Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»
рабочая программа по информатике (старшая, подготовительная группа)

Шлюшенкова Анна Владимировна

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по   развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации воспитанников на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000_kruzhok.docx63.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                             «Детский сад «Звёздочка»

 

 

 Программа

по дополнительному образованию

для детей старшего дошкольного возраста

«Веселая информатика»

 Руководитель:

 Шлюшенкова А.В.

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел        

1.1. Пояснительная записка        

1.2. Целевые ориентиры образовательного процесса

1.3. Планируемые результаты программы детей 5 -6 и 6 - 7лет

2. Содержательный раздел        

2.1. Содержание работы по музыкально – ритмическому воспитанию в  

       старшем  дошкольном возрасте        

2.2. Виды музыкально – ритмических движений        

2.3. Тематический план        

2.4. Формы работы по разделу «Музыкально – ритмические движения»        

2.5. Технологии обучения        

2.6. Структура занятия        

2.7. Порядок работы над танцем        

2.8. Мониторинг освоения программы        

3. Организационный раздел        

3.1. Регламент непосредственно образовательной деятельности        

3.2. Система музыкального воспитания в детском саду        

        детей дошкольного возраста        

3.3. Предметно – развивающая среда в музыкальном зале        

3.4. Материально-техническое обеспечение        

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования          «Веселая информатика» Муниципального бюджетного  дошкольного  образовательного учреждения « Детский сад«Звёздочка» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образования в РФ, системного подхода к их решению,обеспечения воспитанникам  всестороннего гармоничного развития. Данная программа разработана для возрастной категории детей от 6 до 7лет.

     Программа дополнительного образования разработана   в соответствии с:

  • «Законом об образовании РФ» (от 29.12.2012 г № 273 - ФЗ в ред. от 25.12.2013);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 - 13» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 15.05 2013 года № 26, зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 29.05.2013, регистрационный № 285674);
  • Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
  •  «Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013г., зарегистрирован в  Министерстве юстиции РФ 14.11.2014г.,ргистрационный №30384);
  • Основной образовательной программой, в основе которой взята примерная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/;  А.В.Горячева  «Информатика в играх и задачах».  

Теоретико-методологическую основу отбора содержания и достижения целей и задач рабочей программы по   развитию логического, алгоритмического и системного мышления, создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, способствует ориентации воспитанников на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, на восприятие научного познания как части культуры человечества.  Деятельности детей дошкольного возраста составляют аксиологический, компетентностный  и личностно – деятельностный подходы.

С точки зрения аксиологического подхода,   изучение информатики может   рассматриваться как   1) усиление личной нравственной мотивации, способствующей возникновению интереса и потребности в изучении информатики;

  1. расширение кругозора и развитие личности;
  2. мировоззренческая – приобретение знаний, создающих единую   картину мира;
  3. формирование шкалы нравственных ценностей;
  4. системообразующая – аксиологическое обеспечение связей всех элементов получаемых знаний между собой.

        Компетентностный подход к уровню подготовки воспитанников предполагает, что отбор содержания и организация образовательного процесса должны осуществляться в соответствии с потребностями и  интересами воспитанников, обязательно отслеживаться средствами системы мониторинга.

Личностно-деятельностный подход предполагает организацию деятельности, в которой ребенок выступает как лицо активное и инициативное, индивидуальное и своеобразное; развитие личности в образовательном процессе идет через постоянное обогащение, преобразование, рост и качественное изменение субъективного опыта. Личностно - деятельностный подход предполагает овладение ребенком навыком решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач и саморазвитие ребенка.

Содержание  программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:

1)        полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2)        построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3)        содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4)        поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)        сотрудничество ДОУ с семьей;

6)        приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)        формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в познавательном развитии;

8)        возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)        учет этнокультурной ситуации развития детей.

Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательного процесса педагога.    Программа ориентирована на развитие умения рассуждать строго и логически, на развитие логики, алгоритмического и системного мышления, развитие фантазии и творческого воображения. Она учит  выделять и понимать знаки, систематизировать информацию, находить закономерности, следовать указаниям и т.д.  

 

Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

   Отличительной особенностью программы является:  активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм. 

   Цели программы :

  • Дать детям фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой
  • Расширить кругозор в областях знаний, тесно связанных с информатикой
  • Формировать навыки решения логических задач и знакомить с общими принципами решения задач

Перед любым курсом обучения дошкольников стоят такие задачи, как формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование предпосылок  учебной деятельности, воспитание интереса к процессу обучения.

