Описание педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»
материал по физкультуре

Галкина Светлана Петровна

Описание педагогического опыта

 

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_2019.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение     «Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

Описание педагогического опыта

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры»

Воспитатель по физической культуре  филиала «Дружба»

Галкина Светлана Петровна

2019 год

Сведения об авторе

Ф.И.О.                             Галкина Светлана Петровна

Образование                        высшее

Мичуринский государственный                                        педагогический институт, 1999г.

Специальность                    Учитель начальных классов

Место работы                      филиал «Дружба»

                                                       МБДОУ «Первомайский детский сад»

                                                       Первомайского района Тамбовской области  

Должность                            Воспитатель по физической культуре

Педагогический стаж                            13 лет

Стаж работы в данной должности     13 лет

Условия возникновения, становления опыта

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры.  Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Анализируя работу по данному направлению, можно сделать вывод, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство.

Образовательная деятельность в ДОУ проходит в рамках тематических недель, поэтому весь образовательный процесс мы планируем исходя их темы недели.

Понимая значимость данной проблемы, реализую систему работы «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в рамках тематических недель ДОУ средствами физической культуры».

Актуальность опыта

В последние годы принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Среди них «Федеральный государственный образовательный стандарт». В документе определены:

—  цель: развитие каждого ребенка;

—  форма: игра;

—  принципы: интеграция образовательных областей;

—  комплексно-тематическое построение педагогического процесса.

На этих позициях должна строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе игровой деятельности, подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.

Трудоемкость

  1. Изучение теоретических основ традиционной народной культуры.
  2. Анализ мероприятий по укреплению, развитию и сохранению здоровья дошкольников.
  3. Создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом.
  4. Разработка занятий, сценариев, календарного плана, создание картотеки народных игр.
  5. Использование разнообразных форм взаимодействия и сотрудничества с родителями, педагогами, социальными партнерами.

Адресная направленность

  • воспитателям по физической культуре
  • педагогам дошкольникам
  • родителям
  • музыкальным руководителям

Новизна опыта

Состоит в гармоничном объединении физкультурно-оздоровительной работы, духовно-нравственного воспитания дошкольников в рамках календарно-тематического планирования работы ДОУ.

Теоретическая база опыта        

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на занятиях физической культурой выполняются несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей;  

- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше играли в подвижные игры, дети понимают это, участвуя в них, изучая правила, проживая роли персонажей, знакомясь с традициями;

-непосредственное участие и взрослых и детей
(пример: мы приглашаем родителей учувствовать вместе с детьми в спортивных мероприятиях запланированных в рамках тематических недель и приуроченных к праздникам нашей страны);

- усвоение духовно–нравственных традиций не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

Занимаясь с детьми, обратила внимание на то, что игры и заданиязапланированные в учебно-методических разработках Пензулаевой Л.И. «Физическая культура в детском саду» к общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», не совпадают с комплексно-тематическим планированием по темам которого строит свою работу наше ДОУ. Так же в годовой план мероприятий входят спортивныепраздники, приуроченные к определённой тематике и требующие определенной подготовки детей. Исходя из этого, решила подобрать спортивные игры и задания подходящие к теме недели и заменить ими задания из методических разработок. Для того чтобы не изменять последовательность освоения детьми основных видов движений, игры и задания подбирались с учетом ведущей деятельности. Что позволило не изменять нагрузку на ребенка во время занятий физической культурой и спортивных развлечений. Так же это способствовало закреплении знаний, полученных в других видах деятельности по данной тематике.

Большую роль в подборе материала отвела народным играм и состязаниям. В старину в деревнях духовно-нравственное воспитание поддерживалось народными традициями: совместной подготовкой к праздникам, изготовлением игрушек, трудовыми поручениями. Взрослые и дети находились рядом, что позволяло ребёнку наблюдать за старшими, подражать им. Культура игр передавалась из поколения в поколение. Игры были тесно связаны с сезонными явлениями и отражали обычаи и культуру народа.

Работая над опытом формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников, я предположила, что нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.

Именно поэтому мы уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении детей.

Технология опыта

Моей целью в этой работе стало: создать систему физкультурно-оздоровительной работы позволяющую развивать физические качества дошкольника и способствующую формированию духовно-нравственных ценностей.

В своей работе решала такие задачи:

  • Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.
  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Знакомить со спортивными достижениями нашей страны.
  • Привлечение родителей к возрождению духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.

Считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях физической культурой, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения.  Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год, который строиться на календарно-тематическом планировании.

Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп.

  1.  Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей - способствует ежегодное проведение праздников: «Здравствуй, детский сад»,«Мама, папа, я – спортивная семья» посвящённого Дню Матери, «Олимпийские игры»с участием родителей.

В процессе организации спортивных досугов  - «Весёлые старты» между детьми старших групп, турнир по волейболу (между подготовительными группами), «Осенний праздник», «Малые олимпийские игры», «День здоровья», спортивные эстафеты по ПДД, - совершенствуются не только физические, но и  нравственно-волевые  качества личности ребёнка,  а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.  

