Программа дополнительного образования детей по физическому развитию детей 5 -7 лет «Тренажёрик»
материал по физкультуре

Усынина Марина Владимировна

Программа дополнительного образования детей

по физическому развитию

детей 5 -7 лет

«Тренажёрик»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.programma_trenazherik.docx47.87 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования детей

по физическому развитию

детей 5 -7 лет

«Тренажёрик»

Составитель:

 инструктор по

физической культуре

М.В. Усынина

 

Содержание

I. Пояснительная записка.........................................................................................................3

1.1. Актуальность......................................................................................................................3

1.2. Цель, задачи программы...................................................................................................4

1.3. Принципы к формированию программы ………………………………………………4

1.4. Возрастные, психологические и индивидуальные характеристики особенностей развития детей ………………………………………………………………………………..5

        1.5 Планируемые результаты освоения программы ……………………………………….5

II. Условия реализации программы …………………………………………………………5

2.1. Средства реализации программы ………………………………………………………5

2.2. Перечень физкультурного оборудования ……………………………………………...5

2.3. Технические средства обучения ………………………………………………………..7

2.4. Наглядные пособия …….………………………………………………………………..7

III. Формы организации работы с детьми ..…………………………………………………7

3.1. Учебный план ……………………………………………………………………………7

3.2. Календарно-тематический план работы ……………………………………………….7

3.3 Методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием тренажеров ……………………………………………………………….10

3.4. Медико- педагогические наблюдения и контроль за состоянием здоровья детей ...11

3.5.Формы и средства отслеживания результативности ………………………………….12

3.6. Ожидаемые результаты …………………………………………………………………12

IV. Список литературы ………………………………………………………………………12

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Согласно ФГОС «Физическое развитие включает приобретение опыта                           в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной                           с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением движений.

Комплексному решению всех этих задач способствует использование тренажеров в работе с детьми. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они достаточно просты и удобны в обращении: могут использоваться в образовательной деятельности по физической культуре, во время гимнастики как после дневного сна, так и утром, на физкультурных праздниках и досугах, в самостоятельной деятельности. Работа на них позволяет детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты движений, ловкости, гибкости и общей выносливости; удовлетворить их потребность в двигательной активности. Кроме того, эти упражнения значительно повышают эмоциональный тонус, активизируют познавательную деятельность, воспитывают выдержку, решительность, смелость, любознательность, воображение, формируют умение бережно обращаться с пособиями, управлять своим поведением и обращаться со сверстниками.

Применение тренажеров наиболее целесообразно в старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет). Этот возраст наиболее благоприятен для развития координационных и скоростно-силовых качеств, выносливости и гибкости. Дети этого возраста уже способны анализировать свои движения и действия, контролируя, таким образом, свое самочувствие. Двигательная активность (ДА) к 6 годам становится более целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и желаниям. Во время занятий с тренажерами старшие дошкольники стремятся не только поддерживать высокий уровень ДА, но и проявлять физические возможности – силу, ловкость, выносливость.

Занятия с тренажерами должны оказывать тренирующее воздействие на организм. Известно, что тренирующий эффект может достигаться при среднем уровне частоты сердечных сокращений (ЧСС) 140 – 160 ударов в минуту у детей 6 – 7 лет. Верхняя граница изменения ЧСС находится в пределах 160 – 180 ударов в минуту. Как правило, нагрузки при этом должны быть кратковременными (длительность непрерывной работы – 2-3 минуты).

Целенаправленная и систематическая работа на тренажерах способствует решению данной проблемы. Но для того, чтобы работа на них оказывала положительное воздействие на организм ребенка, педагог четко должен знать организацию, содержание и методику работы с детьми на современных тренажерах. Однако, данное направление является малоизученным. Некомпетентность педагогов в методике по данной проблеме, и недостаточная оснащенность разными видами тренажеров не дает эффективного результата.

