Специфические и общепедагогические методы двигательной активности (ранний возраст).
статья по физкультуре (младшая группа)

 

Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности.

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим   методам физического воспитания относятся:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного действия;
  • практические методы.

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

 По мнению Д.В. Хухлаевой, игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».  Используя игровой метод с соответствующими установками, - считает Г.Г. Попов, - можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях».

Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно - моторных ощущениях».

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д.В. Хухлаева).

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

 

Технология

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

2. Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

 

Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка, повышают функциональные возможности детского организма, увеличивают его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Перед занятиями и между ними стараемся проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий, досугов, утренней и бодрящей гимнастики и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.  

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него. 

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели». 

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость. 

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла. 

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

 

Как у нашего кота                                        Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша,                                  влево.

Как у котика усы                                          Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы,                                   и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые.                          Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,-                                Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ.                            Подниманием ног.

И петух и курица                                          Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,                            Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать.                                   продвижением вперед).

 

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом. 

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

В нашей группе сделаны картотеки «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую  особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.

 

Игры, формирующие двигательную активность:

 

  • Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.
  • Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»…
  • Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки», «Мячик»…
  • Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»…
  • Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»…
  • Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»…
  • Игры с мячом - «Кидаем мячики», «Кто попадет»…
  • Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…
  • Игры – пляски.

 

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.. Освободив площадь побольше, вносим мячи, скакалки, султанчики (по количеству детей). И предоставляем детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить, кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек и т.д. Если такие ситуации создавать регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами, без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.

 Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:

1.   Повышать педагогическую культуру родителей.

2.   Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания.

3.   Приобщать родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.

Любое направление моей работы не будет успешным без помощи и поддержки родителей, так как дети большую часть времени проводят с ними. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому я считаю, и убеждаю в этом родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии. 

 Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий, создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление. 

Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры.

С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием.

Проведена консультация для родителей «Закаливание детского организма»; родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Природа – я и ты». В конце года провели итоговое родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором изучили положительный опыт семейного воспитания.

Выводы:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

1. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им.

2. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.

3. Запоминать новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.

4. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.

5. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

 

Используемая литература

 

  1.  Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий, 2004.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.
  5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_rannego_vozrasta.docx36.94 КБ

Предварительный просмотр:

Специфические и общепедагогические методы

двигательной активности.

Под методами понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим   методам физического воспитания относятся:

  • методы строго регламентированного упражнения;
  • игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
  • соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

  • словесные методы;
  • методы наглядного действия;
  • практические методы.

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

 По мнению Д.В. Хухлаевой, игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».  Используя игровой метод с соответствующими установками, - считает Г.Г. Попов, - можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

Наглядные методы обеспечивают «яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующие развитие его сенсорных способностей».

Словесные методы обращены к сознанию детей, помогают «осмысливанию представленной перед ними задачи и сознательному выполнению двигательных упражнений», играют «большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях».

Практические методы связаны с «практической и двигательной деятельностью детей», обеспечивают «действенную проверку правильности восприятия движений на собственных мышечно - моторных ощущениях».

«Каждый отдельный метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задач и единым подходом к ее решению» (Д.В. Хухлаева).

Способы повышения двигательной активности детей на занятиях рассмотрены в работах Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, В.А. Шишкиной, М.А. Руновой, Н. Аксеновой и др.

Технология

Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей раннего возраста, и проанализировав состояние физического развития детей в группе, мы поставили перед собой следующие цели: повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой; привлечь родителей к решению этих проблем.

Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:

1. Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы, стимулируя желания детей заниматься двигательной деятельностью

2. Повышать моторную плотность физкультурных занятий, улучшать методику их проведения, создавать эмоциональный комфорт для детей на физкультурных занятиях.

3. Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4. Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

В реализации этих задач особое значение придается созданию специальной предметно-развивающей среды в группах для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям, обеспечивает активную двигательную деятельность детей в течение всего дня.

Игры-занятия на развитие движений – основная форма организованного обучения детей физическим упражнениям, которые благотворно влияют на здоровье и общее развитие ребёнка, повышают функциональные возможности детского организма, увеличивают его сопротивляемость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Перед занятиями и между ними стараемся проводить игры малой подвижности: «Солнышко», «Зайка», «Ванька-встанька», «Ровным кругом», «Пузырь», «Карусель», «Каравай». Движение и игра для малыша не только жизненная необходимость – это сама жизнь. В своей работе мы используем игровую форму проведения занятий, досугов, утренней и бодрящей гимнастики и т.д.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших оздоровительных мероприятий, формирующих основу двигательной культуры дошкольников. Начинаем свой день с утренней гимнастики. Включаем в гимнастику ходьбу, бег, упражнения для различных мышечных групп, заканчиваем ходьбой и бегом. Проводим гимнастику и в нетрадиционной форме: подвижная игра, по сюжету. Проведение утренней гимнастики в нашей группе тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на режимные процессы, самообслуживание, игры-занятия и т. д.  