Клуб выходного дня «Лыжник»

В целях актуализации потребности в планировании досуга семьи через приобщение к здоровому образу жизни в ДОУ был организован Клуб выходного дня «Лыжник». КВД призван устанавливать теплые неформальные отношения  между педагогами и  родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми, а так же привлечь внимания родителей к ЗОЖ, интересам и потребностям ребенка.

Занятия состояли из теоретической и практической части которые проходи по субботам. Итогом стало лыжное состязание «Спортивная семья», составление коллажа и чаепитие.

  1. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями русского народа осуществляется в процессе ежедневных физкультурных занятий.        

Разработан перспективный план по обучению детей народным подвижным играм. План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года на физкультурных занятиях, воспитателями и узкими специалистами.  Дети с удовольствием играют в игры многонационального народа нашей страны: «Акула», «Продавец горошков», «Гори, гори ясно», «Юрта», «Липкие пеньки» и другие.  Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «Когда мы едины – мы не победимы», «День защиты детей», «Широка страна моя родная»,

«День здоровья». Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих РФ.

Разработаны комплексы ОРУ для утренней зарядки по всем возрастным группам, соответсвующие тематическим неделям ДОУ: «Осенняя прогулка», «Новогодние игрушки», «Защитники Отечества», «Весенние месяцы», «Птицы мира», «Мы дружные», «Добрые сова» и другие.Утреннюю гимнстику тематическонго характера отличают интересное содержание подходящее к теме недели, музыкальное сопровождение, радостная атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого. Цель этих комплексов – заинтересовать ребёнка. Заинтересовать так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял всё это в движениях. Двигаясь ребёнок познаёт окружающий мир, учиться любить, понимать, осозновать его и действовать в нём. Некоторые комплексы ОРУ включают упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувстовать настроение и сопереживать окружающим, помогая тем самым развивать нравственные качества личности.

В качестве обобщения темы,  организуется музыкально – спортивный праздник «Осенние дары», «Зимушка–зима – весёлая пора», «Масленица»,  тематическая пасхальная неделя заканчивается досугом  «Пасха».

  1. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитанияподрастающего поколения в нашем ДОУ является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к празднику посвящённому Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши, построениям и перестроениям у старших дошкольников.

Мероприятие проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале, принимают участие дети старших и подготовительных групп, родители и все сотрудники детского сада.

Цель мероприятий подобного рода - приобщение подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирование детских представлений о военной службе. В процессе поиска флага на разных станциях («Порази танк», «Разведчики», «Граница» и другие) совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.      

Организуются спортивные соревнования с участием пап «День военно-воздушных сил», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на пап, на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

Совместная деятельность родителей и детей, позволяющей родителям отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребёнком, передавать опыт взаимодействия, заложенную систему духовно-нравственных устоев и ценностей семьи, дошкольнику ощущать эмоциональную близость и поддержку родителя.

Сотрудничество с воспитателями и родителями

Развитие духовно-нравственныхценностей средствами физической культуры, стала более полной при сотрудничестве с воспитателями и родителями.

Отдельный материал рекомендован воспитателям и родителям:

-Народные подвижные игры

-Тематические комплексы ОРУ

-Физкультурные упражнения для организации самостоятельной деятельности в течении дня.

-Культурно-массовые мероприятия.

Результаты опыта

   Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, воспитателей и родителей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Воспитанники ДОУ посещают спортивные секции поселка, спортивные мероприятия, продолжая заниматься спортом и совершенствовать свои навыки.

Список литературы:

  1. Комплексная программа: основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г.
  2. Приказ Мин. обр. науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Указ президента РФ от 4 февраля 2010г № 271 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  4. Пензулаева Л.И.   «Физическая культура в детском саду. Младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  5. Пензулаева Л.И.   «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.
  6. Программа развития духовно-нравственных отношений у детей дошкольного возраста.  Для детей от 3 до 7 лет. Составила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Дружба», кандидат психологических наук  Муратова И.С. п. Первомайский 2013г.
  7. Воронова Е.К. игры-эстафеты для детей 5-7 лет. Практическое пособие. М., «Аркти», 2010
  8. Голомидова Е.С. Физкультура. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. Старшая группа. Волгоград. «Корифей», 2010
  9. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС - тема номера журнала «Начальная школа  плюс До и После» -№1-2012.
  10. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений_Авт. Сост. Куприна Л.С.,  Бударина Т.А.,  Маханева О.А.,  репанова О.Н. и др. – СПБ.:  Детство-Пресс, 2004.
  11. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачёва Н.В.; Есаулова Н.А.; Потапова Н.Н. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  12. Картушина М.Ю. Сюжетные физкультурные занятия для детей средней группы ДОУ. М., «Скрипторий 2003», 2011
  13. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство- Пресс,2004.
  14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-М.:Просвещение, 2011.
  15. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие./ М.: Айрис-пресс, 2003.
  16. Сидорова Т.Б. Познавательные физкультурные занятия. Волгоград. «Учитель», 2011
  17. Соломенникова Н.М. Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет. Волгоград. «Учитель», 2011
  18. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. М.,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
  19. Интернет-ресурсы.

