«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа) по теме

Уржумцева Валентина Владимировна

В этой статье подробно отражена последовательность и результативность работы по проведению кружка "В гостях у царицы Информатики".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИЯ НА ТЕМУ:

«Развитие логического мышления у детей

старшего дошкольного возраста»

(Кружковая работа в детском саду)

                                                               Саратовская область, город Красноармейск

МДОУ «Детский сад № 14»

воспитатель

подготовительной к школе группы

Уржумцева Валентина Владимировна

 «В математике есть не только истина, но и наивысшая красота»

Бертран Рассел

        В наше время, в эпоху компьютеризации, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами «не каждый будет математиком» (в смысле математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере будет нужна огромному числу различных профессий, и отнюдь не только математикам.

        Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая часть личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

        Особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Однако в установившейся методике обучения реализуется лишь незначительная часть этих возможностей. Именно поэтому я считаю развивающий эффект такой методики недостаточно высок. Необходимо также учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудно восполняемы.

        Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Из своего опыта я убедилась, что запоздалое формирование этих структур протекают с большими трудностями и часто остается незавершенным.

        Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития, разумеется, без ущерба физическому развитию, а в грамотном единстве с ним.

        Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что уже в старшем дошкольном возрасте можно и необходимо начинать работу по развитию логического мышления.

        Во-первых, я подробно изучила литературу по данной теме. Заинтересовали меня игры, разработанные А.А.Столяром, С.И.Волковой, З.А.Михайловой, а также цикл книг «Информатика в играх и задачах». В этих книгах имеются игры, моделирующие важные понятия не только математики, но и информатики (алгоритмы, кодирование информации, вычислительная машина, программа, управляющая работой вычислительной машины, формирование основных логических операций – «не», «и», «или» и др.)

        Конечно же, эти термины не используются в предлагаемых играх. В этой литературе предлагается взрослым «играть в математику» вместе с детьми. Что же означает «играть в математику»? Разве можно вообще играть в науку, к тому же не в какую-нибудь, а в математику, «самую грозную» из всех наук? Я заключила это определение в кавычки, потому что в действительности это не так.

        Предлагаемые игры насыщены логическим и математическим содержанием. Эти игры не требуют от детей каких-либо особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в самом процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. Эти игры помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладеть основами математики и информатики.

        Изучив подробно содержание этих книг, я решила разработать цикл занятий, на которых бы основной задачей было развитие логического мышления, внимания, памяти.

        Прежде всего,  мной был составлен перспективный план, в котором я попыталась учесть, во-первых, все имеющиеся знания, во-вторых, чтобы новое преподносилось только тогда, когда хорошо усвоен предыдущий материал, в-третьих, - каждый последующий материал частично усложнялся, видоизменялся.

        Когда перспективный план был составлен, предо мною стал вопрос: как преподнести весь этот интересный материал, чтобы он понравился детям. Самым оптимальным решением было внести в ход занятия игровую мотивацию деятельности. Для этого был включен в каждое занятие приход различных сказочных персонажей (Буратино, Мальвина, куклы, медведи, зверюшки и др.), которые выполняют задание вместе с детьми, выслушивают их ответы, дают задания. На одних занятиях я предлагала детям поиграть с Буратино, на других – помочь Незнайке, на третьих – научиться вместе с Фокусником делать фокусы – превращать несколько (2) геометрических фигур в одну (из двух треугольников – один квадрат или другой четырехугольник).

        Приход некоторых персонажей диктовался самими детьми. Однажды дети ждали в гости Буратино, он не смог придти – ушел на день рожденья Незнайки. Ребята очень расстроились. В течение всего занятия они спрашивали: «Когда придет Буратино?». По окончании этого занятия дети сами решили написать письмо Буратино (одна девочка нашей группы умеет писать печатными буквами), а меня попросили отправить его. Поэтому на следующее занятие пришлось «организовать» приход Буратино, на котором он рассказал, во что играли на дне рожденья все гости Незнайки.

        На одном занятии, где я знакомила детей с вычислительными машинами, дети отправились в путешествие на планету Чучундрия, а сопровождал их робот (одна из вычислительных машин). В содержание этого занятия включались те игры и упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявления закономерности следования. Например, в таблице нарисован круг, квадрат и снова круг. Детям я предлагала продолжить ряд: выбрать необходимые фигуры и определить их место, обосновать свое решение.

