Конспект образовательной деятельности (занятия) по образовательной области «Речевое развитие» (восприятию художественной литературы)
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Карташева Лариса Станиславовна
Тема: заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_od_po_rechevomu_razvitiyu.docx173.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности (занятия)

по образовательной области «Речевое развитие» 

(восприятию художественной литературы) 

Тема: заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» в подготовительной к школе группе

Задачи:

Образовательные

1. Совершенствовать умения детей  внимательно слушать новое поэтическое произведение, понимать его.

2. Побуждать детей  к запоминанию текста и выразительному чтению стихотворения.

3. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские умения детей при чтении стихотворения (интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Развивающие:

1. Развивать память, слуховое восприятие, воображение.

2. Упражнять детей в повторении строк стихотворения  с различными интонациями; обогатить речь новыми словами - стужи, талые, бархатом; закрепить содержание слов - прямиком, гомоном, верба.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к поэзии, природе и природным явлениям, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.

Предварительная работа: поместить портрет поэта в книжный уголок, наблюдение в природе признаков весны; чтение рассказов, стихов, загадок о весне; рассматривание иллюстраций; прослушивание записи музыки А. Вивальди «Времена года» - «Апрель».

Словарная работа: обогащение речи словами – поэт, царство, стужа, талые, бархат; закрепление содержания слов – прямиком, гомон, верба.

Оборудование и материалы: мольберт, картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы, карточки к игре «Расскажи по-разному»,  аудиозаписи Антонио Вивальди «Весна», «Апрель», картинки к  стихотворению для создания  аппликационного скрайбинга.

Ход занятия (ОД):

1. Вводная часть.

Воспитатель (В): ребята,  сегодня мы с вами оправимся в гости.  А чтобы узнать, кто нас пригласил, нужно отгадать загадку.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…. (Весна).

Д: весна.

В: правильно, весна. И она нам передала музыкальный привет, послушайте, пожалуйста: какие звуки весны вы услышите, и какие  весенние картины представите.

Воспитатель включает музыку Антонио Вивальди «Весна».

Воспитатель (В): какие звуки весны услышали?

- А какие весенние картины представили?

Дети (Д): ответы детей

2. Основная часть.

В: ребята, я вам  предлагаю превратиться  в капельки и отправиться в гости в царство Весны. Я произнесу волшебные слова:

Один, два, три – покружись, в капельки превратись, в царстве Весны окажись.

В: мы оказались в царстве Весны.

Ребята, посмотрите, какие красивые картинки.

(Педагог подходит с детьми к мольберту и задает вопросы)

В: какое время года изображено на картинках?

Д: на картинках изображена весна.

В: а  почему вы так думаете?

Д: тает снег, проталины видны и т.д.

В: ребята, вспомните, как вы почувствовали, что пришла весна?

Если дети затрудняются с ответом, педагог приводит свой пример:

В: вышла я вчера под вечер во двор и почувствовала, что пахнет весной, землёй. Было тепло и тихо, только весело пела синица на дереве. Вот так я почувствовала приход весны.

А давайте вместе почувствуем, как пахнет весной.

Дыхательная гимнастика: «Весна»

Носом вдох, а выдох ртом,
Дышим глубже, а потом -
Мы подуем высоко (Дети поднимают руки вверх, встают на носки и дуют
на руки).
Мы подуем низко (Дети вытягивают руки перед собой, приседают и дуют на руки).
Мы подуем далеко (Дети держат руки перед собой, наклоняются вперёд и
дуют на руки).
Мы подуем близко (Дети кладут руки на грудь и дуют на руки).

В: почувствовали запах весны? А мы, капельки,  оправляемся на поэтическую весеннюю полянку. Нас встречает поэт? (показываю портрет Я. Акима).

В: кто это?

Д: поэт Яков Аким.

- ребята, прежде чем, я вам прочитаю его  стихотворение, вы  должны узнать как оно называется. А узнаете название стихотворения, отгадав загадку:

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл?

Д: апрель.

В: месяц апрель, средний сын Весны, братец каких весенних месяцев?

Д: марта и мая.

В: стихотворение «Апрель».

 Послушайте его (педагог читает стихотворение выразительно наизусть).

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным.

«Скоро! Скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

После прочтения педагог задает вопросы.

В: понравилось вам стихотворение?  Как оно называется?

Д: понравилось.  Называется стихотворение «Апрель».

Далее детям задаются вопросы на запоминание последовательности текста стихотворения – в вопрос включаются слова из стихотворения, побуждая детей отвечать словами из текста.

В: как сегодня идет весна?

Д: прямиком  шлёпает по лужам.

В: зачем весна гонит талые снега?

