Конспект НОД игра-викторина "Путешествие по русским народным сказкам" в подготовительной группе
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Cибирцева Ирина Геннадьевна

Программное содержание. Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

  1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
  2. Развивать умение действовать согласованно.
  3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_rus_nar_skaz.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕНГЕРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2

                           

                                      Конспект НОД игра-викторина

«Путешествие по русским народным сказкам

  в подготовительной группе

                                                                           

                                                                                Подготовила:

                                                                                  Сибирцева И.Г.

                                               

Программное содержание.

 Обучающие задачи:

  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
  2. Учить узнавать сказку по заданию.
  3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.

Развивающие задачи:

  1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
  2. Развивать умение действовать согласованно.
  3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Оздоровительные задачи:

1. Снятие зрительного напряжения и для снятия мышечного

и нервного напряжений (физ. минутки).

Методы:

Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,

интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.

Материал:

Игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (маски), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для воспитателя.

Оборудование:

Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, , диск с викториной по русским сказкам, столы, стульчики.

Ход

1. Организационный момент.

Входит Сказочница в русском народном костюме.

-Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте девочки-прелестницы, мастерицы, да кудесницы! Здравствуйте мальчики-молодцы, славные удальцы!

 Я – Сказочница, знаю много сказок, очень их люблю. А вы любите сказки? А за что вы их любите? (ответы детей: в сказках много волшебства, необычные герои, в сказках всегда хороший конец)

А много знаете русскихнародных сказок? Сейчас мы проведем сказочную викторину, вспомним сказочных героев, с которыми познакомились, когда читали р. н. сказки и увидим, как вы знаете р. н. сказки.

Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.

Вы согласны разделиться на команду девочек и команду мальчиков?

 Получилось у нас две команды«Красны девицы»«Добры молодцы».

Сказочная викторина – это соревнование, в любом соревновании кто – то побеждает, кто – то проигрывает.

 Поэтому мы будем соревноваться без обид и выполнять правила:

 а) отвечает на вопрос та команда, которой он адресован;

б) ответы не выкрикиваются, сначала нужно поднять руку;

 в) прежде чем сказать ответ, нужно подумать.

У каждой команды должен быть капитан. Он отвечает за порядок в команде, дисциплину, ответы детей.

Капитан у команды «Добры молодцы» -Батт Савелий

Капитан у команды «Красны девицы» -Дирина Даша

Команда «Добры молодцы».
Девиз: Мы ребята молодцы - сильные, умелые, дружные и смелые.
Никого мы не боимся и с соперником сразимся.

Команда «Красны девицы».
Девиз: на дворе метелица тропинки замела,
Нужно красным девицам браться за дела.
Умные, красивые – в этом наш секрет,
Лучше красных девиц во всем мире нет!

Ведущий: а сейчас, прозвучат напутственные слова обеих команд друг другу.

Команда «Добры молодцы». (обращение к команде «Красны девицы»)

Желаем вам, желаем вам,

Чтоб лучший приз достался нам!

Команда «Красна девицы». (обращение к команде «Добры молодцы»)

Желаем вам место занять призовое,

Но не первое, а второе!

Ведущий: оценивать ваши знания и умения будет уважаемое жюри (представляет членов жюри).

Обе команды (обращаясь к жюри).

Ах, жюри, жюри, жюри

Ты нас строго не жури!

А суди ты справедливо,

Будем мы играть красиво!

Ведущий: а помогать нашим командам, поддерживать их, болеть за них, будут наши зрители

Обе команды (обращаясь к болельщикам).

Вы, болельщики, болейте,

Но таблетки вы не пейте.

Вы в ладоши хлопайте

И ногами топайте!

За правильно выполненное задание будут выставляться цветные кружочки. Команде девочек – красные кружочки, а мальчикам – синие.

Поприветствуем друг друга. (аплодисменты)

 Сегодня членами нашего жюри будут –----------------------------------и ------------------------------------------------------------------------------------------------------------. Они будут выставлять баллы за правильно выполненные задания. Чья команда наберет большее количество баллов, та команда победит! Поприветствуем наше справедливое жюри!

Проходите, рассаживайтесь, получилось у нас две команды«Красны девицы»«Добры молодцы».

1 конкурс. «Хорошо ли вы знаете сказки»

(По иллюстрациям участники узнают сказки)

-Угадайте, из каких сказок пришли к нам гости.

(Колобок, Курочка Ряба, Лиса, Волк, Гуси-Лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята Медведь, Заяц).

Конкурс 2. "Ушки на макушке".

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

  • Летела стрела и попала в болото.

А в том, болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

  • Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

  • На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

  • Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По Щучьему велению)

  • Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

  • Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)

  • В небесах и на земле скачет баба-яга на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)

  • Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зелёною кожею.

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

  • Посадил её дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьёй её тянули

Очень крупная была. (Репка)

Конкурс 3. Эстафета "Юный художник"

- Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый год, румяный бок

Покатился...             (колобок)

-Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник - одну ножку, 3 участник - другую ножку, 4 участник - одну ручку, 5 участник - другую ручку, 6 участник - глазки, 7 участник-ротик, 8 участник- дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляет на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

- А сейчас жюри нам скажет, чей         Колобок получился красивее.

Конкурс 4. "Угадай-ка.

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приготовила курочка Ряба деду и бабе?

5. Каким словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6. Что говорила в это время лиса?

7. Что спрашивали звери в сказке "Теремок", прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

  Конкурс 5. "Телеграмма".

-Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

1."Спасите, нас съел серый волк" (козлята)

2. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко" (мышка)

3. "Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби" (волк)

4. "Помогите, наш дом сломан, но сами целы" (звери)

5. "Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома". (Маша)

6."Помогите, мой брат превратился в козлёночка" (Алёнушка)

7. "Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул" (медвежонок)

8. "Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке" (Иван-царевич)

6 конкурс: «Волшебные слова».

Воспитатель: что нужно сделать, чтобы очутиться в волшебной стране? (Ответы детей).

Воспитатель: правильно, любые двери и пути открывают волшебные слова. Поэтому, нужно сказать волшебные слова! Сейчас мы проверим, знаете ли вы заклинания и волшебные слова из сказок?

Вопросы воспитателя:

1. Какие волшебные слова нужно сказать, когда закопаешь на пустыре пять золотых монет? «Крекс, фекс, пекс» (А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»)

2. Как заставить вёдра идти за водой? «По - щучьему веленью, по- моему хотенью» (Р. Н. С. «По щучьему веленью»)

3. Помогите открыть пещеру с сокровищами для Али-Бабы? «Сим - сим, открой дверь» (герой арабской сказки «Али-баба и сорок разбойников»)

4. Как позвать Сивку-бурку? «Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой» («Сивка -бурка»)

5. Какие слова нужно сказать девочке Жене, чтобы цветок исполнил её желания? «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через запад через юг возвращаясь сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.» (В. Катаев «Цветик-семи цветик»).

6. Как заставить избушку на курьих ножках повернуться? «Избушка, избушка, повернись к лесу задом ко мне передом».

7. Как спросить у зеркала о своей красоте? «Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? («сказка о семи богатырях» А. С. Пушкин)

Воспитатель: отлично, ребята, с заданием вы справились. Теперь вы можете отправляться дальше.

Воспитатель: отлично ребята, с заданием вы справились.

7 конкурс: «Собери картинку из частей».

Воспитатель: Я знаю, что все вы любите собирать пазлы. Сейчас мы посмотрим, у кого это лучше получается. Нашим командам необходимо будет собрать картинку из сказки и назвать эту сказку и её героев.

Умницы! Правильно собрали картинку и назвали героев сказки!

8 конкурс: Интеллектуальная разминка

1. С кем встречался Колобок во время своего путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

2. Кто помогал дедушке тянуть Репку? (бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

3. Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)

4. Почему братец Иванушка превратился в козлёнка? (Не послушался сестры и попил из копытца)

5. Чем закончилась сказка «Теремок»(Звери построили новый теремок)

6. Какая избушка была у лисы? (ледяная)

7. Кто катался на печке? (Емеля)

8. В какой сказке медведей звали: Михаил Иванович, Мишутка и Настасья Петровна (Три медведя)

9. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

10. Чем ловил рыбу волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»(хвостом)

11. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

12. Корешки или вершки отдал мужик медведю, когда выкопал репу?

(Вершки)

13. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна-лягушка)

14. Как звали девочку, которая залезла в короб с пирожками? (Маша)

Молодцы! И с этим конкурсом вы справились!

11задание: «Отгадай предмет!»

Воспитатель: а теперь посмотрите внимательно на иллюстрации, на которых изображены предметы. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы.

- Корыто - (Золотая рыбка)

- Полено – (Приключения буратино)

- Семицветик – (Цветик-семи цветик)

- Яйцо золотое – (Курочка ряба)

- Печь – (По щучьему велению)

- Тыква карета – (Золушка)

- Короб – (Маша и медведь)

- Золотые орехи – (Сказка о царе Салтане)

- Аленький цветочек – (Аленький цветочек)

- Умывальник – (Мойдодыр)

- Горошина – (Принцесса на горошине)

- Красная шапочка – (Красная шапочка)

- Замок – (Снежная королева)

- Золотой ключик – (Приключения Буратино)

Молодцы ребята! Справились с заданием. Давайте перейдем к следующему заданию.

12 конкурс. «Узнай героя и сказку».

Сказочница: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны отгадать, кто это сказал и в какой сказке. За полный ответ вы можете получить 2 жетона: один жетон за название героя, и один жетон за название сказки. Будьте внимательны (если нет ответа у команды, может ответить другая команда).

Вопросы:

1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся обратно к синему морю»

(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)

2. «…Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою!»

(Колобок из сказки «Колобок»)

3. «…. Козлят ушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитесь,

Ваша мать пришла, молока принесла…»

(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)

4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а простое».

(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)

5. «…Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»

(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

6. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком…»

(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)

7. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг! Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного»

(Лягушка из сказки «Царевна - лягушка»)

8. «…Ловись рыбка, мала и велика, ловись рыбка, мала и велика...»

(Волк из сказки «Волк и лиса»)

Ребята отвечают на вопросы и получают жетоны за правильный ответ.

Сказочница: Ребята, ну что, продолжаем дальше? Следующий конкурс так и называется «Дальше, дальше».

12Конкурс: «Дальше, дальше…»

Каждой команде будет задано по 15 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда соперников молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

1. Кто автор сказки «О рыбаке и рыбке»? (Александр Пушкин)

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

5. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

6. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

7. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

8. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

9. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

10. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

11. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

12. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

13. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

14. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

15. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

4. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

5. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

6. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

7. Как звали мальчика, который попал в Тридесятое царство? (Вовка)

8. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

9. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

10. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

11. Какому зверьку доктор Айболит пришил лапку? (Зайке)

12. В кого превратился гадкий утёнок? (в прекрасного лебедя)

13. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

14. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

15. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

Дети получают жетоны.

Сказочница:- Вот наша викторина подошла к завершению. Мы и побывали в гостях у наших любимых сказок. Мне хочется вас похвалить за ваши знания, ваше умение дружно работать в команде. А сейчас мы подсчитаем количество набранных фишек и узнаем, кто стал победителем нашей викторины.
(После подсчета и объявления победителей командам вручаются медали).
Воспитатель:- Ребята, я хочу вам пожелать продолжать знакомиться с новыми сказками, перечитывать полюбившиеся вам сказки. Ведь благодаря сказкам, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам» (подготовительная группа)

конспект НОД по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группы....

Конспект НОД по художественной литературе «Путешествие по русским народным сказкам» (подготовительная группа)

Данная разработка способствует формированию у детей интереса к чтению и любви к устному народному творчеству. А также развивает фантазию, воображение и мышление детей....

План конспект по познавательному развитию "История русской народной куклы" Подготовительная группа

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14658567","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]       [[{"type":"media"...

Конспект занятия «Дорога к письменности (приобщение детей к истокам русской народной культуры) (подготовительная группа)

конспект в подготовительной группе приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект ООД- Рисование Тема: «Русская народная одежда» (подготовительная группа)

Цель: продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма.Задачи: Образовательные: расширять знания детей о русской народной культуре; показать красоту вышитых изделий, уз...

Конспект НОД по речевому развитию "В гостях у сказочных героев" (по русским народным сказкам) (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о народном русском фольклоре на примере сказок, загадок, считалок.Образовательные задачи:- Закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные...

Презентация к конспекту НОД "В гостях у сказочных героев" (по русским народным сказкам) (подготовительная группа)

Цель: Формирование представлений детей о народном русском фольклоре на примере сказок, загадок, считалок.Образовательные задачи:- Закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные...