"Роль художственной литературы в воспитании нравственных качеств"
консультация по художественной литературе

Имашева Лидия Нуримановна

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация355.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

         

Консультация для педагогов и родителей

Материал подготовила воспитатель Имашева Л.Н.

http://litvinovaoksana.ru/wp-content/uploads/2017/10/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8F%D0%BC.png

Мегион-2020г.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому наша задача, в первую очередь, состоит в построении работы  таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы.

         В нашей стране остро стоит вопрос о нравственном воспитании подрастающего поколения.

               Большая задача в воспитании нравственности у детей ложиться на нас, воспитателей. Ведь то хорошее и доброе, что мы и семья воспитываем в раннем возрасте, останется на всю жизнь.

             Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанный характер.

             В нравственном воспитании ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте, большое место занимает формирование более сложных чувств и отношений любви к родному городу, краю, к Родине.

           В процессе ознакомления с окружающим миром у детей воспитывается любовь к своей стране, взрослым, к их труду, товарищеские отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируют чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.

            Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература.

          «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

          Литература является для детей не только источником радости, но и  источником всестороннего воспитания. Она знакомит с окружающим  миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.

         При ознакомлении со списком художественной литературы, который предлагает нам базовая программа, мы видим широкий спектр направлений. Здесь есть произведения о природе, окружающей нас жизни, о труде взрослых, о животных и птицах и т.д.

           Включая в план занятий то или иное произведение, мы имеем возможность решать не менее двух основных задач: образовательную и воспитательную.

            Например, читая книгу  С.Баруздина:  «Страна, где мы живем», дети как бы совершают небольшое путешествие над Сибирью, Крайним Севером. Они получают первые представления о красоте и богатстве, о силе и могуществе нашей страны. И такие ёмкие  слова «Наша Родина»,  «Наша Россия» становятся для них более понятными, наполненными конкретными представлениями.

            Свои первые самые важные шаги в познании окружающего мира дети совершают под руководством взрослых, перенимая и впитывая тот опыт, который накопило человечество.

             Взрослым многому надо научить детей.  И не только всевозможным жизненно важным навыкам, но и в первую очередь – добру, человечности, справедливости, трудолюбию. Взрослые могут добиться положительных результатов в воспитании, лишь доказывая правоту своих взглядов собственным примером и положительным примером окружающих людей. Успех воспитательного процесса во многом зависит от того, насколько этот положительный пример действует на ребенка, насколько он доступен детскому восприятию. В решении этого вопроса  книги оказывают неоценимую помощь.

               Книги рассказывают о той жизни, которой живут взрослые, показывают духовную красоту человека – труженика. Для детей эти рассказы звучат правдиво потому, что герои книг очень похожи на их пап и мам, на тех людей, которые встречаются каждый день. Дети гордятся тем, что делают, умеют и любят их родители.  Возьмем стихотворение С.Михалкова:  «А что у вас?»

            Нужно показать, как любимое дело делает человека счастливым, какое уважение и благодарность вызывает настоящий мастер своего дела – герой труда. Помогут в этом произведения С.Маршака «Ледяной остров»,  «Почта», «Рассказ о неизвестном герое», И.Винокура  «Самолет летит»,   И.Туричина  «Человек заболел»  и многие другие.

               Сила воздействия, воспитательное значение рассказов безграничны.  И,  самое главное, – они пробуждают у детей уверенность, что иначе быть не может. Только так, смело и ответственно, должен поступать каждый  человек.

             Детские книги – необходимые советчики во всем многообразном и сложном процессе воспитания детей.

            Каждый воспитатель знает, сколько настойчивости и терпения требуется, чтобы ребенок ел сам, одевался сам. А вот при чтении книги Я. Акимова  «Неумейка» такой ребенок видит себя во всей неприглядности. Эти стихи могут подействовать на малыша больше, чем уговоры и наказания.

            Ребенку необходим прямой и яркий пример для подражания,  нужна книга, в которой говориться, как нужно поступать. Это произведения  А.Барто:  «Вовка – добрая душа»,  В.Маяковского «Что такое хорошо, а что такое плохо», А.Гайдара  «Сказка о военной тайне»,   В. Тайца, В.Осеевой «Волшебное слово»,  В.Носова  «На горке» и другие.

