Моя педагогическая находка
план-конспект занятия по информатике (подготовительная группа)

Васюкова Ольга Георгиевна
Конспект открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_nahodka_zanyatie_na_konkurs.docx423.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  г.Шахты Ростовской области «Детский сад №32»

346517 Ростовская область г.Шахты, пер. Югова,1, тел.(8636) 28-14-00. email: dou32@shakhty-edu.ru

Конкурсное задание первого (заочного) этапа

областного профессионального конкурса

«Учитель года Дона-2019» в номинации:

 «Воспитатель года Дона»

 «Педагогическая находка»

Конспект

образовательной деятельности

по познавательному развитию

 в подготовительной к школе группе с использованием технологии «Алгоритмика» (А.Г.Кушниренко, А.Г. Леонов) по  теме:

 «Путешествие в ПиктоМир»

Подготовила:

Васюкова Ольга Георгиевна,

воспитатель I квалификационной категории

г.Шахты  2019г.

Технологическая карта образовательной деятельности
по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе с  использованием технологии «Алгоритмика» (А.Г.Кушниренко, А.Г.Леонов)

Тема: «Путешествие в ПиктоМир»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной  деятельности, введение в информатику и программирование в процессе ознакомления с алгоритмами.

Задачи:

Обучающие

  • создать условия для усвоения новых знаний;
  • подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы»;

Развивающие:

  • содействовать развитию логического мышления детей, памяти, внимания, воображения, познавательной активности, способности быстро воспринимать информацию;
  • способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;
  • определять правильность порядка выполнения шагов;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, активность, интерес к предмету
  • формировать умение планировать свои действия,выполнять задание четко по намеченному плану, рационально использовать время;

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.

Методы: практический, частично-поисковый, словесный, наглядный, эвристический.

Оборудование:

  • магнитная  доска, карточки команды на магнитах,  проектор, пазл-ковер, колонка с записью голоса робота, ободок с антеннами ( 3 шт),  браслеты по количеству детей, раздаточный материал, планшетные компьютеры по количеству детей.

Задачи и способы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть (5 мин)

Проблемная ситуация. Мотивация  к предстоящей деятельности.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Георгиевна.

-Вы любите играть в компьютерные игры?

-А какие у вас любимые игры (ответы), а твой герой умеет выполнять задания?

-Обязательно научусь играть в твою игру.

-А я тоже люблю играть и моя любимая игра «ПиктоМир»

-Кто-нибудь играл в эту игру?

 (если кто-то играл, спросить до какого уровня ты дошёл?)

-Эта игра про космос, вы видели, как стартует космический корабль?

Давайте посмотрим

 (показ видео) (40 сек)

-Вы видели, какой там огонь? Как вы думаете, что-то разрушается на космодроме после старта?

-После старта робот Вертун выполняет важное задание, закрашивает повреждённые плиты.

-Я, как настоящий программист, даю команды «исполнителю» и управляю роботом.

-Там столько космодромов самых разных, так интересно!

-Хотите поиграть в «Пиктомир»? ….Садитесь удобно, берите планшет, включать умеете, у кого не получается я помогу.

-(Удивлённо), как пароль, и у тебя пароль, ой и твой заблокирован? Ой, что же делать?

Быть может пароль глее-то записан, давайте искать.

Педагог рассматривает музыкальную колонку и включает её. Все слышат голос робота.

РОБОТ

«Я робот Вертун! Вижу, вы хотите помочь мне ремонтировать космодромы. Я рад! Если расшифруете пароль  - Добро пожаловать в «Пиктомир». Наденьте браслеты на правую руку»

-Когда я начинала играть, мне тоже Вертун подарил такой браслет, он мне очень помог, потому что в игре много заданий, где надо повернуть налево или направо, когда забываешь, смотри на браслет. На какой руке браслет?

Дети стоят  полукругом, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают о своих любимых играх и героях.

Дети просматривают видео старта космического корабля.

Высказывают свои аргументы по поводу возможных разрушений.

Дети садятся за столы,

включают планшеты.  Обнаруживают, что они заблокированы, просят ввести пароль.