Таким образом, работа над программой дополнительного образования по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Тренажёрик", является перспективным направлением.

Нормативное обеспечение программы:

•        Федеральный Закон об Образовании в Российской Федерации №273-ФЗ;

•        Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, глава XII Требования к организации физического воспитания;

•        Приказ Минобрнауки России от 13 октября 2013 г. №1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

•        Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г №1155. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»

•        Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка»;

•        Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Сказка», парциальная программа «Физическая культура в детском саду» (старшая группа, подготовительная к школе группа) Л.И. Пензулаева.

Срок реализации программы 1 год

1.2. Цель, задачи программы

        

Цель программы: Сохранение и укрепление здоровья детей путем использования детских тренажеров, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Программа направлена на решение следующих задач:

- Обогащать детей элементарными знаниями о многообразии физических и спортивных упражнений;

- Обогащать двигательный опыт детей через занятия на различных детских тренажерах, развивать двигательные умения и навыки;

формировать и укреплять разные группы мышц опорно-двигательного аппарата (крупные, средние, мелкие);

- Развивать у детей основные физические качества (силу, быстроту, ловкость, выносливость и др.) и умение рационально использовать их  в различных условиях;

- Совершенствовать у детей такие качества личности, как дисциплинированность, выдержка, творческая активность, инициатива, самостоятельность, умение правильно оценить свои действия;

- Знакомить детей с правилами безопасного поведения во время занятий на тренажерах, учить соблюдать эти правила;

- Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

1.3.Принципы к формированию программы:

- Учёт индивидуальных особенностей детей, показатели их развития, уровня развития физических качеств, рекомендации врачей;

- Занятия строятся с постепенным уменьшением нагрузки за счёт уменьшения дозировки и интенсивности работы на тренажёрах;

- Занятия носят систематический характер (проводятся раз в неделю);

- Тренажёры регулируются, что позволяет использовать их в роботе с детьми разной физической подготовки.

1.4. Возрастные, психологические и индивидуальные характеристики особенностей развития детей

                Старший дошкольный возраст - продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. Хорошо развита двигательная сфера. Идёт развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребёнка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребёнка, развития речи и подготовки к письму. В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные жизненные ситуации. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При организации совместных игр дети используют договор, умеют учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать эмоциональные порывы. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

1.5 Планируемые результаты освоения программы

- Осознанное отношение к собственному здоровью

- Овладение доступными способами его укрепления

- Формирование потребности в ежедневной двигательной активности

- Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.

II. Условия реализации программы

2.1. Средства реализации программы

В программу внесены нетрадиционные оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на расслабление, психогимнастика). Каждая из обозначенных технологий имеет оздоровительную направленность, а в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса программой предусмотрено использование таких методов как: создание вариативности педагогических условий (за счет внесения нового тренажера, усложнения содержания двигательных заданий и т.д.), активизация мыслительной и двигательной деятельности детей, поощрение.

А также использование приёмов: создание поисковых ситуаций, предоставление ребенку самостоятельного выбора способа выполнения действий, включение наводящих вопросов для проявления воли, решительности, смелости и находчивости детей.          

2.2. Перечень физкультурного оборудования

Дизайн и конструкция тренажеров должны соответствовать условиям эксплуатации в закрытых помещениях.

Рациональное размещение тренажеров осуществляется в соответствии с методическим вариантом, т.е. методикой, реализуемой на занятиях по физической культуре. При этом следует соблюдать санитарно-гигиенические требования и профилактические меры, предупреждающие травматизм среди детей.

