НОД "Ознакомление с рассказом Е. Чарушина "Ежик" в средней группе.
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Горжевская Ольга Владимировна

Создание условий для углубления знаний об образе жиизни ежа посредством чтения произведения художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_rasskaza_charushina_ezhik.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 «Аленушка» города Лесосибирска»

«Ознакомление с рассказом Е. Чарушина «Ёжик»

в средней группе

                                                                       Воспитатель:

                                                                         Горжевская Ольга Владимировна

г. Лесосибирск, 2023г.

Цель: создание условий для расширения представлений о жизни ежа через ознакомление с художественным произведением природоведческого характера.

Задачи:

  • учить понимать тему и содержание рассказа, делать выводы по произведению;
  • расширять представления о еже как о диком животном, его образе жизни, питании, роли иголок;
  • развивать связную речь, логическое мышление;
  • воспитывать интерес и любовь к природе, гуманное отношение к животным.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Дикие животные», дидактические игры «Кто где живет», «Кто что ест», беседы о времени года, о жизни зверей осенью; заучивание загадки о еже.

(индивидуально с воспитанником), разучивание хороводной игры «В лесу».

Материалы: аудиозапись «Звуки леса», игрушка (ёж), картинки (гриб ,ягода, змея, гусеница, мышь, улитка, трава), рисунки-заготовки (ёжики без иголок), мини-ширма с деревьями, пенёк.

Воспитатель:

- Ребята, а Данил заблудился в лесу. Давайте поможем нашему другу и поиграем в игру. Вставайте в дружный хоровод.

Хороводная игра «В лесу»

Ребёнок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и говорят:

Данил, ты сейчас в лесу,

Мы зовём тебя «Ау!»

Ну-ка глазки закрывай,

Кто позвал тебя, узнай.

Один из детей называет ребёнка, находящегося в кругу, по имени. Ребенок, стоящий  в кругу, должен угадать по голосу, кто его позвал.

Воспитатель:

- Вот мы и нашли Данила. Данил, а ты хочешь пригласить друзей прогуляться по лесу? Возможно, мы что-то интересное увидим? (Ребенок соглашается). Отправляемся в лес. (Имитируем ходьбу)

Аудиозапись «Звуки леса»

Воспитатель:

- Шли мы, шли и пришли на лесную полянку. (Открываю ширму с деревьями и пеньком). Что-то не всем хорошо видно, предлагаю вам присесть и отдохнуть.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель:

- Что вы видите?

Воспитатель: Как вы думаете, какое животное может прятаться за пеньком? Сейчас Кира загадает вам загадку, а вы внимательно её послушайте и сразу угадаете, кто же спрятался.

Ребёнок читает загадку:

Он как ёлка, весь в иголках.

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Дети отгадывают загадку. Воспитатель достаёт из-под пенька игрушечного ежа, демонстрирует  детям.

Воспитатель: Ребята,  расскажите ёжику, что вы про него знаете интересного? (Дети делятся своими знаниями).

Воспитатель: А хотите узнать ещё что-то интересное? А в этом мне помогут дети, которым раздам карточки. (Воспитатель раздаёт малоговорящим, неактивным детям карточки с изображением пищи, которую любит ёж). Дети поочерёдно  выходят, показывают карточку и говорят: - Ёж ест мышей, ёж ест улиток и т. п.

Воспитатель: Вам понравился ежик? Многие писатели тоже любили наблюдать за ёжиком и сочинили про него много рассказов. Послушайте, какой рассказ придумал писатель Е.Чарушина.

Чтение рассказа

«Ёжик»

Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй возьми его руками- везде иголки торчат. Закатали ребята ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили рядом молочка.

А ёж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и ещё целый час. Потом  высунулся из комочка чёрный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет?

Развернулся ёж, увидел молоко и стал есть. Поел и снова шариком свернулся.  А  потом ребята чем-то другим занялись – ёжик и удрал к себе обратно в лес.

Вопросы по тексту произведения, 

- Где нашли ребята ежа? (в лесу, под кустом)

-Что сделал ёж от страха (шариком свернулся)

-Смогли ребята  взять ежа руками (нет, мешали иголки, они могли уколоться)

- Куда положили дети ежа? (в шапку)

- Чем  кормили дети ежа? (молоком)

-Как заканчивается рассказ? Остался ёж жить с ребятами? (нет, ёж удрал в лес)

Воспитатель: А что значит « удрал»? Что помогает ежу передвигаться? (лапки) Лапки у ежа хоть и короткие, но он быстро и шустро бегает. Давайте покажем как. (Дети встают около стульчиков, проводится физминутка)

Физминутка

Ёж спешил к себе домой (шаг на месте)

Нёс запасы он с собой (шаг на месте)

Через кочки  он скакал (прыжки)

Быстро по лесу бежал (бег на месте)

Вдруг он сел и изменился (присесть, обхватить колени)

В шарик круглый превратился  (голову к коленям)

А потом опять вскочил (выпрямиться и шагать)

И к ежатам поспешил (шаг на месте)

Воспитатель: Дети, а ребята хорошо поступили, когда забрали ежа из леса к себе домой?

Воспитатель берёт игрушечного ежа в руки и спрашивает воспитанников: - А мы возьмём ёжика в наш садик? В ходе совместных рассуждений дети приходят к выводу, что еж – лесной житель, в лесу его дом, еда, семья и он будет скучать.

В.: Предлагаю оставить Ёжика там, где мы его нашли. Скоро наступит зима. Что же делает ёж зимой? (спит) Из чего он делает себе тёплую норку? (из листьев). Воспитатель кладёт ёжика под пенёк  и находит конверт.

В.: - Ёжику очень понравилось с нами и он приготовил нам подарки! Нам пора возвращаться в детский сад, там мы и посмотрим, что спрятано в конверте.

Подружились мы с ежом,

А теперь в детский сад пойдём (имитация ходьбы)

В.: наши часы показывают, что нам пора пить сок и собираться нам прогулку, а после прогулки мы придём смотреть ежиные подарки.

(В конверте лежат  силуэты ежат без иголок. Дети уточняют, зачем нужны  иголки ежу, помогают беззащитным ежатам - дорисовывают иголки.)

Список литературы

1. Дедулевич М.Н. Играй – не зевай: подвижные игры с дошкольниками: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007.

2. Морохин И. В. Малые жанры русского фольклора. – М.: Высшая школа, 1998.

3. Чарушин Е.И. Рассказы. – М.: Акварель, 2011.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа «Жадная жаба». Пересказ рассказа.

Занятие по коммуникации для средней группы на тему: чтение рассказа "Жадная Жаба", пересказ рассказа.Задачи: - познакомить детей с рассказом "Жадная Жаба";            ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Конспект НОД по обучению детей составлению описательных рассказов по игрушке (средняя группа)

Конспект НОД по обучению детей составлению описательных рассказов по игрушке (средняя группа)...

Составление описательного рассказа о грибах( средняя группа)

Закрепление представлений о лесе и растениях, произрастающих в лесу.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы»...

Конспект занятия № 1 по развитию речи "Составление описательного рассказа по мнемодорожке" (средняя группа)

Конспект занятия по развитию описательной речи у детей средней группы с помощью мнемотехники....