Краткосрочный проект «Маршак – друг детей» в средней группе
проект по художественной литературе (средняя группа)

Полищук Анна Сергеевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №113

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект

«Маршак – друг детей»

в средней группе

 

 

 

Проект «Маршак – друг детей»

Участники проекта: Воспитатели группы; дети средней группы, родители воспитанников.

Тип проекта:

По содержанию: познавательно - творческий.

По числу участников: групповой (дети средней группы)

По времени проведения: краткосрочный (двухнедельный)

По характеру: в рамках ДОУ

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Актуальность проекта:

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей средней группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- загадки

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
  • Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Значимость для всех его участников:

Дети познакомятся с биографией писателя и его произведениями. Сформируется интерес и любовь к книге, стремление общения с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (в организации и оформлении выставки книг, поделок и рисунков на тему: «Произведения С.Я. Маршака».

Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению. Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных литературных произведений.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • выбор темы и ее актуальность;
  • формулировка цели и определение задач;

 - подборка материала по теме Проекта,

 - подбор литературы по теме

- подбор пословиц и поговорок о книге,

- подбор иллюстраций, фотографий, текстов художественных произведений,

- Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»

- подбор информации для родительского уголка,

- подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;

  • составление плана основного этапа Проекта;
  • опрос детей. 

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
  • Объявление о начале работы проекта и его задачах.

Основной этап

  • Оформление уголка: «Литературная гостиная С.Я. Маршака!»
  • Знакомство с художественной литературой:

      - «Багаж»,

- «Сказка о глупом мышонке»,

- «Сказка об умном мышонке»,

- «Где обедал воробей?»,

- «Вот какой рассеянный»,

- «Радуга-дуга»,

- «Ванька-встанька»,

- «Круглый год»,

- «Колечко»,

- «Детки в клетке»,

«Перчатки»,

- «Мяч»

- «Веселый счет»,

- загадки

  • Беседы по ознакомлению с детскими годами  Самуила Яковлевича Маршака;
  •  Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака;
  • Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж»,  «Почта», «Мяч» «Колечко;
  • Театрализованная деятельность по произведениям: «Перчатки» «Сказка о глупом мышонке»;
  • Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»;
  • Игровые ситуации по формированию представлений о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»;
  • Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению Рассказ о неизвестном герое»;
  • Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
  • Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
  • Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
  • Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
  • Художественно - творческая деятельность:

- Рисование по произведению «Детки в клетке»;

- Рисование – групповая работа «Радуга»

               - Слушание музыки;

  • Д/и «Где обедал воробей?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
  • Разучивание с детьми пословиц о книге;
  • Разучивание игр и эстафет;
  • Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый герой»;
  • Игра палочки Кюизенера – выкладываем мяч;
  • Просматривание презентаций: «Самуил Яковлевич Маршак», «Произведения Маршака»;
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
  • Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».

Работа с родителями:

  • Изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
  • Заучивание произведений С. Я. Маршака для праздника «Маршак – друг детей»;
  • Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;

Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители

  1. Заключительный этап

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • «Выставка совместных работ родителей и детей по произведениям С.Я. Маршака».
  • «Конкурс чтецов»

Анализ полученных результатов.

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

 Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_marshak.docx 22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №113

Краткосрочный проект

«Маршак – друг детей»

в средней группе

Проект «Маршак – друг детей»

Участники проекта: Воспитатели группы; дети средней группы, родители воспитанников.

Тип проекта:

По содержанию: познавательно - творческий.

По числу участников: групповой (дети средней группы)

По времени проведения: краткосрочный (двухнедельный)

По характеру: в рамках ДОУ

Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.

Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.

Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...

Актуальность проекта: 

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей средней группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
  • Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:

- «Багаж»

- «Сказка о глупом мышонке»

- «Сказка об умном мышонке»

- «Где обедал воробей?»

- «Вот какой рассеянный»

- «Радуга-дуга»

- «Ванька-встанька»

- «Круглый год»

- «Детки в клетке»

- «Мяч»

- «Веселый счет»

- загадки

  • Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
  • Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
  • Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
  • Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
  • Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
  • Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературы.

Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Проект включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап
  3. Заключительный этап

Значимость для всех его участников:

Дети познакомятся с биографией писателя и его произведениями. Сформируется интерес и любовь к книге, стремление общения с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление дошкольников.

Родители активно участвуют в подготовке материалов (в организации и оформлении выставки книг, поделок и рисунков на тему: «Произведения С.Я. Маршака».

Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению. Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных литературных произведений.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • выбор темы и ее актуальность;
  • формулировка цели и определение задач;

 - подборка материала по теме Проекта,

 - подбор литературы по теме

- подбор пословиц и поговорок о книге,

- подбор иллюстраций, фотографий, текстов художественных произведений,

- Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»

- подбор информации для родительского уголка,

- подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;

  • составление плана основного этапа Проекта;
  • опрос детей. 

Работа с родителями:

  • Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
  • Объявление о начале работы проекта и его задачах.

Основной этап

  • Оформление уголка: «Литературная гостиная С.Я. Маршака!»
  • Знакомство с художественной литературой:

      - «Багаж»,

- «Сказка о глупом мышонке»,

- «Сказка об умном мышонке»,

- «Где обедал воробей?»,

- «Вот какой рассеянный»,

- «Радуга-дуга»,

- «Ванька-встанька»,

- «Круглый год»,

- «Колечко»,

- «Детки в клетке»,

«Перчатки»,

- «Мяч»

- «Веселый счет»,

- загадки

  • Беседы по ознакомлению с детскими годами  Самуила Яковлевича Маршака;
  •  Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака;
  • Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж»,  «Почта», «Мяч» «Колечко;
  • Театрализованная деятельность по произведениям: «Перчатки» «Сказка о глупом мышонке»;
  • Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»;
  • Игровые ситуации по формированию представлений о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»;
  • Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению Рассказ о неизвестном герое»;
  • Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
  • Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
  • Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
  • Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
  • Художественно - творческая деятельность:

- Рисование по произведению «Детки в клетке»;

- Рисование – групповая работа «Радуга»

               - Слушание музыки;

  • Д/и «Где обедал воробей?»;
  • Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
  • Разучивание с детьми пословиц о книге;
  • Разучивание игр и эстафет;
  • Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый герой»;
  • Игра палочки Кюизенера – выкладываем мяч;
  • Просматривание презентаций: «Самуил Яковлевич Маршак», «Произведения Маршака»;
  • Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
  • Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».

Работа с родителями:

  • Изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
  • Заучивание произведений С. Я. Маршака для праздника «Маршак – друг детей»;
  • Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;

Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители

  1. Заключительный этап

Содержание деятельности воспитателя и детей:

  • «Выставка совместных работ родителей и детей по произведениям С.Я. Маршака».
  • «Конкурс чтецов»

Анализ полученных результатов.

Вывод:

За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.

Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».

В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».

А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».

 Благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах.

Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность.

Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Список литературы:

1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:

Художественная литература, 1968. - С. 5-15.

2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.

3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.

4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.

5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.

6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.

7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.

8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.

9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.

10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.

11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.

12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.

13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.

14. С.Я. Маршак «Мой веселый звонкий мяч», «Планета детства» ,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе По теме: «Книга - лучший друг»

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в средней группе по теме: "Книга - лучший друг"...

Краткосрочный проект «Маршак – друг детей»

Познакомить детей старшей группы  с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака....

Творческий краткосрочный проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей в средней группе «Самая родная мамочка моя»

-повысить социальную значимость материнству;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.- учить умению отвечать на вопросы, правильно строить предложения в расск...

Совместное спортивное развлечение детей и родителей к 23 февраля «Лучше папы друга нет!» в средней группе

Цель: способствовать психологическому сближению детей, развитию гармонии в отношениях.Задачи:1. Образовательные:- расширять представление детей о государственном празднике Ден...

Дистанционный краткосрочный проект по познавательному и художественно-эстетическому развитию детей в средней группе « Пчелки » Тема: «Светлая Пасха»

    Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического разв...

Краткосрочный информационно-познавательный проект с детьми средней группы "Книга-лучший друг"

                                            Без книг пуста человеческая жизнь....

Краткосрочный проект «Экологическое воспитание детей в средней группе», 2019-2020 уч.г.

Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды ун...