное количество мячей (например, 10 мячей), которые надо перенести с одного берега на другой. Побеждает тот, кто перенес мячи с одного берега на другой за меньший промежуток времени.

Командная игра.

Играющие делятся на две команды.

Количество мячей в корзине на старте соответствует числу, играющих в одной команде.

Если в командах по 7 человек, значит в корзине на старте в каждой команде по семь мячей.

И игра будет состоять из одного круга.

Если количество игроков в командах 2 – 4 человека, можно за одну игру пройти 2 – 3 круга, тогда количество мячей в корзине на старте не 7, а соответственно больше в два или три раза. Игру также заканчивает первый игрок (направляющий), который начинал игру.

Команды выстраиваются в установленном порядке, в колонну по одному стоя или сидя на гимнастической скамейке.

Первый игрок (направляющий) от каждой команды становятся на старт, по сигналу игрок берет мяч и быстро передвигается по мостику к другому берегу, наступив обеими ногами на берег, кладет мяч в корзину, и быстро возвращается обратно. Став ногами на берег, с правой стороны обходит, передает передачу хлопком по ладони (левой ладонью по левой ладони) следующему игроку, а сам становится в конец колонны. Побеждает команда, в которой первый игрок (направляющий), который начинал игру окажется на старте, он поднимает вверх руку (финиширование). Команда получает выигрышное очко – 2. Игра остановлена. Далее подсчитывается количество мячей в корзине каждой команды. Если при остановке игры, другая команда успела опустить мяч в корзину, но при этом игрок двигается по мостику, мяч засчитывается. Если при остановке игры, мяч находится в руках, мяч не

Приложение № 7

засчитывается. Подсчитав количество мячей каждой команды, плюс выигрышное очко – 2 (за финиширование), определяется победитель этой игры.  

Общие правила:

  1. От первого берега с полной корзиной (старт) до второго берега куда переносится мяч, и возвращение к старту – это один путь.
  2. При переноске с одного берега на другой (один путь), можно переносить только один мяч.
  3. При переходе с одного берега на другой, передвигаться строго по мостику.
  4. При передвижении по мостику, игрок держит осанку ровной (положение рук в стороны).
  1.  Если игрок роняет мяч из рук или опускает мяч мимо корзины, в игре (командная игра), он возвращается обратно к старту и проходит путь сначала. Если игрок роняет мяч во второй раз, он возвращается к старту и передает передачу следующему игроку.
  2. Если игрок роняет мяч из рук или опускает мяч мимо корзины, в игре (личный зачет), он возвращается обратно к старту и проходит путь сначала. Повторение не ограниченное количество раз, по правилам игры во временном промежутке.
  3. При переходе по мостику, с одного берега на другой, при заступе мимо мостика за каждое касание стопой – 1 штрафное очко. Если за один путь игрок набирает три штрафных очка – мяч не засчитывается.
  4. В командной игре, при заступе на мостике, игрок получает 3 – штрафных очка за один путь, мяч не засчитывается, он возвращается к старту, передает передачу следующему.
  5. В игре (личный зачет) при заступе на мостике, игрок получает 3 – штрафных очка за один путь, мяч не засчитывается (если мяч опущен в корзину), игрок возвращается к первому берегу (старт), берет мяч, и обратно проходит путь. Также во время игры в личном зачете, если игрок в пути, не дойдя до второго берега (мяч у него в руке), заступает три раза и более за пределы мостика, тогда он возвращается обратно к первому берегу (старт), опускает мяч в корзину, затем обратно берет мяч и продолжает игру.
  1.  Штрафные очки не накапливаются до трёх. Если игрок, проходя путь получил два штрафных очка, но при этом донес мяч и вернулся к старту, в последующем пути предыдущие два штрафных очка уже не считаются.
  2.  Нельзя наклоняться, тянуться, перебрасывать и опускать мяч в корзину, стоя на мостике. Обязательно необходимо двумя стопами стоять на берегу, перед тем как взять мяч из корзины, и сходить с

Приложение № 7

мостика на берег перед тем, как опустить мяч в корзину. За нарушение, мяч не засчитывается, игрок возвращается и обратно проходит путь (неограниченное количество раз).

Указания руководителю игры.

  1. При разучивании игры можно вначале допускать заступы на мостике, в дальнейшем же, когда игра будет хорошо усвоена, необходимо строго соблюдать правило №3.
  2. Обязательно в командной игре отработать передачу хлопка по ладони (передача левой ладони по левой ладони), рука опущена на уровне таза.
  3. В командной игре следить, чтоб игрок при передаче, обходил корзину справа налево, игрок принимает передачу и также двигается к старту справа налево, что б не происходило столкновения.
  4. В игре (командная игра), руководителю нужен помощник, контролировать мячи, которые не засчитаны по причине: урона, опускание мяча мимо корзины или за штрафные 3 – очка. Помощник возвращает мячи, которые не засчитаны в корзину – на берег (старт).