Тип оборудования

Основной набор

Назначение

1.Тренажеры простейшего типа

Детские гантели

Для укрепления мышц рук и плечевого пояса

Детские эспандеры

Для развития мышц плечевого пояса

Диски «Здоровье»

Для укрепления мышц туловища и ног тренировки вестибулярного аппарата        

Мячи - массажеры

Для массажа кистей рук        

Большие мячи-массажеры

Для массажа мышц разных частей тела

2.Тренажеры

сложного типа

«Велотренажер»

Для развития выносливости и укрепления мышц ног

«Мини - твистер»

Для тренировки координационных способностей

«Бегущий по волнам»

Для развития моторно-двигательной системы

«Беговая дорожка»

Для развития выносливости и укрепления мышц ног

«Мини - степпер»

Для развития выносливости и укрепления мышц ног

«Универсальная силовая скамья»

Для развития мышц плечевого пояса

«Гребля»

Для развития мышц плечевого пояса

«Лихой наездник»

Для развития мышц плечевого пояса

«Степпер с ручкой»

Для развития выносливости, для укрепления мышц ног

«Гребной тренажер»

Для развития мышц плечевого

«Мульти-Ровер»

Для развития выносливости

«Виброплатформа»

Для оздоровительного воздействия на организм

«Жим ногами»

Для развития мышцы спины, ног, плечевого пояса и пресса

«Разгибание ног»

Для развития равновесия, укрепления мышц спины, ног, плечевого пояса и пресса

«Тренажер для пресса»

Для укрепления верхних и нижних мышц живота

3. Гимнастический комплекс

Гимнастическая лестница;

Перекладина

Для развития мышц рук, ног, координационных способностей и упражнений с лазанием

4. Разное

Массажные дорожки;

Мячи-ёжики;

Доска ребристая;

Валики массажные

Для массажа рук, ступней ног, профилактики и коррекции плоскостопия        

Батут

Для развития мышц ног, ловкости, быстроты, координации движений, для профилактики плоскостопия

Фитболы;

Мячи прыгуны

Для формирования правильной осанки, развития чувства равновесия, координации движений, развития мышц ног

2.3. Технические средства обучения

Аудио проигрыватель, мультимедийное оборудование.

2.4. Наглядные пособия

Схемы, картотеки, фотоальбомы, видеоматериалы, мультимедийные презентации.

III. Формы организации работы с детьми

3.1. Учебный план                                                                                                                        

Данная программа предполагает подгрупповые формы организации работы.

Возраст детей

5 – 7 лет

Форма проведения

подгрупповое, 10 человек

Продолжительность

30 минут

Продолжительность курса

Сентябрь - май

Количество в неделю

1

Количество в месяц

4

Количество в год

37

3.2. Календарно-тематический план работы

Месяц

Неделя

Содержание

Вводная

Основная

Заключительная

Сентябрь

Мониторинг

Выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств.

Октябрь

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение на восстановление дыхания "Паровозик"

- Общеразвивающие упражнения (ОРУ) с малым мячом.

- Работа   на   тренажерах   по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра "Совушка - сова"

- Веселый тренинг "Солдатики - куклы"

II

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Задувание свечи"

- ОРУ с малым мячом.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра "Цапля на болоте"

- Медленный бег.

- Веселый тренинг "Деревца"

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Вырасти большой"

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра "Медведь и пчелы"

- Медленный бег.

- Ходьба.

- Пальчиковая гимнастика "Осенние листья"

IV

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Очищающее дыхание "

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Гуси - лебеди»

- Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»

Ноябрь

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Хлопок"

- ОРУ с обручем.

- Работа на тренажерах по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Вороны и гнёзда».

- Ходьба по залу.

- Упражнение на коррекцию осанки "Пружинки"

II

- Ходьба и бег различными способами.

- Дыхательное упражнение на восстановление дыхания.

- ОРУ с обручем.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «У медведя во бору»

- Ходьба по залу.

- Веселый тренинг "Стойкий оловянный солдатик"

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

- Дыхательное упражнение "Маятник"

- ОРУ без предметов.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Зайцы и медведь»

- Ходьба по залу с заданиями.

- Веселый тренинг "Качалочка"

IV

- Разновидности ходьбы и бега с выполнением заданий для рук.

- Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрёй»

- ОРУ без предметов.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Ловишка»

- Ходьба по залу.

