Воспитание гибкости у детей дошкольного возраста
консультация по физкультуре

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_gibkosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гибкости у детей дошкольного возраста

Воспитание гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости, а недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребенка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности воспитания этого психофизического качества у дошкольников мало изучены. С одной стороны, физиологами доказано, что гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата во многом зависит от врожденных биологических факторов; с другой — при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

Наиболее успешно гибкость воспитывается в физических упражнениях.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых рассматривается положительное воздействие статических упражнений на воспитание гибкости человека, в процессе которых происходит постепенное растягивание мышц, преодолевается их рефлекторное сокращение. Это позволяет увеличивать амплитуду движений. В то же время в процессе физического воспитания дошкольников используются в основном динамические упражнения, которые способствуют развитию мышечной силы, но лишь косвенно влияют на гибкость и не позволяют достигать оптимального уровня воспитания этого психофизического качества.

Исследований, посвященных изучению возможностей воспитания гибкости дошкольников в статических упражнениях, нет.

Таким образом, наблюдается противоречие между значимостью и необходимостью воспитания гибкости, наличием предпосылок для использования статических упражнений для воспитания этого психофизического качества у детей шестого года жизни и недостаточной научно-методической разработкой этой проблемы.

Теоретический анализ физиологической, медико-биологической и специальной физкультурной литературы выявил различные взгляды ученых на воспитание гибкости, которая рассматривается как качество, наделяющее человека умением совершенного владения своим телом (Н.А. Бернштейн); суммарная подвижность в суставах всего тела (В.И. Лях); психомоторное свойство, тождественное пластичности (В.В. Никандров).

В психолого-педагогической литературе гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах — сантиметрах.

По мнению физиологов, педагогов, гибкость зависит от анатомического строения опорно-двигательного аппарата, эластичности, упругости, вязкости мышц и связок, функциональных состояний организма, а также обусловливается центрально-нервной регуляцией тонуса мышц ЦНС. Анализ различных подходов к воспитанию гибкости позволяет выделить статические упражнения как одно из средств воспитания этого психофизического качества. В процессе воспитания  гибкости  удержание растянутых мышц в статическом положении способствует снижению величины рефлекса на обратное сокращение и обеспечивает дальнейшее их расслабление. Таким образом, можно увеличить амплитуду движений, поскольку расслабленные   мышцы  легче поддаются действию растягивающих сил.

В теории и методике физического воспитания гибкость принято делить на пассивную и активную. Первая характеризует способность человека выполнять те или иные двигательные действия, связанные с перемещением тела в пространстве при минимальной амплитуде движений, а вторая — его способность выполнять те же двигательные действия, но уже с максимальной амплитудой движений. Следовательно, режимы интенсивности, в которых она проявляется, имеют достаточно широкий диапазон действия — от слабой в пассивном состоянии до максимальной — в активном .

В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. При этом, увеличение объема двигательной активности не оказывает особого влияния на темпы роста гибкости у детей.

Проблема изучалась в практике дошкольных учреждений Москвы, определялись показатели гибкости у детей шестого года жизни. Для определения гибкости у детей в дошкольных учреждениях используется тест «Наклон вперед, сидя», позволяющий измерить активную гибкость позвоночника вперед. Также измеряли гибкость позвоночника при наклоне назад и в сторону из положения стоя.

Для определения гибкости плечевого сустава использовались тесты «Отведение руки назад сверху, снизу», позволяющие измерить угол отведения руки в градусах. Измерение проводилось с помощью гониометра.

Гибкость тазобедренного сустава также определялась в угловых измерениях в тестовых заданиях «Отведение прямой ноги в сторону, вперед, назад».

Анализ состояния работы в практике дошкольных учреждений показал, что воспитанию гибкости у детей старшего дошкольного возраста уделяется мало внимания. Решение этой задачи осуществляется в процессе выполнения динамических упражнений. Статические упражнения используются лишь в некоторых дошкольных учреждениях в играх малой интенсивности для восстановления дыхания.