Задачи программы:

Обучающие:

  • создать базу знаний, связанную с информатикой
  • развивать образное и логическое  мышление
  • формировать понятия и способы информационной деятельности

Развивающие:

  • развивать творческие способности и наклонности детей
  • создать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач, создать высокие стартовые возможности для обучения в начальной школе

Воспитывающие:

  • воспитывать умение работать в группе
  • самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и деятельность других детей
  • воспитывать  положительное отношение к сверстникам и взрослым

Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

Основные характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет).

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство и т.д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Так, ребёнок уже обращается к продавцу не только как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофёр и т.п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребёнок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.

Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для её выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям – он важен для  углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые    могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящим к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: её звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.2 Целевые ориентиры образовательного процесса

 В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155  «…целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников…».

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»

1.3 Планируемые результаты освоения программы детей 6 – 7 лет

          В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний и формирования каких-либо устойчивых навыков. Скорее всего, можно говорить о приобретении и развитии ряда умений.

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

  1. выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  2. обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;
  3. сопоставлять части и целое  предметов и действий;
  4. называть главную функцию (назначение) предметов;
  5. расставлять события в правильной последовательности;
  6. выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  7. применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
  8. описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  9. находить ошибки в неправильной последовательности    простых действий;
  10. приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  11. приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);
  12. формулировать  отрицание по аналогии;
  13. пользоваться разрешающими и запрещающими знаками;
  14. видеть пользу и вред свойства в разных ситуациях;
  15. проводить аналогию между разными предметами;
  16. находить  похожее  у разных предметов;
  17. представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;
  18. переносить свойства одного предмета на другие;

Диагностика детей проводится 2 раза в год (в середине и в конце года) в рамках диагностики по ФЭМП и развития психических процессов.

 Уровень развития детей, занимающихся по данной программе, предполагается быть выше в следующих разделах: математика, и по уровню  психического развития в разделах: внимание, мышление,   память.

2.1 Содержание программы дополнительного образования

Специфические задачи обучения дошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

Задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций:        

  • абстрагирования;
  • иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);
  • создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять):
  • научить выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным свойством или несколькими свойствами, разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
  • научить обобщать по признаку, находить закономерность по признаку;
  • познакомить с вложенными подмножествами (не вводя термин);
  • научить сопоставлять части и целое (для предметов и действий);
  • познакомить с главной функцией (назначением) предметов;
  • научить расставлять события в правильной последовательности;
  • научить описывать свои действия;
  • научить выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
  • познакомить с функцией как действием, применяемым по отношению к разным предметам;
  • научить описывать порядок действий для достижения заданной цели;
  • научить находить ошибки в неправильной последовательности действий;

Задачи, связанные с предстоящим освоением базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений:        

  • познакомить с истинными и ложными высказываниями (не вводя термина);
  • познакомить с отрицанием (не вводя термина);
  • научить формулировать отрицание по аналогии;
  • познакомить с использованием разрешающих и запрещающих знаков;
  • познакомить с логической операцией «И» (не вводя термина);

Задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения:

  • научить называть как можно больше свойств и признаков одного объекта;
  • научить видеть пользу и вред того или иного свойства в разных ситуациях;
  • научить проводить аналогию между разными предметами;
  • научить находить похожее у разных предметов;
  • научить переносить свойства одного предмета на другие;
  • научить представлять себя разными предметами и изображать поведение этих предметов;

Так как многие из этих задач в отношении к сложным объектам, действиям, высказываниям могут быть весьма сложными (например, задача поиска ошибки в неправильной последовательности действий для сложного действия), то перечисленные задачи ставятся только в отношении простейших предметов, действий, высказываний.

При решении задач по развитию творческого воображения активно применяются приемы, разработанные в системе ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Курс информатики ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения. В процессе освоения курса необходимо заботиться о подготовке детей к предстоящему обучению построению информационно-логических моделей деятельности. Ребенку доступно освоение умственных операций, которые будут необходимы ему в последующем школьном обучении: абстрагирование, иерархическая декомпозиция, создание иерархии понятий.

Педагог создает условия для подготовки дошкольников к творческой созидательной деятельности, развития фантазии, воображения.