        Так же использовала на занятиях упражнения на группировку предметов по определенному признаку (цветы) и нахождение предмета, не относящемуся к данной группе (гриб); на нахождение отличительных признаков, задачи-шутки, математические загадки и т.п.

        В занятия я включила ряд игр, в которые потом дети могли играть самостоятельно, например, «Третий лишний», «Конструктор», «Сравни и заполни», «Где какие фигуры лежат?», «Почини одеяло» и другие.

        При составлении конспектов я старалась учитывать степень сложности той или иной игры. Те игры, которые требовали больших умственных затрат, я включала в начало занятия, а задания, типа «дорисовать», «построить из палочек» - во второй половине и в конце занятия.

        В каждом занятии я использую подвижные игры или физкультминутки. Некоторые из них связаны по содержанию с математикой, а некоторые включены были для того, чтобы немного отвлечь детей от умственной напряженности, чтобы они могли расслабиться.

        Когда я начала проводить занятия, то я поняла, что они должны состоять из трех основных частей, не более. Дети очень быстро утомляются, а это самое опасное в таких видах занятия. Самым основным правилом стало: «Закончить занятие надо, не дожидаясь, когда этого захотят дети», чтобы в конце занятия было небольшое разочарование, от того, что все закончилось слишком рано, и осталось предвкушение от новой интересной встречи. Поэтому, когда я говорю детям, что сегодня путешествие в страну Информатики, я вижу в их глазах радость и даже восторг от предстоящей новой встречи.

        Дальнейшая работа состояла в формировании нового для детей вида деятельности – самостоятельной познавательно-игровой. Ее содержанием были разнообразные занимательно-математические игры и задачи, требующие нестандартного пути решения: головоломки, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов и других.

        Задачи и игры постепенно усложнялись, в ходе руководства ими использовались эффективные приемы повышения активности и самостоятельности. Например, соревнования, когда детей делили на две команды и просили отвечать на вопросы полными предложениями. Чья команда давала больше таких ответов, та и побеждала.

        Мною была установлена взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и самостоятельной детской деятельности. В содержание занятий в большей мере, чем это делалось ранее, включались занимательные задачи в стихотворной форме, задания с раздаточным материалом (игры со счетными палочками, набором геометрических фигур и других), игры, направленные на развитие сообразительности, самостоятельности мышления (игры «Магазин», «Засели жильцов по квартирам»).

        Мною было найдено оптимальное сочетание «прямых» приемов обучения способом практических действий (показ, пояснение) и «косвенных» (использование проблемно-практических ситуаций, игр и игровых приемов, аналогий). Например, первый этап обучения детей составление новой геометрической фигуры из двух других проходил с помощью показа Фокусником, как можно сделать это с пояснением. На втором этапе детям в игровой ситуации «Починить одеяло» было предложено помочь Буратино закрыть – «залатать» дырки с помощью разных геометрических фигур.

        На первом этапе своей работы с детьми я уделяла внимание освоению простейших игр математического содержания. Например, сначала детям было предложено ряд игр «Снеговики», «Матрешки», «Мальчики», где уделялось внимание развитию целенаправленного восприятия, умение видеть отличительные признаки с первого взгляда очень сложных предметов. Затем я использовала игры более сложного содержания, где необходимо делать простые умозаключения («Муравьи», «Заполни пустые клетки», «Правила движения», «Третий лишний» и другие).

        Успех игровой деятельности зависел от сформированности у детей представлений о геометрических фигурах, от умения ориентироваться в пространстве. Поэтому на занятиях я предлагала детям игровые упражнения, способствующие более глубокому усвоению этих умений: на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойств и классификацию по признакам цвета, формы и размера. Для этого мною была придумана новая игра «Семья», в которой дети были геометрическими фигурами разного цвета и размера, а я – «мамой» то одних фигур, то других. После непродолжительной «прогулки» «мама» зовет своих «детей» домой: «Домой, красные геометрические фигуры!». К «маме» подходили только фигуры, обобщенные по этому признаку. Дети не только определяли необходимость «своего» возвращения домой, но и следили, чтобы другие, сделавшие ошибку, не присоединялись к их «семье». Так, когда Кирилл Б. подошел неправильно тогда, когда нужно, Егор К. ему сказал: «Ты не из нашей семьи!».

