Мастер-класс для педагогов «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
методическая разработка по физкультуре

Щерба Валерия Витальевна

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024_master-klass_narodnye_igry.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Ясли-сад комбинированного вида № 7 «Золотая рыбка»

Мастер-класс «Народные игры – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

                                                                                                         Подготовила:

                                                                                                         инструктор по ФК

                                                                                                         Щерба В.В.

г. Алчевск, 2024

Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

Задачи: 

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми.

2. Закрепить знания участников мастера-класса об организации и проведении игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер-класса.

Материалы: мячик средних размеров, атрибуты к подвижным играм, шпаргалки для участников со словами игры, 3 корзиночки.

Участники мастер-класса приглашаются занять свои места. 

Уважаемые коллеги! Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И вот почему!  

Современный мир сложен и многообразен. Но, к сожалению, в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно!

В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место, посвящены они языческим праздникам. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Одним из «ценных» методов является –народная игра. (о которой и пойдёт речь).

Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

При выборе игр для детей следует учитывать следующие факторы:

1. Возраст играющих. Для младших дошкольников следует выбирать наиболее простые игры («У медведя во бору»,
«Гуси-лебеди», «Зайка беленький сидит и ушами шевелит… », «По ровненькой дорожке»,  «Карусели» и д.р. )  постепенно усложняя их к старшему возрасту. С подготовительной группой, часто играем в такие игры, как «Ручеек», «Водяной», «Дударь» , «Кукушка» , «Бабушка Маланья».

2. Место для проведения игр. Народные игры могут проводиться в группе, в зале, на воздухе. Если они проходят в помещении, его необходимо хорошо проветрить.

3. Количество участников игры. Необязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей на подгруппы. Участие в игре должно быть интересно для каждого ребенка.

4. Атрибуты для игр должен быть подготовлен заранее в достаточном количестве.

5. Знание правил игры. Объясняя детям правила, воспитатель должен встать так, чтобы его все видели. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (действие очень многих народных игр происходит в круге - хоровод, но не в его середину. Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов и всего игрового действа.

6. Выбор водящего лучше всего делать с помощью считалок, которые нравятся детям. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.

Игра должна быть вовремя закончена. Оснований для этого много: интерес детей к игре, физическая нагрузка, полученная во время игры, режимные моменты дня. Необходимо закончить игру раньше, чем она надоест детям, чтобы у них сохранилось желание поиграть в нее еще раз. Любая игра завершается подведением итогов. Главное здесь - это мнение детей. Педагог обращается к детям с вопросами: понравилась ли игра, что в ней было наиболее интересного, кто из детей был самым ловким и быстрым.

Уважаемые педагоги! Начать нашу работу я предлагаю с составления мини-картотеки русских народных игр. В этом мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси", "Растеряхи", "Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Тяни за булавы", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты.

2. Русские народные подвижные игры, отражающие отношение человека к природе "Аисты и лягушки", " Пчелы", "Жаворонок", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка", "Зайцы в огороде", "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки", "У медведя во бору", "Коршун и наседка", "Стадо", " Хромая лиса", "Филин и пташки", "Лягушата", "Зайки и ежи", "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

3. Русские народные подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", "Капуста", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка", "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка", "Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.

4. Русские народные  подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", "Чурилки", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Сейчас, я предлагаю Вам окунуться в мир русских народных игр, превратиться в добрых молодцев и красных девиц,  и немного поиграть. Давайте подружимся и познакомиться. Подходите ко мне и становитесь в круг.

Собрались все вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

А теперь пришла пора

В ладоши хлопай – детвора

Мешочек синий вы нашли

Там атрибуты для игры

Педагоги достают из мешочка атрибуты называют их и проводят с ними игру. С помощью считалки выбирают водящего.

«Жаворонок» (если из мешка достали колокольчик)

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

Игра с платочком (если достали платок)

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу. Напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний), возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

Игра «Жмурки с колокольчиком» (если достали платок с колокольчиком)

Образуя круг, жмурка ловит игрока с колокольчиком.

«Заря-зарница»

Дети стоят по кругу плечо к плечу. Водящий идёт по часовой стрелке с ленточкой в руках и произносит слова:

«Заря-зарница»

Красная девица

По лесу бродила

Ключи обронила

Останавливается и кладёт ленточку на плечо одному из играющих и быстро бежит по часовой стрелке, а игрок с ленточкой в противоположную сторону. Кто быстрее пробежав круг, займёт пустое место, кто не успел – водящий.

«Солнце»

В центре круга водящий, игроки идут по кругу и произносят слова:

Гори солнце ярче

Лето будет жарче

А зима теплее

А весна милее

На третью строчку идут в центр круга, на четвёртую назад. «Солнце» «произносит слово «Горю» и ловит игроков.

Игра «Мороз Красный Нос» (шапка Деда Мороза)

Цель: развитие умения выполнять характерные движения; упражнять детей в беге.

Воспитатель произносит слова:

Я – Мороз Красный Нос.

Бородою весь зарос.

Я ищу в лесу зверей. Выходите поскорей!

Выходите, зайчики! Девочки и мальчики! (дети идут навстречу Деду Морозу)

-Заморожу, заморожу!

Дети разбегаются, мороз пытается поймать.

Игра – это школа воспитания. С помощью игры, у детей развивается ловкость, меткость, быстрота и сила;  так же игры учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность. Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.

Мой мастер – класс я завершаю, хочу поблагодарить, участников мастер- класса. Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что …. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень … (интересно).

Игр нам разных показали.

Новых много мы…. (узнали).

Русские народные

Игры хороводные

Не пристало забывать,

Будем чаще в них….(играть).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс на тему: "Государственные символы России как средство нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал познакомит педагогов с системой работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с Государственными символами России....

Мастер-класс " Народные игры как средство нравственно- патриотического воспитания"

Раскрытие понятия "народная игра", классификация народных игр, знакомство с народными играми "Платочек", "Аленушка и Иванушка", "Пирог"...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.Известно, что основной вид деятельности детей - игра. Через игру дошкольники познают окр...

Мастер – класс на тему: «Государственные символы России как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для формирования компетентности педагогов в вопросах ознакомления детей старшего дошкольного возраста с Государственной символикой РоссииЗадачи:Актуализировать знания пед...