Проект "Труд в русских народных сказках"
проект по художественной литературе (средняя группа)

Скворцова Елена Ивановна

image

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trud_v_russkih_narodnyh_skazkah_original.docx62.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ПРОЕКТ

на тему:

«Труд в мире русских народных сказок»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

             

г. Калининград, 2021

ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

Тема проекта

ПРОЕКТ «Труд в мире русских народных сказок»

Вид проекта

долгосрочный

Разработчик Проекта

Руководитель: Скворцова Елена Ивановна

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

Воспитатель средней группы №10 МАДОУ ЦРР д/с № 130

воспитанники средней группы №10

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа на основе содержания русских народных сказок, воспитывать уважение к традициям народной культуры, развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества.

Основные    задачи       Проекта

Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок.

Использовать фольклорные произведения в повседневной жизни.

Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни труда и быта русского народа.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Гипотеза проекта

Прививать любовь и интерес к труду в русских народных сказках, традициям, объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения.

Сформирован устойчивый интерес детей к труду в русских народных сказках. Расширен круг детского чтения. Обогащён словарь ребенка.

Сформировано потребность в чтении книги.

Критерии эффективности проекта

педагогические наблюдения; мониторинг подготовленности детей (оценка динамики уровня духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста); консультативные беседы для родителей.

Можно сделать вывод, что проект эффективен. В результате реализации проекта, мы надеемся, что  на основе сотрудничества семьи и ДОУ сможем воспитать личности, стремящиеся к духовному росту, доброте, труду способные противостоять злу.          

Основные принципы Проекта

Развивать интерес труду в сказках. Поддерживать потребность в общении со взрослым как источником разнообразной интересной познавательной информации об окружающем. Обогащать словарь ребенка.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, телевизор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. Материал для художественной деятельности.

Воспитатели средней группы №10                        Скворцова Елена Ивановна

Разработку проекта «Труд в мире русских народных сказок»

с 01.10.2021 – 31.03.2022 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                                  Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                             В.Г.Александрова

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 130

ОТЧЕТ ПО ПРОЕКТУ

на тему:

«Труд в мире русских народных сказок»

                                                         

Руководители:

Скворцова  Елена Ивановна                

 

г. Калининград, 2021

Объем выполненной работы

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и "открытиям".

Значимость полученных результатов

В ходе этого проекта дети познакомились с разнообразными формами труда в сказках.

Общие выводы по проекту

 Духовно - нравственное развитие детей невозможно без участия семьи. Стратегия работы с родителями воспитанников предполагает: модель сотрудничества педагогов с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в вопросах духовно-нравственного воспитании ребенка.

Оценка успешности Проекта

Научились внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Совершенствовали активную речь.

Воспитатель средней группы №10     Скворцова Елена Ивановна

                                         

                                                                             

Реализацию проекта «Труд в мире русских народных сказок»

31.03.2022 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                             Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                         В.Г.Александрова


          Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Тип проекта: духовно-нравственный.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь - март

Этапы работы:

1) Подготовительный

2) Основной

3) Заключительный

Ожидаемый результат:

Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

          Ребенок проявляет интерес к игре с рифмой и словом.

Пояснительная записка

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о труде, о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.  Поэтому те  уроки, которые  дает сказка — это уроки на всю жизнь и для больших, и  для маленьких.

        Сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

        К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.  Опрос детей нашей группы показал, что дома чтению русских народных сказок  уделяется очень мало времени.  Поэтому мы решили уделить  больше внимания  именно русским народным сказкам для развития и воспитания наших детей. Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать духовно-нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть  речью, познавать окружающий мир. Детская сказка – это первая и немаловажная ступень ребенка к познанию окружающего мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют сказки, прост и понятен даже маленькому ребенку. Слушая сказку, ребенок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказки детям дают простор для воображения. Ребенок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет всегда наказано. Ребенок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознагражден. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и духовно – нравственного развития ребенка. Важную роль в развитии дошкольника играют русские народные сказки. Интересные персонажи, образные яркие воображения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. Для повышения интереса к книге, к художественному творчеству был разработан проект «Труд в мире русских народных сказок». Проект ориентирован на развитие художественно – творческих и речевых способностей детей в процессе различных видов продуктивной деятельности, которая обладает достаточно широким спектром возможностей для развития каждого ребенка. Проект направлен на реализацию таких развивающих функций продуктивной деятельности как: активизация планирующей функции речи, совершенствование ручной моторики, развитие «чувства инициативы», формирование способности  к длительным волевым усилиям, развитие воображения, образного мышления, творческой активности. Поддерживая стремления детей к творчеству, проект «Труд в мире  русских народных сказок» поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед успеха, разовьет активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться впереди  и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Возраст от  4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Актуальность

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут сказки и малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, сказок привлекает детей, вызывает желание повторять, запоминать, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

        Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Детские сказки обширная область устного народного творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой.

Знакомство с детскими сказками о труде  развивает интерес и внимание к труду, окружающему миру, народному слову, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о животных, человеке, о здоровом образе жизни. Они оригинальные, доступные по форме и содержанию легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в повседневной жизни. Они забавляют ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Детские сказки может стать ценным средством воспитания ребёнка, т.к. черпает материал для детей из разных источников.

Цель проекта: развитие речи детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора, обогащение словарного запаса детей на основе устного народного творчества. Приобщать воспитанников к народному искусству. Воспитывать  у детей любовь к труду в русских народных сказках; развивать у детей устойчивый  интерес к русской народной  сказке, как к произведению искусства; поощрять  совместное  творчество  детей и родителей.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить детей с русскими народными сказками;
  • Прививать любовь к книге;
  • Обеспечить развитие кругозора детей;
  • Учить детей слушать, слышать, рассуждать, применять свои знания в беседе;
  • Обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

  • Продолжать работу по формированию духовно – нравственных качеств у детей;
  • Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказках и в жизни;
  • Развивать речь, активизировать словарный запас;
  • Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Упражнять в раскрашивании, развивать чувство цвета, чувство композиции, художественно-графические навыки;
  • Развивать творческие способности, эстетический вкус, фантазию, воображение;
  • Развивать интерес к театрализованной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к художественной литературе;
  • Воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • Способность сопереживать героям сказок;
  • Формировать умение инсценировать эпизоды сказок;
  • Заинтересовывать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Предполагаемые результаты: дети научатся внимательно слушать и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, заучивании  потешек. Эмоциональная отзывчивость детей на прослушанные произведения в сказках. Сформирован устойчивый интерес детей к труду в сказках. Расширен круг детского чтения. Ребёнок использует некоторые средства выразительности фольклорного языка. Обогащён словарь ребенка.

Сформировано потребность в чтении книги. У детей будут сформированы знания о труде в сказках. Дети познакомятся с русскими потешками, песенками, прибаутками. Научатся эмоционально их рассказывать и использовать в разных игровых ситуациях. Вместе с родителями чаще станут использовать их в жизни детей. Речевая и игровая деятельность детей повысится при использовании иллюстраций, пополниться словарь детей по теме проекта.

Характеристика методов и средств реализации проекта:

- Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин.

- Словесный метод: чтение сказок о труде,  беседы, заучивание наизусть с детьми потешек, считалок и т.д.

-Игровой метод: игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры.

-Использование музыкального оборудования (фонотека сказок).

Гипотеза: если объединить усилия дошкольного образовательного учреждения и родителей в духовно - нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста, то произойдет укрепление института семьи, возрождение духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей, изменения отношения родителей к духовно-нравственному воспитанию как важному средству формирования личности ребенка.

План работы:

1 этап. Подготовительный

Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Труд в мире русских народных сказок»

 Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать её роль в человеческой жизни. Расширять круг детского чтения. Обеспечить информирование родителей об участие детей в проекте. Довести до участников важность данной темы. Подбор методической литературы. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.Подбор картин, фотографий, иллюстраций. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.  Разработка нод, определение тематики бесед. Подбор музыкального репертуара. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

2 этап. Основной

Формы работы с детьми

Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

Чтение русско-народных сказок; Чтение, обсуждение и пересказ сказок. Анализ развития сюжетной линии в сказках, характеристика героев сказок.

Заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок, прибауток, стихотворений, сказок.

Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!», «Я придумал эту сказку».

Воспитать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.  Дидактические игры. Разгадывание загадок. Рассматривание предметов быта русской избы. Учебно – игровая деятельность (игры, беседы, познавательная деятельность). Творческая деятельность.

 Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Знакомство с автором сказок.

Непосредственно образовательная деятельность по труду в сказках. Использование книг групповой библиотеки для домашнего чтения. Постановки сказок с последующим показом детям дошкольного возраста.

Непосредственно образовательная деятельность: ИЗО – рисуем понравившегося сказочного героя, иллюстрации к книжкам-малышкам.

Ремонт книг в книжном уголке. Разучивание песен, слушание музыки и сопоставление ее с характерами героев.

Методическое обеспечение проекта

Подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;          Изготовление книжки – малышки; Включение в занятие сюрпризных и игровых моментов, стимулирующих инициативу и активность детей.                                                                          Создание благоприятных диалоговых социально – психологических условий для свободного межличностного общения.

Предметно – развивающая игра:

Дидактическая развивающая игра – лото «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «семеро козлят».

Альбом «Вырежи и наклей русские народные сказки»

Книжка – раскладушка «Русская матрёшка».

Расписные деревянные ложки.

Магнитная доска.

Наглядные пособия: картинки, игрушки, муляжи.

Раскраски «Русские народные сказки»,«Русская матрёшка».                                                                                                Картотека предметных картинок.                                                                   Дидактические игры: «Угадай роспись», «Составь узор», «Найди пару», «Чудо шнуровочки».                                                                                                             Альбомы и фото по сказкам народов мира.                                                              Пазлы: «Бычок, смоляной бочок», «Курочка Ряба».                                                      Маски сказочных персонажей на ободочках.                                                             Предметы быта:  швейная машина, половички, стиральная доска, ухват, рогач, скалка, лопата, печь, столы и лавки и др.

Дополнительные материалы:

Беседы: «Русская народная сказка», «Сказки народов мира».

Чтение сказок. Копилка сказок, воспитывающее у детей трудолюбие

• «Морозко» - где падчерица и скотину поила-кормила, дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела - еще до свету.

• «Маша и медведь» - где Маша пекла пирожки.

• «Колобок» - где бабка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

• «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) –где падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то белье на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.

• «Мужик и медведь» (другое название - «Вершки и корешки») – где мужик сеет сначала репу, а на следующий год - рожь.

• «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» - где Марья-царевна села ткать. Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали: на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери в горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят.

• «Репка» - где дед посадил репку».

• «Зайкина избушка» - когда решили заяц и лиса избушки на зиму построить. Лисичка построила себе избушку из сыпучего снежка, а зайчик - из сыпучего песка».

• «Дочь и падчерица» - где красная девица затопила печь, заварила кашу; откуда ни возьмись, мышка.

• «Кривая уточка» - где уточка обернулась девушкой, избу вымыла, воды наносила и пирогов испекла.

• «Лиса и журавль» - где лиса наварила манной каши и размазала по тарелке… На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком.

• «Волшебная дудочка» - где с петухами сирота вставала, слезами умывалась, до полуночи по хозяйству управлялась. И пряла, и ткала, и по воду ходила, и дрова носила, и коров доила.

В некоторых сказках главные персонажи сами не трудятся (сказалась, видимо, мечта многих жить хорошо и при этом ничего не делать): работу за них выполняют другие, например:

• «По щучьему веленью» - «Щука ему говорит:

- Запомни мои слова: когда что тебе захочется - скажи только: "По щучьему веленью, по моему хотенью"».

• «Царевна-лягушка» - «Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу - и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою;вышла на красное крыльцо и закричала громким голосом: «Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки». То же самое с ковром - сама палец о палец не ударила.

• «Сказка о Василисе Прекрасной» («Василиса Прекрасная») - «Василисе помогала её куколка. Без этого где бы девочке сладить со всею работою!. .Куколка покушает, да потом и дает ей советы и утешает в горе, а наутро всякую работу справляет за Василису, та только отдыхает в холодочке да рвет цветочки, а у нее уж и гряды выполоты, и капуста полита, и вода наношена, и печь вытоплена. Куколка еще укажет Василисе и травку от загару.»