- Лёгкий бег.

- Веселый тренинг "Самолет"

Декабрь

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Прыжки через шнур на двух ногах вправо-влево.

- Дыхательное упражнение "Сердитый ежик"

- ОРУ с большим мячом.

- Работа   на  тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Два Мороза»

- Ходьба врассыпную по залу  с выполнением заданий.

- Веселый тренинг "Снежок"

II

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Шарик»

- ОРУ с большим мячом.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Салки с мячом»

- Ходьба с заданиями.

- Самомассаж ног.

III

- Игровое упражнение

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Бегемотик"

- ОРУ с большим мячом.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Мы - веселые ребята»

- Ходьба с заданиями.

- Самомассаж ног.

Январь

II

- Разновидности ходьбы и бега.

- Прыжки на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперёд.

- Дыхательное упражнение "Чудо - нос"

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа на тренажерах по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Передай - встань»

- Ходьба по залу с заданиями.

- Пальчиковая гимнастика "Гвозди"

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Задания с мячом.

- Дыхательное упражнение в ходьбе по залу

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Мороз-Красный нос»

- Ходьба по залу врассыпную

- Вис на гимнастической стенке.

IV

- Разновидности ходьбы и бега.

- Прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

- Дыхательное упражнение "Воздушный шар"

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Удочка»

- Медленный бег.

- Веселый тренинг «Два и три»

Февраль

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Игровое задание «Пауки и мухи»

- ОРУ без предметов.

- Работа на тренажерах по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Волк во рву»

- Упражнение на снятие напряжения и усталости «Червячок»

II

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Пловцы»

- ОРУ без предметов.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Найди себе пару»

- Ходьба и медленный бег.

- Игровое упражнение «Нос-пол-потолок»

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Подуем на..."

- ОРУ со скакалкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу                   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»

- Ходьба врассыпную по залу с заданиями.

- Упражнение в расслаблении мышц на фитболе.

IV

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Плечи"

- ОРУ со скакалкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу                   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Самолёты»

- Ходьба обычная.

- Веселый тренинг "Качалочка"

Март

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение "Волна"

- ОРУ с малым мячом.

- Работа на тренажерах по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Жмурки»

- Упражнение на снятие напряжения               и усталости       «Ветер»

II

- Ходьба, бег.

- Дыхательное упражнение «Пловец кролем»

- ОРУ с малым мячом.

- Работа   на тренажерах   по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Найди себе пару»

- Упражнение           на снятие напряжения  и усталости «Дерево»

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Заблудился»

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Мы-весёлые ребята»

- Игра малой подвижности «Воротца»

IV

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Котик хочет с нами поиграть»

- ОРУ с гимнастической палкой.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра "Давайте поздороваемся"

- Ходьба с выполнением заданий.

- Игровое упражнение «Балерина»

Апрель

I

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Вырастим большими»

- ОРУ без предметов.

- Работа на тренажерах по методу круговой тренировки.

- Подвижная игра «Мы - весёлые ребята»

- Упражнение на снятие напряжения и усталости «Черепашка».

II

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле»

- ОРУ без предметов.

- Работа   на   тренажерах   по методу   круговой тренировки.

- Подвижная игра «Перелёт птиц»

- Упражнение на снятие напряжения                 и усталости «Астры»

III

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Каша кипит»

- ОРУ с обручем.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Водяной, водяной…»

- Ходьба  с заданиями.

- Релаксация  «Слушай внимательно»

IV

- Разновидности ходьбы и бега.

- Дыхательное упражнение «Роза распускается»

- ОРУ с обручем.

- Работа   на   тренажерах   по методу  круговой тренировки.

- Подвижная игра «Утки и охотники»

- Веселый тренинг "Лягушата"

Май

Мониторинг

Выявление основных показателей степени освоения программы. В ходе диагностики установить особенности развития у детей физических качеств, динамику этих показателей в течение года.

