Методические находки и образовательные рекомендации в преподавании чтения литературы детям дошкольного возраста
статья по художественной литературе

Бурбилова Татьяна Григорьевна

В статье представлен опыт работы воспитателя высшей категории детского образовательного учреждения – детского сада «Березка» – по организации системы чтения детской литературы воспитателями и родителями детям дошкольного возраста. Изучены методические находки и образовательные рекомендации по отбору правильной детской литературы, системе анализа прочитанных произведений и влиянию на сознание и внутренний мир детей с помощью выводов, почерпанных из художественных книг.  Также в тексте исследована необходимость чтения дошкольникам классических произведений и освещена проблема компьютеризации современного мира, что пагубно влияет на развитие детского интеллекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_otrabotannoe.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические находки и образовательные рекомендации в преподавании чтения литературы детям дошкольного возраста

Т.Г. Бурбилова, воспитатель высшей категории

МКДОУ детский сад «Березка»

г. Каргат, Новосибирская область

Аннотация. В статье представлен опыт работы воспитателя высшей категории детского образовательного учреждения – детского сада «Березка» – по организации системы чтения детской литературы воспитателями и родителями детям дошкольного возраста. Изучены методические находки и образовательные рекомендации по отбору правильной детской литературы, системе анализа прочитанных произведений и влиянию на сознание и внутренний мир детей с помощью выводов, почерпанных из художественных книг.  Также в тексте исследована необходимость чтения дошкольникам классических произведений и освещена проблема компьютеризации современного мира, что пагубно влияет на развитие детского интеллекта.

Роль чтения для детей переоценить сложно. Чтение служит раннему развитию ребенка, оно развивает слух, память, подталкивает малыша к самостоятельным действиям и даже вдохновляет на творческие фантазии. Дети начинают думать, воображать, сочинять продолжения понравившихся рассказов. У них формируется речь, повышается словарный запас и уровень интеллекта в целом.

Читающий ребенок расширяет свое представление о мире, знакомится с окружающими его предметами, элементами природы и быта. Однако не секрет, что современные дети все чаще предпочитают компьютерные игры и телевизор в ущерб книжкам и тетрадкам. Социологически доказано, что интерес к чтению у младших дошкольников и подростков постепенно сокращается.

Чтобы сломить эту тенденцию, взрослые сами должны интересоваться детской литературой, книгой, пытаться осознавать какую роль в жизни ребенка она играет. Малыш может легко нарисовать в своей голове сюжеты из любимых произведений, поддается эмоциям, представляет написанное и принимает его близко к сердцу. Поэтому важно понимать, какие книги мы читаем нашим детям и чему они должны их научить. Книга – это огромный мир человеческих чувств и переживаний. Она учит вглядываться в себя, в героев, в сюжет, воспитывает в ребенке человечность. Не секрет, что именно прочитанная в детстве книга оставляет огромный след в душе личности.  

Мораль книги – это основной стержень, та идея, ради которой писатель создал свое произведение. Сила его педагогического воздействия тем сильнее, чем убедительнее и занимательнее сумел автор передать свою идею, чем правдивее и ярче он воплотил ее в художественных образах, чем они живее и реальнее, чем острее и интереснее построено произведение.

Мораль детской книги – это та направленность ее идейного содержания, которая учит детей нашей, российской этике, пробуждая лучшие чувства в душе ребенка, закладывая нравственную основу правильного миропонимания. Внешнее проявление воспитанности, о чем немало толкует детская литература, должны быть не самоцелью, а естественным следствием таких чувств, как доброжелательность, коллективизм, уважение к старшим, любовь к Родине.

С особенной силой встает вопрос о необходимости своевременно воспитывать у детей гражданские чувства, интерес к общественной жизни страны, гордость за ее передовую роль в борьбе за счастья всех людей на земле, за ее героическое прошлое, воспитывать желание участвовать в жизни страны.

Часть нашей молодежи, к сожалению, разговоры на большие, моральные и политические темы, проявление искренних чувств встречает неприязненно, а то и открытой насмешкой, во главу угла ставят свои личные интересы, все подчиняя им.

Положение усугубляется тем, что до сих пор часть родителей в своем стремлении дать детям то, что не могли в детстве иметь сами, стараясь уберечь их от забот и волнений, доставить как можно больше радости исполнением всех желаний, воспитывают в детях эгоизм, черствость.

Излишняя опека, жизнь на всем готовом, по подсказке, влекут за собой безволие, отсутствие инициативы, нежелание трудиться.

За последние годы в стране произошли серьезные изменения. Перестраивается школа. Во многих семьях впервые серьезно задумались о воспитании детей.

Каково же положение в детской литературе? Расширяется ли круг тем? Искренне ли, убедительно ли написаны новые произведения? Волнуют ли они детей? Пробуждают ли нужные черты характера у детей?

В течение первых семи лет дети живут напряженной жизнью. За этот короткий период они должны познать окружающую жизнь, в значительной мере уяснить взаимоотношения и правила поведения среди людей. И в этом должны помочь книги. Они – учебник жизни, источник знаний.

Тяга к героизму, к романтизму естественна в нашей стране, где повседневно идет творческая вдохновенная работа, где, преодолевая всевозможные трудности, люди познают свою родину и открывают пути к другим, совершают трудовые подвиги, порой жертвуют своей жизнью для спасения совсем незнакомых людей. И эту тягу надо поддерживать в детворе, рассказывая о трудовых буднях, об истинном героизме и о прошлом нашей страны.

Мы хорошо знаем, как любят дети книгу В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и как глубоко действует на них мораль этого произведения. Уже много лет книга пользуется неизменным успехом у новых поколений. Найденная поэтом высокохудожественная форма прямого назидания делает произведение увлекательным, ярким, несмотря на то, что дети действительно ненавидят морализирование.

Страстный, серьезный тон, глубокая убежденность, отточенность рифм, строк увлекают детей, врезаются в память.

Это не значит, что такое прямое назидание в любом детском произведении необходимо. Нет, нужна увлеченность автора, требовательность к себе.

Для малыша, воспринимающего книгу на слух, чрезвычайно важно не только то, о чем написано. Для представления о героях книги ребенку важны и отбор слов, создающих образ, и грамматический строй речи, и в особенности ритм речи, эмоциональная характеристика героя. К таким ритмическим характеристикам дети чутки.

 Подбирая книгу для работы с детьми, воспитатель должен обращать внимание не только на ее тему, но и особенно на язык, которым она написана. Книга, написанная невыразительно, неряшливым языком, без учета специфики восприятия ребенка, не только не окажется полезной, но и может принести вред, даже если она на самую животрепещущую тему.

Детский писатель обязательно должен помнить, для какого возраста он пишет книгу. Книга помогает формированию ребенка, поэтому новые слова вводятся ограниченно и должны быть несложны.

Ребенку надо знать, куда полетел спутник и как работает бульдозер. И все это – просто и понятно. Они не спутают машину с ракетой. Детям объяснить можно многое, надо только, чтобы язык произведения, его образы были доступны им.

Мы – педагоги – обязаны браковать плохую языковую продукцию. Не принимать ее. Непосредственно воспитывая детей, мы наглядно видим, сколько публикуется макулатуры, и какой вред она приносит детям. Они ведь верят нам, взрослым, и, услышав от нас слово «сцапала» или слово «брюхо», они привыкают к вульгаризмам, теряют вкус к образному, богатому оттенками языку.

Старая пословица гласит: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Столько ненужного старья разрушено нами, что, разрушив еще одну старую пословицу, мы принесем нашим детям огромную пользу, убрав все серое, грубое.

Беря в руки новую книгу, берите в руки и «топор» критического отношения не только к ее идее, но и к ее языку. Мы должны стремиться воспитать поколение, которое будет знать, любить, ценить свой родной язык, поколение, которое будет не только воспитываться на лучших образцах нашей литературы, но и создавать лучшие образцы. И мы с огромной гордостью можем сказать себе, что в этом есть и доля нашего труда!

Детская литература – одно из могучих средств воспитания. Обладая этим средством, воспитатель должен умело им пользоваться. Процесс чтения – это большое чудо, это процесс общения читателя с великими, мудрыми, талантливыми людьми разных эпох. Воспитатель – посредник между книгой и ребенком дошкольного возраста. Оттого, как он донесет до ребенка замысел автора, во многом зависит и степень эмоционального воздействия на душу, сознание ребенка, формирование его моральных качеств. Маленький читатель самостоятельно читать не умеет. Несмотря на то, что большинство книг для детей дошкольного возраста хорошо иллюстрировано, все же они останутся наполовину недоступными ребенку без помощи взрослого, без помощи воспитателя. Воспитатель сам должен иметь вкус и творческий подход к книгам, уметь разбираться в них. Нужно уметь выразительно прочитать, а если нужно, то и рассказать содержание произведения. И, наконец, надо знать методику работы с книгой, помогающую детям понять произведение, закрепить его в памяти.

Художественное слово – сильное средство морального воздействия. Надо, чтобы воспитатель умел им пользоваться. Тогда он бесспорно добьется хороших результатов.

Правила, которым должна научить книга, – всегда, везде и всюду «быть, а не казаться». Это надо сделать основным, ведущим в жизни наших детей, научить их «быть, а не казаться» честными, смелыми, отзывчивыми, великодушными.

И первое место здесь должно принадлежать писателям. Никакие требования, назидания или наказания не дадут эффекта без книг, которые захватят воображение и чувства детей и пробудят в них самих желание не фальшивить, не «казаться».

Произведение, написанное одним дыханием, одним творческим порывом, имеет огромную силу воздействия на воображение и на чувства детей.

Лишь полнейшей откровенностью и правдивостью можно воспитать эти качества, столь необходимые нашей шумной детворе, которую надо учить тому, как стать настоящими, а не внешне вежливыми людьми, умеющими говорить громкие и пустые фразы.

Быть, а не казаться человеком – дело трудное. Этому надо учить с самого раннего детства, но это зато и самое большое счастье, и к нему надо подготовить наших малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ТЕМА: формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»)

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Включает в себя: цели и задачи разработки, принцип интеграции образовательных областей, использование технологии ТРИЗ и...

Ветошева В.И., Митяева И.И. ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ГАРМОНИИ. Методические рекомендации по оптимизации психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста и их родителей: практическое пособие для педагогов-психологов детских образовательных учреждений.

Пособие может быть полезно психологам-практикам, работающим в детских дошкольных учреждениях, специалистам по социальной работе, а также студентам-психологам и студентам педагогических вузов. Работа в...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста на тему: «Источники опасности»

     Данное методическое пособие адресовано педагога и специалистам дошкольных образовательных организаций и родителям детей дошкольного возраста.Формирование основ безопасности ...

Консультация " Особенности чтения художественной литературы детям дошкольного возраста"

Книга - источник знаний. Всё интересное. поучительное. главное узнаём читая книгу. ......

Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...

Методическая разработка. Система образовательной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Актуальность. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. «формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой...

Презентация проекта по приобщение к чтению художественной литературы детей дошкольного возраста

Хорошая книга глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие на формирование личности. Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духо...