Театрализованное представление русской народной сказки «Репка», «Теремок».                                                                            Чтение и заучивание стихотворений.                                                          Слушание музыкальных произведений.

Формы работы с родителями

Просветительская, Консультативная, Беседа с родителями. Групповые и индивидуальные консультации по возникшим вопросам родителей

Выставки литературы.        Привлечение родителей для решения вопросов, общих для семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения). Рекомендации о том, зачем нужно использовать сказки с детьми. Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»; «Знакомство со сказками». Чтение книг, взятых в групповой библиотеке; индивидуальные посещения детской библиотеки; изготовление книжек-малышек; Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка». Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам). Чтение сказок с детьми. Придумывание и создание «книжек-малышек». Помощь в пополнении книжного уголка сказками. Консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки? ». Совместная творческая работа с детьми: Изготовить атрибуты для театрального уголка (маски).

Месяц

Тема

Цели занятия

Материал и краткое

содержание занятия

Связь с другими

видами

деятельности

Игры

Октябрь

Чтение русской народной сказки «Как коза избушку построила»

Воспитывать эмоционально-образное

восприятие содержания труда в сказки, учить

понимать и оценивать характер и поступки героев, подвести к

пониманию жанровых особенностей сказки. Передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Совершенствовать отчетливое произношение слов и

словосочетаний.

Книга с иллюстрациями к сказке.

1.Предложить детям вспомнить характер лесных животных и

прозвища у этих животных в сказках.

2.Рассказывание сказки.

3.Беседа о труде животных в сказки.

4.Игровизоры с кругом и домиком.

Воспитывать желание моделировать, добавлять нужные

детали для получения образа. Развивать творческое воображение.

Чтение рассказов

о животных.

Рассматривание

иллюстраций.

Рисование

Животных по

трафарету губкой.

Лепка «В сказочном лесу».

Аппликация «Осеннее дерево».

Игра с кубиками

«Сложи картинку».

Психогимнастика «Из семечка – в дерево».

Дидактические игры «Разноцветные листья, «Узнай с какого дерева». Рассматривание иллюстраций деревьев.

Пальчиковая игра «Листья».

Ноябрь

Моделирование

сказки «Кот, петух и лиса».

Воспитывать желание

моделировать, добавлять нужные

детали для получения образа. Развивать творческое воображение.

Учить детей слушать внимательно,

отгадывать загадки.

Учить запоминать содержание сказки,

пересказывать ,сочинять свою

концовку. Моделировать сказку, используя

игровизор.

Загадки про животных.

Рассматривание иллюстраций.

Рассказывание сказки.

Предложить детям придумать конец сказки, сюжет должен быть волшебным. Моделирование сказки с помощью игровизоров.

Дифференциация звуков.

Рисование «Птичий двор».

Лепка «Петушок с семьей».

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Дидактическая игра

«Найди отличия».

Подвижная игра «Хитрая лиса».

Декабрь

Чтение русской народной сказки «Морозко»

Воспитывать эмоционально - образное

восприятие содержания сказки, учить понимать и оценивать характер и

поступки героев, подвести к пониманию жанровых особенностей

сказки. Передавать структуру сказки

с помощью моделирования.

Совершенствовать отчетливое

произношение слов и

словосочетаний.

Книга с иллюстрациями к

сказке.

Игровизоры.

1.Беседа о труде в сказке.

2.Рассказывание сказки.

3.Беседа по содержанию сказки.

4.Развивать творческое

воображение.

5.Проговорить с

детьми диалоги месяцев.

Чтение рассказов

о зиме.

Рассматривание

иллюстраций.

Рисование

«Зимний пейзаж».

Лепка «Моя любимая сказка».

Игра с кубиками

«Сложи картинку».

Подвижная игра

«Два Мороза», «Мороз-Красный нос».

Январь

Рассказывание сказки

«Мужик и медведь»

Учить детей воспринимать и

осознавать образное содержание сказки, замечать образные слова и выражения в тексте, упражнять в подборе синонимов, учить понимать содержание поговорок, придумывать

новые эпизоды.

