Сценарий игровой образовательной деятельности по развитию речи В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Сценарий игровой образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: " Завершение работы над сказкй " Айога"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ayoga.docx37.65 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение

детский сад образовательного вида «Солнышко»

 с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей

 (МДОУА д/с «Солнышко»)

Сценарий игровой образовательной деятельности

 по развитию речи

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему:

«Завершение работы над сказкой «Айога»

Подготовил воспитатель: Мустафина Е.В.

Тема: Завершение работы над сказкой «Айога»

Цель: Приучать детей ответственно относится к заданиям воспитателя.

Программные задачи:

1.Продолжать знакомить детей с творчеством других народов

2.Расширять знания о жизни народов Севера

3.Воспитывать любовь и уважение к матери

4.Развивать диалогическую речь детей. 

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

 2.Учить понимать и оценивать характер и поступки
главной героини.
3.Понимать переносное значение пословиц и поговорок.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к матери

2.Воспитание интереса к художественной литературе
3.Формировать представление о трудолюбии.
4.Воспитывать отрицательное отношение к лени

Развивающие:
1.Развивать интонационную выразительность речи, интерес к художественной культуре других народов

2.Развитие творческих способностей, зрительного  и слухового внимания

3.Развивать диалогическую речь детей.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие

Форма Деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей

Виды детской деятельности: Коммуникативная, двигательная, познавательная

Форма проведения: Интегрированное занятие

Предварительная работа: чтение сказки «Айога».

Методические приемы: Словесные, наглядные, показ.

Материал и оборудование: Зеркало, презентация сказки,

Ход образовательной деятельности

Вступительная часть:

Воспитатель: Колокольчик зазвонил  

в круг собраться пригласил

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Воспитатель:  Ребята, присаживайтесь на свои стульчики

Воспитатель: послушайте загадку и отгадайте ее

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет –
Всё как есть, ему покажет…

Воспитатель: Верно, ребята. Возьмите зеркало и сделаем с вами массаж лица

 В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу(По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

 Воспитатель: Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало?

Дети: Да 

 Воспитатель: Рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)

Воспитатель: Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо?

Дети: Хорошо.

Воспитатель: Почему хорошо? 

Дети: Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься,

Воспитатель: А почему плохо? 

Дети:  Если много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успеешь делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке
Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

Воспитатель:  Дети, как вы думаете, без чего не может жить человек? (Ответы детей) человек не может жить без труда. почему?

Практическая часть:

Воспитатель: Сегодня мы продолжаем работу над сказкой « Айога» про девочку, которая очень любила любоваться собой, хотя у нее и зеркала не было. Давайте ребята вспомним, о чем эта сказка. В этой истории вам встретились новые слова: покоробятся, мялка.
Кто помнит, что обозначает слово – покоробятся? (Кожаные вещи высыхают становятся неровными, искривленными)
Воспитатель: А что обозначает слово – мялка?

Дети: Это толстая палка для обработки кожи

Воспитатель: О ком  говорится в этой сказке? 

Дети: В этой сказке говорится о девочке Айоге, которая славилась своей красотой и окружающие её люди захвалили

Воспитатель: она могла заниматься, только самолюбованием, не могла даже оторваться от своего отражения, все смотрела на себя и приговаривала, какая же она красавица.

Воспитатель: Какой вам показалась девочка Айога?

Дети: Ленивая, грубая, хитрая, невоспитанная.
Как вы считаете, можно ли назвать ее трудолюбивой? Почему?
Как отвечала Айога на просьбу мамы?

Дети: Свысока, небрежно

Воспитатель: Какие поступки Айоги вам не понравились?

Воспитатель: Какая по характеру мама Айоги? 

Дети: Добрая, трудолюбивая, заботливая

 Воспитатель: Матери помогала Айога?

Дети: Матери не помогала совсем, возомнила из себя, что не может такая красавица делами по дому заниматься.

Воспитатель: О чем попросила дочку мать?

Дети: Принести воды.

Воспитатель: Как поступила Айога?

Дети: Стала отговариваться, нашла много причин, чтобы не ходить.

Воспитатель: Кто помог маме?

Дети: Соседская девочка

Воспитатель: Какая была соседская девочка? 

Дети: Отзывчивая, трудолюбивая, внимательная, послушная ласковая.

 Воспитатель: Правильно ли поступила мама, что не накормила собственную дочь, а лепешку отдала соседской девочке? Почему?

Дети: Соседская девочка любила трудиться и предложила свою помощь, мама Айоги угостила её вкусными лепёшками.

Воспитатель: Мама поступила по справедливости. В народе есть мудрая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».  «Как сам поступишь по отношению к другому, так и к тебе будут относиться». 

Воспитатель:  А кто помнит, какое домашнее задание я вам задала?  

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.

Воспитатель: Молодцы ребята, что  не забыли выполнить его. Старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, ответственность – очень важное качество человека 

Воспитатель: Расскажи Рианна, как ты думаешь, чем могла закончится сказка.

