Программа подготовительного курса информатики для дошкольников
календарно-тематическое планирование по информатике (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" г. Смоленск 

 

 

 

 

hello_html_2ce42c3b.png

 

 

«Я САМ» 

(смотрю, анализирую, мыслю)

 

 

 

Составитель 

Воспитатель- Титова О.И.

 

 

 

 

 

 

Смоленск 

2021-2022г.

Пояснительная записка

Современному детскому саду необходимо повышать качество работы с детьми путём реализации имеющихся программ и составления программ дополнительного образования в соответствии с ФГОС. Ребенок должен получить право увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Успешность осуществления данных возможностей связана с использованием в дошкольном учреждении информационных технологий. Программа подготовительного курса информатики для детей разрабатывается в рамках образовательной программы "Школа 2100" .

Обязательными условиями реализации программы курса являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

Реализация программы предполагает работу по следующим направлениям

1.   Разработка содержания, обеспечивающего

·    воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;

·    развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

·    развитие эмоциональной сферы;

·    цельность детского мировоззрения.

2.   Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3.   Формирование опыта самопознания.

Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100»:

a) Личностно ориентированными принципами

б) Культурно ориентированными принципами

в) Деятельностно ориентированными принципами

Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения, 

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности 

3) мотивационная готовность. 

 

Основными целями подготовительного курса информатики для детей являются:

  • формирование логического и алгоритмического мышления; 

  • развитие математических способностей дошкольников; формирование общих представлений об устройстве компьютера и приобретение

  • простейших навыков работы с ним;

  • воспитание информационной культуры, расширение сознания детей через освоение

  • полной информации об окружающем мире.

  • формирование мотивации учения, развитие речи, выработка умения устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, формирование общеучебных умений и навыков, воспитание интереса к процессу обучения и т.д. 

Специфические задачи обучениядошкольников информатике можно условно разделить на три группы:

1) задачи, связанные с подготовкой к предстоящему обучению - построению информационно-логических моделей, деятельности, требующей применения умственных операций: абстрагирования;
иерархической декомпозиции (т.е. разделения целого на составные части и представление целого в виде иерархии составных частей);
создание иерархии понятий (т.е. разделение набора понятий на более и менее общие и представление системы понятий в виде иерархии). Объектом применения таких операций будут не только предметы, процессы, явления, но и действия, которые объекты могут выполнять (или над ними можно выполнять);

2) задачи, связанные с предстоящим освоением информатики для дошкольников базисного аппарата формальной логики и формированием навыков использования этого аппарата для описания модели рассуждений;

3) задачи, связанные с подготовкой к творческой созидательной деятельности, развитием фантазии и воображения.

Требования к уровню освоения содержания программы

В результате проведения занятий по информатике дети будут уметь:

 

  • выделять свойства предметов, находить предметы, обладающие заданным

свойством или несколькими свойствами, 

  • разбивать множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность по признаку;

  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;

  • называть главную функцию (назначение) предметов;

  • расставлять события в правильную последовательность;

  • выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

  • применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;

  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

  • находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;

  • приводить примеры отрицаний (на уровне слов и фраз «наоборот»);

  • формулировать отрицание по аналогии;

  • видеть пользу и вред в разных ситуациях;

  • проводить аналогию между разными предметами;

  • находить схожее у разных предметов;

  • переносить свойства одного предмета на другие.

 

Литература.

  1. Волошина О.В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду. / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. – №19.

  2. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

  3. Горячев А В., Ключ Н.В. Все по полочкам.: пособие для дошкольников 5-6 дет /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2008. – 64 с.

  4. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. /А. В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

Структура программы предполагает проведение занятий по информатике 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 20 минут (средняя группа),25 минут (старшая группа), 30 минут (подготовительная группа). Всего 32 занятия на период обучения в каждой возрастной группе. Для проведения занятий компьютеры не требуются.

Содержание курса подготовки дошкольников по информатике

  • Выделение свойств предметов, находить предметы, обладающие заданными свойствами или несколькими свойствами; 

  • Разбиение множества на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

  • Обобщение по признаку, находить закономерность по признаку;

  • Ознакомление с вложенными подмножествами (не вводя термина);

  • Сопоставление части и целого для предметов и действий;

  • Составление событий в правильной последовательности;

  • Описание простого порядка действий;

  • Выполнение перечисляемой или изображенной последовательности

действий;

  • Ознакомление с функцией как действием, применяемым по отношению к разным

предметам;

  • Описание порядка действий для достижения заданной цели;

  • Нахождения ошибки в неправильной последовательности действий;

  • Ознакомление с истинным и ложным высказыванием (не вводя термины);

  • Ознакомление с отрицанием по аналогии;

  • Выделение как можно больше свойств в разных ситуациях;

  • Проведение аналогии между разными предметами;

  • Умение находить схожее у разных предметов;

  • Перенесение свойства одного предмета на другие;

  • Представление себя разными предметами и изображать поведение этих

предметов.

 

Тематическое планирование занятий по информатике

1. Сравнение предметов по свойствам

2. Подготовка к знакомству с отрицанием

3. Подготовка к введению понятий «ИСТИНА» и «ЛОЖЬ»

4. Отрицание по аналогии. Поиск закономерностей

5. Подмножества с общим свойством. Часть и целое

6. Описание последовательности действий

7. Функции (назначение) предметов. Логическая операция «И»

8. Элементы кодирования. Симметрия по образцу.

9. Обобщение по признаку

10. Выделение главных свойств предметов

11. Разбиение множеств на подмножества с общим свойством

12. Повторение тем о свойствах, обобщение по признакам

13. Вложенность множеств предметов с общими свойствами

14. Действие при наличии разрешающих и запрещающих знаков

15. Подготовка к введению понятия «Алгоритма»

16. Закономерность и расположение фигур и предметов

17. Логическая операция «И»

18. Упорядочение серии предметов по разным признакам

19. Последовательность событий

20. Расстановки и перестановки

21. Задачи-шутки (внимание и логические рассуждения)

22. Упражнения на развитие воображения

23. Повторение тем: упорядочение, последовательность действий, логические операции

24. Части - целое

25. Сравнение объектов. Отличия

26. Объединение множеств, задаваемых свойством.

27. Вложенность множеств, характеризуемых свойствами.

28. Элементы кодирования.

Календарное планирование по разделу «Информатика» (средняя группа)

 

Календарное планирование по разделу «Информатика» (старшая группа)

 

7. Отрицание по аналогии.

Выполнение перечисляемой последовательности действий.

 

8. Поиск закономерностей.

Умение восстанавливать нарушенную закономерность.

  ноябрь

9. Сравнение предметов по признаку.

Учить соотносить элементы двух групп. Учить разделять группу на подгруппы по определенному признаку.

 

10. Описание последовательности действий.

Формирование умения соотносить элементы двух множеств по количеству. 

 

11. Описание последовательности действий.

Самостоятельное описание своих действий.

 

12. Функции предметов.

Знакомство с функцией предмета. 

декабрь

13. Функции предметов.

Умение сравнивать объекты по названному признаку.

 

14. Логическая операция “и”.

Знакомство с логической операцией “и”.

 

15. Формирование понятия «часть-целое».

Учить расставлять события в правильной последовательности. Формировать понятие «часть-целое».

 

16. Обобщение по признаку.

Умение находить вокруг себя предметы, обладающие каким-либо свойством.

январь

17. Выделение главных свойств предметов.

Умение подбирать иллюстрации, обозначающие объединении множеств.

 

18. Закономерность в расположении фигур и предметов.

Умение сравнивать предметы по свойствам, соотносить части и целое.

 

19. Упорядочение серии предметов по разным признакам.

Развитие памяти и воображения. Умение расставлять предметы в определенном порядке.

 

20. Формирование понятия «алгоритм».

Учить разбивать группу предметов на подгруппы с заданными признаками.

февраль

21. Последовательность событий.

Умение расставлять события в правильной последовательности.

 

22. Разрешающие и запрещающие знаки.

Учить разбивать группу предметов на подгруппы с заданными признаками. Формировать умение пользоваться разрешающими и запрещающими знаками.

 

23.Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).

Умение составлять истинные высказывания на тему “Мой дом” и строить на их основе ложные высказывания. 

 

24. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).

Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. Продолжение знакомства с функцией (действием).

март

25. Упражнения на развитие воображения.

Умение выявлять и продолжать закономерность в расположении предметов. Развитие воображения.

 

26. Упражнения на развитие воображения.

Развитие воображения. Умение называть положительные и отрицательные качества одного и того же предмета.

 

27. Часть-целое.

Умение разделять действие – целое на действия – части.

 

28. Выделение подгруппы в группе предметов.

Учить выделять часть группы предметов в подгруппу с заданными признаками.

 

29.Сравнение объектов. Отличия.

Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.

апрель

30. Соотнесение элементов двух групп между собой.

Учить выявлять главные признаки предметов. Развитие воображения.

 

31.Закономерность в расположении предметов.

Формировать понятие «закономерность». Учить упорядочивать предметы.

 

32. Объединение множеств, задаваемых свойством.

Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.

 

33.Простейшие алгоритмы расстановки.

Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.

май

34. Формирования понятия «истина-ложь».

Учить выявлять позитивные и негативные стороны явлений, предметов. Развитие воображения.

 

35. Формирование понятия «Отрицание».

Формировать понятие «Отрицание».

 

36. Повторение темы “последовательность действий”.

Умение выполнять последовательность движений.

 

37. Задачи-шутки (на внимание и логическое рассуждение).

Умение выделять главные свойства, замаскированные в виде задач-шуток, загадок. 

 

Календарное планирование по разделу «Информатика» (подготовительная группа)

Закрепление понятий упорядочение, последовательность действий.

апрель

29.Сравнение объектов. Отличия.

Умение сравнивать реальные предметы между собой по разным признакам. Развитие воображения.

 

30. Объединение множеств, задаваемых свойством.

Продолжение знакомства с функцией (действием). Умение выделять главные свойства.

 

31. Вложенность множеств.

Умение выделять этапы заданного действия.

 

32. Элементы кодирования.

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

май

33. Элементы кодирования.

Умение находить спрятанный предмет по подсказке преподавателя.

 

34.Простейшие алгоритмы расстановки.

Умение расставить предметы в определенном порядке, описывая свои действия. Развитие воображения.

 

35. Функции (назначение) предметов

Умение называть предметы, выполняющие некоторую функцию.

 

36. Отображение множеств.

Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.

 

37. Выделение свойств

Умения выявлять и изображать свойства группы предметов.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы на год по курсу информатики для дошкольников в рамках образовательной программы "Школа 2100""

Данный курс не требует наличия компьютера для проведения занятий. Он ориентирован на развитие у детей умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСАПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи II – III уровня речевого развития). Подготовительная гру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА» Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ГРАММАТИКА»Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Подготовительная группа компенсирующей и комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННОГО КУРСА ПРОИЗНОШЕНИЕ Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиПодготовительная группа компенсирующей и комбинированной  направленности...

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" Для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" для дошкольников 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР – III уровня речевого развития) Подготовительная группа....