Тезисы на тему "Физическое развитие - одно из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте введения ФГОС ДО"
учебно-методический материал по физкультуре

Чехонадских Светлана Анатольевна

 

«Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте

введения ФГОС ДО»

Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В этот период закладываются основы здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребёнок в эти годы, во многом зависит его будущее. (2слайд)

Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы является    физическое воспитание. Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Физическая слабость вызывает самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка. (3слайд)

Российскими медиками был произведён сравнительный анализ показателей здоровья детей и выявлено, что количество детей  с хронической патологией увеличилось за последние 10 лет в 2 раза, а количество  детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, уменьшилось в 3 раза.  Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи. Также распространены нарушения работы опорно-двигательного аппарата. По наблюдениям специалистов, у 12% дошкольников имеют место выраженные формы психических расстройств и психических нарушений. В комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов, нарушений сна, невропатии.  (4 слайд)

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Так как в настоящее время у детей дошкольного возраста ослабленное здоровье, приоритетным  направлением в нашем детском саду является образовательная область «Физическое развитие» в рамках  ФГОС дошкольного образования, направленная на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлении о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. (5слайд)

Физическое  развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). (6слайд)

         В детском саду созданы необходимые условия для физического развития детей дошкольного возраста. Имеется зал для проведения физкультурных занятий; спортивная площадка, оснащенная беговой дорожкой, полосой препятствий;  на групповых площадках имеются металлические конструкции для игр и двигательной активности детей; во всех группах оборудованы физкультурные уголки с достаточным количеством разнообразного спортивного инвентаря, а также физкультурным оборудованием, изготовленным из нетрадиционного материала (массажеры, массажные коврики, пособия для подвижных и спортивных игр).

        Слайд(Фрмы работы по физическому воспитанию)

Систематическая работа с детьми по физическому  воспитанию включает разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы: Утренняя гимнастика

Физкультминутка 

Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Подвижные игры.

В старших возрастных группах на прогулке планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. 

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения

Упражнения в основных видах движений.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Бег и ходьба.

 

Прыжки.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. 

Метание, бросание и ловля мяча.

Упражнения на полосе препятствий.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, «козлы», дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др

Спортивные упражнения.

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.

Зарядка  после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную  профилактику  нарушений осанки и плоскостопия

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется  взрослым в разное время дня: утром до завтрака,  в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки

Занятия гимнастикой

 

Музыкально-ритмическая деятельность  так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит  общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие  органов  дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается  работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Спортивные праздники

Пальчиковая гимнастика.

Массаж и самомассаж.

Гимнастика для глаз.

Закаливание  является важнейшей частью физического воспитания дошкольников

Виды закаливания: 
- ежедневные  оздоровительные прогулки  на свежем воздухе;

- водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма  пищи и после сна прохладной   водой или  водой  комнатной температуры

- воздушные ванны   и ходьба по «дорожкам здоровья»  после сна; 
- ходьба  по коррегируюшим дорожкам.

Но основной изюминкой  физического развития являются занятия в бассейне.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание создает благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставит его на одно из первых мест в занятиях физической культурой.

Постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша. 

Во время нахождения в воде, разгружается позвоночник ребенка, что немаловажно для профилактики сколиоза и формирования правильной осанки. Во время плавания для передвижения в воде задействуются те группы мышц, на которые в повседневной жизни нагрузка приходится незначительная. Таким образом, обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует также и формированию хорошей фигуры, улучшению тонуса мышц. Благотворно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребёнка, оказывает положительное влияние на нервную систему. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон. 

Немаловажно и то, что занятия в бассейне способствуют нормализации обменных процессов, за счет чего ребенок чувствует себя намного лучше – здоровье улучшается, а иммунитет  укрепляется.

     Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство. Важным элементом обучения плаванию детей дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.

 Специалисты отмечают, что обучение плаванию, а затем – и регулярные занятия плаванием приводят к тому, что ребенок становится более устойчивым к распространенным детским заболеваниям и болеет гораздо реже сверстников. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_konferentsiya.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Физическое развитие - одно  из приоритетных направлений развития дошкольников в контексте

введения ФГОС ДО»

Первые годы жизни – имеют огромное значение в жизни человека. В этот период закладываются основы здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формируются нравственные качества, складываются черты характера. От того как воспитывается ребёнок в эти годы, во многом зависит его будущее. (2слайд)

Основой всестороннего развития ребёнка в первые годы является    физическое воспитание. Болезненный, физически плохо развитый ребёнок обычно отстаёт от здоровых детей в учёбе: у него хуже память, внимание, он быстрее утомляется. Физическая слабость вызывает самые различные расстройства в деятельности организма, не только ведёт к понижению способностей, но и расшатывает волю ребёнка. (3слайд)

Российскими медиками был произведён сравнительный анализ показателей здоровья детей и выявлено, что количество детей  с хронической патологией увеличилось за последние 10 лет в 2 раза, а количество  детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, уменьшилось в 3 раза.  Среди хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, аллергические заболевания кожи. Также распространены нарушения работы опорно-двигательного аппарата. По наблюдениям специалистов, у 12% дошкольников имеют место выраженные формы психических расстройств и психических нарушений. В комплексе таких нарушений преобладают различные формы неврозов, нарушений сна, невропатии.  (4 слайд)

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения. Так как в настоящее время у детей дошкольного возраста ослабленное здоровье, приоритетным  направлением в нашем детском саду является образовательная область «Физическое развитие» в рамках  ФГОС дошкольного образования, направленная на укрепление физического и психического здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и формирование представлении о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста. (5слайд)

Физическое  развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

  • двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). (6слайд)

         В детском саду созданы необходимые условия для физического развития детей дошкольного возраста. Имеется зал для проведения физкультурных занятий; спортивная площадка, оснащенная беговой дорожкой, полосой препятствий;  на групповых площадках имеются металлические конструкции для игр и двигательной активности детей; во всех группах оборудованы физкультурные уголки с достаточным количеством разнообразного спортивного инвентаря, а также физкультурным оборудованием, изготовленным из нетрадиционного материала (массажеры, массажные коврики, пособия для подвижных и спортивных игр).

