Доклад для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ".
учебно-методический материал по физкультуре

Новоковская Наталия Ивановна

Доклад по инновационным технологиям физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Подготовила: Воспитатель Новоковская Н.И 2021

Слайд 2

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!» Жан-Жак Руссо

Слайд 3

На сегодняшний день в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности

Слайд 4

Дошкольный возраст – важнейший период формирования здоровья и психофизического развития ребенка

Слайд 5

Первое, с чем мы сталкиваемся - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад Общая картина такова : дети испытывают (гиподинамию) "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая

Слайд 6

Одним из путей решения этой проблемы в ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий , адаптированных к возрастным особенностям детей

Слайд 7

Здоровьесберегающие образовательные технологии 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья 2. Технологии обучения здоровому образу жизни 3. Коррекционные технологии

Слайд 8

Технологии сохранения и стимулирования здоровья Стретчинг Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, динамическая, корригирующая, ортопедическая)

Слайд 9

Технологии обучения здоровому образу жизни Физкультурные занятия Проблемно-игровые занятия Коммуникативные игры Игры из серии «Здоровье» Точечный самомассаж

Слайд 10

Коррекционные технологии Технологии музыкального воздействия Сказкотерапия Технологии воздействия цветом

Слайд 11

Закаливание закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты; проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя; проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности; сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Слайд 12

Использование ИКТ Педагогам – активным пользователям интернета компьютер помогает получить дополнительную информацию, которой нет в печатном виде, а также разнообразить иллюстративный материал при подборе наглядного материала к занятиям

Слайд 13

Нетрадиционные виды упражнений Игровой самомассаж Пальчиковая гимнастика Музыкально-подвижные игры Креативная гимнастика Игропластика

Слайд 14

Список литературы 1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья 2008. Т.7. №2. С.21,59 2. Безруких В.Д. Сонькина. - М., 2008. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения с.42 3. Выготский Л.С. Педагогическая технология Под ред.В . В. Давыдова М, Педагогика, 2007г с.87 4. Журнал "Известия" Российского Государственного Педагогического Университета им.А . И Герцена-выпуск №51, 2008 с.10 5. Кучма В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. - М., 2007. с.96, 98,100. 6. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009. с102,108. 8. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО , 2007.



Предварительный просмотр:

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

На сегодняшний день в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности

Дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования здоровья и психофизического развития ребенка.

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются те двигательные качества, навыки и умения ребенка, который служит основой его нормального физического и психологического развития.

Так же дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Первое, с чем мы сталкиваемся это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад.

Общая картина такова: дети испытывают (гиподинамию) "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки.

Поэтому многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

Одним из путей решения этой проблемы в нашем ДОУ является целенаправленное использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей.

Решая физкультурно — оздоровительные задачи, дошкольное учреждение организует разностороннюю деятельность направленную на сохранение здоровья детей, реализует комплекс профилактических, воспитательно - образовательных, оздоровительных мероприятий, использует в процессе физического воспитания дошкольников известные физкультурно-оздоровительные методики и инновационные технологий, адаптированные к возрастным особенностям детей.

Ныне существующие здоровьесберегающие образовательные технологии условно можно разделить на три подгруппы: 1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья, 2. Технологии обучения здоровому образу жизни,

3. Коррекционные технологии.

Стретчинг – не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы).

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика (бодрящая) – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

3. Коррекционные технологии.

Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Отдельно как о технологии здоровьесбережения можно говорить о закаливании.

Закаливание - важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды.

Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

• закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

• проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

• проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

• сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни ДОУ. Использование специальных форм здоровьесберегающих технологий с применением развивающей программы оздоровления, должно привести не только к сохранению, но и к развитию здоровья воспитанников.

Использование ИКТ 

Информационно-компьютерные технологии активно используются как в воспитательно-образовательной, так и в методической работе дошкольного образовательного учреждения. Такие занятия позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка, активизируют внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.

Нетрадиционные виды упражнений

• Игровой самомассаж.

Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

• Пальчиковая гимнастика.

Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.

• Музыкально-подвижные игры.

Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

• Креативная гимнастика.

Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.

• Игропластика.

Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»...

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Чтобы сделать ребенкаумным и рассудительным,сделайте его крепким и здоровым:пусть он работает, действует,бегает, кричит, пусть оннаходится в постоянном движении! Жан-Жак Руссо...

Презентация на тему "Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе".

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Подготовила воспитатель: Климчук Ирина Александровна

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.  Подготовила воспитатель: Климчук Ирина Александровна...

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Подготовила воспитатель: Климчук Ирина Александровна

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.  Подготовила воспитатель: Климчук Ирина Александровна...

Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...

Консультация для воспитателей.  «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми».

В детском возрасте формируются жизненно важные, базовые навыки и умения, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой, в последствии формируется вся...