Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.
статья по физкультуре

Правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fornsportal26022023.odt63.79 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения.

Адаптивная физическая культура в данное время является мало исследованной темой в физическом воспитании. В настоящее время в России ученые и практики более внимательно стали относиться к вопросу физического развития лиц с особенностями физического развития и здоровья, как главному и важному фактору в реабилитации и интеграции в общество.

В совершенной мере это можно отнести и к вопросу физического воспитания лиц слепых и слабовидящих.

Давно известно положительное влияние физических упражнений и спорта на улучшение здоровья и самочувствие слепых и слабовидящих. Влияние физических упражнений на физическое состояние выражается в укреплении костной системы, в увеличении мышечной силы, в возрастании способности совершенствовать разнообразные движения, улучшении координационных способностей

Изучению вопроса об улучшении физического и психического состояния слепых и слабовидящих посвящен ряд работ, однако при этом объем литературы, специально посвященной гигиеническим особенностям проведения занятий по адаптивной физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения крайне мал. Недостаточная разработанность данной проблемы и определила выбор темы статьи.

Целью статьи является на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы обосновать гигиенические особенности проведения занятий по адаптивной физической культуре с дошкольниками с нарушением зрения.

Физкультурно-оздоровительные занятия со слепыми и слабовидящими  детьми дошкольного возраста должны , прежде всего, способствуют:

 - Усвоению навыков ориентировки в пространстве;

-  Улучшению здоровья;

- Увеличению уровня физического состояния;

- Коррекции физического развития;

- Ликвидации скованности в движениях;

- Тренировки координационной точности в движениях;

- Воспитанию чувства ритма и равновесия

Выделяют 3 группы упражнений для детей с нарушением зрения:

1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор;

3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор.

Для слепых:

 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор;

2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При проведение занятий с лицами с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Для детей с нарушениями зрения планировка и оборудование спортивного зала имеют ряд особенностей, направленных на обучение детей правильным двигательным навыкам:

 − разделение зала на две зоны (гимнастическая для занятий на снарядах и основная для игровой деятельности).

Пол основной зоны должен быть на 6-7 см ниже пола гимнастической зоны и иметь однородную структуру покрытия.

Снаряды фиксируются стационарно;

− устройство вибрирующей полосы настила части пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала между двумя зонами с наклоном в сторону основной зоны зала на 10-12°

В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на учебно-тренировочных занятиях. Во время тренировки тренеру-преподавателю следует постоянно контролировать самочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение координации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху.

При проведении занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке.

Так же при проведении занятий необходимо учитывать следующие гигиенические требования:

- температура воздуха в спортивном зале должна быть не ниже +14ºС, воздухообмен – не менее 80м3 воздуха в час на одного человека;

- количество обучающихся в спортзале устанавливается из расчета не менее 4м2 на одного обучающегося без учета «зон безопасности»;

- освещенность спортивного зала на уровне пола должна составлять не менее 200лк;

световой коэффициент (отношение площади окон к площади пола при естественном освещении должен составлять 1/4-1/6;

- стены должны быть ровными, гладкими, окрашенными в светлые тона на всю высоту панелей (до 3м), легко моющимися, краска должна быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться и не пачкаться при касании стен;

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении важно осуществить весь комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение восстановления зрительных функций с целью совершенствования условно рефлекторной основы их стабилизации и дальнейшего развития, организовать режим жизнедеятельности ребенка и психолого-педагогическое сопровождение благополучного психоэмоционального состояния ребенка, имеющего проблемы в неврологическом статусе, проводить комплекс тифлопедагогических и общеразвивающих мероприятий, обеспечивающих успешное развитие психической познавательно-ориентировочной деятельности на основе активного и качественного использования зрительного восприятия, осуществить комплекс оздоровительно-физкультурных мероприятий, обеспечивающих укрепление соматического и физического здоровья, организовать предметно-пространственную среду, в соответствии с лечебно-восстановительными задачами, сформировать у детей и их родителей сознательное отношение к врачебным рекомендациям, воспитать у ребенка желание вылечиться, организовать зрительный труд детей в соответствии со степенью и характером зрительного расстройства.

Соблюдение всех офтальмо-гигиенических и санитарно-гигиенических требований ведет к сохранению устойчивой зрительной работоспособности в течение дня и недели, снижение высокой физической и психической утомляемости. Приверженность статико-динамическому режиму и режиму зрительных нагрузок, воспитание сознательного отношения ребенка и взрослых к проблемам слабовидения, организация предметно-пространственной среды в образовательном дошкольном учреждении так же благоприятно отражается на соматическом и физическом здоровье детей и их психоэмоциональном тонусе.

Самым важным при выполнении офтальмо-гигиенических мероприятий является охрана остаточного зрения и поддержка зрительной системы на фоне глубокого органического поражения.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы о том, что правильная организация воспитательного процесса для детей дошкольного возраста  с нарушением зрения способствует повышению уровня работоспособности, формированию удовлетворительной биологической и социально-психологической адаптации.


Список использованных источников

  1. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р. И. Азарян, переизд // М. : Физкультура и спорт, 2010. – 115с.
  2. Бобок, Н. В. Гигиенические требования к организации и условиям обучения детей в учреждениях специального образования: учеб.-метод. пособие / Н. В. Бобок, Т.С. Борисова – Минск: БГМУ, 2017. – 50 с.
  3. Волосовец, Т.В. Методические рекомендации по организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении. - Письмо Минобразования РФ от 4 июня 2003 г. N 27/2897-6 [электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kartyo.ru/korro/files/ant/Doc/68.htm (Дата обращения: 07.12.2021).
  4. Дмитриев, В.С. Адаптивная физическая реабилитация /В.С. Дмитриев [Электронный ресурс]. Режим доступа:  http://www.litsoch.ru/referats/read/314463/. Дата доступа: 08.12.2021.
  5. Жуков Ю.Ю. Технологии адаптивной физической культуры в работе с лицами с сенсорными нарушениями (для слепых и слабовидящих). Уч.поосбие /Ю.Ю. Жуков.-СПб.: Национальный государственный универитет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, 2014.-182 с.
  6. Основные гигиенические требования к местам занятий по адаптивному физическому воспитанию [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studopedia.ru/ (Дата обращения: 08.12.2021).

  7. Попов С. Н, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева / Лечебная физическая культура : учебное пособие / Попов С.Н, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева // М. : «Академия», 2013. – 416с.
  8. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под. ред. проф. С.П. Евсеева.-М.: Советский спорт, 2001.-152 с.
  9. Фомичева, Л.В. Клинико-Педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. - СПб.: КАРО,2007.
  10. Физическое воспитание в реабилитации детей с особенностями психофизического развития.   / Под ред. П.И. Новицкого. Витебск. Издательство Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова, 2021.- 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)

Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми дошкольного возраста для детей с тяжелыми нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие)Тема: Весенняя прогулка....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Развитие физических качеств на занятиях физической культуры у детей дошкольного возраста с нарушением осанки.

Аннотация: Данная статья посвящена развитию физических качеств у детей дошкольного возраста. В статье рассматриваются методы, средства, и показатели развития физических качеств дошкольников с нарушени...

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

Конспект занятия по адаптивной физической культуре для детей 5-6лет, имеющих нарушения ОДА

Задачи: Образовательные: - обучение правильному выполнению упражнений с гимнастической палкой, - способствовать развитию мышечной и зрительной памяти, силы, выносливости, координации. Развивающие...

Особенности работы логопеда с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения.

Речевые нарушения у детей с нарушением зрения встречаются гораздо чаще, чем у их нормально развивающихся сверстников. Эти нарушения имеют различную форму и степень тяжести....