статья "«Использование ИКТ технологий в преемственности общих образовательных программ дошкольного и начального общего образования»
статья по информатике на тему

Кирута Ирина

Статья написана в рамках выступления на педсовете МБОУ"Гимназии №80"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_irina_preemstvennost_ikt.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ технологий в преемственности общих образовательных программ  дошкольного и начального общего образования»

Автор Кирута И.Г., воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад №58».

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

а всегда опирается на определённую стадию развития,

 проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования  подразумевает  необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и ФГОС начального общего образования (ФГОС НОО). Концепция и содержание данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей  начальных классов, когда речь заходит о вопросах   преемственности детского сада и начальной школы. Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

По определению Д.Б. Эльконина,  «дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».  Ребенок,  впервые поступая в детский сад, включается в систему образования, затем  впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент  преемственность учреждений должна стать страховкой и поддержкой маленького человека, так как школа и детский сад — это  два неразрывно взаимосвязанных звена в системе образования.     Анализируя  педагогический  опыт ДО и НОО,  можно  говорить о преемственности двух образовательных программ,   как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется его самоценность детства, и формируются основные  личностные качества ребёнка, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе.  Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу — это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений». (В. А. Сухомлинский) Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования формируются основные базовые личностные качества ребёнка,  сохраняя его  самодостаточность,  и, те достижения, которые служат основой его успешного обучения в школе.

      Обращая  внимание на содержательные стороны методологии  ФГОС ДО и ФГОС НОО,   удостоверимся, в наличии преемственности между областями дошкольного образования и  НОО. Пять образовательных областей (познавательное, социально коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие) обозначенных в ФГОС дошкольного образования имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в «превращении знаний в инструмент творческого освоения мира». Учебно-методические комплекты ДО и НОО соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода,  который  позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную активность. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Средством обеспечения преемственности между  детским садом и начальной школой,  так же  являются педагогические технологии непрерывного дошкольного, начального, общего образования, в обязательном порядке включающие в себя:  развитие любознательности, интеллектуальных способностей, творческого воображения,  познавательной активности и умение общаться.  С. Эрманн  говорит нам о том, что «наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».     

Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе отдан ИКТ технологиям, основанным на принципах развивающего обучения.

Информационная грамотность и культура стали гарантией  успешной  профессиональной деятельности человека.     Владение ИКТ ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, продуктивно,  мастерски, владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к организации своей деятельности.

Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий решает ряд вопросов дошкольного  образования: повышает мотивацию детей к получению новых знаний,  улучшает  качество обучения,  ускоряет  процесс усвоения и систематизации  знаний.     Поэтому   применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, наглядной,  игровой форме развить познавательную активность детей,  логическое мышление,  внимание, память,  усилить  созидательную составляющую учебного процесса.     Использование информационно - коммуникационных технологий  в сочетании с личностно-ориентированным подходом обучения   помогут ребёнку научиться,   работать с информацией, так  как «научить учиться»  - это важная задача современной школы, а значит и детского сада. 

В основной образовательной программе ДОУ содержится раздел «Компьютер – друг, компьютер – враг» отражены различные формы работы.    Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять  широкие возможности  для коммуникации. Ассортимент  достаточно широк. Однако использования возможностей ИКТ в образовательном процессе, работая с детьми дошкольного и  младшего школьного возраста, следует соблюдать правило  «не переусердствуй», «не навреди».

При подготовке и проведении непосредственно образовательной  деятельности ( занятий) по различным областям используются различные формы  ИКТ:

  • готовые электронные продукты (образовательные программы, интерактивные игры), которые позволяют активизировать, усилить  деятельность воспитателя и воспитанника,  позволяют развивать предпосылки универсальных учебных действий (УУД)  у воспитанника, воплотив в жизнь принцип наглядности. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это говорит  о том,  что происходит овладения основами теоретического мышления;  
  • использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудио рядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.;
  • использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет воспитателям и воспитанникам  в полной мере изложить и  достаточно хорошо усвоить изучаемый материал,  хотя не у всех есть интерактивные доски.  Интерактивная доска позволяет ребенку наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером;
  • создание презентаций в программе Microsoft Рower Рoint в различных образовательных областях, который может создать каждый воспитатель.  Использование презентации обеспечивает  наглядность  выдаваемого материала,  обогащает рассказ педагога, делает его более доступным и запоминающимся. Детям представляются ключевые понятия и их взаимосвязи, также  логика изложения обеспечивает формирование  знаний детей по теме.
  • Презентацию можно использовать при закреплении изученного материала, систематизации знаний, при подведении итогов работы на  организованной воспитателем  непосредственно образовательной деятельности (занятии), так же  вне занятийной деятельности воспитанников   и при контроле знаний в форме устного опроса. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