Объяснить поговорку

«Мал, да удал», «Маленький, да

удаленький».

Рассказывание сказки.

Беседа по содержанию

сказки.

Предложить придумать новые эпизоды.

Рисование «Мое

настроение»,

Аппликация «Веселая семья».

Дидактические игры «Смешной портрет», «Сравни лица», «Дорисуй чего нет». Загадки о животных.Подвижная игра «День-ночь».

Февраль

Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать и формулировать тему, стимулировать желание придумывать новые детали, эпизоды, фрагменты к сказке; учить понимать значение пословицы, связывать её с сюжетом сказки.

Применение детьми полученных знаний в меняющейся ситуации,

вовлечение детей в действо сказки,сюжета.

Развитие речевых умений. Закрепление математических

понятий-ориентировка, форма, счет. Развитие смекалки, сообразительности.

Закрепление правил поведения в лесу.

Воспитание любви к русскому народному творчеству.

Создание сюжетной

обстановки по сюжету

сказки: печка, яблоня, речка, дом.

Атрибутика, геометрические

фигуры, модели на экологическую тему. Приглашает детей

отправиться в сказку.

Использование знаков: красный свет, кирпич.

Физминутка:

игра «Веночек».

Загадки для Бабы-Яги.

Пальчиковая игра.

Задание Бабы-Яги на экологическую тему.

Чтение сказок о труде

животных.

Рассматривание

иллюстраций.

Рисование

«Лисичка» по

трафарету губкой.

Игра с кубиками

«Сложи картинку».

Подвижные игры

«Лиса в курятнике», «Хитрая лиса».

Игра «Добавлялки».

Настольный театр.

Март

Путешествие  по русским народым сказкам.

Выяснить, какие сказки о труде знают дети?

Воспитывать эмоциональное

восприятие содержания сказок,

оценивать характеры героев,

передавать интонации голоса.

Активно употреблять слова,

обозначающие эмоциональное

состояние (сердитый, печальный),

этические качества (хитрый, добрый).

Употреблять сложносочинѐнные и

сложноподчинѐнные предложения.

Иллюстрации к сказкам, маски

сказочных героев,кукла Маша.

Трафареты животных:

лиса, медведь, волк, заяц.

1.Какие сказки вы

знаете?

2.Появляется кукла

Маша, с конвертом.

В конверте –иллюстрации к

сказкам. Надо узнать название

сказок.

3.Угадай сказку.

4.Назовите, о ком

говориться?

5.Физкультминутка.

6.Развитие интонационной

выразительности.

Дети надевают маски и

произносят слова из сказок.

7.Назови детѐнышей.

Рисование животных

по трафарету.

Чтение и

рассказывание

сказок о труде.

Театрализованная

деятельность.

Изобразительная

деятельность.

Игра с персонажами

сказок.

Развитие

выразительной

мимики.

Пальчиковая

гимнастика.

Придумывание

сказок по схемам.

3 этап. Заключительный

Реализация моего проекта показала очевидную положительную тенденцию в знаниях и умениях детей. Ребятам очень интересна и увлекательна история своего народа. Они не только пополнили свой словарный запас новыми терминами, но и с удовольствием обыгрывают и пересказывают сказки. Дети становятся более раскрепощёнными выступая, не только перед своими сверстниками, но и перед родителям. Таким образом, тема «Труд в мире русских народных сказок» в детском саду очень интересна и многогранна. Она воспитывает добропорядочность, доброжелательность, любовь к своей стране. Консультация: «Как выбрать полезную сказку для малыша». Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка о труде». Выставка книг .Подведение итогов.

Итоги:

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о труде в сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольника.


Список используемой литературы

1. Астахова Н. Топ-топ, топотушки. Игры, забавы, прибаутки, пестушки. – М.: Белый город, 2010. – 50 с.

2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

3. Косарева В.Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 166 с.

4. Выготский, Л.С. Детская речь / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2006 - 420 с.

5. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» — М.: Просвещение, 1991.

8. Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СП.: Детство- пресс, 2001.

9. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе» — М.: Мозаика — Синтез, 2010.

10. Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в ДОУ» — М.: ТЦ Сфера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....