3.3 Методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием тренажеров

Весь период обучения дошкольников работе на тренажёрах можно разделить на три этапа:

  1. На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажёрами, а также первоначальное разучивание упражнений с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажёре в частности. С этой целью на занятиях используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажёра самими детьми. Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения и мышечными ощущениями.
  2. На втором этапе упражнение на тренажёре разучивается углублённо. Инструктор уделяет внимание технике выполнения упражнения.
  3. На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажёрах и совершенствование техники выполнения.

Структура проведения игровой деятельности на тренажёрах:        

        1. Вводная часть - разминка, целью которой является подготовка организма ребёнка к более интенсивной работе в основной части занятия. Её содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения и т.д. (длительность 3 – 5 минут).

        2. Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажёрах и игру.

Комплекс упражнений проводится с предметами: мячи, гимнастические палки, обручи... С целью развития у дошкольников чувства ритма, артистичности, творческих способностей используется музыкальное сопровождение.

После выполнения ОРУ дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажёрах.

Способ организации детей – круговая тренировка, которая эффективна для данного вида занятия.

Для проведения круговой тренировки организуются так называемые «станции» - количество тренажёров в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребёнок упражняется последовательно на каждом виде тренажёров, причём сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребёнку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определённое количество повторений упражнения или даётся временной коридор для выполнения данного задания.

 От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» - тренажёре.

По сигналу инструктора дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определённого времени инструктор подаёт сигнал о смене «станции» - тренажёра, тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.

        По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно.

Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажёрах - «станциях» к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные инструктором упражнения.

Особенно важно обеспечить индивидуальный подход к детям, так как задания на тренажёрах является достаточно сложной для освоения дошкольниками и требует учёта возрастных, половых особенностей и возможностей каждого ребёнка.

        После завершения круговой тренировки инструктор организует подвижную игру, которая подбирается с учётом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учётом их пожеланий.

        3. Заключительной части занятия на тренажёрах отводится не более 3 – 4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения – релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.

3.4. Медико- педагогические наблюдения и контроль за состоянием здоровья детей

Медицинский контроль за состоянием здоровья детей осуществляется врачами-специалистами 2 раза в год. Врач-педиатр проводит комплексную оценку состояния здоровья детей; осуществляет медицинский контроль состояния детей (допуск к занятиям физическими упражнениями после перенесенных заболеваний, рекомендации к подбору физических упражнений в зависимости от группы здоровья и физкультурной группы каждого конкретного ребенка, качественную оценку эффективности занятий по программе дополнительного физического образования). Старшая медсестра ДОО регулярно проводит наблюдения за организацией оптимальных санитарно-гигиенических условий: обеспечение влажной ежедневной уборки физкультурного зала, соблюдение воздушно-теплового режима, кварцевание спортивного зала.

Педагогические наблюдения и контроль осуществляются постоянно, в течение всего периода работы по программе (октябрь – апрель). Педагогические наблюдения включают систематическое отслеживание состояния здоровья детей на занятиях физической культурой. Осуществляется визуальный контроль за занимающимися, их поведением, эмоциональными проявлениями, освоением учебного материала, индивидуальной реакцией на различные задания, физическую нагрузку, методические приемы.

Схема внешних признаков утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребенка

Степень выражения утомления

Небольшая

Значительная

Окраска кожи

Небольшое покраснение

Значительное покраснение

Выражение лица

Спокойное

Напряженное

Потоотделение

Незначительное

Выраженное

Дыхание

Несколько учащенное, ровное

Резко учащенное, поверхностное

Движения

Бодрые; задания выполняются четко

Неуверенные, нечеткие; появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, боль в ногах, сердцебиение, одышку. Небольшая сутулость, снижение интереса к окружающему. Отказ от дальнейшего выполнения заданий

Внимание

Четкое; безошибочное выполнение заданий

Неточность в выполнении команд, ошибки при перемене направления движения

Пульс, уд/ мин

110-150

160-180

3.5. Формы и средства отслеживания результативности

Визуальный контроль за занимающимися детьми: их поведением, эмоциональными проявлениями, индивидуальной реакцией на различные задания; выявление интересов, склонностей, способностей детей.