Анкетирование позволило сделать выводы, что педагоги неточно определяют понятие гибкости, сводят его к пластичности и не отождествляют с амплитудой движений, испытывают затруднения при определении условий, способствующих воспитанию гибкости.

Программа экспериментально-педагогической работы включала в себя три взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа.

На первом этапе решались следующие задачи: отобрать статические упражнения, которые будут являться средством воспитания гибкости у детей шестого года жизни; определить их место в рамках организованной двигательной деятельности детей; вызвать интерес к выполнению статических упражнений.

При отборе статических упражнений основной упор делался на положение физиологов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, В.С. Фарфеля и других о деятельности двигательного анализатора и свойствах связочно-мышечного аппарата, учитывались принципы возрастной адекватности, оздоровительной направленности и др.

Так как гибкость определяется суммарной подвижностью всех звеньев опорно-двигательного аппарата, были подобраны статические упражнения для развития подвижности разных суставов и соразмерного укрепления связочно-мышечной системы.

Для объяснения детям понятия гибкости, а также в целях создания положительного эмоционального состояния, заинтересованности в выполнении статических упражнений проводилась беседа.

На втором этапе решались задачи обучения детей статическим упражнениям, подведения детей к их использованию в самостоятельной двигательной деятельности.

Работа строилась на основании методики осознанного формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста, теоретически обоснованной и экспериментально подтвержденной работами А.Е. Дмитриева, А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой и др.

Обучение статическим упражнениям осуществлялось поэтапно и включало начальное разучивание, углубленное разучивание, закрепление и совершенствование навыка.

Статические упражнения разучивались на физкультурном занятии и чередовались с динамическими. Это развивало подвижность нервной системы и способствовало более длительной работоспособности.

С целью контроля и коррекции положения тела при выполнении статических упражнений на этом этапе применялись различные предметы и пособия.

Важное место при углубленном разучивании статических упражнений отводилось использованию фотографий, карточек-схем статических упражнений, видеозаписи. Непосредственное участие ребенка в анализе позволяет осознать и исправить ошибки при выполнении упражнения.

Наибольшего эффекта можно добиться, если ребенок будет иметь возможность самостоятельно моделировать упражнение. Для решения этой задачи детям предлагалось выложить на панно из элементов частей тела схему упражнения. Этот процесс сопровождается проговариванием последовательности действий, что способствовало развитию самосознания, мыслительных операций.

Таким образом, на этом этапе в процессе выполнения статических упражнений с использованием перечисленных выше методов у детей складывался и постепенно уточнялся идеомоторный образ, который еще не является достаточно прочным и устойчивым.

На третьем этапе целью работы являлось закрепление и совершенствование навыка выполнения статических упражнений, подведение детей к решению проблемных ситуаций, творческому использованию статических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности для поддержания достигнутого уровня гибкости.

Решение поставленной задачи осуществлялось в ходе последовательных, постепенно усложняющихся заданий. Детям предлагали придумать варианты упражнений, используя предметы.

Дозированная нагрузка в статических упражнениях, которая не привышала 10 с, позволяла осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. На время удержания тела в неподвижном состоянии влияет порог проявления и уровень сформированности волевых качеств. Чтобы регулировать коллективное выполнение упражнений, использовались ключевые слова, а также детям предлагалось в процессе удержания позы сосчитать про себя, а по завершении выполнения упражнения уточнялось у детей, до какой цифры успел досчитать каждый ребенок.

Для формирования и поддержания мотивации к выполнению статических упражнений применялось чередование установок «кто лучше», «чемпион упражнения».

На этапе закрепления и совершенствования навыка, статические упражнения включались в подвижные игры: «Фигуры», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется» и др.

Повышению интереса к выполнению статических упражнений способствовало специально придуманное рифмованное словесное сопровождение, в котором сочетаются слова, обозначающие названия частей тела или движения и в то же время раскрывающие образ описанного действия.