             Дети все разные, у них разные развлечения, интересы, мысли, чувства, желания, жизненный опыт. Но каждый из них, так или иначе, связан с природой. Дети смотрят на деревья, цветы, но это еще не значит, что они понимают их значимость.  Их нужно ввести в мир природы, сделать его понятным, интересным, близким, необходимым. Дети не злые. Но я хочу рассказать об одном случае. Один мальчик ловил на полянке бабочек и  запихивал их в спичечный коробок. На вопрос: зачем  ему столько бабочек? ответил, что они нужны ему для цирка, что он дрессировщик. Мальчик зажимал крылья бабочек пальцами и  считал до 10, потом подбрасывал бабочку – бабочка вспархивала, но не взлетала и медленно садилась на его ладонь. Она вообще больше не могла летать, своей «дрессировкой» мальчик стер пыльцу с крыльев бабочки.

            – И сколько же их у тебя?

           – Да вот, уже 5! – и с гордостью показал.

            Мальчик, конечно, не знал что, делая все это, приносит непоправимый вред. Он просто не представлял, как надо вести себя с природой. Для того, чтобы дети научились подлинной, разумной любви к природе, ко всему живому  нам помогают книги, рассказы и сказки о природе.

             Великим мастером рассказов о природе был В.Бианки. В каждом из его произведений много нового для ребят. Это такие произведения как «Лесные домишки»,  «Аришка–трусишка»,  «Купание медвежат» и другие. Все эти рассказы и сказки полны не только  сведениями о природе, но и добротой, ненавязчивой поучительностью.

          Много «ценного» материала о природе и о добром отношении к ней можно взять из произведений Н.Сладкова, Г.Скребицкого, Н.Дурова, Г.Снегирева. Увидеть красоту природы помогут детям произведения классиков – стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева.

         Книги о труде взрослых побуждают у детей любопытство, интерес, уважение, желание помочь, быть похожими. Очень ценны для воспитания этих нравственных качеств у детей книги С.Я. Маршака  «Как печаталась ваша книга» и другие.

          И, конечно, самые большие возможности в воспитании у детей  положительных эмоций  – у сказок.

          В каждой сказке положена граница между добром и злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе, и всегда побеждает добро. Идея победы добра над злом вынашивалась, рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому, что пронизана  надеждой человечества в торжество добрых начал. А вера в это подкреплено временем. Потому так сильно  воздействие  сказки на внутренний мир ребёнка.

          Если добрая девочка из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» попадает в колодец к Морозу, и он награждает ее серебром да бриллиантами за  труд и заботу о нем,  то ленивую завистливую девочку «награждает»  только ледяной сосулькой, что является наказанием за   лень и грубость.

        Русская народная бесхитростная сказка, «Репка» переходит из поколения в поколение. Её пересказывают дети и взрослые,  показывают в театре. Она привлекает к себе внимание тем, что дед вырастил очень большую репку, а маленькая мышка помогла вытащить её из земли – так понимают сказку малыши.

             Через сказки идет воспитание у детей доброты, послушания, переживания за судьбы героев.

             Большое воспитательное влияние оказывают сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», сказки Г.Х.Андерсена… и мн. др.авторов.

            Уничтожать и побеждать самое страшное зло нравится маленьким детям и это безоговорочно убеждает их в превосходстве добра.  Дети предпочитают сказочную ситуацию «обычным» потому, что сказочный мир им ближе и понятнее. Любовь к сказкам и счастливая способность верить в сказку  даёт нам, взрослым,  возможность сеять в душах детей «вечное», «доброе»…

В связи с особенностями детского восприятия, иллюстраций в детской книге должно быть не менее 75%, поэтому игра с иллюстрациями "назови сказку" или "дополни иллюстрацию" доставляет детям  истинное удовольствие.

Таким образом, главной ролью детской литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства. Литература – тот остов, фундамент, на котором зиждется всё последующее в жизни.

http://ru.tripaggregator.com/photos/6727144.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...

Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников

Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества.Социально – нравственное воспитание – очень ак...

Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Книга – добрый и мудрый советчик, друг и учитель. Для нас, педагогов, эти слова звучат как непреложная истина. А наши воспитанники только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и за...

«Роль детской литературы для воспитания нравственно-волевых качеств современных детей»

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностя...

Консультация для воспитателей «Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников»

Перед детским садом стоит задача воспитания у детей уважения к взрослым, навыков культурного поведения, нравственных привычек, которые к концу дошкольного возраста должны приобрести прочный и осознанн...