3.6. Ожидаемые результаты

- У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям, интерес и потребность в выполнении физических упражнений;

- Снижен показатель низкого уровня физической подготовленности;

- Увеличен уровень физической подготовленности детей;

- У детей сформированы нравственно-волевые качества – дисциплинированность, честность, настойчивость, решительность;

- У детей, постоянно занимающихся в тренажерном зале, крепкое здоровье, они инициативны, отзывчивы;

Дети должны иметь представления:

- Дети имеют доступные    их возрасту представления об основах ЗОЖ;

- Дети имеют представление о многообразии физических и спортивных упражнений.

Дети должны знать:

- Знают назначение тренажерного зала и правила поведения в нем;

- Знают о назначении различных тренажеров;

- Знают правила безопасности при выполнении физических упражнений;

- Знают некоторые способы укрепления собственного здоровья.

Дети должны уметь:

- Умеют владеть своими движениями;

- Умеют ориентироваться в тренажерном зале;

- Умеют самостоятельно выполнять простейшие двигательные задания по картам-схемам.

IV. Список литературы

1. Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008.

2. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.

3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой  в ДОУ» Методическая библиотека. Москва, 2005г.

4. Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.

5. Железняк Н. Ч. Занятия на тренажёрах в детском саду. – М, 2009 г.

6. Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.

7. Зимонина В.Н. Расту здоровым: Програм.- метод. пособие для педагогов     дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.    

8. Кириллова Ю.А. «Программа дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 5-6 лет» «Дошкольная педагогика», № 1,2 – 2005 г.

9. Рунова М.А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 96с.

10. Рунова М.А. Дифферернцированные занятия по физической культуре с детьми 4 – 5лет: Пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2007. – 111с.

11. Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.

Приложение

Занятие 1.

Цель: развивать при работе на тренажерах разные группы мышц, физические качества: выносливость, гибкость , ловкость; поддерживать уверенность в себе, самостоятельность; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.

Последовательность действий.

1 часть

•        Построение в шеренгу

•        Строевые упражнения

•        Ходьба на носках, на пятках, со сменой положения рук

•        Бег с высоким подниманием бедра, врассыпную, приставным шагом

•        Переход из физкультурного зала в тренажерный, распределение детей по тренажерам

2 часть

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки

1.Велотренажер. Натяжение педалей отсутствует. Скорость – 20 ед.

2.Диск «Здоровье» Стоя на диске одной ногой (другая на полу). Вращения влево-вправо.

3.Ролик гимнастический. Стоя, ноги на ширине плеч. Прокатывание ролика вперед-назад, вправо-влево (ноги в коленях не сгибать)

4.Беговая дорожка. Стоя, одна нога на полу, вторая на дорожке. Прокручивание ленты одной ногой.

5.Скамья для пресса. Лежа на скамье, руками держась за валик. Поднимание-опускание ног.

6.Силовой тренажер. Лежа на спине, ноги под нижним валиком. 1-выпрямление ног; 2-и.п.

7.Батут. Прыжки на месте.

8.Мяч  массажер. Массаж рук.

9.Эспандер. Жгут за спиной.

3 часть

Релаксация «В кукольном театре»

Инструктор: Бом-бом-бом!Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь светло, задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать увидеть сказку. Покажите , как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. «Бом,бом!»-забили часы. Давайте вместе сосчитаем до 12. Первыми ожили куклы би-ба-бо, которые одевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у петрушки. Какой веселый петрушка! А теперь вы сами стали куклами би-ба-бо (инструктор имитирует). Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте как сгибается и разгибается ваш палец, когда на нем голова куклы. Разведите прямые, напряженные руки в стороны. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует. Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело, как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.

Занятие 2.

Цель: Расширять представления о многообразии физических упражнений на тренажерах; учить регулировать ДА, чередуя интенсивные движения и отдых; развивать нравственно-волевые качества: смелость, решительность.

Последовательность действий:

1 часть.

•        Построение в шеренгу

•        Строевые упражнения

•        Ходьба между предметами, скрестным шагом, обычная

•        Бег между предметами с остановкой по сигналу, с подпрыгиванием

•        Переход из физкультурного зала в тренажерный, распределение детей по тренажерам.

2 часть.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки

1.Велотренажер. Натяжение педалей №1, скорость 20 ед.

2.Диск «Здоровье». «Самокат»: стоя на диске одной ногой (другая на полу). Вращения влево-вправо.

3 Ролик гимнастический. Стоя на одной ноге, другая на диске ролика. Прокатывание ролика вперед-назад.

4.Беговая дорожка. Бег.

5.Скамья для пресса. Лежа на скамье, руками держась за валик. Поднимание-опускание ног.

6.Силовой тренажер. Лежа на скамье, руки со штангой согнуты в локтях.

1-подъем штанги вверх;

2-и.п.

7.Батут. Прыжки с хлопком перед собой

8.Мяч массажер. Массаж ног.

9.Эспандер. Жгут перед собой.

3 часть

Релаксация «Встреча с Дюймовочкой»

Инструктор: Посмотрите направо: нет ли там кого? А теперь налево-вверх на ветки деревьев – вниз на траву. Опять что-то зашуршало? Спрячьтесь, втяните шею. Давайте еще взглянем , посмотрим: кто же там? Интересно, выходите , не бойтесь, здесь никого нет. Это ветер играет листвой. Какой шалун! Расслабьте шею, покатайте голову по плечам. Шея, как ниточка болтается, легкая, легкая. Устала напрягаться, выглядывать из-за куста. А вот и подоконник на котором в скорлупке грецкого ореха спит Дюймовочка. Представьте, что вы стали такими же маленькими как Дюймовочка. И спите в скорлупке грецкого ореха. Ложитесь на коврики. В скорлупке так тесно, подогните ноги, руки сложите, ладошки под щеку. Долго так не проспишь, руки и ноги затекут. Потянитесь хорошо, еще раз, еще. Выпрямите затекшие руки и ноги и спину. Вставайте, хватит спать. Скорлупка дюймовочки и наши скорлупки закачались. Возьмитесь по парам за руки, как будто вы колыбелька и покачивайтесь. Ноги расставлены. Колыбелька качается то тихо, то сильно. Колыбелька так сильно раскачалась. Что закрутилась на одном месте. То в одну сторону крутится, то в другую.  На подоконник за Дюймовочкой прилетел майский жук Ж-ж-ж! Он перевернулся на спину. Лежит и шевелит лапками, не может перевернуться. Шевелит лапками быстро-быстро, часто-часто. Но вот жуку удалось перевернуться и он полетел жужжа. Легко, свободно летит жук, громко жужжит. Летает по всей площадке.

Занятие 3

Цель: Учить соотносить результат движения с величиной приложенных усилий; формировать основы здорового образа жизни через использование разнообразных физических упражнений.; побуждать к самостоятельному использованию знакомых видов упражнений на тренажерах.

Последовательность действий.

1 часть

•        Построение в шеренгу

•        Строевые упражнения

•        Ходьба с заданием для рук (вперед, в стороны, вверх), со сменой ведущего.

•        Бег приставным шагом, с выносом прямой ноги вперед

•        Переход из физкультурного зала в тренажерный, распределение детей по тренажерам

2 часть.

Работа на тренажерах по методу круговой тренировки

1.Велотренажер. Натяжение педалей №1, скорость 20 ед.

2.Диск «Здоровье». «Самокат»: стоя на диске одной ногой (другая на полу). Вращения влево-вправо.

