Конспект по социально – коммуникативному развитию в подготовительной группе «Что такое дружба?»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Клюшникова Ольга Владимировна

Развивает  навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по социально – коммуникативному  развитию в подготовительной группе  «Что такое дружба?»

Программное содержание:

Цель: Формирование  духовно – нравственных качеств через чтение художественной литературы.

 Задачи:

-Учить связывать значение пословиц о дружбе с конкретной жизненной ситуацией.

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться, позитивное социальное поведение.

Обогащать новыми умениями и знаниями в области бесконфликтного общения.

Формировать благоприятный психологический климат группы.

Воспитывать нравственные основы личности ребенка в процессе формирования представлений о дружбе.

Оборудование:

- карточки по количеству детей со схематичным изображением 1 и нескольких человек;

- пословицы с пропущенными словами;

- 2 маски воробушков;

- надписи со словами: договариваться, мириться, делиться и т. д по тексту.

-игрушка Буратино.

Предварительная работа:
- разучивание стихотворений о дружбе;
- чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»;
- разыгрывание ролей по сказкам М. Пляцковского;
- чтение художественной литературы;
- игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя и связности речи, для формирования произносительной стороны речи и развития фонематических функций;
- настольно-печатные игры: «Волшебный цветок», «Отгадай слово», «Слоговое лото», «Звуковые домик»;
- разучивание пословиц и поговорок о дружбе;
- рассматривание иллюстраций теме.

Ход занятия.

Звучит песня «От улыбки» И. Шаинского, входят дети.

Воспитатель предлагает встать детям в круг.

Воспитатель: - Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки.  

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся

Появляется Буратино:

- Здравствуйте, ребята.

Воспитатель:

- Здравствуй, Буратино, я слышала про твою беду, поделись с нами, а мы постараемся тебе помочь.

Буратино: (стихотворение)

Друг. А что это такое?

Как же мне его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растет на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может, он в цветочной клумбе

Пьет из розочки росу?

Может, он со мною рядом —

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

Воспитатель: Ребята, предлагаю помочь Буратино. Расскажем, что значит дружить и поможем Буратино найти друзей?

Воспитатель: А у вас ребята, есть друзья? (ответы детей)

Воспитатель: Кого мы можем назвать другом?

Дети отвечают предположительно: Друзья - это те, с кем интересно играть, кто делится игрушками, с кем интересно рассматривать книги, кто не жалуется, делится всем, что у него есть.

Воспитатель: Для чего нужны друзья?

Дети: Друзья помогают друг другу, друг учит тому, что умеет сам, с друзьями весело и интересно, не скучно.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру

«Вместе или по одному».

Я буду называть разные ситуации, а вы показывать карточку – вам интересно это делать одному или с друзьями, вместе или по одному.

(Дети стоят в кругу, у каждого карточка - одна с изображением одного человека, вторая - с изображением группы людей).

• Играть в прятки

• Встречать новый год

• Праздновать свой день рождения

• Читать книгу

• Есть пирожное

• Играть в футбол

• Оказаться на необитаемом острове

• Строить из конструктора

• Рисовать

• Смотреть мультфильм

• Кататься на велосипеде

• Играть в шашки и шахматы

• Загадывать загадки

• Ловить мяч

• Прыгать на батуте

Воспитатель: Каких карточек было больше с 1 человечком или карточек с несколькими человечками? Объясните, ребята, нашему Буратино, почему именно так? (ответы детей)

Вывод: Ну что, Буратино, сейчас мы тебя и убедили, что каждому нужны друзья - трудно приходится жить без друзей (кивает)

Воспитатель: Какой должен быть друг?

Воспитатель: Помогите, ребята понять Буратино, каким должен быть друг.

Игра – антонимы с мячом.

 Я буду называть плохие качества людей, а вы мне  будете называть хорошие. Ведь друзья должны обладать хорошими качествами.

(ответы детей: злой - добрый,  грустный - веселый, глупый -умный, обманщик -честный, грязнуля - аккуратный, старый – молодой, низкий – высокий, толстый- худой.

Садимся

Остера «Советы непослушным детям»:

- Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен –

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

. Воспитатель: Какие советы настоящим друзьям вы услышали?

Дети. Если друг окажется в неприятной ситуации, то надо над ним посмеяться.

Воспитатель. А что означает фраза «хватайся за живот»

Дети. Это значит, смеяться над другом.

Воспитатель. Вам понравились советы настоящим друзьям?

Дети. Нет, не понравились.

Воспитатель. Как правильно нужно поступить в этой ситуации?

Дети. Нужно было протянуть другу руку и помочь.

Воспитатель. Ребята, а когда ваш друг в беде, вам радостно или вы огорчены?

Дети. Когда другу плохо, то и нам плохо. Друга надо поддержать и тогда снова всем станет весело и хорошо.

Воспитатель. А как вы думаете, когда такая помощь и поддержка бывает нужна?

Дети. Когда друг заболел, когда его кто-то обидел, сделал больно. Когда с ним никто не дружит.

  «Друзья познаются в беде»

У Юры был день рождения. Пришли дети, принесли подарки. А Оля, самый лучший Юрин друг, случайно забыла подарок дома. Она сказала об этом мальчику. Дойдя до этих слов, педагог останавливается и просит детей подумать и предположить, что ответил девочке Юра. Дав детям высказаться, педагог продолжает: «Юра улыбнулся и сказал: разве забытый подарок, повод для огорчения, я ждал тебя в гости, а не подарок».

- Как вы думаете, правильно ли поступил Юра? Как бы вы поступили в этой ситуации? Повторите слова, которыми Юра утешил Олю.

Дружба - дороже денег.

Дружба – самое дорогое сокровище.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

А вот ещё один секрет дружбы мы узнаем из истории «Два воробышка»

Сценка

Послушайте небольшое произведение «Два воробышка» М. Пляцковского.

Автор: Жили два воробышка Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки - целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

Чик: Если я буду раздавать пшено, то себе ничего не останется.

Автор: Так и склевал все зёрна один. А когда выбрасывал ящик, несколько зёрнышек всё же просыпались на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал аккуратно и полетел к своему приятелю.

Чирик: Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл 10 зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Чик: Не надо. Зачем? Ты нашёл, ты и ешь.

Чирик: Мы же с тобой друзья! А друзья должны делить всё пополам. Разве не так?

Чик: Ты, наверное, прав. (Опустив голову)

«Спасибо, Чирик, и за зёрнышки, и за урок дружбы». 

Воспитатель: Хорошо ли поступил. Чик по отношению к Чирику? (ответы детей)

Дети: Не нужно жадничать, надо делиться со своим другом.

Задание: «Продолжи пословицу». (Воспитатель зачитывает начало пословицы, дети произносят ее окончание).

Друг познается в беде.

Человек без друга, что земля без воды.

Друг дороже денег.

Ищешь друга без недостатков - останешься без друзей.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Не имей сто рублей, а имей 100 друзей.

Сам пропадай, а товарища выручай.

Динамическая пауза «Если есть хороший друг».

- Я читаю стихотворение, а вы выполняйте жесты и движения.

Настроение упало, - опускают руки вниз

Дело валится из рук… - качание головой, встряхивают кистями

Но еще не все пропало, - разводят руками

Если есть хороший друг. - разворачиваются лицами др. к другу

С делом справимся вдвоем, - пожимают друг другу руки

С облегчением вздохнем - делают глубокий вдох, выдох

Настроение поднимем - нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! - отряхиваются.

Задание: «Найди пару».

 Сестрица Аленушка и … братец Иванушка.

Крокодил Гена и …Чебурашка.

Карлсон и …малыш.

Волк и… заяц.

Красавица и …чудовище.

Мальвина и …Буратино.

Шрек и …принцесса.

Кот и …петух.

Лиса Алиса и …кот Базилио.

Иван царевич и …серый волк.

Кокованя и …Дарёнка.

Карандаш и …Самоделкин.

Цыплёнок и …утёнок.

Кот и …мыши.

Садимся

Чтение стихотворения:

Играть с Енотом не любили.

Не раз Еноту говорили,

Что в споре кулаки мешают,

Они проблему не решают!

Енот понять и не пытался,

Чуть что – он сразу с кем-то дрался.

И вот теперь один сидит,

Вздыхает тяжко и грустит.

Никто с ним больше не играет,

К себе его не приглашает.

Все просто, если разобраться:

Не надо вам с друзьями драться

 Мирилки.

Вызываются по 2 человека, дети произносят «мирилки».

Определите черту характера человека. После каждого ответа, дети говорят хорошо это или плохо.

Уважает людей – уважительный.

Помнит зло - злопамятный.

Часто плачет – плаксивый.

Говорит правду – честный.

Часто дерётся – драчливый.

Много болтает – болтливый.

Ничего не боится – храбрый.

Обо всех заботится – заботливый.

Ни с кем не делится – жадный.

Последнее отдаст – щедрый.

Человек с доброй душой – добродушный.

Дружит не за подарки – бескорыстный.

Рефлексия

Игровое упражнение «Подари подарок»

Воспитатель. Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Мы будем дарить друг другу воображаемые подарки.

Стоя в кругу, дети придумывают подарок, который они бы подарили своему другу (соседу):

Я принес тебе подарок.

Если нравится, возьми…

Ребенок говорит слова и далее рассказывает о подарке, который он хотел бы подарить своему соседу. Тот благодарит и берет воображаемый подарок. И так по кругу…

Воспитатель. Ребята понравилась вам игра? Приятно было получать подарки?

Дети. Да подарки получать всегда приятно, даже воображаемые.

Воспитатель. Да, потому что вы все друг другу хотели сделать приятное, как хотели бы, чтобы и вам так сделали. Я не сомневаюсь, что у вас получиться крепкая и долгая дружба.

 Дети танцуют под песню Барбарики   «У друзей нет выходных».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-беседы для детей подготовительной группы «Что такое Красная книга?»

Конспект занятия-беседы для детей подготовительной группы «Что такое Красная книга?» Цели: Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе. Сформировать убеждение о бесценност...

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе. Тема «Такие разные мосты».

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе. Тема  «Такие разные мосты»....

Конспект развлечение по ПДД в подготовительной группе «Мир такой прекрасный, но – небезопасный

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, развивать интерес у детей к участию в мероприятиях и способствовать накоплению эмоционально – восторженных впечатлени...

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе. Тема: «Такие разные мосты».

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе. Тема  «Такие разные мосты».Цели и задачи:1.Дать детям представление о мостах, их назначении, строении;2.Упражнять в...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе"Что такое хорошо и что такое плохо"

Занятие по формированию систематизации знаний детей о правилах хорошего и вежливого поведения....

Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Что такое правила дорожного движения»

Цель: Расширение представлений детей о правилах дорожного движения, через решение проблемных вопросов и ситуаций.Задачи:Образовательные:Углубить знания детей о том, что такое правила дорожного движени...

Конспект занятия по валеологии в подготовительной группе "Что такое наше тело?"

продолжить знакомство детей с внешним строением тела человека и возможностями его организма бегать, прыгать, петь, смотреть, слушать, есть, терпеть жару и холод, переносить боль, дышать, думать;-...