Конспект занятия по изучению мордовского фольклора «Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Панкратова Ольга Николаевна

Программное содержание:

- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.

- вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mordovskuyu_skazku_viryava.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по изучению мордовского фольклора

«Путешествие в мордовскую сказку «Вирява»

Программное содержание:

- формировать представление детей дошкольного возраста о родном крае, мордовской национальной культуре;

-развивать внимание, мышление, память, умение делать выводы.

- вовлекать детей в театрализованную деятельность.

- прививать интерес к национальной культуре посредством эрзянского языка, воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.

Материал: декорации к сказке: макеты деревьев, костюмы: Вирявы, Ведявы, Толавы, Паксявы.

Предварительная работа.

Беседы «Наша родина – Мордовия», рассматривание альбомов, знакомство с мордовскими народными праздниками, играми. Разучивание стихотворений и песен.

Ход занятия:

Воспитатель: -Здравствуйте, ребята. Любите ли вы слушать сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, поучительная, остроумная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.)

Все, что создано умом,

Все к чему душа стремится,

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

- Ребята, вспомните пословицы о книгах.

(Предполагаемые пословицы)

Книга учит жить- книгой надо дорожить.

Будешь книги читать -будешь много знать.

Книга мала, да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Дом без книги -день без солнца.

Воспитатель: - Сегодня мы попадем в мордовскую сказку, которая познакомит нас с обычаями и традициями мордовского народа.

- Когда-то давно эрзяне и мокшане верили в добрых и злых духов. Они любили обрабатывать землю и перед началом всех работ на поле все вместе молились Богине плодородия Богине Поля (Паксяве, чтобы был хороший урожай. Мордва держали много домашних животных, любили ходить на охоту и ловить рыбу. Перед тем как отправиться в лес молились богине Леса (Виряве, чтобы была удачной охота. А перед тем как отправиться на рыбалку - молились богине Воды (Ведяве).

Охотники и рыболовы, перед тем как отправится в лес или на реку, собирались у костра и рассказывали сказки Виряве и Ведяве. Они думали,что если этим богиням понравятся их сказки- то охота и рыболка пройдут удачно.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со сказкой «Вирява».

Садитесь по удобнее и слушайте внимательно.

Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сказка? Посмотрите нас встречает Богиня поля.  (Паксява)

Богиня поля (Паксява) : - Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята). Чтобы пройти через мое поле вы должны выполнить задания. Готовы показать свои знания? Тогда слушайте  задание:

1. Посчитайте на мокшанском колоски на моем поле. 

1 -фкя , 2- кафта, 3- колма, 4- ниле, 5- вете, 6-кота, 7 -сисем, 8 -кафкса, 9 -вейхкса , 10 -кемонь.

Богиня поля (Паксява) : Молодцы. Смело ступайте по моему полю к широкой реке, в гости к Ведяве.

Воспитатель: - Ребята, А это кто нас встречает? Да, это Ведява. Поздороваемся с ней.

Богиня воды (Ведява):Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята). Чтобы перейти на тот берег, вам нужно выполнить мои задания назвать животных на  мокшанском языке:

Медведь-офта.

Лиса-келазь,

Заяц-нумол,

Белка-ур,

Волк-врьгаз.

Богиня воды (Ведява): - Какие это животные? Лесные - (вирень). С ними вас отправляю в лес к Богине Леса- (Виряве).

Воспитатель: - Ребята, чтобы помочь Дамаю освободить Лияну, мы должны показать свои знания и Богине леса (Виряве).

Богиня леса (Вирява) Шумбратада, шабат. (Здравствуйте, ребята): - Готовы выполнить моё задание?

--- Расскажите о правилах поведения в лесу.

Богиня леса (Вирява) : -Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не делайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).

Воспитатель: - Ребята, а нам огонь нужен, чтобы сделать меч. Поэтому отправляемся дальше к Богине огня (Толаве)

Воспитатель: - Ребята, смотрите, в своей огромной печи Богиня огня (Толава) разожгла огонь, он пылает, и от него разноцветные искры. Назовите на -мокшанском какого цвета искры.

 Красный — Якстерь.

Желтый — Тюжя.

Синий — Сенем.

Зеленый — Сянгяря.

Белый - акша.

Воспитатель:- Ребята, вы очень понравились Богине Огня и она дарит вам меч. Вот эти мечом Дамай сразил Трехглавого Змея. Вот так все вместе мы освободили Лияну. Долго и счастливо жили Лияна и Дамай.

На этом наше путешествие в сказку "Лиана и Дамай" закончилось. Ваши знания, помогли Дамаю освободить Лияну. Я думаю, что и в дальнейшем, каждый из вас будет помогать друг другу в беде, и тогда жизнь наша будет добрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной НОД на тему "Украсим полотенце мордовским узором".

Открытое интегрированное занятие художественно-эстетическому и познавательному развитию....

Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа" в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия на тему: "Обычаи и традиции мордовского народа"в подготовительной к школе группе. Цель:- приобщение детей к традициям и обычаям мордовского народа.Задачи:- воспиты...

КОНСПЕКТ итоговой непосредственно образовательной деятельности «Сохраним природу Мордовского края»

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края.Задачи:Обучающие:Учить использовать растительный мир с умом.Показать, что от многих болезней можно избавиться с помощью природ...

Конспект занятия по кружковой работе "Обучению детей мордовскому-эрзя языку": «Игрушка: кукла» (вторая младшая группа)

Формировать у детей устойчивый интерес к эрзянскому языку, желание разговаривать на эрзянском языке. Познакомить детей с новыми словами на эрзянском языке и добиваться их правильного произношения. Вос...

Конспект ООД в старшей группе на тему"Мордовская матрёшка"

Программное содержание:    Продолжать знакомить детей с мордовским прикладным искусством, народной игрушкой;    Продолжать учить детей лепить фигуру человека в длинной од...

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мордовский головной убор — Панго»

Цель: оформление декоративными элементами мордовского головного убора.Задачи:Обучающие:• расширять представления детей о родном крае, культуре, народном творчестве;• вызвать интерес к оформл...