05.04.2024 Квест-игра, как инновационная технология в физическом развитии дошкольников
материал по физкультуре (подготовительная группа)

Валитова Илида Марсовна

Квест-игра, как инновационная технология в физическом развитии дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest_igra_1.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 104»

 «Квест-игра, как инновационная технология в физическом развитии дошкольников»

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

МБДОУ № 104

Валитова Илида Марсовна

Оренбург, 2024

«Квест-игра, как инновационная технология в физическом развитии дошкольников»

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, она знакома нам под таким название как игра по станциям.

Так что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательномквесте, о квест-технологии?

Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока.

Из истории квестов

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются, и их история не насчитывает и десятилетия..

Впервые попытку перенести виртуальный компьютерный квест в реальность, предприняли в азиатских странах в 2007 году, вслед за ними его стали внедрять и в Европе, а затем и в России (2013г.). Как видим, это достаточно новое, молодое нововведение, но несмотря на это оно уверенно набирает обороты и становится популярным и востребованным направлением.

   Реформы в сфере образования и модернизации современного общества заставляют педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса с детьми и взаимодействии с родителями.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.

В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства. 

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. 

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотно все реализовать. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, учитывая ту категорию участников (дети, родители), то пространство, где будет проходить игра и написать сценарий. Самое главное и, наверное, самое трудное, это заинтересовать участников.  

Теперь перейдем к тому, что принято называть мотивацией в достижении поставленной цели. Все просто. На финише должен быть приз!

Как и любая технология образовательный квест имеет свою структуру, которая представлена на слайде., все сводится к следующему:

Этап

Содержание деятельности

- Хочется обратить внимание на следующие этапы:

Порядок выполнения.

-бонусы

-штрафы

Оценка. Приз. Рефлексия (подведение итогов и оценка мероприятия)

Воспитатель ориентируется на 4 вида рефлексии для оценки мероприятия:

  1. Коммуникационная - обмен мнениями и новой информацией между детьми и педагогами;
  2. Информационная - приобретение детьми нового знания;
  3. Мотивационная - побуждение детей и родителей к дальнейшему расширению информационного поля;
  4. Оценочная - соотнесение новой информации и уже имеющихся у детей знаний, высказывание собственного отношения, оценка процесса.

 Механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы для беседы: «Что нового узнали?», «Что было интересно?», «Что вас удивило?», «Что было трудно?», «Все ли у вас получилось так, как хотелось?».

Этапы организации

Итак: Организационный момент. Вступительное слово ведущего с целью переключения внимания детей на предстоящую деятельность, повышение интереса, создание соответствующего эмоционального настроя:

- деление детей на группы;

- обсуждение правил квеста;

- раздача карт и путеводителей, на которых представлен порядок прохождения зон.

Этапы игры.В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.).

Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Также в ходе выполнения заданий дети получают бонусы (фишки) и штрафы.

Виды квестов

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. В зависимости от этого квесты можно условно разделить на три группы.

В нашем детском саду квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с младшей. Но чаще всего в них участвуют старшие группы, где у детей уже имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых помещениях, спортивном зале, спортивной площадке.  Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

⎯ Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

⎯ «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

Карта (схематическое изображение маршрута);

«Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

⎯ Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

   Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции. Вот некоторые наиболее интересные линейные квесты:

Квест-поход «Путешествие в лес», который проходил на территории детского сада. Целью этого квеста было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей ждал Лесовичок здания детского сада, который и попросил помощи. Так как в игре участвовали две группы, то получилось две команды. Маршрут дети искали по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом каждая команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Лису, Грибок, Собаку, Медведя) и выполняя различные задания. 

⎯ Квест-игра «Путешествие в царство Нептуна». Игра проходила на спортивной площадке в летнее время года. В игре принимали участие специалисты и педагоги детского сада. Мотивацией было следующее: утром воспитатель вместе с детьми, возвращаясь с площадки,  замечает, что в бассейне плавает бутылка  с запиской, в которой морской царь Нептун предлагает встретиться, но на пути у него преграда. Здесь была одна команда и все двигались по определенному маршруту, который указывали персонажи (Русалочка,  Кикимора, Бармалей,  Царь Нептун) после выполнения заданий (назвать морского обитателя, наполни сосуд, поймай рыбку, пробеги под волной и т.п.).

⎯ Военная игра «Веселые военные учения», посвященная 23 февраля. В ней принимали участие воспитанники старших и подготовительных групп.

     Что касается штурмовых квестов, то они очень хорошо проходят и в младшем возрасте, т.к. могут проводиться как в закрытом помещении, в группе, так и охватывать разное пространство. Особенностью таких квестов является то, что дети могут проявлять свое творчество и выбирать способ выполнения заданий. Для малышей это могут быть элементарные задания такие как: найди спрятанные игрушки в группе; найди геометрические фигуры, которые спрятались в группе (их заранее надо повесит в разных участках группового помещения), из которых потом можно сделать аппликацию и т.п. По такому принципу летом был организован квест «Наше лето», где дети, передвигаясь по территории детского сада искали признаки лета (картинки, природные элементы), а потом составляли из этого коллаж.

     Кольцевые квесты, как уже было сказано выше, очень похожи на линейные, только они начинаются и заканчиваются в одной и той же точке, а вот прохождение станций может идти в разном порядке, не как в линейном, только в определенной последовательности. К таким квестам в нашем детском саду можно отнести:

⎯ Квест «В поисках зимы», ставший уже традиционным для нашего ДОУ, который с каждым годом становится еще увлекательнее. На каждой станции после правильно выполненного задания участники получают конверт с буквой, из которых в конце составляется слово-подсказка (Зима). Эта игра командная и играется на время.

⎯ Квест-по городу «День знаний». Это еще один увлекательный квест, в котором дети путешествуют с помощью «Волшебного экрана» (планшета), на котором сфотографированы различные места нашей станицы. Этот квест не требует большого количество организаторов, т.к. весь маршрут не предполагает встреч с персонажами.

    Можно перечислить еще множество квестов, которые проводятся в детском саду, от самых простых и до ставших уже традиционными, но самое главное, это то, что все они помогают нам активизировать и детей, и родителей, и педагогов. Ведь любой мыслящий человек рано или поздно начинает творить. Просто иногда, чтобы подвигнуть человека к творческой деятельности, нужен некий импульс, всплеск, возможность дать человеку почувствовать себя успешным и раскрыть свои скрытые способности и таланты, а квест в этом очень помогает, т.к. подразумевает активность каждого участника.

 Это игра, в которой задействуется одновременно и интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить и смекалку, и наблюдательность, и находчивость, и сообразительность, эта тренировка памяти и внимания, это развитие аналитических способностей и коммуникативных качеств. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению не только детского коллектива, но и родительского сообщества, а также улучшает детско-родительские отношения.  А еще немаловажным является то, что родители становятся активными участниками образовательного процесса в ДОУ, укрепляются и формируются доверительные взаимоотношения детский сад-семья. К игре нужно готовиться заранее и достаточно серьезно, проявив максимум креатива, выявить лидера. Такова развивающая роль квестов

Принципы организации квестов

Для того чтобы эффективно организовать детские квесты, следует придерживаться определенных принципов и условий:

- все игры и задания должны быть безопасными (не следует просить детей перепрыгнуть через костер или залезть на дерево); задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям; ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка; в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут; задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными; игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря; дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого); следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес; роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное – огромное желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, т.е. педагог определяет  образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

 Благодаря проведению квестов предметно-развивающая среда (ПРС) учреждения всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в ПРС, согласно заданной тематике, могут быть заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.

ВЫВОД: Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Сегодня мы представим для вас Квест «На поиски сокровищ с пиратами»

Сценарий Квеста

«На поиски сокровищ с пиратами»для детей старшего дошкольного возраста

Актеры:

1. Пират Крюк

2. Пират Барбоса

Все остальные герои – воспроизведены с помощью ИКТ.

Оборудование:

ИКТ: море,  шарики с картой внутри, Морское чудовище, Робинзон Крузо,, Джейк и пираты Нетландии, морские ребусы,

Для игр: пиратский флаг, штурвал, куски карты, канат, прищепки, пиастры канат, мячики, сундук.

Музыка: тема из фильма «Пираты Карибского моря», песни из мультфильма «Джейк и пираты», шум волн, крики чаек и др.

Ход:

Под музыку из фильма «Пираты Карибского моря» входят пират Крюк и пират Барбоса.

Крюк: «Я знаменитый пират Крюк! А это – мой друг – пират Барбоса. Свистать всех наверх! Мы отправляемся в путь за сокровищами! »

Барбоса: «Но Крюк, у нас нет команды! »

Крюк: «Не беда, Барбоса! Пойдем поищем, может где найдем. О, смотри сколько перед нами смелых и отважных ребят. Они могут стать нашей командой! »

Барбоса: «Ребята, хотите стать пиратами, и отправится с нами на поиски сокровищ? »

Дети: «Да! »

Барбоса: «Ребята, кто хочет отправиться в путешествие, поднимите руки! »

Дети поднимают.

Крюк: «Подожди, Барбоса. Надо проверить, готовы ли они стать пиратами!

Пиратом станет лишь тот, кто отгадает мои загадки!

1.ОН коварнейший злодей.

Им пугают всех детей,

Носит пистолет и нож,

Учиняет он грабеж.

Он то беден, то богат

 и все время ищет клад.

Отвечайте поскорей

 Кто же это? (БАРМАЛЕЙ)

2.Над водой взметнулась глыба –

Это очень злая рыба.

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг. (Акула)

3.Через океан плывет великан

И пускает он фонтан. (КИТ)

4.Как плывут они красиво –

Очень быстро и игриво!

Нам показывают спины

Из морской воды… (дельфины)

5.Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я - … (осьминог)

6.В воде она живет, нет клюва, а клюет. (РЫБА)

Крюк: «Добро пожаловать на борт, команда! Теперь вы все члены моей пиратской команды «Черная метка». У меня есть кусок карты, и она говорит нам, что нам надо плыть на запад. По местам! Поднять наш пиратский флаг, Поднять якорь! Отдать швартовый! Вперед, в путь! Рулевой, крути штурвал» (садятся на «корабль», под музыку из фильма гребут веслами, на экране море, чайки, шум волн, Крюк поглядывает в подзорную трубу.)

Внезапно на экране появляется Морское чудовище: «Кто такие, куда путь держите? »

Барбоса: «А это что за чудо - юдо – рыба кит? Мы отважные пираты! Плывем по морю в поисках сокровищ. Нет ли у тебя второго куска карты для нас? »

Морское чудовище: «Есть. Но я могу отдать ее только настоящим пиратам! »

Крюк: «Ах, ты, пресноводный моллюск! Как нам доказать, что мы настоящие пираты? »

Морское чудовище: «Вы должны станцевать пиратский танец! »

Барбоса: «Лопни моя селезенка! Это проще простого! Ребята, вставайте скорее! »

Пиратский танец (мальчики подгот. группы)

Морское чудовище: «Да, вы настоящие пираты. И вот вам следующий кусочек карты! » (из за ширмы вылетает воздушный шарик, внутри – карта. Шарик ловят, лопают, изучают карту) .

Крюк: «Скорее, в путь! Плывем на север! » (плывут под музыку)

На экране необитаемый остров.

Крюк: «С прибытием, мои юные пираты! Наконец-то наши ножки коснулись твердой земли! Самое время поразмять наши старые кости! Забодай меня комар! А кто это идет нам на встречу? »

На экране появляется Робинзон Крузо: «Здравствуйте, мои юные друзья».

Барбоса: «Пиранья мне за шкирку. А ты кто такой? »

Робинзон: «Я – Робинзон Крузо. Живу на этом необитаемом острове».

Крюк: «А мы отважные пираты! Ищем сундук сокровищ. Но нам не хватает кусочка карты. У тебя его нет»

Робинзон: «Я мог бы помочь вам – дать кусок карты. Но сначала докажите мне, что вы самые быстрые, ловкие и сильные! »

Крюк: «Не вопрос! Матросы, вы бегать и прыгать умеете? »

Дети: «Да! »

Конкурсы

1. Конкурс: «Одноногий Сильвер»

На одной ноге доскакать до цели, бегом вернуться назад.

2. Конкурс «Спасение от пираний»

Один ребенок в прищепках, другие дети по очереди освобождают его.

3. Конкурс «Собери пиастры»  

Рассыпают на ковре «пиастры». По свистку команды собирают в ведра. Какая команда больше соберет, а и выиграла.

Конкурс «Кто сильнее» – перетягивание каната.

Робинзон: «Спасибо вам, ребята! Порадовали старого путешественника! Вот вам за это карта! » Летит шарик, лопают, рассматривают карту…

Крюк: «Все на корабль! Пора в путь! ». Плывут.

На экране появляется пиратский кораблю. Это Джейк и пираты Нетландии.

Джейк: «Привет, пираты с корабля «Черная метка! »

Барбоса: «Разрази меня гром! Это Джейк и пираты Неландии! »

Крюк: «Мы ищем сокровища. Нет ли у вас куска карты для нас? »

Джейк: «Для начала докажите, что вы достаточно умны, чтобы найти сокровища! Отгадайте наши морские ребусы! »

Ребусы появляются на экране

Джейк: «Ребята, пираты плавают по волнам? »

Дети: «Да! »

Джейк: «А что пираты делают, когда встречают другие пиратские корабли? »

Дети: «Сражаются с ними! »

Джейк: «Тогда, раз вы настоящие пираты поиграем в игру «Потопи врага! »

Игра «Потопи врага»

Для игры нужны две большие коробки (от холодильника, раскрашенные как корабли. Коробки нужно дополнительно проклеить скотчем. В каждом корабле – ведро с ядрами (мячики - мякиши). Дети разбиваются на две команды. Командам дают названия (например, «Брусничка» и «Колокольчик»). Услышав свисток, команды должны начать бросать как можно больше пушечных ядер в корабль противника. Когда свисток просвистел второй раз, все остановились. Пушечные ядра подсчитываются, и в какой корабль попало больше ядер, тот и считается потопленным.

Джейк: «Молодцы, ребята! Отлично играете! Вот вам за это карта! »

Летит шарик, изучают карту. Находят красную точку.

Крюк: «Разрази меня гром, клад спрятан где-то здесь! » Ищут клад. Находят сундук с конфетами. Открывают, все радуются.

Барбоса:

«Клад нашли, а это значит

Каждый умница – и мальчик,

И веселая девчонка,

Что со мной смеются звонко!

Угощайтесь, не стесняйтесь,

Улыбайтесь, развлекайтесь! »

Рефлексия «Наполни бочонок»

Наш семинар подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников семинара.)

Если вас заинтересовал семинар – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).

Если не заинтересовал «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опыта по теме «Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников»

Использование в процессе физического воспитания дошкольников известных физкультурно-оздоровительных методик и инновационных технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей,   спос...

Доклад на педагогическом совете "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"

В данном докладе раскрываются основы технологий  ОБЖ дошкольников...

Консультация для родителей "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников"...

Самообразование «Инновационные технологии в речевом развитии дошкольников» на 2023-2024 учебный год

Повышение профессионального уровня; формирование опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников. Занятие по развитию речи и чтению художественной литературы. Чтение Сказка В. Г. Сутеева «Палочка-выручалочка»

Конспект открытого просмотра к педсовету № 2Тема: «Использование инновационных технологийв речевом развитии дошкольников»...