3 Ролик гимнастический. Стоя на одной ноге, другая на диске ролика. Прокатывание ролика вперед-назад.

4.Беговая дорожка. Бег.

5.Скамья для пресса. Лежа на скамье, руками держась за валик. Поднимание-опускание ног.

6.Силовой тренажер. Лежа на скамье, руки со штангой согнуты в локтях.

1-подъем штанги вверх;

2-и.п.

7.Батут. Прыжки с хлопком перед собой

8.Мяч массажер. Массаж ног.

9.Эспандер. Жгут перед собой.

3 часть

Релаксация «Котята отправляются в путешествие».

Инструктор: Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят. Вот теперь я вижу, что вы готовы к путешествию. Но впереди забор, и нам надо через него перепрыгнуть. Только тихо, чтобы мама кошка не услышала и не оставила нас дома. А за забором ручей. Котята не любят воды. Давайте перейдем ручей по камешкам. Шагайте за мной. Следите внимательно. Наступайте только на камешки. Все, перебрались. Обрадовались котята, что перебрались через ручеек. Расслабили усталые лапки. Спинку. Как ниточки висят лапки, спинка расслаблена, плечи опущены. Хорошо, приятно! Отдохнули? И снова в путь. А на пути большая гора! Как же нам пройти? Я вижу узкий проход. Втянули животики, вытянулись в струночку и боком протискиваемся в узкий проход. Я пойду первая , а вы за мной. Как струна, все натянулись, чтобы пролезть, а то можно застрять. Какие вы все молодцы, котята, все перешли на другую сторону горы! Но что здесь нас ждет? Надо быть осторожными. Давайте встанем на все четыре лапки и подкрадемся. Ступайте мягко. Лапки мягкие, спинки прогнулись. Смотрите по сторонам, что же там такое? Любопытные котята. Все им интересно. Какой то шорох. Кто же там в кустах? Прислушайтесь, замрите, вытяните шеи, навострите уши. Тссссс. Вроде никого. Давайте еще раз послушаем. Квакваква. Да это же страшная большая жаба. Испугались котята, спрятались под куст. Свернулись клубочком, нос в лапки спрятали, почти не дышат. Давайте расслабимся, посмотрим, ускакала жаба или нет? Уф, наконец то она ускакала, и можно спокойно осмотреться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Маугли" программа дополнительного образования для физически одаренных детейных детей

Делюсь для всех программой, которую реализовывала в детском саду. Программа рассчитана на детей физически развитых....

программа дополнительного образования по физической культуре, группа здоровья

Одна из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, - воспитание здорового подрастающего поколения. Цель наших занятий научить детей таким упражнениям и играм, которые помогут пр...

Программа дополнительного образования по физической культуре "Степ аэробика" для детей 5-7 лет

   Программа «Степ аэробика» является рецензированной модифицированной образовательной программой физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей ...

Программа дополнительного образования по физическому воспитанию «Школа мяча»

Аннотация. Направленность пособия: работа по улучшению физического развития, физической подготовленности детей, развитию ловкости, координации, глазомера, согласованности движений, воспитанию мор...

Программа дополнительного образования по физическому развитию (подвижные игры) "Веселые ребята".

В данной программе содержится подборка материала по подвижным и малоподвижным играм для детей старшего дошкольного возраста....

Программа Дополнительного образования по физическому развитию детей на координационной лестнице «Спортивные ребята» 6-7 лет на 2020-2021 год

ПрограммаДополнительного образованияпо физическому развитию детей на координационной лестнице «Спортивные ребята»6-7 лет  на 2020-2021 годЦель: Развитие у детей дошкольного возраста к...

Программа дополнительного образования по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов баскетбола.

Данная программа направлена  на получение детьми знаний, умений и навыков по баскетболу, обеспечивает укрепление здоровья, удовлетворение потребности детей в активных формах познавательной деятел...