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете

МБДОУ «Первомайский детский сад»

Протокол от 29.11.2016 №2

УТВЕРЖДЕН

Заведующий МБДОУ

 «Первомайский детский сад»                                  

_____________ Т.И. Рогатина

Приказ от 29.11.2016 №37/2

План работы Клуба выходного дня «Лыжник»

(декабрь 2016г. - февраль 2017г.)

Дата

Тема, содержание

Участники

Форма работы

5-9.12.2016

«Познакомимся поближе»

Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни в вашей семье».

Цель: Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка, отношения к ЗОЖ в семьях воспитанников.

Обработка результатов.

Разработка плана работы, документации клуба.

Родители, педагоги.

Ст.воспитатель

Анкеты, вопрос-ответ.

17.12.2016

«Активный отдых зимой всей семьёй»

Цель: Установить доброжелательные отношения с родителями. Расширить знание родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей. Обсудить план работы КВД.

Повысить компетентность родителей в области подбора лыжного инвентаря, ухода за ним.

Родители, педагоги.

Презентация,обмен мнениями

просмотр, мультфильма.

24.12.2016

Занятие1

Ознакомление с тем, как правильно надо брать лыжи и переносить их к месту занятий. Обучение (закрепление навыка) ступающему шагу, развитие «чувства лыж», игровые упражнения.

Родители, педагоги, дети.

Практическое занятие

14.01.2017

Занятие 2

Обучение быстрому подъёму после падения на снег, поворотам на месте способом переступания, ознакомление со стойкой лыжника, обучение подъёму на склон «лесенкой», спуску со склона в низкой стойке.

Родители, педагоги, дети.

Мастер-класс от педагога ПСОШ Мельниченко А.В.

21.01.2017.

Занятие 3

Упражнение в поворотах на месте способом переступания, подъёму на склон «лесенкой», спуску со склона в низкой стойке.

Родители, педагоги, дети.

Практическое занятие.

Календарно-тематический план подвижных игр народов России

Месяц

Группа общеразвивающей направленности детей от 4-5лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 5-6лет

Группа общеразвивающей направленности детей от 6-7лет

Сентябрь

Гуси-Лебеди,филин и пташки (русские народные игры)

У медведя во бору,ловишка в кругу. (русские народные игры)

Горелка,коршун.(русские народные игры)

Октябрь

Липкие пеньки,стрелок.(башкирские народные игры)

Липкие пеньки,Юрта.(башкирские народные игры)

Палка-кидалка,Юрта.(башкирские народные игры)

Ноябрь

Ищем палочку;Иголка,нитка и узелок. (бурятские народные игры)

Иголка,нитка,узелок;Волк и ягнята. (бурятские народные игры)

Волк и ягнята,табун.(бурятские народные игры)

Декабрь

Невод;ловля оленей.(народные игры Коми)

Невод, Стой,олень!(народные игры Коми)

Бег к реке, выбей из круга.(дагестанские народные игры ).

Январь

Бита;метание с плеча.(северо-осетинские народные игры)

Перетягивание,метание с низу.(северо-осетинские народные игры)

Перетягивание, метание сверху.(северо-осетинские народные игры)

Февраль

Займи место,ловишки.(татарские народные игры)

Займи место, Лисички и курочки.(татарские народные игры)

Водяной,догонялки(удмуртские народные игры)

Март

Водяной,серый зайка.(удмуртские народные игры)

Водяной,догонялки.(удмуртские народные игры)

Ловишки,угадай и догони.(татарские народные игры)

Апрель

Хищник в море,Расходитесь! (чувашские народные игры)

Луна и солнце,летучая мышь.(чувашские народные игры)

Овцы и волк,яблоко.(молдавские народные игры)

Май

Колдун,мак. (украинские народные игры)

Охотники и утки,перетягивание.(украинские народные игры)

Волк в отаре,клади платок.(киргизские народные игры).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление инновационного педагогического опыта «Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников культурными традициями своего народа"

Всё начинается с детства. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства. Воспитание чувств ребёнка с первых лет жизни является важной педагогической зад...

Обобщение педагогического опыта: "Духовно-нравственное развитие детей средствами народных праздников"

Данный материал содержит обобщение педагогического опыта по формированию духовно-нравственный качеств личности ребенка средствами народных праздников....

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в современном ДОУ в рамках ФГОС ДО» от 28.04.2021...

Педагогический совет "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках Программы воспитания"

Повысить качество нравственно-патриотического воспитания дошкольников через обновление содержания и технологий работы по данному направлению, совершенствование профессиональной компетентности пед...

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в дошкольном учреждении средствами физической культуры»

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любвик своей семье, к своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта лю...