Работая с детьми раннего возраста, часто использую при проведении физических упражнений одну из форм подражания – имитацию движений животных, птиц и т. д., Например, показываем, как цыплята клюют зернышки, как птички пьют воду, как важно ходит петушок и многое другое. С помощью игровых упражнений не только создаю условия для обучения детей движениям, но и повышаю их заинтересованность в целенаправленном действии, стимулирую их двигательную активность. Значительное место в работе с малышами отводится упражнениям с мячом. Дети любят упражнения с султанчиками, игру с набивными мешочками, катать обруч, прыгать в него. 

Одной из особенностей этого возраста является своеобразная эмоциональная направленность малышей. Поэтому стараюсь вызвать эмоциональный отклик на двигательное задание: радуемся, как мяч прыгает, быстро катится, как «танцует» султанчик в руках, учимся переступать верёвочки, прыгать, запрыгивать, весело «кататься на карусели». 

Подвижные игры занимают большое место в жизни малышей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость. 

Для развития двигательной активности детей использую музыкально-ритмические игры, которые нравятся детям нашей группы. В этих играх дети ходьбу сочетают с различными движениями рук, хлопками, что положительно влияет на развитие чувства ритма, помогает снять напряжение. Малыши любят такие игры, в которых есть ритм, повторяющиеся слова, движения. Большую роль в поддержании интереса детей к выполнению различных движений играет использование сюрпризных моментов, когда неожиданно для детей «выпрыгивают» из корзины клубочки с хвостиками, цветные ленточки разворачиваются и превращаются в спиральки, когда в гости приходят игрушки: матрёшка, снеговик, петрушка, кукла. 

Разнообразные игры с речевым сопровождением быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и детьми.

Как у нашего кота        Повороты туловища вправо-

Шубка очень хороша,         влево.

Как у котика усы        Руки от груди развести в стороны

Удивительной красы,        и обратно.

Глаза-смелые, зубы-белые.        Повороты головы в стороны.

Выйдет котя в огород,-        Ходьба на месте с высоким

Всполошится весь народ.        Подниманием ног.

И петух и курица        Наклоны вперед.

С деревенской улицы

Станут котю в гости звать,         Подскоки на месте (можно с

Станут котю угощать.        продвижением вперед).

При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности использую полосы препятствий. Например, дети идут по ребристой доске, затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу и т. д. Дети выполняют движения самостоятельно, мы следим за ними, подбадриваем словом. 

В игре дети постепенно учатся выполнять все режимные моменты, связанные с развитием двигательной активности. Ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки в непосредственно организованной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, бодрящая гимнастика после сна в сочетании с закаливающими процедурами, разнообразные подвижные игры на прогулке, досуги, развлечения, спортивные праздники – вот факторы, способствующие развитию двигательной активности детей в детском саду.

В нашей группе сделаны картотеки «Подвижные игры» и «Пальчиковая гимнастика» для занятий с малышами.

Особенно сложной является организация двигательной активности детей на прогулке. Во время одевания детей на прогулку мы, пользуясь игровыми приемами, побуждаем малышей к самостоятельности.

Очень часто взрослые сознательно ограничивают подвижность ребенка. Руки взрослого торопятся выполнить то, что малыш намеревался сделать сам. Мы даем возможность ребенку действовать самому.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. На участке, помимо стационарных пособий, активно использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Выходя на прогулку с детьми, продумываю различные двигательные задания. Например, добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, подлезть под кустик, позвонить в колокольчик и т. д.

В течение дня (в теплое время года) дети гуляют дважды: утром и вечером. Прогулка – благоприятное время для проведения индивидуальной работы с ними и организации самостоятельной двигательной активности. Разнообразить игры, закреплять и совершенствовать знакомые движения помогают специальное оборудование и вынесенный на улицу материал. На прогулке уместны подвижные игры разного характера. Нужно стремиться к тому, чтобы все дети принимали в них участие.

Использую  особенности каждого времени года:

Зимой – катание на санках, лыжах, метание снежков;

Весной и осенью – бег, прыжки, прогулки;

Летом – игры на свежем воздухе.

