Повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов
статья по информатике на тему

Кирдяшкина Елена Геннадьевна

 

В данной статье раскрывается опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение информационно-коммуникационной

компетентности педагогов

Die Erhöhung informazionno-kommunikations-

Der Kompetenz der Pädagogen

Кирдяшкина Е.Г.

МДОУ д/с № 467, г. Нижний Новгород, Россия

Kirdjaschkina E.G.

МДОУ д/с № 467, Nishnij Nowgorod, Russland

В данной статье раскрывается опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Im vorliegenden Artikel wird die Erfahrung der Einführung der informazionno-Kommunikationstechnologien in den Ausbildungsprozess der vorschulischen Ausbildungsinstitution geöffnet.

Одним из приоритетных направлений развития сферы образования, органически связанным с процессом его модернизации, является активное внедрение в деятельность образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем по тексту – ИКТ) и образования, в том числе и дошкольного.

Опираясь на исследования ученых (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), можно сделать вывод о том, что наряду с находящимися на поверхности возможностями, которыми обладают ИКТ (процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления), у данных технологий есть ряд скрытых развивающих возможностей:

- трансформирование (преобразование) педагогической деятельности (пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, переход к личностно-ориентированному обучению, культивирование педагогической рефлексии);
- формирование сетевых педагогических сообществ на основе новых сервисов Интернет (обмен педагогическим опытом, сетевое взаимодействие на основе обмена знаниями, консультирование, создание коллективных гипертекстовых продуктов);

- формирование нового типа мышления (самоорганизующий, общественный, экологический тип мышления).

Результатом реализации развивающего потенциала ИКТ является формирование и развитие ИКТ-компетентности педагога, которую современные исследователи предлагают рассматривать как компонент его общей педагогической культуры, показатель его профессионального мастерства. Не случайно формированию ИКТ-компетентности педагогов уделяется в последнее время пристальное внимание.

Одним из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ является наличие специалистов, знающих технические возможности компьютера, имеющих навыки работы с ним, а также четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные информационные технологии в своей работе. Владение информационными технологиями, благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в сети Интернет, позволяет увеличить поток информации, касающейся как содержания образования, так и методических вопросов.

Базовой основой системы непрерывного образования является дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства «закладывается» фундамент знаний о мире, познавательного к нему отношения. Вместе с тем, дошкольное детство – это и период становления личности с ее потребностями, мотивами, способностями, и, конечно же, - возможностями.

Реализовать эти задачи в полной мере и объеме, то есть, - «заложить этот фундамент», объективно обусловливающий эффективную дальнейшую  социализацию личности, сможет лишь грамотный, компетентный во всех отношениях педагог, соответствующий требованиям современных трансформаций, происходящим в образовательном процессе.

Учитывая выше сказанное, мы пришли к выводу о необходимости активного внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс нашего дошкольного учреждения.

При этом, проведенное нами анкетирование показало, что большинство педагогов - 71% (10 человек) имеют достаточный низкий уровень владения навыками работы на компьютере.

Анализ результатов анкетирования и последующее собеседование с воспитателями позволило выявить ряд противоречий:

  1. неподготовленность педагогов и актуальная необходимость использования информационных технологий в педагогической деятельности;
  2. потребность быстрого получения научно-методической информации и инертность ее переработки и передачи в МДОУ;
  3. желание педагогов и их неумение организации научно-методической деятельности на базе использования информационных технологий;
  4. возрастающие требования к качеству профессиональной деятельности педагога и неготовность его к организации эффективного образовательного пространства;
  5. потребность образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокий уровень эффективности процесса их повышения квалификации в данном направлении;
  6. существующие модели повышения квалификации, направленные на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимость организации непрерывного образования воспитателей, ориентированного на применение информационных технологий в их практической деятельности.