Приложение № 8

Консультация для родителей «Тимбилдинг для укрепления семьи»

Цель дружной и счастливой семьи состоит в том, чтобы учитывались интересы каждого, и всем было комфортно и уютно в ней. Родители должны прислушиваться к мнению каждого из детей, если их несколько, и не ущемлять права ни одного, ни другого.

Всем нужно уделять внимание и распределять любовь поровну, чтобы не было ревности между детьми. Для этого очень полезно проводить как можно больше времени вместе за совместными играми, отдыхом и веселым общением.

Психологи давно разработали эффективные способы, объединяющие и укрепляющие отношения в различных коллективах. Одним из таких способов является тимбилдинг.  Это понятие достаточно хорошо известно для сплочения команд в различных крупных бизнес компаниях. Но идеи тимбилдинга так же отлично подходят для семей.

Обычно это различные игры на свежем воздухе, которые направлены на то, чтобы малознакомые люди или просто знакомые и коллеги лучше узнали друг друга, подружились и таким образом стали настоящей командой. Это отличный вариант и для семейного досуга, потому что идеи для совместных занятий и игр очень интересные. Они позволяют не только провести совместное время с пользой, но и наладить положительную атмосферу в семье, а так же развить коммуникативные навыки каждого из члена семьи.

Видов тимбилдинга в настоящее время распространилось очень много и выбор конкретного направления будет зависеть от общих предпочтений, размера семьи и от возраста детей.

Виды тимбилдинга:

Активный спортивный отдых. Этот вид чаще всего проводится на природе и предполагает сплочение коллектива в ходе спортивных игр, квестов или эстафет. Подойдут любые виды спорта на свежем воздухе, начиная от езды на роликовых коньках, заканчивая игрой в футбол. Для школьников придумайте небольшие задания или соревнования по определенному маршруту. А если дети уже достаточно взрослые, то их наверняка заинтересует поездка на квадрациклах или штурм канатной дороги. Участие в активных играх подразумевает участие всех членов семьи, поэтому не стоит отсиживаться в сторонке. Такие развлечения помогут вам лучше понять друг друга, укрепить семейный дух и преодолевать любые препятствия вместе и дружно.

Распределение по ролям. За идею берется какой-либо исторический или выдуманный  сюжет. Например, древнегреческие мифы, бои и сражения, фильмы о космических героях или пиратских приключениях. Все наряжаются соответственно выбранному сценарию и воссоздают роли

Приложение № 8

исторических или экранных героев. Обязательно не забудьте запечатлеть это действо на фото или видеокамеру.

Творческий тимбилдинг. Под этим видом понимается совместное творчество любых направленностей. Например, рисование всей семьей совместной картины или подготовка музыкального концерта с песнями и танцами. Главное, чтобы всем было весело, и никто не скучал.

Почему каждый человек так нуждается в крепкой и дружной семье? В поддержке и взаимопонимании со своими близкими людьми? Ведь не секрет, что все черты характера и психологическое развитие закладывается еще в детском возрасте.  Как правило, люди из неполных семей или те, кто не получал достаточно любви и поддержки от своих родителей, вырастают менее счастливыми. А иногда даже с некоторыми психологическими травмами. Поэтому для детей так важно воспитываться в полной, счастливой семье, где мама и папа любят друг друга. Малыши глядя на родителей впитывают эту любовь и перенимают модель их отношений в свою будущую семью.

Если у ребенка была хорошая семья с дружескими отношениями, то в большей степени вероятности, что он создаст такую же крепкую ячейку общества. В переходящем возрасте, когда подросток вступает в стадию взросления, не менее важна поддержка родителей и ощущение, что он не один, у него есть «сильная команда» близких и родных людей. Во взрослой жизни, когда необходимость в заботе от  родителей отходит на второй план и у нас появляется своя семья нужно приложить все силы, чтобы она была дружной и крепкой. По статистике семья и брак благотворно влияет на здоровье женатых мужчин. Ведь согласитесь, никто не позаботится о питании и своевременном лечении мужа, как его жена. А женщины в свою очередь, тоже  обретают свое настоящее счастье только в браке, родив ребенка от своего любимого мужа. Семья дарит нам психологическую уверенность в себе, поддержку и помогает легче справляться с любыми трудностями. Таким образом, семья - это круговорот взаимоотношений между мужем, женой и их детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со взрослыми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности.

В процессе физкультурно-оздоровительной деятельности в дошкольной организации обязательно должно быть не только положительное, эмоциональное проявление, но и дружеское взаимодействие воспитанников в к...

Педагогическая технология обогащения представлений об эмоциях и чувствах у детей старшего дошкольного возраста посредством музыки "Музыкальные шедевры" (О.П. Радынова)

Данная технология является результатом многолетних поисков и исследований, направленных на выявление эффективных путей приобщения детей к музыкальному искусству. Размышления и эксперименты ставили цел...

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

«Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр».

laquo;Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевых игр»....

Формирование представлений о количестве и счете у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игр математического содержания

laquo;Формирование представлений о количестве и счете у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования игрматематического содержания»....