        Естественно, включение в содержание занятий нестандартных игр и упражнений привело к изменению характеру обучения. Значительно меньше стали использоваться показ и пояснения. Основное внимание было уделено приемам, стимулирующим интерес детей к поставленной учебной (игровой) задаче, желание найти способ для ее решения. Например, когда у Петрушки случилась беда (сломался будильник), дети без показа и объяснения быстро и самостоятельно сумели «починить» его, при этом они опирались на свой жизненный опыт и наблюдения.

        В ходе занятия с целью развития воображения, пространственного мышления я предлагала детям задачи на смекалку с использованием счетных палочек, цветных лучинок. Требовалось составить как можно больше разнообразных фигур из палочек: квадрата, треугольника и другие.

        На данном этапе работы использую различные приемы повышения интереса детей к играм математического содержания. Игровые ситуации «научи Незнайку», «помоги Буратино найти ошибку», «проверь, правильно ли Художник выполнил задание» с последующим размещением игрового материала в уголок занимательной математики стимулировали самостоятельную деятельность детей. Я предлагала ребенку поиграть, отгадать, найти выход из лабиринта, указывала на допущенную ошибку, побуждала к ее исправлению, поощряла проявление самостоятельности, в случае угасания интересов подсказывала направление поисков.

        Большое внимание на занятиях я уделяю развитию речи детей. На занятиях дети должны устанавливать не только простые закономерности расположения фигур, но и правильно отражать свои размышления в речи. Это часто помогает найти ошибку. Однажды Саша К. поторопилась и неправильно выполнила задание, к ней подошел Буратино и попросил объяснить, почему она нарисовала такой формы флажок и поставила в нем точки. Девочка сначала с радостью стала объяснять ход своих суждений, но потом заметила ошибку и немного смутилась. Буратино утешил ее и посоветовал в следующий раз сначала подумать и не торопиться.

        Я считаю, что ребенок имеет право на ошибку, а роль воспитателя заключается в том, чтобы эта ошибка была обнаружена самим ребенком.

        Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи и формируется в ней, но и регулирует речевой процесс. Об этом говорят примеры, когда дети учатся, рассуждая находить правильное решение.

        Известно, что мышление действием в дошкольном возрасте опережает мышление речью. Многие дети, выполняя задание, не могут еще самостоятельно объяснить, почему они сделали его так, а не иначе. Любое действие по мере овладения новым заданием развивается от внешнего к действию в уме.

        По мере овладения действием с предметами становится возможным полное развернутое выражение его в речи. Если ребенок не сможет выполнить это самостоятельно, то я предлагала другому объяснить следование рассуждений. .Но были моменты, когда многие затруднялись объяснить порядок выполнения, тогда я сама давала образец рассуждений.

        Методически правильно требовать от детей выражать в речи не только результаты и процесс выполнения, но и предварительное проговаривание действий. Часто я предлагаю детям рассказать, как они будут выполнять задания, например, такое: определяя, в какую квартиру надо заселить зеленый квадрат, я спрашиваю: «В каком подъезде они живут? На каком этаже?». Отвечая, ребенок быстро находит место квадрата в «доме».

        Я формирую задания таким образом, чтобы в ответах отражался способ выполнения действия, т.е. характер и последовательность всех операций. Тогда и на последнем этапе формирования действия (действие в уме) становится возможным обоснование способа выполнения, результата без непосредственной опоры на практическое действие, наглядность. Например, когда я предлагала детям определить, кого больше зверей или зайцев, путем цепочки рассуждений, дети пришли к выводу, что понятие «зайцы» входит в состав более крупного – «звери».

        Не исключены на таких занятиях речевые ошибки. Наиболее часты - отсутствие в активном словаре необходимых слов или неточное, ошибочное использование, неправильное построение предложения, высказываний, рассуждений; односложность или наоборот, многословие. Причины, как показала работы – недостаточная ясность, образность в практических действиях, в приемах активизации умственной и речевой деятельности, в единых требованиях. Я постоянно стараюсь исправить речевые ошибки конкретными указаниями, разнообразными обучающими приемами. Один из них на постановку вопроса. В конкретной ситуации на наглядном материале дети сами задавали вопросы, охватывающие количество геометрических фигур или других предметов, порядковое место предмета, его размер, форму и т.д. Дети задавали вопрос конкретному лицу: «Скажи, Сережа, какой по счету стоит Сева?» (игра «Мальчики»).