Использование ИКТ технологий в работе с родителями позволяют:

  •  Создавать  медиатеки, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.
  • Создавать электронную  почту, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы,  вести рабочий журнал или дневник, документацию, информировать родителей (переписка, интернет- консультации, объявления и т.п.).
  • - использовать сеть интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

ИКТ расширяют возможности педагога для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Непосредственно образовательная деятельности  с использованием ИКТ – этот процесс  всегда интересен для ребенка, мотивирует его на образовательную деятельность, активизирует внимание,  информация для него  доступна,  наглядна,  содержательна, познавательна, красочна,  интерактивна.  Экономит время воспитателя и воспитанника, способствует развитию  умения учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,  позволяет ребенку  работать в своем темпе,  овладевать  способами работы с информацией, обмениваться информацией с помощью современных ТСО.  Использование ИКТ технологии воспитателю позволяют работать с детьми индивидуально, дифференцированно, что дает возможность продуктивно проконтролировать процесс восприятия информации   и оценить результаты обучения.  В будущем  подготовленный дошкольник к школьной программе – это успешный ученик в дальнейшем

  Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми  дошкольного  и младшего школьного возраста, следует соблюдать  правило « не переусердствуй и не навреди».    

       Без применения новых информационно-коммуникационных технологий невозможно повышение качества образования в наши дни.  В связи с  информатизацией  системы образования к учителю предъявляются  новые требования профессиональной компетентности. А в  условиях введения ФГОС и  реализации Стратегии развития информационного общества это особенно актуально.  ИКТ расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для многих учителей нормой работы.  Задача современной школы научить ребёнка добывать нужную информацию,  работать с информацией, то есть  научить учиться.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода, новых форм работы к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач , а проблема преемственности как единой линии развития ребенка, будет решаться  всегда, а это значит, что наши дети полноценно будут проживать дошкольный период детства и приобретать ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.   А использование ИКТ технологий в дошкольном и школьном образовании,  есть преемственность образовательных программ в  практике ФГОС, что является одним из важных результатов инновационной работы,  как в современном  детском саду,   так и  в школе. Информационно-коммуникативные технологии позволяют расширить творческие возможности педагога, и оказывают положительное влияние на различные стороны развития дошкольника и школьника.  Таким образом,  информационно - коммуникационные технологии в сочетании с личностно-ориентированным подходом  и технологиями проблемного обучения могут дать очень хороший результат в  формировании  гармоничной личности ребенка, готовой к самореализации через доступные ему виды деятельности.           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания коррекционного образования в рамках образовательных программ дошкольного и начального школьного образования.

Прежде чем начать раскрывать данную проблему, давайте сначала ответим на следующие вопросы: что такое же речевое развитие? Для чего нам так необходимо добиваться речи без речевых нарушений? В чем же з...

Преемственность и инновационность федерального государственного образовательного стандарта дошкольного и начального общего образования

•Стандарт  представляет собой совокупность обязательных  требований к дошкольному образованию. Требования  к  структуре               ...

Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

    Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьник...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности проведения открытых просмотров «Использование современных образовательных технологий в рамках преемственности основной общеобразовательной программы дошкольного и начального общего образ

Программное содержание.Цель: развивать познавательный интерес, исследовать плавучесть предметов, объяснить, почему легкие предметы держатся на поверхности воды, а тяжелые тонут.Познакомить детей со св...

Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.

Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (на примере МБОУ Алабушевская СОШ»...

Подготовка к обучению грамоте дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи в рамках преемственности программ дошкольного и начального общего образования.

Раскрыта проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования. Описана система работы учителя-логопеда в рамках предшкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи и подгото...