Самообразование "Социально - нравственное воспитание дошкольников по средствам художественной литературы"
материал по художественной литературе (средняя группа)

Загуменнова Елена Владимировна

Индивидуальный план работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет работы с детьми31.88 КБ

Предварительный просмотр:

                         МКДОУ «Детский сад № 28»

Тема самообразования

 «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»

Воспитатель

Загуменнова Елена Владимировна

 

 

 

 

 

 

                                     2022-23г. с. Красносельское

                         

               

                            Индивидуальный план самообразования

 на 2022-2023 учебный год.

Воспитатель:  Загуменнова Елена Владимировна

Тема: «Социально – нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».

 

Актуальность выбранной темы

                Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.

Повышение интереса к опыту нравственного воспитания – следствие трех взаимосвязанных причин.

Во-первых, в образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.

Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.

В-третьих, субъекты образовательных систем: педагоги, родители, дети, а так же общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности – начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно – воспитательные ценности могут обеспечить новые социально – педагогические процессы.

     Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. Воспитание нравственных качеств необходимо начинать с раннего детства, чтобы такие моральные ценности, как долг, честь, достоинство, стали внутренними стимулами человека. Вопросам нравственности в истории отечественной и зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание.  По мнению выдающегося швейцарского педагога И.Г. Песталоцци, нравственное воспитание формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Л.Н. Толстой считал, что «из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

       Дошкольный возраст – важный период в нравственном развитии детей. В это время у детей активно формируются первые представления о хорошем и плохом, навыки поведения. А.И. Герцена утверждал, что  дети начинают рано чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

       «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали», - это определение дал педагог И.П. Харламов.

       Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литература, которая своей яркой образной формой, смысловым содержанием раскрывает  внутренний мир героев, заставляет детей волноваться, сопереживать.

       В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему работы  по нравственному воспитанию детей своей группы, средствами   художественной литературы.

Цель:

Воспитание социально нравственных качеств детей дошкольного возраста, через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; повысить своё профессиональное мастерство.

Задачи:

        Изучить  и  проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников;

         Формирование представлений  у детей о  нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали;

        Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

        Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой;

        Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями;

        Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;

        Составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Срок работы по теме: 3 года (первый год)

Этапы  работы по самообразования:

        Подбор и изучение методической литературы

        Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

        Формирование опыта по теме. Внедрение в практику

        Представление опыта работы по теме.

Ожидаемые результаты для детей:

        у детей сформируется представление о доброте, как важном нравственном качестве человека, через поступки героев литературных произведений;

        разовьется позитивная самооценка у детей, стремление проявлять доброту в словах и поступках;

        у детей повысится интерес к чтению художественной литературе;

        разовьются творческие способности, через ознакомление произведениями художественной литературы;

        умение  бережно относится к книге и  доброе и уважительное отношение к сверстникам и взрослым людям.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

        повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности  в развитии у детей нравственных качеств.

        повысить  уровень знаний и умений  дошкольников при работе с  русскими народными сказками, мотивацию  к  учению  художественной литературой;

        воспитание положительных взаимоотношений между детьми  - умение  работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

 

 

 Работа с родителями:  создание папок передвижек: «Игра как средство нравственного воспитания»,  

«Инструкция по воспитанию красноречивого ребенка»

Консультации: «Как научить ребенка читать стихи выразительно», «Радость встречи с книгой», «Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников»

 

 

Литература

  1. Наш дом- Южный Урал: Программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. – Челябинск:Взгляд, 2005.- 239с.
  2. Хрестоматия для средней группы: Составитель Юдаева М.В. ОАО «Высшая школа» 2015.
  3. Цветок солнца: рассказы В.А.Сухомлинский.- М: РОСМЭН 2021.
  4. Добрые сказки. Т.А Шорыгина. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М: ТЦ Сфера, 2016.
  5. Позитивные сказки. В.И.Савченко Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. – М: ТЦ Сфера, 2018.
  6. Сказки под Ёлочку. С.Михалков, С.Козлов, Э.Успенский – Москва: Издательство АСТ, 2021
  7. Золотой ключик или приключения Буратино. А.Н.Толстой. Издательский дом «Проф-Пресс» 2020.
  8. Снежная Королева. Г.Х.Андерсен. ООО «Издательство» «Эксмо», 2014.
  9. Книга сказок В.Сутеева. В.Сутеев, К.Чуковский.- Москва: Издательство АСТ, 2017.
  10.  Русские сказки. М: ТЦ Омега, 2005

Перспективный план работы по самообразованию

Сроки

Содержание работы             Практический выход

Участие в семинарах, курсах, вебинарах, конкурсах.

Результат

сентябрь

Образовательный курс по теме « Формы работы по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста» 16 часов.

«Центр Развития Педагогики»

Грамота за успешное развитие профессиональных компетенций. 28.09ю2022года СЕРИЯ: 4112

ноябрь

Сценарий развлечения «Игры забавы народов Южного Урала»

Публикация в научно – образовательном журнале  «Вестник дошкольного образования»

Свидетельство о публикации

№ 1269806311 от 28.11.2022

январь

Подбор литературы для создания сборника произведений для чтения с детьми средней группы  по теме.