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки. Надеюсь, никто не будет похож на девочку Айогу?

Воспитатель: А сейчас немного отдохнем

Физкультминутка. 
Прочь, усталость, лень и скука.
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука.
Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!

Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания)
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.  (Ходьба на месте))

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой.  Показываю сказку целиком с показом слайдов.

Воспитатель: Чем закончилась эта сказка?
 Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

Дети: На речке соседская девочка предложила Айоге лепёшку, но та не взяла её и из зависти и злости превратилась в гусыню, навсегда забыв человеческую речь, помня только своё имя.
Воспитатель: Сейчас мы еще раз вернемся к сказке и попробуем передать разговор мамы и Айоги.
(Когда мама просит Айогу сходить за водой).
- Дети, а как в сказке разговаривала Айога с мамой? (Небрежно, свысока).
(-Кто хочет сыграть роль мамы?)
Давай  с тобой постараемся передать характер героинь, как в сказке, используя речь, жесты. (Воспитатель за Айогу, ребенок за маму)
Удалось ли нам   передать разговор, так как в сказке? (Ответы детей)
Разыгрывается второй диалог.
Воспитатель: А сейчас девочки попробуют передать разговор, когда Айога просит лепешку у мамы.
- Как вы думаете, в сказке каким тоном разговаривала Айога с мамой?

Дети: Грубо, требовательно
Воспитатель: Кто хочет сыграть эти роли?
(В ходе игры воспитатель подсказывает, то что дети забыли, оценивает выразительность исполнения ролей).
Дети разыгрывают диалог девочек, воспитатель говорит слова за автора.
Воспитатель:  А девочкам удалось передать разговор, так как в сказке?
Как бы вы поступили на месте Айоги?
Каким тоном надо разговаривать с родителями, старшими?

Воспитатель: К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

Дети: Соседской девочке

Воспитатель: Почему?

Воспитатель: Скажите, кому из девочек пословица подходит» и почему?

Не по виду суди, а по делам гляди.

 (В действительности, какая польза от внешней привлекательности, более важно быть добрым и работящим

Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться? 

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Воспитатель: А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, отзывчивой 

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Воспитатель: Люди разных национальностей отрицательно относятся к лени и положительно относятся к трудолюбивым, высмеивают ленивых.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде и лени.
(Воспитатель начинает пословицу, а ребенок продолжает).
Кто ленится, (тот не ценится).
Труд человека кормит, (а лень портит).
Хочешь есть калачи,(не сиди на печи).

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Труд кормит и одевает.

Воспитатель:  А как вы помогаете родителям? - Как вы думаете, чему учит эта сказка?
(Нужно быть не только красивой лицом, но и своими поступками. Нужно трудиться и заботиться о близких людях).

Воспитатель: Стало быть, так выходит:
Что ленивым быть не нужно
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

Заключительная часть:

Психогимнастика: Салют «мы друзья»

Воспитатель: Ребята положите свои ладошки на  мою ладонь и построим «башенку», второй рукой накрываю детские ладони своей. Спасибо ребята за активность, творчество. И со словом «доброта» вскидываем свои руки вверх дружным «салютом». 



на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Тема: Обучение рассказыванию.

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

 Учить понимать и оценивать характер и поступки
главной героини.
Продолжать учить делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений.
Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, использовать их в речи: «спустя рукава», «засучив рукава», «в поте лица», «не покладая рук», «бить баклуши».
Понимать переносное значение пословиц и поговорок.
Формировать представление о трудолюбии.
Воспитывать отрицательное отношение к лени, заботливое отношение
к старшим и близким людям.
Развивать интонационную выразительность речи, интерес к художественной культуре других народов.
Активизация словаря: Айога, трудолюбивая, отзывчивая.
Атрибуты для драматизации: очаг, медный таз, сковорода, ведра.
Предварительная работа: рассказ о жизни нанайцев, обогащение словаря детей
словами: очаг, наперсток, стойбище, покоробятся, мялка.
Рассматривание иллюстраций к фразеологизмам, заучивание пословиц и поговорок о труде и лени, чтение анг.сказки «Три поросенка», рассказывание укр. сказки «Колосок», сказки Ш.Перро «Золушка», чтение рассказа
В.Осеевой «Сыновья». Организация выставки книг о трудолюбии и лени в книжном уголке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»»...

Конспект организационной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему : «Чтение и пересказ сказки из серии сказок А.А. Усачева «Как ежик Вовка играл в футбол»».

Задачи: Обучающие:- учить детей пересказывать сказки, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность;- учить составлять простые предложения, самостоятельно опирая...

Конспект непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Презентация к непрерывной образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Хаврошечка" (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать...

Презентация к образовательной деятельности, по развитию речи в старшей группе, на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Презентацияк образовательной деятельности,по развитию речи в старшей группе,на тему чтение русской народной сказки «Хаврошечка»...

Конспект игровой деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Русская народная игрушка – матрешка»

Задачи: Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовле...