Мастер – класс для родителей по ознакомлению с упражнениями для профилактики плоскостопия
консультация по физкультуре

Нарзикулова Дилафруз Мехрожевна

 

Мастер – класс для родителей

по ознакомлению с упражнениями для профилактики плоскостопия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Долгопрудный

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(МАДОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»

Мастер – класс для родителей

по ознакомлению с упражнениями для профилактики плоскостопия

 Инструктор по физическому
воспитанию: Нарзикулова Д.М.

Долгопрудный

2024г.

Мастер – класс для родителей

по ознакомлению с упражнениями для профилактики плоскостопия

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу профилактики плоскостопия

Задачи:

  • Познакомить родителей с техникой выполнения упражнений для профилактики плоскостопия (показать комплекс упражнений вместе с детьми, а затем предложить взрослым повторить вместе с детьми некоторые простые упражнения, которые могут делать дома в игровой форме);
  • Дать представление родителям о способах предупреждения плоскостопия (комплекс упражнений, советы по подбору правильной обуви)
  • Формировать потребность у родителей к ежедневным упражнениям для профилактики плоскостопия, тем самым заботясь о здоровье ребенка

Ход мастер-класса:

Что же делать, если у ребенка плоскостопие?

 Стопа ребенка, образованная хрящами, может легко деформироваться.

Плоскостопие считается одним из распространенных заболеваний у детей. По статистике,  этот диагноз ставят каждому третьему ребенку. Часто родители это заболевание не воспринимает всерьез.

У детей в первые годы жизни свод стопы заполняется жировой подушкой, отчего стопа выглядит плоской. Это мнимое плоскостопие.

Жировая подушка исчезает обычно к 4 годам, а полностью стопа формируется в 7-9 лет.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Плоскостопие врожденное, как правило, возникает на фоне врожденной недостаточности соединительной ткани. Врожденное плоскостопие установить раньше 5-6 летнего возраста нелегко (3%).

Травматическое плоскостопие формируется вследствие перелома лодыжек, пяточной кости, предплюсневых костей.

Рахитическое плоскостопие обусловлено нагрузкой тела на ослабленные кости стопы.

Статическое плоскостопие (81%) возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей.

В норме стопа имеет два свода – продольный (по внутреннему краю стопы) и поперечный (между основаниями пальцев). Оба свода стопы предназначены для удержания равновесия и предохранения организма от тряски при ходьбе.

Если своды стопы уплощены – тряску при ходьбе вынужден компенсировать позвоночник, а также суставы ног. По своей природе они для этой функции не предназначены, поэтому справляются с ней плохо и быстро выходят из строя (при плоскостопии часто встречаются артрозы и сколиоз как результат нарушения опорной системы). Полное излечение плоскостопия возможно только в детстве. У взрослых развитие этой болезни можно только затормозить.

Продольное плоскостопие возникает при функциональной перегрузке или при переутомлении передней и задней большеберцовых мышц. Данное плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Данная патология имеет место в основном у женщин, чаще всего в возрасте 16-25 лет.

В механизме поперечного плоскостопия ведущая роль отводится слабости подошвенного апоневроза, наряду с теми же причинами, что и при продольном плоскостопии.

Чем больше деформация, тем больше больные жалуются на боли, трудности в подборе и использовании обуви, быструю утомляемость. Поперечное плоскостопие, как правило, сочетается с искривлением первого пальца стопы к наружи. Поперечное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 35-50 лет.

Существует еще одна проблема – это варусная установка стоп. Варусную установку стоп называют косолапостью, хотя это и не со всем правильно, врожденная (или истинная) косолапость – одна из наиболее тяжелых деформаций опорно-двигательного аппарата, которая проявляется у ребенка еще в первые дни жизни и требует серьезного и длительного лечения. Вследствие того, что стопа при стоянии и ходьбе устанавливается неправильно, тяжесть тела падает на нее неравномерно, теряется ее способность к колебательным движениям (уменьшается способность стопы амортизировать удары), все это приводит к неловкой, некрасивой, носками внутрь, походке, нарушается правильная работа мышц  и связок стопы (одни растягиваются, а другие сокращаются), нарушается подвижность в голеностопном суставе, такой косолапый ребенок плохо бегает, часто падает, неловко прыгает, в результате не всегда участвует в подвижных играх, из-за чего могут возникнуть психологические проблемы.

Приведение передних отделов стоп (как и другие дефекты опорно-двигательной системы) чаще развивается у детей ослабленных, физически плохо развитых, перенесших в раннем возрасте рахит, часто и длительно болеющих, поэтому профилактикой будет служить все, что направлено на общее укрепление организма. Массаж и гимнастика на первом году жизни, достаточная активность ребенка, правильно подобранная обувь – все это будет способствовать формированию здоровых стоп. Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до трех лет, когда этот навык формируется, с возрастом косолапость обычно усиливается, поэтому, хотя и бывают случаи самоизлечения, следует обратить на нее серьезное внимание.

Профилактика плоскостопия

Предотвратить развитие плоскостопия можно еще в дошкольном возрасте, когда стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.

Вместе с тем в этом возрастном периоде организм отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путем укрепления мышц и связок стопы.

Одним из важных факторов развития плоскостопия является плохо подобранная обувь.

Для правильного формирования свода стопы нужна постоянная тренировка мышц и связок стопы.

Для этого Вам потребуется ортопедическая обувь, которая позволяет полностью обеспечить поддержку поперечного и продольного сводов стопы без дополнительной стельки-супинатора и увеличить комфортность при ходьбе.

Активная профилактика плоскостопия

К сожалению, лето у нас длится не круглый год, и походить голыми ножками по морскому песочку или свежей травке ваш малыш сможет только летом. Поэтому разберем те упражнения, которые удобно включать в общий комплекс гигиенической гимнастики в домашних условиях.

Для выполнения с ребенком ежедневных профилактических упражнений, укрепляющих мышечно-связочный аппарат стопы и голени, много времени не потребуется. Нужно лишь осознание необходимости со стороны родителей и «согласие поиграть» со стороны ребенка.

Оборудование потребуется следующее: массажный мячик, массажный коврик.

Каждое упражнение повторяем по 8-10 раз, не спеша. Чтобы ребенок хорошо понял задание, продемонстрируйте ему сами технику и темп выполнения упражнений. Это привлечет внимание и будет похоже на игру. Проследите, чтобы малыш не испытывал никаких неудобств (сквозняк или душное помещение, слишком теплая одежда, работающий телевизор или неустойчивый стульчик, и т.п.).

Сейчас мы с детьми покажем Вам комплекс упражнений, который вы можете ежедневно делать дома с детьми для профилактики плоскостопия; а вы, родители, не стесняйтесь и присоединяйтесь к нам, для того чтобы лучше запомнить и понять, как правильно делать. (Дети вместе с родителями усаживаются на стульчики и вместе с воспитателем делают комплекс упражнений по показу)

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия

Картотека игр по профилактике плоскостопия «Барабан»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

 Оборудование: стульчики или скамейки.

 Содержание игры. Дети сидят на стульях (скамейке), стопы параллельны, пятки прижаты к полу. Педагог сидит напротив и в определенном ритме отбивает такт поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют упражнение. Пятки остаются плотно прижатыми к полу. Игра повторяется, но такт отбивается пятками, а носки в это время плотно прижаты к полу. Одновременно нужно контролировать правильность осанки.

«Кто быстрее спрячет простынку?»

 Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

 Оборудование: простынки длиной 50—60 см (по числу детей), стулья (скамейка).

 Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку). По сигналу педагога дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.

«Донеси платочек»

 Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава. Оборудование: платочки (по числу детей), стулья (скамейка).

 Содержание игры. Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на 23 четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни разу не уронив его.

«Великан и другие»

 Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: без подготовки.

Содержание игры. Дети выполняют игровые упражнения по сигналу педагога.

«Великан» — ходьба на носках, поднимаясь как можно выше (5—7 минут). «Гномы» — ходьба на согнутых ногах (4—5 минут).

 «Маленький — большой» — по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. (Повторить 10—12 раз.)

«Пройди, не ошибись»

 Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: шнур (лента, черта). Содержание игры. Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

«Ловкие ноги»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава. Оборудование: мячи.

Содержание игры. Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону, передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

«Перенеси палочку»

Цель: укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава. Оборудование: деревянные карандаши.

 Содержание игры. Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по 6—8 палочек. По сигналу педагога надо одновременно (двумя стопами каждого из игроков в паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток. Методические указания. Если пара быстро справляется с заданием, она помогает соседям. Игра заканчивается, когда все палочки уложены в лотки. Фиксируется общее время всех участников.

«Резвый мешочек»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

 Оборудование: веревка с небольшим грузом (мешочком, наполненным песком) на конце.

Содержание игры. Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с грузом на конце. Дети следят за веревкой и при ее приближении стараются перепрыгнуть через нее.

«Гигантские шаги»

Цель: закреплять навыки правильной постановки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях.

Оборудование: резиновые массажные коврики 30x30 см. Содержание игры. Коврики раскладываются по кругу на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

«Гуси»

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластики движений, умение расслаблять мышцы.

Оборудование: без подготовки.

Содержание игры. Дети – «гуси» ходят на корточках «гусиным шагом». По команде: «коршун» - встают, машут руками – «крыльями», убегают. «Коршун» ловит «гусей».

 

Самомассаж стоп. 

Выполняется из исходного положения сидя, удобно положив одну ногу на колено другой. Обе ноги массируют одинаковое время.

 Способствует расслаблению мышц стопы, улучшает функциональное состояние организма и уравновешивает нервные процессы.

 поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки. разминание стопы всеми пальцами.

 граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.

 похлопывание подошвы.

 активное поднимание стопы вверх и опускание вниз.

 граблеобразное поглаживание подошвы по направлению к пальцам.

 поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

  катание подошвами вперед-назад гимнастической палки.

  надавливание подушечкой большого пальца всех точек подошвы.

 с силой надавливание на болевые точки.

 поглаживание всей стопы от пальцев до щиколотки.

 похлопывание подошвы.

  катание подошвами мяча, выполняя круговые движения.

Советы родителям для предупреждения плоскостопия

  • Делайте своему ребенку массаж стоп и икроножных мышц, проводите с ним лечебную гимнастику (см. консультацию для родителей «Плоскостопие»)
  • Выполняйте простейшие упражнения: хождение на носках, на наружном крае стопы, катание палочки.
  • Разложите на полу мелкие предметы, которые ребенок будет собирать пальцами ног, брать и перекладывать их.
  • Следите за тем, чтобы обувь ребенка была из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим внутренний край стопы.

Желательно, чтобы обувь была достаточно жесткой и с хорошим задником, который держит пятку в правильном положении. Подошва, напротив, должна быть гибкой и иметь небольшой каблук.

  • Для предупреждения плоскостопия обувь для детей должна иметь каблук, искусственно повышающий свод стопы, защищающий пятку от ушибов

Рекомендуемая высота каблука для дошкольников – от 5 до 10 мм

  • Старайтесь следить за тем, чтобы обувь ребенка соответствовала форме и размеру стопы, была удобной при носке и не мешала естественному развитию ноги, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потертости.

Она должна быть приспособлена к климату, времени года и использоваться по назначению.

  • Помните: жесткая обувь ограничивает движения суставов стоп, затрудняет ходьбу, вызывает быстрое утомление мышц, что может способствовать развитию плоскостопия.

По весу обувь должна быть максимально легкой, тяжелая обувь затрудняет передвижение, увеличивает расход энергии, утомляет ребенка.

  • При определении размера обуви ребенка руководствуйтесь длиной стопы, которая определяется расстоянием между наиболее выступающей точки пятки и концом самого длинного пальца (первого или второго).
  • Покупая обувь, помните: длина следа должна быть больше стопы в носочной части, перед пальцами – небольшой припуск в 10 мм.

Этот запас, равный в среднем полугодовому приросту стопы, создает необходимые условия для ее естественного роста, а также обеспечивает свободное удлинение стопы, которое происходит во время ходьбы и под действием нагрузок.

Если нет такого припуска, пальцы постоянно будут находиться в согнутом положении, это в дальнейшем может привести к деформациям, появлению потертостей и мозолей.

  • Отнеситесь с вниманием к проблеме плоскостопия вашего ребенка.
  • Не допускайте развития этого заболевания у детей, так как оно может привести к неприятным последствиям в будущем.

Наш мастер-класс подошел к концу, мы надеемся, что вы для себя узнали что-то важное. И мы просим вас оставить отзыв о нашем мастер-классе.

Приложение №2

ФОТООТЧЕТ ПО МАСТЕР-КЛАССУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМПЛЕКСОМ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ

C:\Users\1\Desktop\мастер-класс по плоскостопию\3aaac64a-b611-44e5-a71d-aeab3a94df97.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»

Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...

Мастер – класс для родителей «Пластырь «Сопелка» - один из способов профилактики простудных заболеваний у детей»

Мастер-класс для родителей по изготовлению пластыря "Сопелка" в домашних условиях...

Мастер-класс для сотрудников ДОУ по проекту "Здоровые ножки. Профилактика плоскостопия.

Мастер-класс для сотрудников ДОУ по профилактике плоскостопия....

Мастер класс на тему: «Здоровые ножки шагают по дорожке» (профилактика плоскостопия)

Мастер класс на тему: «Здоровые ножки шагают по дорожке» (профилактика плоскостопия)Здравствуйте, уважаемые родители! Тема мастер - класса, которую я сегодня Вам представлю &ndash...

Мастер – класс для родителей по использованию нестандартного оборудования по профилактике плоскостопия.

Приобщить родителей к коррекционной работе в совместной деятельности....