Статья:"Состояние проблемы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения"
статья по физкультуре

Ирина Борисовна Суворова

Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 Автор: инструктор

по физической культуре,

Суворова И.Б.

Аннотация: в статье рассматривается физкультурно-оздоровительная работа в детском саду, которая включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. В соответствии с ФГОС ДО цели физкультурно-оздоровительной работы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.

Ключевые слова: Здоровье, здоровый образ жизни, укрепление здоровья, физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание, физическая незрелость, система физического воспитания.

               Всем известно, что будущее каждой страны – это подрастающее поколение. Его физическое и интеллектуальное развитие во многом определяется состоянием здоровья и уровнем культуры. Серьезную обеспокоенность в настоящее время вызывают выраженные изменения в состоянии здоровья детей. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. По данным В.Г. Алямовской, наблюдается высокий процент физиологической незрелости (более 60 %), которая становится причиной роста (до 70 %) функциональных и (до 50 %) хронических заболеваний. Каждый второй дошкольник имеет морфофункциональную патологию; 42 % – хронические заболевания. Лишь 6-8 % выпускников ДОУ признаны абсолютно здоровыми. Связанная с ухудшением здоровья подрастающего поколения ситуация продолжает обостряться. Негативными факторами, усугубляющими сложившееся положение, являются: недооценка занятий физическими упражнениями в качестве превентивного и профилактического средства в поддержании здоровья, недостатки в организации системной работы по формированию здорового образа и стиля жизни, некомпетентность родителей в вопросах физической культуры, отсутствие преемственности в физкультурном образовании, интенсификация и информатизация образовательного процесса, стрессовая педагогическая тактика, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям дошкольников. Это, в свою очередь, высвечивает проблемы эффективности управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольных образовательных учреждениях, где большинство сотрудников педагогического коллектива в связи с введением должности инструктора по физической культуре обычно не считают данную работу приоритетной. В такой ситуации ответственность ложится во многом не только на инструкторов по физической культуре, но, прежде всего, на руководителей образовательных учреждений. Под понятием «физкультурно-оздоровительная деятельность» разные авторы понимают различные структурные компоненты, объединенные в единое целое. Профессор Л.Н. Волошина [2] считает, что физкультурно-оздоровительная деятельность это - сознательная, целенаправленная активность человека, результатом которой является оптимальный уровень функционального состояния, развития двигательных навыков, отсутствие болезней. Оптимизация процесса оздоровительной деятельности требует учета индивидуальных потребностей, мотивов, пола, возраста и других качеств человека. Как отмечают Л.Д. Глазырина, В.Н. Шебеко, Л.Н. Волошина, В.Т. Кудрявцев, реализация оздоровительной деятельности ДОУ - это четкая интеграция профилактического и организационного направления, педагогического и физическиформирующего воздействия на ребенка специфическими и неспецифическими средствами, целостной организацией педагогического процесса [2]. Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ при организации физкультурно-оздоровительной деятельности - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. По мнению Ширяева А.Г., в процессе образовательной деятельности ДОУ необходимо решить следующие задачи физкультурно-оздоровительной направленности:

 • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

• формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах; • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

• формировать основы безопасности жизнедеятельности;

• оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни

 Изучение научно-методической литературы свидетельствует, что наиболее эффективными формами физкультурно-оздоровительной деятельности являются:

 • утренняя гимнастика, аэробика;

 • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

• занятия, прогулки, походы;

• совместные досуги с родителями и младшими школьниками;

 • спортивные праздники и развлечения, кружки.

