Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Виторович Виктория Александровна

Восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_chuda_iz_opery.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане»

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: Восприятие музыки через интеграцию различных видов искусств.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского- Корсакого.

Расширять тезаурус ( композитор, симфонический оркестр, дирижёр, опера)

Упражнять детей в умении последовательно, грамотно, связно рассказывать о прослушанной музыке.

Развивать творческое воображение старших дошкольников, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством танцевальнообразных импровизаций.

Ход занятия: Музыкальный руководитель: -Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки? Сегодня я предлагаю отправиться в сказку, вы согласны? - В сказку могут попасть только добрые и дружные дети. Держитесь за руки, не отставайте, веселей шагайте, любимую песню запевайте. -По тропинке мы пойдём, в музыкальную сказку попадём! (Музыкальный руководитель ведёт детей змейкой). Вот мы и пришли, только сказки нигде нет. Смотрите, что это? Правильно, ноты. ( К нотному стану из тесьмы прикреплены семь нот с вопросами) - Ребята, мы сможем найти ответы на музыкальные вопросы? За правильный ответ получите красивый колокольчик, согласны? - Слушайте внимательно вопрос нотки «До». Ответ нужно пропеть. «ДО»: Как называется человек, который сочиняет музыку? (Композитор).

2 «РЕ»: Группа музыкантов, одновременно играющих на различных музыкальных инструментах? (Оркестр). «МИ»: Кто руководит оркестром? (Дирижёр). «ФА»: Как называется спектакль, в котором актёры не говорят, а поют? (Опера). «СОЛЬ»: Что в опере является самым главным? (Музыка). «ЛЯ»: Какой самый большой оркестр исполняет музыку в опере? (Симфонический). «СИ»: Какая сказка А.С.Пушкина превратилась в оперу? (Сказка о царе Салтане).

3 Молодцы, ребята! Вот мы и очутились в сказке, да не в простой, а музыкальной! Колокольчики запели и ребята все присели. (Дети проходят и садятся на стулья). Ребята, скажите, кто сочинил оперу «Сказка о царе Салтане»? ( русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков). В волшебном городе Леденец, в котором правил князь Гвидон, было три чуда.

4 Назовите первое чудо? (Белка). Давайте вспомним, как описал первое чудо поэт А.С. Пушкин. (Девочка читает фрагмент стихотворения). Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт! А орешки не простые, Все скорлупки золотые.

5 Молодцы! Вот сказочная белочка, которую нарисовал художник. Скажите, какая белочка на картине? (маленькая, игривая, весёлая). Правильно. А сейчас, мы услышим как композитору Н.А. Римскому Корсакову удалось создать волшебный образ белочки с помощью музыки.

Звучит музыкальный фрагмент «Белка»

Какую белочку нарисовала нам музыка? (задорную, весёлую). А почему вы так решили? (Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло). Мелодия какой русской народной песни сейчас звучала? («Во саду ли, в огороде»).

-Мальчики, назовите второе чудо. (Тридцать три богатыря).

Мальчик рассказывает стихотворение. Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе как жар горя, Тридцать три богатыря. Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Тридцать три богатыря защищают волшебный город Леденец. Посмотрите на картину, что вы видите?

6 Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое, неспокойное, плещут большие волны. Князь Гвидон восхищается могучими богатырями. А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей. Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря» Как звучала музыка? (торжественно, мужественно, гордо). Что ещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей? (В музыке слышится грозный рокот моря, оно бушует, плещется). Скажите, одинаковый ли образ богатырей создали поэт, художник и композитор? (Да). Третье чудо волшебного города- это Царевна-Лебедь. Девочки расскажут, как описал эту необычную царевну поэт Александр Сергеевич Пушкин. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днём свет Божий затмевает, Ночью землю освещает,

7 Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама то величава, Выступает, будто пава; А как речь то говорит, Словно реченька журчит.

8 А сейчас послушаем, какую Царевну Лебедь изобразит музыка. Музыкальный фрагмент «Царевна - Лебедь» -Какая была музыка? (Музыка плавная, нежная, грациозная). -Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. -Какое море рисует аккомпанемент? (Аккомпанемент рисует спокойное, тихое, ласковое море) -А теперь посмотрим на иллюстрацию. Видите, как изобразил Царевну- Лебедь художник. Скажите, дети, настроение картины схоже с музыкой. (Да. Царевна на картине необычная, волшебная, она превращается из Лебедя в девушку. Эта картина созвучна музыке и стихам поэта. -Ребята, я предлагаю совершить волшебное превращение. Мальчики превратятся в богатырей. Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие). А девочки превратятся в Царевну Лебедь. Какие движения будут у вас? (грациозные, плавные, нежные). Дети наряжаются в элементы костюмов героев и исполняют танцевальную импровизацию под музыку.

-Молодцы, ребята, вы были настоящими волшебниками и точно передали настроение и характер звучащей музыки. -Сказочная Белка приготовила для вас, ребята, золотые орешки, угощайтесь. ( в корзиночке лежат)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Три чуда"

Цель: углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов искусств. Задачи: • Продолжать знакомить детей с творчеством русского композитора Н.А. Римского – Корсакого на примере муз....

Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР "Весенняя сказка"

Крнспект занятия по развитию познавательных интересов, обогащению и систематизированию знаний детей о признаках ранней весны....

«Сказка о музыкальных звуках». Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель - развитие творческого потенциала ребенка через включение его в активную деятельность, направленную на составление и придумывание сказки...

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Интегрированное музыкальное занятие с элементами театрализации по мотивам сказки А.С.Пушкина и оперы Н.А.Римского-Корсакова Старшая группа

Цель: развивать восприятие музыки и прививать детям любовь к классическому наследию через синтез искусств (музыки, поэзии, изобразительного искусства).Задачи:- Продолжать знакомить детей с творче...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Фруктовая сказка""

Задачи:Познавательные: расширение, уточнение и активизация словаря путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов; употребления относительных и сложных прилагательных и согласовани...

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста: "В гости к сказке"

Закрепить умение детей считать до десяти; знания о геометрических фигурах и форме предметов; дней недели, времен года, название месяцев; навыки счета в пределах 10; умение сравнивать количество предме...