Создание сборника для детей средней группы

февраль

Онлайн-семинар «Обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания в ДОУ» 10 часов. ООО «Высшая школа делового администрирования»

Сертификат

№ 20666028

20.02.2023.

март

Онлайн-семинар «Педагогические технологии организации досуга детей» 10 часов. ООО «Высшая школа делового администрирования»

Сертификат

№ 21111134

24.03.2023

  Методическая работа, работа с детьми

Сентябрь

В.Осеева «Волшебное слово»

 

Ю. Тувим «Овощи»;

Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка»

 

 

подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;

-развитие умений делать выводы;

-воспитание чувства гордости за свои поступки.

 

ознакомление детей с видами овощей;

-развитие памяти;

-содействование трудовому воспитанию.

 

Октябрь

Сказка «Жихарка»;

Ш. Перро «Красная Шапочка»

Сказка «Колосок»;

А. Мусатов  «Откуда хлеб пришел»;

К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»

Носов «Заплатка»

Т.А.Шорыгина «Федя и Петя»»

Е.Карганова «Есть у солнышка друзья»

ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

-развитие

эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

-воспитание культуры поведения с незнакомцами.

 

ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

ознакомление детей с рассказами о животных;

- развитие памяти;

-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших

-воспитание дружеских качеств

-забота о близких.

Проект «Дружба»

Ноябрь

К. Чуковский «Айболит»,

«Мойдодыр»

Сказка про Комара Комаровича»

А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

- продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;

-развитие памяти;

-воспитание желания помогать другим.

-ознакомление детей с трудом взрослых;

- развитие умения делать выводы;

-содействование трудовому воспитанию.

 

Проект «Наш дом ЮЖНЫЙ Урал»

Декабрь

Л. Воронкова «Хитрый снеговик»,И. Суриков «Зима»,

А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»,

Я. Аким «Первый снег»,

«Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», С. Козлов «Зимняя сказка», А.И. Одоевский «Мороз Иванович» «Два Мороза»

Г.Х.Андерсен «Снежная Королева»

С.Я.Маршак «12 месяцев»

 

 

Расширять знания детей о зиме.

Активизация и обогащение словаря.

продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

продолжение формирования у детей понятий смены времен года;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

Январь

С. Маршак «Детки в клетке»,

«Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь»

 В. Бианки «Бесплатные столовые»,М. Горький «Воробьишко», З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили»

 

Бажов «Серебренное копытце»

Е.Чарушин «Лисята»

Шорыгина «Кот Федот»

        обучение детей слушанию стихотворного текста;

-способствование развитию произвольного внимания;

-воспитание желания бережно относиться к живым существам.

-подвести воспитанников к пониманию необходимости подкормки птиц зимой;

-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;

-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту

Февраль

А. Барто «Девочка чумазая»,

К. Чуковский «Мойдодыр»

В.Сухомлинский»

Седьмая дочь»

«Бабушка отдыхает»

З. Александрова «Дозор», А. Барто «На заставе»

 

Сказка «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Ю.Коваль «На границе»

обучение детей быть опрятными с раннего возраста;

-развивать у детей желание всегда иметь аккуратный внешний вид; -воспитание умения слушать других, не перебивая

ознакомление детей с произведениями на военную тематику;

-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;

-воспитание чувства гордости за свою страну

 

Проект «Моя семья»

Проект «День Защитника Отечества»

Март

Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

В. Осеева «Хорошее»,

А. Барто «Медвежонок – невежа», «Два жадных медвежонка»

 

В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

расширение представления детей о празднике 8 марта;

-развитие желания помогать своим мамам;

-воспитание чувства гордости за свою маму

продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;

-развитие умений детей выражать свои эмоции;

-воспитание чувства коллективизма

обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;

-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;

-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали

Апрель

М.Клокова «Воробей с березы»

В.Сутеев «Утенок и Цыпленок»

А.Толстой «Приключения Буратино»

«День

Космонавтики Ю.Гагарин»

А.Лесаченко « Белка и Стрелка»

«Весенняя баня» Н.Сладков

углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;

-способствование развитию положительных эмоций путем сопереживания сказочным персонажам;

-разъяснение сущности моральных норм.

 

продолжение ознакомления детей с космосом;

-развитие желания узнать побольше о других планетах;

-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина

Проект «Театр Буратино»

Май

«День Победы» рассказ ветерана

«Что такое День Победы» Усачев.А.

-воспитание нравственно-патриотических чувств, любви к Родине, уважение к ее историческому прошлому.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.         Влияние художественной литературы на нравственное во...

Перспективное планирование в средней группе по теме "Социально- нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ря...

Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы

Дошкольник,  у которого ещё не до конца сформирована защитная реакция на дорожную обстановку, оказавшись на дороге, попадает в зону риска. Поэтому одной из приоритетных задач в раб...

Отчёт по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Воспитание нравственных чувств у дошкольников успешно   происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия. Большое влияние при этом оказывает детская художественная литер...

Презентация отчёт в средней группе по теме самообразования: " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

В настоящее время художественная литература, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно она играет важную роль в духовном обогащении дошкол...

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

Педагогический опыт по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"...

Перспективный план работы в старшей группе по теме " Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы"

laquo;Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание чувств и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств,...