Консультация «Методика проведения занятий по физической культуре»
консультация по физкультуре

Оксана Владимировна Питайкина

Расширение и систематизация знаний педагогов требований к занятию физической культурой и методам организации деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_zanyatiy.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

на тему

«Методика проведения занятий по физической культуре»

образовательная область

«Физическое развитие»

Подготовила:

Питайкина Оксана Владимировна,

старший воспитатель (высшая квалификационная категория)

город Рубцовск, 2022 год

Цель: расширение и систематизация знаний педагогов требований к занятию физической культурой и методам организации деятельности дошкольников.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы

организации образовательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия педагога и детей, а также соответствующими условиями занятий.

Основной формой является занятие физической культурой. Это подтверждается тем, что в дошкольной образовательной организации:

  • есть массовая форма организации систематических занятий детей физическими упражнениями;
  •  проводится в соответствии с образовательной программой;
  • осуществляется под руководством инструктора по физической культуре (воспитателя) с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей детей;
  • способствует целенаправленному развитию физических и интеллектуальных способностей дошкольников.

В ДОУ к проведению занятия физической культурой предъявляются следующие требования:

  1. Четкость постановки целей и задач. На занятии решаются задачи из познавательной, эмоционально-ценностной и психомоторной областей. Педагог обеспечивает развитие (тренировку) двигательных способностей, упражнение психических процессов, обучение двигательным знаниям, умениям и навыкам, воспитание личностных качеств детей (мировоззрение, интересы, желания и др.).

Формулировки задач занятия должны:

  • быть конкретными, лаконичными и немногочисленными (не более 2–3);
  • учитывать состав детей, их возраст, физическое развитие и подготовленность;
  • обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими;
  • соответствовать целевым ориентирам ФГОС ДО.

2. Соответствие содержания занятия (физических упражнений) образовательной программе и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.

3. Целесообразный отбор методов физического воспитания. Разумное сочетание общепедагогических и специфических методов.

4. Взаимосвязь занятий. Педагогические задачи, содержание, объем и интенсивность нагрузок каждого занятия определяются с учетом предыдущих и последующих занятий.

5. Сочетание различных методов организации деятельности детей на занятии.

В зависимости от решаемых задач используются фронтальный, групповой, поточный и индивидуальный методы.

6. Постоянное видоизменение содержания занятия. Разнообразие содержания

и процессуального обеспечения занятия способствует формированию интереса у детей к физическим упражнениям и побуждает их к активной деятельности.

7. Обеспечение безопасности занятия. Неправильная организация образовательного процесса может привести к различным травмам детей (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.).

8. Постоянный контроль за ходом и результатами деятельности детей. На каждом занятии обеспечивается оперативное управление деятельностью воспитанников. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки.

Структура занятия физической культурой

Подготовительная часть (фаза врабатывания: организм ребенка преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности органов и систем).

Задачи:

  • обеспечение первоначальной организации дошкольников и их психического настроя на занятие;
  • привлечение и направление внимания детей на выполнение физических упражнений;
  • обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности.

Содержание: выполнение несложных строевых упражнений, разнообразных видов ходьбы, бега, ползания. Общая продолжительность составляет 10–20% общего времени занятия.

Основная часть (фаза устойчивой работоспособности: достигнутый уровень

функциональной работоспособности сохраняется с небольшими колебаниями

в сторону ее увеличения и снижения).

Задачи:

  • обучение выполнению физических упражнений (разучивание новых умений, закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков);
  • развитие физических качеств (вначале выполняются упражнения, требующие проявления скоростных и координационных способностей, а в конце – упражнения, связанные с силой и выносливостью).

Содержание:

  • комплекс общеразвивающих упражнений без предметов или с предметами для развития основных групп мышц выполняется по принципу сверху вниз, от центра к периферии;
  • циклические упражнения (в основном беговые упражнения по периметру зала) позволяют увеличить нагрузку, а педагогу – подготовить оборудование и инвентарь для выполнения основных видов движений;
  • разучивание, совершенствование или закрепление техники выполнения основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание, лазанье);
  • подвижная игра или игровое задание на основе вида движения, разучиваемого на предыдущей неделе.

Продолжительность основной части составляет 70–80% общего времени занятия.

Заключительная часть (фаза истощения или утомления: по мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма работоспособность детей постепенно снижается).

Задачи:

  • снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
  • регулирование эмоционального состояния;
  • подведение итогов с оценкой педагогом результатов деятельности детей.

Содержание:

  • медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление;
  • успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание.

Длительность заключительной части составляет 3–5 мин.

Основополагающим при планировании содержания физкультурных занятий является принцип цикличности:

1) микроциклы (неделя), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха;

2) мезоциклы (месяц), включающие в себя четыре микроцикла, в которых прежде всего чередуется выполнение основных видов движений и связанных с ними подвижных игр;

3) макроциклы (год), включающие в себя мезоциклы физического воспитания детей в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах.