        На занятиях ставлю цель: кратко, образно, конкретно обобщить ответы, результаты практических действий. В конце занятия подвожу итог. В каждом конкретном случае эти обобщения определялись программной задачей, содержанием упражнений, уровнем ответов, степенью освоенности учебного материала. Объясняя материал, я использую тот же словарь, который должны освоить дети: слова и словосочетания, выражающие количество, величину, форму, пространство, отношение объектов.

        Считаю, что речь воспитателя должна служить образцом для подражания. Ориентация на образец – один из основных путей развития речи детей на занятиях по развитию мышления.

        Задачи, стоящие передо мной и детьми, реализуются не только на занятиях, но и в процессе организации игр в повседневной жизни. Мною была организована игротека – уголок занимательной математики. Это специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место. Дети свободно берут их интересующую игру, пособие математического содержания и играют индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.

        Оборудовав уголок занимательной математики, я преследовала решение двух главных задач.

  1. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности. Развитие качеств и свойств личности ребенка, необходимых для успешного овладения математикой в дальнейшем: целенаправленность и целесообразность поисковых действий, стремление к достижению положительного результата, настойчивость и находчивость, самостоятельность.
  2. Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только развлекательными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми. Занимательный математический материал в дошкольные и последующие годы должен стать средством организации полезного досуга, способствовать развитию творчества.

Весь материал, помещенный в уголок занимательной математики, постепенно накапливаю, систематизирую. В основном это игры, с которыми дети познакомились на занятии: «Танграм», «Рассеянный художник», «Определи недостающий предмет», «Третий лишний», «Почини одеяло» и многие другие. Чтобы эти игры постоянно вызывали интерес, я периодически заменяю их новыми. Например, в игру «Третий лишний» вносилось новое: дети сами определяли, какая геометрическая фигура какое животное обозначает.

        Материал для уголка подбираю, учитывая индивидуальную особенность детей. Предлагаю ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственного развития, проявления активности. Особое внимание уделяю менее активным детям. Заинтересовывала их игрой и помогала освоить ее. Особенно часто я вовлекаю в эту деятельность вновь прибывших детей. До тех пор, пока у них нет осознанного понимания, как в эти игры играть, у них нет и интереса. А интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи. Так происходило с Денисом Ф. и Настей К. Дети прибыли в группу позже, чем начались занятия, и многие правила игр и выполнения заданий им было недоступно. Каждый вечер я проводила с ними кропотливую работу, где подробно объясняла, как выстраивается логическая цепочка объяснений, рассуждений. И результат сказался очень быстро. Уже через 2 недели дети поразили меня своей активностью.

        Учитывая, что не все дети одинаковы по своему развитию, применяю в своей работе дифференцированный подход в обучении, который позволяет подтянуть менее активных детей до уровня лучших.

        Одним из факторов, способствующим лучшему развитию логического мышления, является большая помощь родителей. В начальной стадии этой деятельности я познакомила на собрании родителей с тем, что в нашей группе будет проведен эксперимент по развитию логического мышления на дополнительных занятиях по информатике. Некоторые родители отнеслись к этому с некоторой долей скептицизма: зачем начинать то, что может закончиться в детском саду, в школе этих занятий нет. Я объяснила, что развитие логического мышления поможет детям в дальнейшем обучении в школе как на занятиях по математике, так и, возможно, в будущей жизни.

        Далее я познакомила в общих чертах с занимательным материалом, подчеркивая его игровой характер. Я перечислила все виды занимательных игр, упражнений, доступных детям дошкольного возраста. Далее я дала рекомендации по их изготовлению вместе с детьми и советы, какие из них можно купить в магазине, или приобрести игры для компьютеров. Ведь не секрет, что у многих в семьях появился он.

        В уголок для родителей я поместила информацию о значении занимательных игр, приемах руководства ими, дала описание способов их изготовления.

        Результат работы с родительской общественностью – налицо! Я постоянно ощущаю их помощь и поддержку в развитии и воспитании детей моей группы.

        Проводя работу по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что эта необходимая работа, что это интересная работа, как для меня, так и для детей, что самое главное. Начинать эту работу можно уже с детьми 5-6 лет. В моей группе есть дети, которым только исполнилось 5 лет, а они даже опережают по развитию более старших детей: это Лера К., Денис Ф., Настя К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".

Краткое описание работы:·        Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...

Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...


 

Комментарии

ВАСИЛЬЕВА ЕЛЕНА ВОЛЬДЕМАРОВНА

Мои детки любят математику, очень помогают ваши разработки. спасибо