 Поскольку предполагается, что на занятиях дети могут выполнять задания, относящиеся к разным темам, то на этих занятиях закрепляются и расширяются знания других образовательных областей.

В программе по информатике для дошкольников не ставится цель приобретения новых знаний, вряд ли можно говорить и о формировании каких-либо устойчивых навыков,  речь идет только о приобретении и развитии ряда умений, поэтому каждое занятие курса  имеет в своей структуре как теоретическую, так и практическую части.

2.2 Отличительные особенности данной дополнительной программы:

Программа доступна и интересна дошкольникам, в ней максимально возможно применяются следующие методы, позволяющие дать детям первоначальные основы информатики (структуры, классы, алгоритмы, кодирование информации и др.):

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные  методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Беседы, рассказ, загадки, вопросы – без этого не обходится ни одно занятие по программе А.В.Горячего «Все по полочкам».

Некоторые из них строятся на русских народных сказках, пословицах, поговорках.

Наглядные методы:

Наглядность оживляет процесс обучения, способствует побуждению у детей интереса к занятию, дает возможность всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности (презентации, демонстрационного материала, карточек, индивидуальных тетрадей) невозможно провести ни одного занятия.

Такие занятия как: «Дорожка», «Симметрия» и др. - все они на наглядных методах и приемах.  На каждом занятии  показывают ребенку либо способ выполнения задания, либо карточку с заданием,  которое надо выполнить.

Демонстрация наглядных заданий на карточках, тетрадях  и с помощью мультимедийной установки.

Показ карточки - задания используется в обучении анализу, в построении плана выполнения задания.

Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения – этот прием помогает раскрыть перед детьми задачу предстоящей деятельности, направляет их внимание, память, мышление. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения.

Показ жестом выполнения задания,  можно использовать частичный показ – выполнение тех или иных игровых действий. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями,

Практические методы:

Нельзя научить детей, только показывая и рассказывая, не предлагая самим детям каких - либо действий. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.

Практические методы обучения  основаны на практической деятельности детей. Как бы хорош не был образец, насколько бы интересен не был рассказ, дети не научатся,  не упражняясь. Именно с помощью практических  методов формируются практические умения и навыки. Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала, на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний,  умений и навыков.

Ведущим практическим методом является упражнение:

Упражнение – многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. В обучении дошкольников применяются упражнения разного типа. В одних случаях дети выполняют упражнения, подражая (подражательные упражнения), в других ребенок реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал и, наконец, ребенок выполняет творческие упражнения, требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми он владеет.

Игровые методы:

Игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей.  

Для развития остроты восприятия используются игровые задания, дидактические игры и упражнения, выполнив которые ребенок легко может усвоить  правила поведения, технику безопасности, гимнастику для глаз.

Метод интерактивной игры

В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие дошкольников не только с воспитателем, но и друг с другом и на доминирование активности дошкольников в процессе обучения. Педагогическая роль в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельности детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками – создать условия для обретения значимого для них опыта социального поведения. Интерактивная игра  -  не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованная познавательная деятельность социальной направленности. В такой игре дети учатся узнавать новое,  понимать себя и других и  приобретают собственный опыт.

          У детей в процессе обучения по данной программе, происходит расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, лабиринтными и комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.  Игровая деятельность дошкольников постепенно переходит в радость учения, что так необходимо будущим ученикам.

 

2.3 Тематический план.

 

Месяц

Название занятия

Программное содержимое

сентябрь

1. Знакомство с компьютером. Техника безопасности.

Знакомство с компьютером, его устройством. Техника безопасности.

 

2. Рабочий стол.

Знакомство с рабочим столом компьютера, умение находить нужный объект.

 

3. Сравнение предметов по свойству

Формирование умения находить в своем окружении предметы, обладающие свойствами, и не обладающие им.

 

4. Манипулятор “мышь”

Умение работать с манипулятором “мышь”, знание назначения основных кнопок.

октябрь

5. Подготовка к знакомству с отрицанием

Знакомство с отрицанием. Поиск предметов, обладающих одним свойством. Умение выделять главные свойства.

 

6. Подготовка к введению понятий “истина” и “ложь”

Знакомство с истинными и ложными высказываниями. Выделение свойства предмета. Нахождение закономерности по признаку.

 

7.Отрицание по аналогии.

Умение формулировать отрицание по аналогии.

Выполнение перечисляемой последовательности действий.

 

8. Поиск закономерностей.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

ноябрь

9. Часть и целое.