Дети находят  чемоданчик, предлагают посмотреть, что в нём. Дети достают содержимое чемодана (браслеты, пиктограммы, песочные часы магнитные роботы, файл с пиктограммами, ободок  с антеннами, музыкальная колонка).

На правой. (Дети надевают браслеты на правую руку)

Постановка и принятие детьми  цели занятия

Воспитатель: Ну что ребята, будем выполнять задания Вертуна, чтобы получить пароль?

РОБОТ:

«Выучите мои команды»

Дети соглашаются.

Основная часть(25 мин)

Актуализация детского опыта, имеющихся представлений по теме,

включая задачи по  развитию умения выполнять задание четко по намеченному плану, не нарушая последовательности.

Фиксация затруднений детей.

«Выучите мои команды»

Воспитатель достаёт карточки с пиктограммами.

Воспитатель:

-Наш робот знает четыре команды (раскладывают их на столе)

-Эта стрелочка означает команду вперед. В игре на планшете ее развернуть нельзя, поэтому Вертун по этой команде делает шаг в ту сторону, куда стоит лицом.

-Как вы думаете, какая это команда? Направо.

-А это?

-А когда стоит кисточка, то робот закрасит ту клетку, на которой он стоит.

-Проверим, как работают команды?, помогите соорудить космодром

--Чур, я буду роботом(надевает ободок с антеннами)

-Поочерёдно давайте мне команды, чтобы я выполняла.

-Предупреждаю: робот выполняет команды после того, как командир назовёт и прикрепит команду на доску.

Робот «исполнитель» ( в лице воспитателя) выполняет команды детей. После выполнения каждой команды говорит: «Готово!»

Дети включаются в игру, используя умение ориентироваться в пространстве

Выбирают из общего числа любые команды, называют их, сами пытаются их выполнять.

(собираем пазл-ковер)

Дети выбирают из общего числа любые команды, четко и громко называют их, закрепляют на магнитной доске.

способствовать развитию умения составлять и выполнять план (алгоритм) действий;

определять правильность порядка выполнения шагов;

развитие логического мышления,

РОБОТ

Молодцы, выучили мои команды, получите часть пароля  рядом с ноутбуком.

РОБОТ

конверт  №2 (Приложение №1)

 Составьте маршрут робота к заправке

Какую первую команду мы даем Роботу-Вертуну.

Педагог совместно с детьми составляет программу- алгоритм для робота.

- Программа готова. Ищем заправку на нашем космодроме.

- Браво, молодцы! Отклеивай стикер. Вот нашлась вторая подсказка пароля.

Дети находят часть пароля

Дети достают и прикрепляют поле космодрома на доску

Вперед, затем закрасить.

Дети на магнитной доске последовательно выстраивают алгоритм из набора команд.

Один из детей в роли Робота выполняет команды по  составленному алгоритму.  В  найденной клетке отклеивает стикер с частью пароля.

подвести дошкольников к понятиям «программа», исполнитель «программы»;

воспитывать самостоятельность, активность, интерес к предмету

РОБОТ:

Конверт № 3. (Приложение №2)

Разделитесь  на пары. Найдите  клетки, где спрятан пароль. Внимание, у вас 1 минута.

Договоритесь, кто кем будет. Вот вам программа. Как вы думаете, от куда нужно начать выполнять программу. А что же это за цветные квадраты? Вертун таких команд не знает. Значит это подсказка для нас.

Песочные часы -  старт!

Дети догадываются, что цвет – это начало маршрута.

Дети делятся на пары:  один исполнитель, другой командир.

Становятся на исходную позицию.

Дети по схемам находят части пароля.

воспитывать самостоятельность, активность, интерес к предмету

РОБОТ:

Вижу, вы очень хотите ко мне в Пиктомир. Последнее испытание – Конверт 4.  (Приложение №3)

У всех получилось, молодцы! Собирайте найденные пазлы вместе.  

РОБОТ:

Приветствую вас в моём ПиктоМире!

Индивидуальное задание каждому. (на столах дети составляют программу - алгоритм ремонта космодрома)

Складывают пароль (получается графический ключ для разблокировки планшета)

 Включают планшеты планшеты.

