Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.
статья по физкультуре

Шавурова Мария Ивановна

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_detey.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Учет анатомо-физиологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста при проведении занятий.

В дошкольном возрасте развитие ребенка происходит динамично и вместе с тем неравномерно. Характерной особенностью этого возраста являются значительные индивидуальные различия в темпах возрастного развития. При работе с детьми очень важное значение имеют знания о возрастных особенностях развития опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, морфологических и функциональных изменениях мышечной системы.

В раннем и дошкольном возрасте совершенствуются функциональные возможности центральной нервной системы, происходят основные дифференцировки нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой у детей формируются умения и навыки, на основе уже имеющихся образуются новые, более сложные условные рефлексы.

Следует учитывать способность центральной нервной системы ребенка сохранять следы тех процессов, которые в ней происходили. Отсюда понятна способность детей быстро и легко запоминать показанные им движения. Однако для закрепления и совершенствования усвоенного необходимы многократные повторения. Большая возбудимость, реактивность, высокая пластичность нервной системы у детей способствует лучшему, а иногда и более быстрому , чем у взрослых, усвоению сложных двигательных навыков: ходьба на лыжах, фигурное катание и т.д. При этом очень важно с самого начала правильно формировать двигательные навыки у дошкольников, так как исправлять их очень трудно.

Развитие опорно-двигательной системы у детей до 7 лет еще не окончено. Костная система богата хрящевой тканью, содержит больше органических веществ и меньше минеральных солей, поэтому кости ребенка легко поддаются искривлению и могут приобрести неправильную форму под влиянием неблагоприятных внешних факторов. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. В этот период почти каждая из 206 костей скелета продолжает значительно изменяться по форме, размерам и внутреннему строению. Костная система дошкольников характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса и сохраняет в отдельных местах хрящевое строение (кисти рук, берцовые кости, некоторые части позвоночника).

Поэтому очень важно следить за правильной осанкой детей, за правильным положением тела во время сна, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза, конечностей. Следует помнить, что чрезмерные нагрузки отрицательно сказываются на развитии скелета, вызывают искривление костей и, наоборот, умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения- бег, лазание, прыжки- стимулируют рост костей, способствуют их укреплению.

Мышечная система у детей развита значительно слабее, чем у взрослых. Общая масса мускулатуры у ребенка составляет 20-22 % по отношению к массе тела, что в 2 раза меньше, чем у взрослого. Мышцы ребенка имеют волокнистую структуру, и по мере его роста наряду с удлинением происходит рост мышц в толщину.

Скелетная мускулатура ребенка до 7 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Брюшной пресс развит слабо и не в состоянии выдерживать большие физические напряжения. При чрезмерных нагрузках происходит расслабление волокон и могут образоваться грыжи.

У детей хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, однако мелкие мышцы спины, имеющие также большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. Это является причиной необходимости укрепления мышц спины участвующих в формировании правильной осанки. Относительно слабо развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев и рук в целом.

Хотя к 5 годам значительно увеличивается мышечная масса, возрастают сила и работоспособность мышц, дети еще не способны к значительным мышечным напряжениям, к длительным физическим нагрузкам.. Систематически тренируя мышечный аппарат, надо помнить: деятельность с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет, чем та которая требует статических напряжений (длительное стояние или сидение). Учитывая быструю утомляемость детей этого возраста, необходимо избегать чрезмерных усилий при выполнении физических упражнений.

Ощущение увеличения мышечной массы нередко приводит к переоценке детьми своих возможностей, в связи с чем возникает необходимость особого контроля за правильным  проведением физических упражнений.

Для более удобного контроля над упражнениями ребенка предлагается таблица составленная по материалам лекции А.А.Потапчук «Запрещенные и ограниченные движения в дошкольных учреждениях» .

ЗАПРЕЩЕННЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ И ОГРАНИЧЕНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ПРИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ

РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЗАМЕНА

1

Круговые движения  головой

Форма  сустава не предусматривает данное движение.

Наклоны вперед, в стороны , повороты.

2

Наклоны головы назад

Нестабильность шейного  отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи.

Замена отсутствует

3

Стойка на голове

Выполнять упражнения с опусканием  плеч     вниз-назад

4

Чрезмерное вытягивание шеи

5

При выполнении упражнений лежа на спине класть согнутые руки под голову/тренировка верхнего отдела брюшного пресса/

Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможное надавливание руками на шейный отдел позвоночника.

Изменить положение рук.

6

При выполнении упражнений лежа на спине нельзя поднимать две ноги вместе /тренировка нижнего отдела брюшного пресса/

Увеличение поясничного лордоза, фаза натуживания оказывает влияние на сосуды головы и шеи.

Ноги поднимать и опускать попеременно, подъем согнутых ног,  выполнение  упражнения из положения сед в упоре на локтях.

7

Кувырок вперед

Нестабильность    шейного отдела, плохо     сформированные мышцы шеи

Замена отсутствует.

8

Перекат на спине удерживая колени

Отсутствует фиксация шейного отдела  позвоночника

Выполнять только со страховкой преподавателя.

9

Лежа на животе прогиб в поясничном отделе с упором на выпрямленные руки /упр-е кошечка/

Увеличение поясничного лордоза, возможность защемления поясничных дисков

Выполнять упражнение на согнутых руках, опора на локти.

10

Сидение на пятках

Перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава.

Сидение по-турецки.

11

При выполнении дыхательных упражнений руки вверх поднимать нельзя

Уменьшается поступление кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса

Изменить положение рук

  • в стороны
  •  на поясе

12

Висы использовать не более 5 секунд

Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата, неспособность длительно удерживать статику

Замена отсутствует

13

Исключить прыжки босиком по жесткому покрытию

Несформированность костей плюсны

Прыжки только на гимнастических матах

14

Бег босиком опора на переднюю часть стопы

Несформированность костей плюсны

Бег в спортивной обуви

15

Метание набивного мяча из-за головы двумя руками разрешено только с 5 лет по 0,5 кг.

Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча

Уменьшить вес мяча

16

В положении лежа на животе упражнение '' лодочка''

Нестабильность отделов позвоночника, возможность защемления межпозвоночных дисков

Контроль положения рук , максимальный подъем плеч и ног 10-15 см.

17

Ограничение количества  упражнений связанных с подъемом рук вверх

Повышенный тонус мышц поднимающих плечо вверх

Ограничение нагрузки

18

Статическое напряжение до 5 лет не использовать

Слабый связочно-мышечный аппарат

Разрешено только с 5 лет по 5-7 секунд

В раннем дошкольном возрасте движения у детей неточны, несовершенны, сознательное управление движениями ограничено. Мало выраженные изгибы позвоночника, своды стопы, недостаточное развитие вестибулярного аппарата, высоко расположенный центр тяжести, слабость ног- все это обуславливает частые падения ребенка. У детей этого возраста  замедленная двигательная реакция, недостаточно развиты мышцы разгибатели. Малыши быстро утомляются. Движения дети выполняют схематично, несогласованно, часто замедленно.

На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируется умение бросать и ловить мяч, бегать, прыгать с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последовательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять направление движения и подчиняться заданному темпу.

В среднем дошкольном возрасте движения детей становятся значительно богаче, разнообразнее, так как расширились возможности опорно-двигательного аппарата. Скелет приобрел некоторую прочность в связи с активном процессом окостенения : начинается сращение костей таза, изгибы шейного и грудного отделов позвоночника отчетливы и определены. Ребенок гораздо устойчивее в статических позах и в динамике. Дети лучше ориентируются в пространстве и согласовывают свои действия с действиями товарищей. На пятом году жизни, в силу  наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения становятся точнее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений. Формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не только от одного участника, но и от других.

В старшем дошкольном возрасте происходит качественный скачек  в развитии движений, появляется точность, плавность, выразительность. Дети лучше усваивают ритм движения, быстро переключаются с одного темпа на другой. Точнее оценивают пространственное расположение частей тела, предметов. Ребята начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. Оценка движений приобретает конкретность, объективность, появляется самооценка. Дети почти не допускают ошибок, меньше требуется повторений для освоения движений. Появляется возможность выполнять упражнения в разных вариантах. Появляется устойчивый интерес к достижению результата в командных играх и эстафетах.

Учитывая особенности развития детей в разных  возрастных группах необходимо помнить , что физическое и нервное напряжение детей не должно быть длительным. Поэтому новые упражнения надо сочетать с хорошо известными, делать между упражнениями паузы для отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Особенности детей раннего и дошкольного возраста

В работе рассмотрены ключевые особенности детей раннего и дошкольного возраста...

"Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста"

Актуальность данной разработки заключается в том, что знание и учёт особенностей развития детского организма необходимы для правильного построения учебно-воспитательной работы с детьми разного возраст...

Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста

Компетентность ребенка проявляется не только в том, что он обладает знаниями, умениями, навыками, но и способен принимать на ее основе собственные решения....

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста"...