Планируя занятия, следует стремиться разнообразить упражнения, включая новые упражнения или упражнения с элементами новизны:

  • изменение исходного положения (стоя, сидя, на коленях, лежа);
  • выполнение упражнений в разных направлениях и плоскостях, с увеличением амплитуды;
  • выполнение упражнений под счет, под музыкальное сопровождение, самостоятельно без счета;
  • использование разнообразного спортивного инвентаря и оборудования;
  • применение различных построений и перестроений.

Методы организации деятельности детей на занятии

Фронтальный метод характеризуется выполнением всей группой одного и того же физического упражнения независимо от пост роения детей (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг) по показу или указанию педагога.

Этот метод широко используется во всех частях занятия и обеспечивает высокую моторную плотность (можно успеть сделать больше физических упражнений).

Фронтальный метод успешно применяется при управлении двигательной деятельностью детей, не требующей страховки, например:

  • выполнение различных видов ходьбы и бега в подготовительной части занятия;
  • выполнение общеразвивающих упражнений;
  • при разучивании и совершенствовании техники простых видов движения (прыжки в длину с места, передача мяча в парах).

Важным является правильное расположение детей: чтобы они не мешали друг другу, все видели педагога, а он, в свою очередь, – воспитанников.

Варианты выполнения детьми физических упражнений

а) построение в шеренгах

б) построение в колонне

в) построение в круг

Групповой метод предусматривает одновременное использование в нескольких группах разных заданий инструктора по физической культуре. Преимуществом этого метода является выполнение детьми физических упражнений с учетом пола, уровня подготовленности, двигательной активности и других признаков.

Групповой метод требует от инструктора по физической культуре повышенного внимания, так как он не в состоянии видеть одновременно всех детей. Он находится рядом с теми воспитанниками, которые наименее подготовлены или выполняют наиболее сложное физическое упражнение. В практике дошкольного образования помощником инструктору в этом случае является воспитатель или музыкальный руководитель.

Поточный метод предусматривает последовательное выполнение детьми одного и того же физического упражнения (например, прыжок в длину с разбега или ходьба по гимнастической скамейке).

Этот метод позволяет осуществлять эффективную страховку детей, однако снижает общую моторную плотность занятия. К разновидности поточного метода можно отнести круговой метод, когда физические упражнения выполняют на специально подготовленных местах («станциях»),

как правило, расположенных по кругу зала или уличной площадки. Упражнения подбираются с расчетом на комплексное развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма. Весь круг проходят от одного до трех раз без интервала или с определенным интервалом отдыха между «станциями».

Индивидуальный метод заключается в том, что детям предлагают индивидуальные задания, которые они выполняют самостоятельно. Как правило, такие задания предназначены для ребенка, который отличается от основного состава группы по подготовленности, особенностям и способностям, состоянию здоровья. Данный метод помогает контролировать физическую нагрузку, однако требует от инструктора повышенной внимательности и знания особенностей каждого ребенка.

Таким образом, занятие физической культурой, решая задачи обучения и развития детей, является основой всех форм занятий физическими упражнениями в ДОУ.

Источники

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Академия, 2014.

2. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка // Дошкольное воспитание. 2018. № 4.

3. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Двигательное умение //Дошкольное воспитание. 2019. № 8.

4. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Двигательный навык // Дошкольное воспитание. 2019. № 7.

5. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Общепедагогические методы применения физических упражнений // Дошкольное воспитание. 2019. № 3.

6. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Специфические методы применения физических упражнений // Дошкольное воспитание. 2019. № 2.

7. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Физическая подготовка // Дошкольное воспитание. 2018. № 6.

8. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Физическое упражнение // Дошкольное воспитание. 2019. № 1.

9. Щербак А.П. Энциклопедия физической культуры ребенка. Формы занятий физическими упражнениями // Дошкольное воспитание. 2020. № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4 и 5-го года жизни

Быстрота усвоения физических упражнений зависит от строгого соблюдения принципа их последовательности. Основой успешного обучения является правильно составленная педагогом программа, в которой каждое ...

Презентация "Методика проведения занятий по физической культуре"

Организация и проведение занятий по физической культуре для всех возрастнях групп....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 4-5 лет

Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях, а в старшем дошкольном возрасте обладают ...

Семинар для воспитателей "Особенности методики проведения занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста"

В семинаре обсуждается современное занятие по физическому воспитанию детей. Обсудили все этапы занятия, методику проведения разных частей занятий....

Консультация для педагогов «Методика проведения НОД по физической культуре на прогулке».

НОД по физической культуре является основной формой обучения детей двигательным навыкам и воспитания физических качеств.Содержание и структура  нод.Подготовка пособий к нод....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ 4 И 5-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Семинар методика проведения занятий по физической культуре с детьми 4-5 года жизни...