Профилактическое направление включает в себя обеспечение благоприятного течения адаптации через систему мероприятий, выполнение санитарно-гигиенического режима, проведение обследования по скрининг- программе и выявление патологий, предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний. Организационное направление ориентировано на организацию  здоровьесберегающей среды в ДОУ, определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики, составление индивидуальных планов оздоровления, изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик, систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров, пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников

        Таким образом, система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Она одновременно является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспитания, которая помимо указанных компонентов включает так же учреждения и организации, осуществляющие и контролирующие физическое воспитание. В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей при взаимодействии субъектов образовательного процесса. На основе вышеизложенного к актуальным проблемам управления физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении относится:

- несовершенство деятельности медико-психолого-педагогической службы дошкольного учреждения в вопросах взаимосвязи с семьей, учитывая их социальный статус;

- отсутствие системы в лечебно-профилактической работе, отсутствие коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье;

- отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;

- недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);

- несовершенство физкультурно-оздоровительной работы

- несоответствие уровня профессиональной компетентности педагогических кадров современным требованиям к качеству воспитательно-образовательного процесса (несформированность умений применения в практике здоровьесберегающих технологий; авторитарное, должностное общение с детьми, инертность мышления; отношение воспитателей к родителям как к объектам воспитания; неполная информированность воспитателей об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду; стремление воспитателей избегать «живого» общения, подменить его анкетированием, информационными стендами);

 - уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ;

 -отсутствие должной материально-технической базы, отвечающей здоровьесберегающей направленности воспитательно-образовательного процесса. Как считает Данилина Т.А., данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:

- рост заболеваемости;

- подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;

- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;

- отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);

- выходит социально неадаптированная личность;

- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ;

Следовательно: физическое развитие и оздоровление детей осуществляется в условиях недостаточного научно-методического и практического обоснования системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью, что влечет за собой отрицательные социальные последствия. С целью их предупреждения в современном дошкольном образовании становится востребованной многоуровневая технология управления физкультурно-оздоровительной деятельностью. Необходимость введения новых управленческих решений вызвана проблемами в планировании результатов обучения и их отслеживании, отсутствии оценки физкультурной образованности, воспитанности, социальной адаптации, в не разработанности уровней управления физкультурно-оздоровительной деятельностью субъектов образовательного процесса ДОУ. Физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольном учреждении представляет собой целостную организацию образовательного процесса, обеспечивающую сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Мы считаем, что имеющаяся в настоящее время в детском саду система управления физкультурно-оздоровительной деятельностью позволяет качественно решать задачу воспитания физически развитой, социально-активной, творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Таким образом, цель управления физкультурно-оздоровительной деятельностью заключается в обеспечении организационно-управленческих условий, функционировании структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Такими показателями для дошкольного учреждения являются показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности детей, компетентности воспитателей и родителей в физкультурно-оздоровительной деятельности, развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.

Литература

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в ДОУ: курсы повышения квалификации работников дошкольного образования // газета Дошкольное образование. 2004 - №17, 18, 19, 20, 21, 23, 24.

2. Волошина Л.Н. Педагогическое наблюдение за двигательной активностью / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 6. - C.90-92

3. Волошина Л.Н. Игры с элементами спорта для детей 3-4лет: программа «Играйте на здоровье» и ее технология применения в ДОУ: учеб. Метод.пособие/ Л.Н.Волошина, Т. Н. Курилова – М: ГНОМ и Д.. – 2004. -112с.

4. Кудрявцев В.Т. «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» //Дошкольное воспитание, № 1,2 2004

5. Карманова Л.В. Занятие по физической культуре в старшей группе детского сада. - М.: Нар. Асвета. 1980.

 6. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века /Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. - М., 2000.

7. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности. Проект «Азбука здоровья и развития»

Вид проекта: информационно-игровой, практический, групповой;Участники проекта: дети старшей группы, медицинский персонал, педагоги, родители;Срок реализации: долгосрочный:  с 01.09.2012г.- ...

Статья "Инклюзивный подход в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ".

В статье раскрываются принципы инклюзивного подхода в физкультурно–оздоровительной работе педагога ДОУ....

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлены основные подходы к управлению физкультурно-оздоровительной деятельностью детей в дошкольной образовательной организации. С целью выявления основных подходов в управлении физкульт...

Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта.

Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений  в образовательной системе дошкольного учреждения и прежде всего ...

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад №156 «Сказка» в рамках реализации части образовательной программы дошкольного образов

Анализ состояния и условий осуществления образовательной деятельностиМуниципального казенного Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов...