План по самообразованию 2023-2024 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)

Аношкина Татьяна Ивановна

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_.docx230.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №14» «Родничок»

села Обильного»

Самообразование воспитателя по теме:

 «Воспитание нравственных качеств детей

младшего дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

2023-2024 учебный год

Подготовила:

воспитатель

МКДОУ «Детский сад № 14 «Родничок»

с. Обильного»

Анашкина Татьяна Ивановна

Актуальность. 

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

До какого-то возраста дети живут в сказке как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Это не примитивность подачи жизненного материала, а та необходимая простота, которая усваивается ребенком прежде, чем он будет готов воспринимать сложные вещи. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема,  актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у младших дошкольников;
  2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
  3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
  4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
  6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Методы работы со сказкой

1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Содержание работы

Практические выходы (форма работы)

Сроки реализации

Организационно- теоритический.

 Изучение учебно-методической литературы

Составление плана по воспитательно-образовательной работе с детьми.

Сентябрь

Накопительно- практический.

  1. Конспект

ООД

2.Организация дидактической игры «Расскажи сказку»:

1) Изготовление д/и;

2) Знакомство с правилами.

3. Работа с родителями

1. Конспект ООД. Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

1. Дидактическая игра «Расскажи  сказку»      

в младшей группе.  

1. Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».

 Октябрь

1.Театрализованная постановка

 2.Организация дидактической игры «Репка на прищепках»:

  1)Изготовление      д/и;

2)Знакомство с  правилами.

 3.Работа с     родителями

1. Сценарий постановки русской народной сказки «Репка».

Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей  по средством игры-инсценировки.  Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.

1.Дидактическая игра «Репка на прищепках»  в младшей группе.

1. Памятка для родителей «Сказка — это важно!»

 Ноябрь

  1. Составление картотеки

  1. Работа с родителями:

а) Совместное творчество педагога и детей;

б) Изготовление книжки – малышки.

1. Картотека загадок

"Русские народные сказки".

 Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

1.Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки»

 Декабрь

  1.  Конспект ООД

  1. Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Работа с родителями

1.Конспект ООД  «В гостях у сказки»

Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.

1.Дидактическая игра «Кто лишний?» в младшей группе.

1.Памятка для родителей   «По дорогам сказок».

  Январь

  1. Составление картотеки

« В мире сказок»

  1. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.
  2. Работа с родителями

1.Картотека  Дидактических игр «В мире сказок» по русским народным сказкам.

Цель: Развивать речь детей, наглядное мышление, внимание, памяти; Воспитывать  интерес к русским народным сказкам.

2.Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.

1.Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

 Февраль

  1. Организация  ООД.

 2.Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Работа с родителями

1.Конспект  ООД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

1. Дидактическая игра  «Сложи картинку» в младшей группе.  

1.Консультация для родителей

 «Роль сказки в жизни ребенка»

 Март

1.Конспект  ООД

2.Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

 3.Оформление папки – передвижки для родителей.

1.Конспект ООД «Любимые сказки»  в младшей группе.  Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.

1.Дидактическая игра  «Найди по силуэту»

в младшей группе.  

1.Папка-передвижка «Роль книги в развитие ребенка».

 Апрель

  1. Проведение анкетирование с родителями.

  1. Организация выставки

3.  Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с  правилами.

  1. Обогащение РППС. Изготовление атрибутов связать героев сказки «Репка» из пряжи.

1.Анкета «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного

возраста посредством русских народных сказок»

1.Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок  "Герои сказок".

1. Дидактическая игра  «Из какой мы сказки?» в младшей группе.

1.Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в  театральный уголок. Фотография.

Май

Заключительный

Самоанализ о проделанной работе

 в своей группе.

Отчет о проделанной работе

 Май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....

План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...

Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...

Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Вопрос нравственного  воспитания детей  является  одной  из ключевых  проблем,  стоящих  перед  каждым  родителем, обществом  и государством в целом....

План самообразования по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

План самообразования воспитателя Меркурьевой Р.Ф. по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»Актуальность выбранной т...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...

План по самообразованию «Воспитание духовно - нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и дет...