Игры, формирующие двигательную активность:

  • Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем», «Прятки», «Игра в лошадки» и др.
  • Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне», «Лови меня», «Догони мяч»…
  • Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки», «Мячик»…
  • Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется», «Дорожка препятствий», «Котята и щенята»…
  • Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки», «Моя семья», «Вышли пальчики гулять»…
  • Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели», «Через речку»…
  • Игры с мячом - «Кидаем мячики», «Кто попадет»…
  • Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята», «Кот и мыши»…
  • Игры – пляски.

Основная педагогическая задача второй половины дня – вызвать у малышей желание завтра снова прийти в детский сад. Но чтобы было так, мы стараемся создать в группе положительный эмоциональный настрой.. Освободив площадь побольше, вносим мячи, скакалки, султанчики (по количеству детей). И предоставляем детям свободу действовать: пусть играют с этими предметами, как хотят. При этом надо кого-то похвалить, кому-то помочь, объединить для игры двух-трех ребятишек и т.д. Если такие ситуации создавать регулярно, если в них нет заорганизованности, дети с удовольствием двигаются. Они сами, без всякого обучения, постепенно овладевают даже теми движениями, которые считаются для них сложными.

 Взаимодействие с родителями направлено на решение следующих задач:

1.   Повышать педагогическую культуру родителей.

2.   Изучать и обобщать лучшие опыты семейного воспитания.

3.   Приобщать родителей к участию в жизни группы, через поиск и внедрение наиболее эффектных форм работы.

Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, мы постарались вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим мы провели анкетирование родителей по теме «Физическая культура в вашей семье». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, дома же дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. Всего в двух семьях имеются спортивные уголки, родители признались, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.

Любое направление моей работы не будет успешным без помощи и поддержки родителей, так как дети большую часть времени проводят с ними. Двигательный опыт у детей ещё невелик, поэтому я считаю, и убеждаю в этом родителей, что двигательная активность должна проходить под наблюдением взрослого, при непосредственном его участии. 

 Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, выполнение различных двигательных заданий, создаёт радостное настроение. Взрослые помогают ребёнку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомление. 

Создавая условия для развития двигательной активности детей с использованием здоровьесберегающих технологий, мы взрослые, способствуем развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведёт к их разностороннему развитию и оздоровлению, формированию основ двигательной культуры.

С помощью родителей был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется, в том числе и нестандартным оборудованием.

Проведена консультация для родителей «Закаливание детского организма»; родители приняли активное участие в организации фотовыставки «Природа – я и ты». В конце года провели итоговое родительское собрание «В здоровом теле – здоровый дух», на котором изучили положительный опыт семейного воспитания.

Выводы:

Таким образом, анализ проведенной работы позволяет убедиться, что система работы по развитию двигательной активности детей, способствовало более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышению интереса к физкультурным занятиям.

1. Наиболее успешно усваивают упражнения дети, наблюдая за действиями воспитателей, родителей подражая им.

2. Новые движения малыши легко осваивают в играх и игровых упражнениях.

3. Запоминать новые движения лучше на фоне положительных эмоций и при использовании: музыки или стихов, потешек, ярких и интересных предметов, игрушек.

4. Необходимо многократное повторение (в течение нескольких дней) в неизменной обстановке разучиваемого движения, т. к. малыш быстро забывает даже понравившиеся упражнение.

5. Активизировать ребенка к действию помогает физкультурно-игровая предметная среда.

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы, формированию потребности родителей в формировании двигательной активности ребенка, созданию в семье нестандартного спортивного оборудования и его использование.

Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

Используемая литература

  1.  Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  3. Голицина Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Скрепторий, 2004.
  4. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез», 2004 г.
  5. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  7. Шишкина В.А. «Движения + движения»: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1992.
  8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: «Просвещение», 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»

Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»...

Средства и методы абилитации детей раннего возраста с синдромом Дауна

В данной статье представлено небольшое количество материала, который поможет работать вдальнейшем с детьми раннего возраста с синдромом Дауна....

Доклад на тему «Развитие двигательной активности дошкольного возраста»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...

Доклад на тему «Развитие двигательной активности дошкольного возраста»

laquo;Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, ...

Особенности двигательной активности дошкольного возраста

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях является важным звеном в образовании детей младшего и среднего возраста и в настоящее время приобретет еще большее значение в связи с...

"Особенности двигательной активности средний возраст"

Практическое обьяснения активности ребенкав среднем дошкольного возраста  для ознакомления родителям...