"Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности, статья на тему "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon afonina_o_v_instruktor_po_fizicheskoy_kulture.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Афонина Ольга Владимировна

МАДОУ «Детский сад №28»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода,

Инструктор по физической культуре.

603158, город Нижний Новгород, проспект Кораблестроителей, дом 64

e-mail: 28sadikluchshiy@mail.ru

тел./факс. (831) 274-68-55

«Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста».

Аннотация. В статье рассматриваются методы и приемы обучения дошкольников плаванию. Описаны задачи, которые решаются при использовании игровых методов. Перечислено оборудование, которое может быть использовано в водной среде. В статье перечислены игры и упражнения, характерные для каждого возрастного периода.

Актуальность темы в том, что обучение плаванию дает детям не только один из ценных навыков, который пригодится им в дальнейшем, но и является прекрасным средством физического воспитания, оздоровления организма, закаливания, а также благотворно влияет на все системы организма ребенка: дыхательную, сердечно-сосудистую, иммунную и д.р.

Задача инструктора по плаванию не просто обучить ребенка технике плавания, но и привить ему любовь к воде, водным процедурам, физическим упражнениям, а также сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

           Использование в обучении плаванию дошкольников разнообразные игры, игровые задания, регулярные развлечения и спортивные праздники способствуют повышению интереса детей к занятиям.

Игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. Только в ней дети осваивают правила человеческого общения, накапливают опыт применения своих возможностей. Игра является и первой                                                     школой воли ребенка. Именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе, подчиняться различным требованиям. Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.

При составлении плана занятия необходимо, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал, и тем самым уроки были интересными. Это в значительной степени помогает детям в усвоении заданных упражнений.

Игры, как правило, должны содержать ранее разученные детьми элементы плавания и различные подготовительные упражнения к плаванию. В обучении должен быть использован простой и доступный инвентарь. Занимающиеся будут с удовольствием участвовать в предлагаемых играх тогда, когда они, во-первых, понимают их содержание и задачи, во-вторых, активно участвуют в игре. Поэтому особое значение приобретает четкое объяснение правил игры, исключающих произвольное толкование действий. Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в целях содействия обучению технике плавательных движений должно тесно сочетаться с задачами развития двигательных качеств. Для воспитания ловкости надо обновлять и варьировать знакомые игры, ставить перед играющими новые задачи на координацию движений, проводить игры с более сложными правилами коллективных и индивидуальных действий.

Для воспитания быстроты полезно проводить игры, требующие незамедлительных, двигательных ответов в часто изменяющейся обстановке, усложненной дополнительными заданиями, а также с преодолением расстояний 5-10м. на скорость.

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, подчас представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. С одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой стороны- в интересной и увлекательной форме вызывает у ребенка потребность познания нового материала.

Неотъемлемой частью обучения плаванию являются праздники и развлечения на воде, которые способствуют всестороннему развитию. Они возбуждают радостные чувства и развивают эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность и приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Для каждого возрастного периода характерны свои игры и упражнения, приведем некоторые из них.

          Младший возраст (3-4 года)

          Игры, способствующие развитию умения продвигаться в воде.

  • «Карусель»

Играющие взявшись за руки, образуют круг. Затем начинают движение со словами: «Еле-еле закружились в карусели, а потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом». Пробежав 2-3 круга, замедляют ход, говоря: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите». Повторить в обратном направлении.

  • «Паровозик».

Дети передвигаются вдоль бортиков бассейна, положив руки друг другу на плечи.

Игры для приобретения навыков погружения головы в воду

  • «Пузырь»

Взявшись за руки дети образуют маленький круг и говорят «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся». Образовав большой круг, дети начинают движение по кругу, говоря: «Он летел, летел, летел, да за веточку задел, вот и лопнул!» После этого нужно остановиться и, присев, сделать выдох в воду, образуя пузыри. Игру можно повторить несколько раз.

  • Прятки. Дети стоят вдоль бортика бассейна и держатся

руками за поручень. По сигналу преподавателя ребята приседают и

опускают голову в воду.

Средний возраст (4-5 лет).

Игры для освоения передвижений в воде.

  • «Невод»

Двое игроков («рыбаки»), взявшись за руки, по сигналу преподавателя бегут за «рыбками», которые перемещаются по бассейну в разных направлениях. Каждая пойманная «рыбка» включается в цепь «рыбаков». Так постепенно составляется «невод»

Игра заканчивается тогда, когда все рыбки будут пойманы.

  • «Найди свой домик»

2-3 разного цвета обручи плавают на поверхности воды. Дети делятся на две-три группы, каждая становится около своего обруча. По сигналу: «Рыбки резвятся!» дети бегают в разных направлениях. По сигналу: «Найди свой домик!»  они бегут к своим обручам. Побеждает та команда, которая первой собралась около своего «домика».

Игры, способствующие овладению навыком погружения головы в воду.

  • «Поплавок».  

Находясь по пояс в воде, участник игры, сделав вдох, приседает на дно. Затем, обхватив руками колени, прижимает подбородок к груди, изображая поплавок. Если вдох был глубоким, то тело легко поднимается на поверхность. Не изменяя положения, игрок считает, например, до десяти, после чего становится ногами на дно.

Старший возраст (5-7 лет)

Игры-эстафеты

Варианты:

  • Плыть с доской при помощи движений ног способом кроль на груди до противоположного бортика, взять игрушку, вернуться обратно, передать эстафету следующему участнику.
  • Проползание под водой через несколько обручей «как тоннель» до противоположного бортика и обратно вернуться бегом.

Список литературы:

  1. Баранова, В. Плавание, как важнейшее средство оздоровления / В. Баранова, Л. Медведева // Дошкольное воспитание.- 2008. № 6. С. 44-50.
  2. Лепилина, Т.В. Методическое обеспечение процесса обучения плаванию 7–8 лет / Т.В. Лепилина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. № 2 (24). С. 240-244.
  3. Воронина, И.Н. Играя, учимся плавать. // Физическая культура в школе. 2012. №4. С.14-17.
  4. Литвинов А., Ивченко Е., Федчин В. Азбука плавания. СПб.: Фолиант, 2005. 196 с.
  5. Селиванова И. Б. Плавание – одно из важнейших средств физического воспитания школьников [Электронный ресурс]: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»/ Преподавание в начальной школе/ Спорт в школе и здоровье детей.URL: http://festival/Iseptember.ru/articles/313779/.
  6. Чеменева А. А., Столмакова Т.В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Спб.: Детство-Пресс, 2011. 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...

Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Благоприятное воздействие плавания на детский организм считается общепризнанным, т.к. является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. Ведущим видом деятельности дошкольн...

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Одним из важнейших способов физического развития и оздоровления детей являются занятия плаванием. Купание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, способ...