Консультация для педагогов: "Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы"
консультация по художественной литературе

 

Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово.

Художественная литература присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п.

Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14» г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА:

«Воспитание любви к Родине

средствами литературно-художественных произведений»

 

                                                                     

                                                                                Подготовила:

                                                                    воспитатель Шаяхметова З.Ф.

        

        

.

                                                                                             

                                                                       

                                                                                                                       

г. Туймазы, 20023 г.

 «…Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Дмитрий Сергеевич Лихачев

Патриотизм - это социальное чувство, которое характеризуется привязанностью к родному краю, народу, его традициям.

Патриотизм – это чувство любви к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики», — писал К.Д. Ушинский.

Поэтому не маловажной целью работы в нравственном воспитании детей является привитие любви к чтению, интереса к книге.

Чувствительность детей к художественному слову велика настолько, что дети после прочтения, особенно с выражением, чувством, готовы сразу же применять новые знания или заниматься творческой деятельностью.

    Личность педагога очень важный фактор при воспитании детей в любом ключе. Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Читать детям надо ежедневно, желательно, чтобы это правило не нарушали и родители.

Задачи патриотического воспитания.

 Они решаются комплексно, но художественная литература занимает главное место в формировании личности юного гражданина нашей Родины.

  • Развивать в детях потребность в книге, любовь к чтению (слушанию, рассматриванию и самостоятельной деятельности) художественной литературы); воспитывать литературно-художественный вкус;
  • Способствовать развитию поэтического слуха способности к целостному восприятию произведений разных жанров, эмоциональной отзывчивости на их содержание;
  • Содействовать обогащению разговорной и монологической речи ребенка образным языком детской литературы и фольклора;
  • Формировать умение детей устанавливать многообразные связи в тексте (логику событий, причины и следствия конфликтов, мотивы поведения героев) ;
  • Формировать у детей представления о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, деятельности, материальным ценностям, к самому себе.

Формы и приемы использования детской литературы в патриотическом воспитании дошкольников.

      Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников является ООД. В рамках ознакомления с окружающим, природой, литературой – дети слушают различные произведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для яркого запоминания, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.

Для сопровождения чтения вслух сказок, рассказов, используются наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме, слайды, видеофильмы. При чтении сказок и рассказов с новыми словами – например – «прялка», «решето», - четкое понимание детям дает натуральный предмет, или хотя бы его изображение, потому что словесное описание – объяснение незнакомого предмета они воспринимают с трудом.

Жанры литературы, используемые для воспитания детей дошкольного возраста.

Список художественных произведений для любого дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен:

  • Русские народные сказки.
  • Устное народное творчество.
  • Былины.
  • Русские народные волшебные сказки.
  • Стихотворения, посвященные природе в разные времена года.
  • Рассказы и стихи о Российской армии, Великой Отечественной Войне.
  • Произведения о памятных датах страны, края, народных и государственных праздниках.
  • Рассказы о родном городе, крае и столице России.

   

 Невозможно привить любовь к Родине без знаний о традициях народной культуры. О том, как жили наши предки, какие они строили дома, какую носили одежду. Практически каждая народная сказка, сказка отражает жизнь людей в старину, предметы быта. Доброе отношение литературных героев может служить хорошим примером для ребят. У детей надо воспитывать уважение, сочувствие к старшим людям. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Или, например, чему может учить сказка для малышей «Репка», «Теремок» - самому элементарному: пониманию тог, что только совместным трудом, сплоченности, можно добиться хороших результатов. Башкирская народная сказка «Три сестры» учит отзывчивости и любви. Учит тому, что не может быть никаких более важных дел, чем помощь своим родителям, что неблагодарность оказывается наказана, а благодарность награждена. 

   Особое место в нравственном воспитании детей к Родине отводится произведениям художественной литературы о Великой Отечественной войне. Дошкольник должен осознать: наша страна – самая мощная мирная держава, его защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу. Для иллюстрации рассказов на военную тематику кроме картин и фотографий, можно использовать различные иллюстрации военных действий, игры в группе и на улице, организовывать строительные игры в группе на улице из песка и снега.

      Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе- все это источники формирования любви к родному краю

    Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, детям дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо-деятельности, конструирования, лепки.

    Для воспитания любви к Родине, ее истории, восхищение красотой ее природы, уважение к людям различных профессий, к своему родному краю – используются различные средства, основным из которых по праву считается художественное слово.

Художественная литература присутствует в ежедневной жизни ребенка, как на специально организованных занятиях, так и в различных сферах деятельности, творческой деятельности, играх и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи с помощью художественной литературы.

Теоретический материал по развитию речи деетй с помощью художественой литературы....

Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы

Формирование любви к Родине с помощью художественной литературы у старших дошкольников....

Проект «В гостях у кота Мурлыки» Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью художественной литературы.

В данном проекте представлены перспективный план занятий по знакомству дошкольников с художественной литературой, предварительная работа по чтению детям в течение недели художественных текстов за год....

Консультация для педагогов "Формирование нравственной и позитивной мотивации с помощью метода поощрения».

Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой  для современной  системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому моти...

Консультация для педагогов "Формирование нравственных установок средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста"

Важную роль в формирование нравственных суждений и оценок у детей дошкольного возраста играет художественная литература. В данной консультациии детская книга рассматривается как средство нравственного...

Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....

Консультация для педагогов «Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР с помощью нетрадиционных материалов»

     Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОНР – важный этап подготовки ребенка к школе. Учитывая это, большое значение имеет раннее выявление ситуаций. Вовремя в...