Умение различать части и целое.

 

10. Описание последовательности действий.

Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству. Самостоятельное описание своих действий.

 

11. Функции (назначение) предметов.

Знакомство с функцией предмета. Умение сравнивать объекты по названному признаку.

 

12. Обобщение по признаку.

Знакомство со свойством “оставлять след на чем-то”. Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.

декабрь

13. Выделение главных свойств предметов.

Закрепление умения выделять свойства предметов. Умение делить группу предметных картинок на множества.

 

14. Разбиение множества на подмножества.

Умение называть объединение множества. Умение выделять главные свойства.

 

15. Повторение тем о свойствах.

Закрепление понятия свойства.

 

16. Повторение тем о свойствах.

Закрепление понятия свойства.

январь

17. Вложенность множества предметов с общими свойствами.

Умение подбирать родовое понятие к видовым, видовые – к родовому.

 

18. Действия при наличии запрещающих и разрешающих знаков.

Умение находить ошибки в неправильной последовательности действий.

 

19. Подготовка к введению понятия “алгоритм”.

Познакомиться с алгоритмом игры. Умение сравнивать геометрические фигуры.

 февраль

20. Закономерность в расположении фигур и предметов.

Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.

21. Логическая операция “и”.

Умение называть как можно больше свойств и признаков одного объекта.

 

22. Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.

 

23. Последовательность событий.

Умение расставлять события в правильной последовательности.

  март

24. Расстановки и перестановки.

Умение строить высказывания, отрицающие данные высказывания.

25. Задачи-шутки

Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок.

 

26.Действия предметов. Формировать понятие «функция»

 Учить детей обобщать и классифицировать предметы по их действиям, описывать и определять признаки через их действия.

 

 27. Состав предметов

 Учить описывать и определять предметы через их составные части.

 апрель

28. Части - целое.

Умение разделять действие – целое на действия – части.

29. Разбиение действий на этапы

 Учить разбивать действия на этапы; расставлять события в правильной последовательности.

 

30. Сравнение объектов. Отличия. Выделение свойств

Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Умения выявлять и изображать свойства группы предметов. Развитие воображения.

 

31. Объединение множеств, задаваемых свойством.

Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.

май 

31. Элементы кодирования.

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

 

32.Простейшие алгоритмы расстановки.

Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.

 

33. Отображение множеств.

Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.

 

34. Повторение темы (простейшие алгоритмы расстановки).

Умение анализировать простейшие алгоритмы.

Программно – методический комплекс

  1. Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Звёздочка»
  2. Горячев А.В. «Все по полочкам. Учебник-тетрадь для дошкольников». – М., Ювента, 2002 .
  3. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики - М., Наука, 1989.
  4. Бабаева Т. И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Бугуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста, М. 2002.
  6. Венгер А. А., Дьяченко О М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста., М. 2001.
  7. Горячев А.В., Лесневский А.С. Информатика 1-6 класс. Пропедевтический курс - М, Изд. дом «Дрофа», 2001.
  8. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков: Фолио, Санкт-Петербург: Кристалл, 1996.
  9. Коган И. Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. М., Педагогика, 1999.
  10. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. М.: Просвещение, 2004.
  11. Новицкая Н., Науменко Г. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть. - М.: Просвещение, 1995.
  12. Никитин Б. П. Развивающие игры. - 5-е изд. доп. - М.: Знание, 1994.
  13. Павлов Д. Методические разработки по использованию компьютера в образовании. - Челябинск: Челябинский областной институт усовершенствования учителей, 2000, с. 36.
  14. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1999.
  15. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с дошкольниками - Информатика, № 31, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста БОС - Здоровье «Побосик»

Программа дополнительного  образования для детей старшего дошкольного возрастаБОС -Здоровье - «Побосик»В 2013 г. составила и реализую программу дополнительного образования для детей старшего...

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая математика»

Рабочая программа кружка по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста«Веселая математика»...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста «Веселая информатика»

Рабочая программа дополнительного образования «Веселая информатика» определяет цели, задачи,  содержание образовательного процесса с позиций приоритетных направлений дошкольного образ...

Программа кружка дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста "Юный шахматист"

Бенджамин Франклин сказал: «Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности». Прежде всего шахматы - это прекрасный ...

ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Разноцветные фантазии»

Программа дополнительного образования «Разноцветные фантазии» относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» и ориентирована на приобщение детей к ув...