Использование в физкультурно – оздоровительной работе форм активного отдыха, как средства развития нравственно – патриотических чувств у дошкольников
консультация по физкультуре

Мальцева Елена Александровна

Как использовать разные формы активного отдыха для развития патриотизма дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovan_aktiv_otdyha_razviti_patriotizma.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование в физкультурно – оздоровительной работе форм активного отдыха,

как средства развития нравственно – патриотических чувств

у дошкольников»

«В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств… Чувства, пережитые в детстве, не исчезнуть бесследно, останется «память сердца».

                         В.А. Сухомлинский

Воспитание было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Бедующее страны во многом определяется уровнем воспитанности, духовно – нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

К сожалению, в последние десятилетия, в период смены общественных формаций, нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Отечественные традиции воспитания подменяются так называемыми «более современными» западными образцами. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования.

В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь общества, возникла важная проблема – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интеграцию социальных, духовно-нравственных, идеологических, военно-исторических и других компонентов.

Значительная роль в воспитании патриотизма ложится на дошкольные и учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Настало время вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Чувство любви к Родине можно только пробудить, но не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Детский сад наряду с семьёй является важнейшим социальным институтом воспитания ребёнка дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение оказывает воспитательное воздействие на ребёнка в самый сензитивный период его жизни. А наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитание чувства любви к Отечеству.

Базовым этапом формирования у детей патриотизма считается накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определенных обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова) — гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма. Характерной чертой воспитания у детей патриотизма является слитность нравственных чувств и знаний. Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями. Задача педагога найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступна для каждого ребёнка.

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только нравственного, но и умственного, трудового, экологического, эстетического и физического воспитания.

Практика нашей работы показала, что активный отдых является действенной формой ознакомления дошкольников с родным краем, приобщение к важным историческим моментам жизни города и страны, чувства сопричастности к противным достижения малой родины, воспитание волевых качеств. Досуг позволяет совместить образовательный и воспитательный процессы. Если патриотическое воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно и не назидательно.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника - это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Для успешности процесса воспитания чувств патриотизма нашу работу основываем на следующих научных работах:

1. Концепция дошкольного воспитания и теоретическое положение А.В. Запорожец об амплификации развития ребенка в дошкольном возрасте;

2. Идея народности К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого;
3. «О социализации личности» ребенка Л.С. Выготского  и А.Н. Леонтьева;
4. О ведущем виде деятельности ребенка – дошкольника – игре А.Н. Леонтьева.  

Проведение активного отдыха как формы физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении подразумевает коллективную деятельность, которая, в свою очередь, является благодатной почвой для воспитания чувства долга, ответственности, взаимопомощи, коллективизма и общественной активности. Положительные эмоций на таких мероприятиях, вызывают интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа. На них в доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания и развития нашего государства. Вовлечение семьи в работу по нравственно-патриотическому воспитанию успешно находит свое применение при проведении совместных досугов и праздников, походов и экскурсий, спортивных игр и соревнований. Поскольку  прямое участие родителей в непосредственно образовательной деятельности не всегда возможно. С.А. Козлова указывает, что для успешного воспитания патриотических чувств, необходимо, чтобы дети как можно раньше увидели «патриотическое лицо» своих родителей. Н.Г. Комратова указывает, что совместные походы, как и совместные праздники, создают у детей мощную мотивацию познания, являясь тем эмоциональным фоном, на котором усвоение достаточно сложных сведений и представлений об истории родного города, его достопримечательностях идет легко и непринужденно. Совместное участие объединяет детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Элемент соревнования, всегда присутствующий в  мероприятиях, способствует, по её мнению, стимулированию познавательной активности детей, вызывает огромный интерес и желание узнать как можно больше, появляется понимание идейной направленности физкультурного мероприятия определенной тематики. Праздники помогают донести до сознания маленьких граждан представления о явлениях общественной жизни, воспитывать уважение к людям разных профессий, привлекать внимание к выдающимся спортивным достижениям. Ребята приобщаются к идее о том, что счастливое детство возможно лишь при условии сохранения мира на всей Земле.
Такая совместная деятельность детей – родителей – педагогов воспитывает  комплекс нравственно-волевых качеств – любовь к родному краю, отзывчивость, взаимопомощь, доброжелательность, трудолюбие, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему, что является одним из факторов патриотического воспитания. 

Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям ребенка. Именно игра, а, следовательно, и досуг расширяют детские возможности дошкольников. Она выступает как способ познания мира, развивают кругозор, стимулирует инициативу и творчество. В игре ребенок в соответствии с сюжетом или игровыми правилами сам строит свои отношения в качестве субъекта общения, что позволяет решать задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям русского и других народов. На этом основании важное место в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников занимают игровые формы (имитации, соревнования, подвижные игры, игровые ситуации), способствующие созданию эмоциональной атмосферы, повышению познавательной активности детей, раскрытию их творческого потенциала.

Особое место в развитии патриотических чувств занимает фольклор. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Фольклор – эмоционально-образное средство влияния на детей, он поддерживает их интерес к физической культуре посредством национальных традиций.

В работе по развитию патриотизма у подрастающего поколения необходимо помнить, что освоение традиционной культуры – это не просто проведение отдельных праздников, стилизованных «под фольклор», не внешние условные знаки определённой этнической культуры, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно – пространственной среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного (не насильственного) принятия нравственных и этнических ценностей народа; развитие дружеских отношений между сверстниками, душевного и духовного общения между поколениями.

Список литературы:

  1. Аверина И.В. Фольклор в физическом воспитании дошкольников/ Инструктор по физической культуре, 2014. № 6, ст. 108
  2. Бочарова Н.И. Турстские прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.
  3. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Воспитательная система «Маленькие Россияне»/ Под общей редакцией Т.И. Оверчук. – М.: «Мозайка – Синтез», 2005.
  5. Зеленова, Н. Г. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников/ Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. – М.: « Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  6. Картушина М.Ю. Праздник защитника отечества: Сценарии с нотным приложением/ Сост. О.А. Орлова. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  7. Матвеева Н.Н. Воспитание основ патриотизма через приобщение к спорту/ Инструктор по физической культуре, 2012. № 7, ст. 87
  8. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
  9. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка – Пресс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Игра - основной вид деятельности дошкольников. Именно через игру легче всего приобщать детей к народной культуре, творчеству, обычаям....

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Доклад из опыта работы тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»

Доклад из опыта работы   тема: «Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников»Патриотизм не заложен в генах, это не природное, ...

Проектная деятельность как средство развития нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Информационно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Связь поколений через музыку Великой Победы»...

Танец - как средство формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников.

Развитие понимания Родины детьми тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести всё это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духов...