        Слайд(Фрмы работы по физическому воспитанию)

Систематическая работа с детьми по физическому  воспитанию включает разнообразные, как традиционные, так и нетрадиционные формы: Утренняя гимнастика

Физкультминутка 

Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Прогулка — это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей.

Подвижные игры.

В старших возрастных группах на прогулке планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. 

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения

Упражнения в основных видах движений.

Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Бег и ходьба.

Прыжки.

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в разных видах прыжков, так как они являются также действенным средством для повышения двигательной активности детей и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. 

Метание, бросание и ловля мяча.

Упражнения на полосе препятствий.

С целью закрепления навыков в основных видах движений, развития ловкости и поддержания интереса детям предлагается ряд упражнений (в определенной последовательности и с постепенным усложнением) на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: гимнастические скамейки, бревна, «козлы», дуги, наклонные бумы, щиты для метания, стойки с веревочкой и др

Спортивные упражнения.

Во время пребывания детей на групповом участке или на спортивной площадке следует отводить значительное место спортивным упражнениям. Спортивные упражнения способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Они планируются по-разному в зависимости от времени года: зимой — это катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам; весной и летом — езда на велосипеде и катание на самокате.

Зарядка  после дневного сна позволяет поднять активность детей, улучшить эмоциональный настрой, провести активную  профилактику  нарушений осанки и плоскостопия

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется  взрослым в разное время дня: утром до завтрака,  в перерыве между занятиями, в свободное время после дневного сна, во время прогулки

Занятия гимнастикой

Музыкально-ритмическая деятельность  так же благотворно влияет на физическое развитие детей: происходит  общее укрепление здоровья: развитие и рост опорно-двигательного аппарата; развитие  органов  дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма; формируется правильная осанка, повышается  работоспособность, жизненный тонус организма, совершенствуется развитие координации движений.

Спортивные праздники

Пальчиковая гимнастика.

Массаж и самомассаж.

Гимнастика для глаз.

Закаливание  является важнейшей частью физического воспитания дошкольников

Виды закаливания: 
- ежедневные  оздоровительные прогулки  на свежем воздухе;

- водные процедуры: умывание, мытьё рук прохладной водой, полоскание рта после каждого приёма  пищи и после сна прохладной   водой или  водой  комнатной температуры

- воздушные ванны   и ходьба по «дорожкам здоровья»  после сна; 
- ходьба  по коррегируюшим дорожкам.

Но основной изюминкой  физического развития являются занятия в бассейне.

Умение плавать относится к числу жизненно-необходимых навыков. Плавание создает благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставит его на одно из первых мест в занятиях физической культурой.

Постепенное обучение плаванию укрепляет детский организм и выступает важным элементом закаливания. Обучение плаванию детей дошкольного возраста, способствует укреплению мускулатуры ребенка, благотворно сказывается на дыхательной системе малыша. 

Во время нахождения в воде, разгружается позвоночник ребенка, что немаловажно для профилактики сколиоза и формирования правильной осанки. Во время плавания для передвижения в воде задействуются те группы мышц, на которые в повседневной жизни нагрузка приходится незначительная. Таким образом, обучение плаванию детей дошкольного возраста способствует также и формированию хорошей фигуры, улучшению тонуса мышц. Благотворно сказывается плавание и на эмоциональном состоянии ребёнка, оказывает положительное влияние на нервную систему. Так, во время плавания обеспечивается своеобразный водный «массаж», за счет чего снимается напряжение (как нервное, так и физическое) и утомление, улучшается сон и отлаживается эмоциональный фон. 

Немаловажно и то, что занятия в бассейне способствуют нормализации обменных процессов, за счет чего ребенок чувствует себя намного лучше – здоровье улучшается, а иммунитет  укрепляется.

     Однако нужно помнить, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию должны быть направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть это неприятное чувство. Важным элементом обучения плаванию детей дошкольного возраста являются игровые упражнения. Известно, что для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Посредством игры малыш получает необходимые ему знания, умения и навыки. Все это в полной мере относится и к обучению плаванию.

 Специалисты отмечают, что обучение плаванию, а затем – и регулярные занятия плаванием приводят к тому, что ребенок становится более устойчивым к распространенным детским заболеваниям и болеет гораздо реже сверстников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ритмопластика как средство развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях введения ФГОС.

ФГОС ставит задачу сохранения и поддержание индивидуальности и творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры. Одним из средств, позволяющих это сделать, является РИТМОПЛАСТИКА. Р...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО

Понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательног...

Ранняя профориентация дошкольников как одно из приоритетных направлений развития образовательной политики государства

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики.В жизни каждого человека проф...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей

На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...

Музыкально-развивающая среда - как одно из средств индивидуализации педагогического процесса в контексте введения ФГОС ДО

Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но...