Использование художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста.
статья по художественной литературе (младшая группа)

Сопровождая ребёнка с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_hudozhestvennoy_literatury.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы

в развитии речи детей раннего возраста.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Произведения литературы дают образцы русской литературной речи.

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой, преимущественно с устным народным творчеством, проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с произведений устного народного творчества, это колыбельные, потешки, прибаутки, сказки, небылицы, считалочки. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Младшие дошкольники любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Исходя их этих особенностей восприятия художественной литературы детьми раннего возраста, воспитатель должен привнести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклорных занятий – это вершина педагогического мастерства.

Знакомство детей с народными потешками и песенками мы начинаем с создания миниатюрной красочной книжки-малышки для детей. Книжка-малышка - это книжка для дошкольников, которые ещё не умеют читать, а многие не умеют и говорить. В ней много крупных, ярких картинок, но самое главное, что она создана педагогом самостоятельно. Все потешки из книжек-малышек хорошо запоминаются детям к концу года, такие как «Идёт коза рогатая», «Огуречик, огуречик...», «Зайка беленький умывается», «Водичка, водичка умой моё личико». С помощью книжек-малышек мы знакомим детей не только с потешками, пестушками и прибаутками, но и с русскими народными сказками, такими как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Маша и медведь».

Кроме книжек-малышек используются в знакомстве с художественной литературой и другие книги, такие как книга-панорама, книги-пазлы.  

Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При неоднократном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями.

Очень важно вместе с малышами рассматривать иллюстрации в книгах, чтобы дать им визуальное представление о прочитанном. Рассматривая с малышом картинки в книге, комментируем увиденное: «Вот желтый колобок, он круглый, он сбежал от зайчика…» и т.д., даем возможность самим пересказывать сказку на доступном уровне, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему…). Предлагаем ребенку самому назвать предмет: «Кто это? Что это?» и указываем действие: «Что делает?». Если малыш не знаком с предметом или названием действия, педагог отвечает сам, потом просит ребенка повторить сказанное.

 Понимая значение книги в развитии ребенка, мы стараемся, чтобы детские книги всегда находились в доступном для малышей месте, чтобы они могли самостоятельно пользоваться ими. Приучаем детей бережно относиться к книгам. Если они порваны, мы стараемся «полечить» их вместе с детьми.

Читая детям, мы способствуем развитию их собственной речи. Дети с большим удовольствием слушают сказки, песенки, потешки. Одни и те же произведения желательно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того, как книга прочитана, обязательно разговариваем с детьми о персонажах, об их характерах, задаем им несколько вопросов, просим рассказать содержание.

За время реализации проекта дети познакомились с русскими народными потешками, песенками, сказками. Научились распознавать, проговаривать сказочных героев по иллюстрациям. Повысилась речевая активность, выразительность речи. Во время дидактических игр дети закрепили знания цветов, форму предметов, количество. Некоторые дети стали использовать фразы из сказок в играх. Повысился уровень положительных нравственных качеств.

Результатом  нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение наших детей, которое помогает овладеть родным языком, развивать память, воображение, мышление, т.е. всесторонне развивает ребенка. Слушая колыбельные песенки, потешки, сказки, считалки, прибаутки, рассматривая картинки; играя в пальчиковые игры, дети лучше понимают обращенную речь взрослого, вступают в контакт с окружающим, пытаются выражать свои чувства, впечатления используя речевые средства (сопровождают речью игровые и бытовые действия). Дети во время игры осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся фольклорных произведений в игры и в повседневную деятельность. Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование художественной литературы через малые форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности, для усваивания всех навыков самообслуживания, в том числе гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача включает в себя ряд специальных, частн...

«Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет»

Задача воспитателя в области развития речи детей - помочь им в освоении разговорной речи...

Использование художественной литературы в развитии речи детей 2-3 лет

laquo;Использование художественной литературыв развитии речи детей 2-3 лет»        Среди многих важных задач образовательной деятельности в детском саду обуче...

Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»

Одним из самых эффективных средств развития диалогической речи, на  мой взгляд является использование народной педагогики. Приобщая детей к фольклору, мы знакомим их с окружающим миром через обра...

Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста

Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возрастаРечевое развитие занимает   одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольно...

Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста

Консультация для родителей«Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста»  Речь является важнейшим средством человеческого общения, это удивительнейшее тв...