Закрепление полученных знаний, развитие умения находить и исправлять свои ошибки.

Посмотрите внимательно вот поле космодрома, которое нужно отремонтировать. Оно огорожено бордюром. Если Вертун в него врежется, то будет сломан. Клетки, которые нужно закрасить потрескались, видите, они отличаются от других.

В правом верхнем углу  команды, которые умеет выполнять робот, и ниже пустые клетки для программы. Берете нужную команду и передвигайте в клетку последовательно заполняя слева направо.

Когда  программа составлена нажимаем вверху посередине на  зеленую стрелочку.  Это пуск. Если произошла ошибка, ваш робот сломан,  нажимаем на красную стрелочку. Это действие назад. Вертун возвращается на исходную позицию, мы может исправить ошибку и запустить программу по новой.

Задание выполнено!

РОБОТ:

Спасибо друзья! Вы замечательные помощники, без вас мне не обойтись, я дарю вам магниты с моим электронным адресом. Заходите в Пиктомир с любого планшета или смартфона, вас ждёт много интересных игр. До свидания.

Дети работают в планшетах. Проходят первый уровень игры.

Дети получают в подарок магниты с логотипом игры «ПикотМир» и электронным адресом сайта.

Итоговая часть (3 мин)

Подведение итогов детской деятельности.

Ребята, вам понравилась моя игра?  

Вам удалось пройти  первый уровень?

А  кто прошел больше?

Интересно составлять программу для Робота?

А что у вас не получалось?

Вам Робот-Вертун подарил магниты. На них Электронный адрес сайта «Пиктомир». Если у вас что-то не будет получаться, вы с помощью взрослых можете зайти на этот сайт и получить подсказки.

Ответы детей о впечатлениях от игры и о полученном опыте.

Источники информации:

  1. Методические указания по проведению цикла занятий «Алгоритмика»

в подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений

с использованием свободно распространяемой учебной среды ПиктоМир

А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко, И.Б. Рогожкина

  1. http://www.piktomir.ru/index.htm
  2. http://festival.1september.ru/articles/411704/

http://wiseparents.ru

Приложение №1

конверт  №2  Составьте маршрут робота к заправке

(Дети достают и прикрепляют поле космодрома на доску)

Приложение №2

Конверт № 3. Разделитесь  на пары. Найдите  клетки, где спрятан пароль.

Приложение №3

C:\Users\user\Pictures\Screenshot_20181208-203525.jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Screenshot_20181211-083712.jpg

Анализ итогов.

Данное занятие представляет собой изучение нового материала. На протяжении времени я стремилась обеспечить мотивацию изучения данной темы за счет включения элементов «Квест-технологии» выполнил задание – получил часть кода. Желание быстрее разблокировать планшет стимулировало детей к  выполнению новых для них, в какой-то степени трудных заданий, я считаю, что мне удалось  создать у детей мотивацию и они с интересом  работали все время.

Использовала следующие методы познания: проблемно-поисковые,  исследовательские,сравнение,опыт, игровые, практические. Стремилась, чтобы доля поисковой и исследовательской деятельности была выше продуктивной.

Наглядный материал, используемый на занятии, был уместен, облегчал процесс  познания, обеспечивал не только индивидуальную работу каждого ребенка, но и взаимодействие коллективное и в парах.

      Я ставила целью  развитие компетентности каждого ребенка в отдельности: учиться самостоятельносоставлять алгоритм, пошагово выполнять его, исправлять свои ошибки, делать выводы. Это было достигнуто за счет  большого количества индивидуальных заданий.

В течение всего занятияработала над формированием коммуникативной компетентности путём разнообразных форм деятельности детей: ответ на проблемный вопрос,рассуждение, предположение.

В представленном занятии за счёт разнообразия форм работы их сочетания (проблемное изучение нового материала, сочетание словесно-наглядных форм с использованием информационно-коммуникативных технологий, дифференциации при выполнении заданий, создания «ситуации успеха» для каждого ученика) мне удалось избежать умственно перегрузки детей, хотя материал для детей новый, и достаточно сложный.

Данное занятие составлено в соответствии с требованиями ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)

Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...

"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»

конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...

Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»

Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...

Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...

Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»

Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...