Д: чтобы выстелить луга бархатом зелёным.

В: какую новость барабанит по стеклу серой лапкой верба?

Д:  «Скоро! Скоро быть теплу!».

Далее следуют вопросы на понимание и запоминание отдельных слов или фраз.

В: как вы понимаете слова: шла весна тайком?

Д: шла весна, не спеша, потихоньку.

В: почему автор говорит: весна  шлёпает по лужам?

Д: кругом лужи от растаявшего снега. А когда идешь по лужам, раздаются громкие звуки брызгов воды.

В: как вы понимаете эти слова: бархатом зеленым ?

Д: бархат зеленый – трава зеленая.

После этого обговариваются средства выразительности.

В: каким голосом надо читать начало стихотворения, чтобы мы поняли, что весна шла тайком?

Д: шла тайком – читаем тихо.

Как понять, что весна шлепает? Как надо читать?

Д: издает звуки, читать нужно громко.

В: «Скоро! Скоро быть теплу!» - как надо читать эту строку?

Д: радостно.

Педагог упражняет детей в выразительном исполнении этих строк

(предлагает 2-3 детям прочитать слова интонационно выразительно).

В: а сейчас я вам предлагаю, капельки, полететь на игровую весеннюю полянку.

В: а сейчас мы поиграем в игру (для развития интонационной выразительности) Д/ и «Расскажи по-разному».

Взрослый произносит строку из стихотворения и показывает детям картинку, на которой изображена улыбка - дети повторяют строку стиха с веселой интонацией, если педагог показывает детям картинку с изображением грустного лица, то дети повторяют строку стиха с грустной интонацией и так далее.

Карточки педагог меняет по своему усмотрению с изображениями: весёлого лица, грустного, лица, (с широко открытым ртом – громко), (с пальчиком около

рта – тихо), (с ракетой - быстро), (с черепахой - медленно).

Физкультминутка «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко - на цыпочках руки тянем вверх

Нам от солнышка тепло - легкие поглаживания руками по лицу.

Тает снег от лучей - приседание

Звонко побежал ручей - бег по кругу

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните - ходьба, высоко поднимая колени по кругу.

В: поиграли, а сейчас я  предлагаю капелькам  отправиться на художественную весеннюю полянку.

В: мы с вами создадим картину – аппликацию по стихотворению Акима. Перед вами картинки, которые описываются в стихотворении.

Я читаю первые 2 строки, а вы находите картинку, соответствующую описанию. И так мы создадим картину с помощью картинок по всему стихотворению (технология «Скрайбинг»).

Воспитатель читает стихотворение  еще раз с установкой на запоминание по аппликации, дает время на запоминание и вызывает 3-5 детей. Сначала дети читают эстафетно по одному четверостишию, а затем рассказывают наизусть. Педагог тихо подсказывает слово или фразу, побуждая его повторить подсказку и продолжить, оценивает декламацию с точки зрения ее выразительности.

В: А мы оправляемся на весеннюю музыкальную полянку. Предлагаю вам послушать музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года» – «Апрель», слушая  представлять себе картинки весны, которые мы использовали при создании картины – аппликации и которые  описывает в стихотворении Яков Аким «Апрель».

3. Заключительная часть.

В: нам пора возвращаться в детский сад. (Произношу волшебные слова: 1, 2, 3, - покружись, в ребят превратись и в детском саду окажись).

В: как называется стихотворение, которое вы выучили?

Кто автор этого стихотворения?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Что было труднее всего?

Однако, несмотря на трудности, все успешно справились, выучили  большое стихотворение. Я благодарю вас за плодотворную работу и думаю, что рассказав это стихотворение дома родителям, вы очень их порадуете.

Картинки к созданию аппликационного скрайбинга.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-121792-1512234475.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы) «Добрая сказка Гуси-Лебеди»

Обучение детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохраняя некоторые обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи....

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

Непосредственно образовательная деятельность с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие » и «Художественно – эстетическое развитие » в старшей логопедической группе «Буквоешки» Тема: «Посылка от Вини - пуха»

Задачи:Образовательные:Работать над формированием связной речи. Учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме.Развивать навык  согласовывать  существительные с прилагатель...

Конспект тематического развлечения по образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 8-ми лет «В гости в бабушке Сказительнице»

Программное содержание.Образовательные задачи:  уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;  продолжать формировать умения анализировать образные выражения в загадке;  учить узнав...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»: ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕН

Месяц, неделяТема занятияЗадачи  Лексическая темаПримечание Сентябрь I период1Обследование детей:- содержание прочитанных ранее произведений;- знание стихотворений, заученных в старшей группе.234...