             Опираясь на полученные результаты, основной целью методической деятельности с педагогическими кадрами мы определили повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

        Задачами, ориентированными на реализацию обозначенной цели мы определили:

  1. Выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов.
  2. Разработка системы консультативной методической поддержки педагогам в области повышения их информационной компетентности.
  3. Определение эффективности разработанной системы методических мероприятий.

В соответствии с обозначенными задачами, первым этапом нашей работы явилось выявление базового уровня ИКТ-компетентности педагогов. Для этого мы использовали следующие методы: тестирование; индивидуальное собеседование; изучение адресных заявок, содержащих индивидуальные запросы; систематизацию и анализ выявленных проблем – запросов педагогов.

  1. Анализ полученных данных позволил выделить 3 группы педагогов, характеризующихся разным уровнем как сформированности навыков работы на компьютере, так и осознания значимости использования информационных технологий как в образовательном процессе, так и в системе непрерывного повышения педагогической компетентности.

  1. Первая группа – низкий уровень ИКТ-компетентности – 71% (10 человек). Педагоги, представляющие данную группу совсем не владеют умениями работы на компьютере. Мотивация же у обучению данной деятельности у них отсутствует.
  2. Вторая группа – средний уровень ИКТ-компетентности – 21% (3 человек). Данные педагоги продемонстрировали некоторые базовые умения  работы на компьютере базовый. Однако для них характерна высокая мотивация к обучению данной деятельности. Педагоги осознают, что использование ИКТ в их работе позволит реализовать индивидуальный стиль педагогической деятельности, а также обеспечит их профессиональный рост.
  3. Третья группа – педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – 7% (1 человек). Более того, у данного педагога высоким является не только уровень владения умениями работы на компьютере, но и  мотивация к совершенствованию данной деятельности.

Второй этап нашей деятельности был направлен на разработку системы консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов.

Опираясь на осуществленный нами анализ исследований по обозначенной проблеме (работы Л.Н.Горбунова, М.А.Горюновой, А.А.Елизарова, М.Б.Лебедевой, А.М.Семибратова, О.Н.Шиловой и пр.), в частности, на определение ими уровней ИКТ-компетентности: базовый и предметно-ориентированный уровень; базовый, общий, профессиональный; базовый, углубленный, профессиональный, нами были спроектированы этапы, по организации системы консультативной методической поддержки педагогов по формированию у них ИКТ- компетентности.

I этап – базовая подготовка (ИКТ-грамотность). Предполагает: 

  1. наличие представлений о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ;
  2. овладение методическими основами подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office;
  3. использование Интернета и цифровых образовательных ресурсов в педагогической деятельности;
  4. формирование положительной мотивации к использованию ИКТ.

II этап – общая подготовка (ИКТ-умелость). Направлен на:

  1. овладение методическими приемами использования ИКТ в образовательном процессе;
  2. овладение приемами организации дистанционного повышения квалификации и послекурсовой поддержки педагога;
  3. овладение способами создания, апробирования, корректировки и анализа электронных образовательных материалов.

III этап – полная ИКТ-компетентность. Соответствует решению следующих задач:

  1. овладение педагогами приемами разработки стратегических планов творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
  2. овладение приемами организации сетевого взаимодействия;
  3. изучение и обобщение опыта эффективного использования ИКТ в педагогической деятельности.
  4. участие в формировании сетевых педагогических сообществ.

             При разработке системы методической работы по повышению ИКТ-компетентности педагогов нашего МДОУ мы исходили из того, что сетевые инициативы, которые развивает и поддерживает программа Intel "Обучение для будущего" (Геотагинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал) являются направляющим вектором развития ИКТ-компетентности педагогов. Использование подобных инноваций это своеобразная "зона ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому) педагога, особый диапазон трудности заданий, с которыми он сам справиться в данный момент не может, но может справиться с помощью тьютора и коллег.