Положительным аспектом для сохранения достигнутого уровня гибкости является использование статических упражнений в сочетании со словесным сопровождением в самостоятельной двигательной деятельности.

В процессе эксперимента важное место отводилось работе с педагогами. Проводились семинары, практикумы, консультации, беседы, открытые занятия, на которых педагоги осваивали методику воспитания гибкости в статических упражнениях.

Одновременно осуществлялась работа с родителями, которая включала в себя такие формы, как групповые и индивидуальные консультации по вопросам воспитания гибкости у детей старшего дошкольного возраста, проведение открытых занятий, организацию совместных физкультурных досугов с включением статических упражнений.

Данные контрольного эксперимента подтвердили гипотезу исследования и эффективность разработанной методики.

Сопоставительный анализ показателей гибкости выявил наличие положительной динамики в экспериментальной группе. Коэффициент прироста темпов гибкости составил свыше 15%, что соответствует оценке «отлично», следовательно достигался за счет эффективного использования естественных сил природы и статических упражнений. При этом самые высокие коэффициенты прироста гибкости отмечены у детей, которые на начало эксперимента имели низкие показатели гибкости.

Средний показатель темпов прироста гибкости в контрольной группе составил 9,8%, что соответствует оценке «удовлетворительно» и достигается за счет естественного роста и естественной двигательной активности.

В ходе эксперимента у 14 детей экспериментальной группы повысился уровень физической подготовленности, при этом у четырех из них на два порядка. В контрольной группе уровень физической подготовленности повысился только у двух детей. Улучшились показатели статического равновесия у детей экспериментальной группы.

Проведенное исследование подтвердило правомерность положений, лежащих в основе гипотезы о необходимых педагогических условиях воспитания гибкости у детей шестого года жизни в статических упражнениях. Сохранению достигнутого уровня гибкости, формированию волевых качеств, способствовало самостоятельное и творческое использование статических упражнений детьми в повседневной жизни и игровой деятельности.

Были выявлены лишь половые особенности развития данного психофизического качества у детей в возрастном интервале от 4 до 7 лет. При этом, к 10-12 годам подвижность голеностопных суставов у детей уменьшается уже в среднем на 25% от исходного уровня. Поэтому педагогам по физическому воспитанию и воспитателям крайне необходимо уделять особое внимание развитию данного двигательного качества еще в дошкольном возрасте, поскольку, именно здесь имеются все биологические предпосылки для его успешного развития. Недостаток же его может отрицательно сказаться на развитии выносливости, быстроты, ловкости и силовых способностей, а также снижать темп усвоения ребенком новых движений.

Таким образом, увеличение объема двигательной активности детей в режиме дня в целом положительно влияет на темпы роста 5 из 7 психофизических качеств: скоростных; общей и силовой видов выносливости; скоростно-силовых, а также координационных. При этом, независимо от режима двигательной активности уровень развития ловкости и гибкости, у девочек в возрастном интервале от 4 до 7 лет остается выше, чем у мальчиков того же возраста, что указывает на признаки полового диморфизма основных жизнеобеспечивающих функций их организма на данном этапе онтогенеза.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 50 города Невинномысска

Консультация для педагогов по физической культуре на городском методическом объединении по теме: «Воспитание гибкости у детей дошкольного возраста»

Автор: воспитатель МБДОУ №50  

Середа И.Г.

г.Невинномысск

2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Краткий курс научной литературы на тему: средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста....

Статья Развитие гибкости у детей дошкольного возраста.

В статье расписаны средства и методы развития гибкости....

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Эта статья можт быьполезна инструкторам по физической культуре...

Игровой стретчинг как средство развития гибкости у детей дошкольного возраста

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей,  обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный пок...

"Развитие гибкости у детей дошкольного возраста"

Гибкость является одним из четырёх основных двигательных качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость. Именно эти двигательные качества в значительной степени определяют физическую подготовленность...