В целях повышения их ИКТ – компетентности педагогов нами были определены такие формы работы с педагогами как собеседования, индивидуальные консультации, обучающие семинары, практикумы,  мастер – классы,  предоставление возможности выступления на методических мероприятиях по вопросам внедрения ИКТ, привлечение к проведению презентаций и пр. При этом формы работы с педагогами соответствовали уровню их компьютерной грамотности.

Так, первый этап подготовки педагогов с низким и средним уровнем сформированности ИКТ-компетентности был ориентирован на изучение средств информатизации и информационных технологий как инструментов обработки педагогической информации, то есть, - связан с формированием их базовой информационной компетентности. На втором этапе подготовки данные педагоги осваивали способы и приемы использования средств информационных технологий в образовательном процессе.

Педагогам с высоким уровнем ИКТ-компетентности были предложены образовательные стратегии, ориентированные на расширение диапазона их  осведомленности в области информационно-компьютерных технологий, оказание помощи в плане внедрения их в воспитательно-образовательный процесс, а также определение эффективных форм самообразования в области ИКТ.

При этом педагогическое управление было ориентировано на содействие и взаимодействие с данными педагогами. Тематика собеседований и консультаций определялась запросами самого педагога, его интересами и затруднениями, а семинары и практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе, носили практико-ориентированный характер и были направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике педагога, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты для уроков мероприятий с использованием ИКТ.

В целях продвижения информационных технологий в МДОУ нами были проведены конкурсы компьютерных плакатов, компьютерных презентаций «Моя группа», электронных методических материалов и презентаций для занятий, информационных буклетов для родителей, выполненных с помощью программы Publisher. Кроме того, творческой группой педагогов МДОУ под руководством старшего воспитателя были разработаны и апробированы разные виды совместной деятельности с детьми, ориентированные на использование мультимедийных презентаций. На основе  активного использования Интернет ресурсы, педагогами был подобран демонстрационный материал для обеспечения работы с детьми, а также подготовлен разнообразный информационно – просветительский материал различной тематики, ориентированный на оптимизацию работы с родителями.

Результатом нашей деятельности явилось создание в МДОУ электронного банка данных и методической библиотеки.

Проведенное по итогам реализации разработанной системы мероприятий, направленных на повышение ИКТ педагогов показало положительную динамику в уровне сформированности их ИКТ-компетентности:

  1. у всех педагогов сформирована положительная мотивация к использованию ИКТ;
  2. повысился уровень сформированности ИКТ-компетентности. 26% (4 человека) достигли высокого уровня  сформированности ИКТ-компетентности. Большинство же педагогов - 74% (10 человек) отвечают среднему уровню ее развития. При этом все педагоги умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, диагностику и т. д.), владеют программой PowerPoint для создания мультимедийных презентаций, умеют разрабатывать занятия с использованием информационных технологий, владеют навыками поиска информации в Интернете и способами и методами применения компьютерных технологий в работе с детьми и родителями;
  3. 54% педагогов (8 человек) активно используют информационные технологии в образовательном процессе;
  4. 26% педагогов (4 человек) принимают участие в работе сетевых педагогических сообществ.

             Вышесказанное позволяет сделать вывод об эффективности разработанной нами системы организации консультационной методической поддержки направленной на повышение ИКТ-компетентности педагогов и возможности ее реализации не только в условиях функционирования нашего МДОУ, но и в более широкой сети дошкольных образовательных учреждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль методической работы в повышении профессионального мастерства педагогов (самообразование, повышение квалификации и др.) »

В современных условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению  их квалификации, стремлению к образованию, самосовершенствова...

Самообразование как одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования.

Презентация, в которой собран материал о том, что такое самообразование. Мотивы побуждающие педагога к самообразованию....

Опыт работы по теме:«Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации как условие повышения качества образования»

В работе раскрывается система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров....

Презентация Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ как ресурс повышения качества образования

Согласно ФГОС дошкольное учреждение является первой ступенью образования, а повышение его качества является приоритетной задачей модернизации образовательной системы...

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...