"От умения - к увлечению" (автор: Ренёва Е.Н.)
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

В статье даны рекомендации, как организвать досуг ребёнка интерсно и увлекательно. Складывание из бумаги - дело непростое, требующее много терпения и усидчивости. Именно эти качества и необходимо воспитывать в ребёнке с раннего детства, чтобы подготовить его к обучению в школе. Автор этой статьи - победитель городского профессионального конкурса «Лучший дошкольный работник города  Котельнича  -  2010»  и  1 - го тура  (окружного)  III (областного)  этапа  конкурса «Учитель   года   Кировской   области   в   2011   году»   в   номинации    «Педагог дошкольного    образовательного   учреждения   Кировской  области»,  участница  областного  этапа конкурса «Учитель года Кировской области - 2011». Здесь же представлена мрезентация мастер-класса "Праздничная открытка"  по изготовлению гофрированного листочка в технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "От умения - к увлечению" .doc49.5 КБ
Office presentation icon master_klass_novyy.ppt1.46 МБ

Предварительный просмотр:

 От умения к увлечению…

Ренёва Елена Николаевна

воспитатель МДОУ общеразвивающего вида №10 «Ягодка»

города Котельнича Кировской обл.

                  «…Мы знаем – время растяжимо.

                                                    Оно зависит от того,

                                        Какого рода содержимым

                                      Вы наполняете его.»

(Н.Заболоцкий.)

Одной из острых проблем воспитания подрастающего поколения является проблема организации свободного времени. Свободное время человека по праву считается общественным богатством, однако   действительным богатством оно становится только тогда, когда деятельность  человека в это время способствует развитию личности, раскрытию и совершенствованию ее индивидуальности. Лишь в этом случае общество умножает свой духовный потенциал. Сущностью свободного времени, по мнению большинства ее исследователей, является свободная деятельность.

В современном дошкольном воспитании организации свободной деятельности уделяется большое значение, потому что на пороге школьной жизни ребёнок должен уметь организовать свой досуг интересно и увлекательно.

Опираясь на высказывание А.В.Луначарского:  «Займите чем-нибудь детей, и у вас не будет проблем с дисциплиной», я на протяжении многих лет своей педагогической практики стараюсь научить детей тому, что умею делать сама. Опыт показал, что самым доступным и интересным для дошкольников занятием является работа с бумагой, в частности – «оригами». Складывание из бумаги - это не просто забава, а близкое и доступное детям искусство, где дети сталкиваются с чем-то необычным и прекрасным. Оно помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения, развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо готовится к письму. Занятия оригами помогают изучению математики. Знакомство с различными геометрическими построениями (квадрат, треугольник, многоугольник) и их составляющими (биссектриса, вершина, угол, ось симметрии),   действия с объёмными фигурами (складывание фигур из бумаги, деление на части),  изучение с помо щью оригами измерения отношений и пропорций. Такие занятия  используются как способ общения и  получения дополнительных сведений о предметах,  изготавливаемых  детьми.  В оригами есть вещи, которые складываются из нескольких модулей. Эти поделки могут собирать несколько человек, а в итоге дети получают вместе одно целое. В ходе работы очень важно то, что каждый принимает участие в общем деле и видит возникающую на его глазах сложную вещицу, сделанную усилиями всех детей группы, в том числе и его.  И это далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

Вначале передо мной возник вопрос: можно ли научить дошкольников складывать фигурки в технике орига ми? И если можно, то, как это сделать, учитывая их повышенную детскую отвлекаемость, неустойчивость внимания, неумение вовремя сосредоточиться? И всё-таки я решила попробовать научить детей этому искусству.

Моя первая и самая главная задача заключалась в том, чтобы заинтересо вать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого сначала я делала сама и дарила детям подарки, выполненные в технике оригами. Сколько было радости и восторгов! Но сам ход изготовления вещей интересовал, к сожа лению, не всех ребят.

Долгожданный вопрос: "А как Вы  это сделали?" и просьба всех детей научить их делать игрушки я всё-таки услышала. И тогда решила - пора!

Мы начали постигать оригамскую грамоту.

Что такое оригами?
Задала вопрос я маме.
"Это целая страна -
Мне ответила она!
Там чудесно оживают
Птицы, звери и цветы.
Там таинственно, как в сказке,
Все сбываются мечты.
И тогда решила я:
Это чудо - оригами
Буду я любить всегда!

 Детям была рассказана история об оригами, о том, что международную известность этому искусству принесла фигурка бумажного журавлика, издревле считавшегося символом надежды, а в середине XX века, ставшего символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни. Известна печальная история о девочке, которой угрожала гибель и обратившейся ко всему миру с просьбой присылать ей бумажных журавликов. Призыв был услышан, и с тех пор умение мастерить бумажные фигурки лишь при помощи ловкости собственных пальцев, без вспомогательных материалов получило широкое распространение не только среди самих японцев, но и в других странах.

Первые занятия лучше посвящать свободным действиям с бума гой, чтобы дать ребёнку возможность познакомиться с её свойствами. Бумагу следует брать небольшого размера. Она должна легко сгибаться и не ломаться на сгибах. На первых занятиях необходимо отрабатывать точность движений (в том числе умение получать ровный квадрат разными способами), так как от совпадения сторон и углов зависит внешний вид изделия. Все мои занятия с бумагой проходили живо и эмоционально, в виде игры. Я многократно показывала каждый приём, объясняя его словами. Детям дошкольного возраста необходимы помощь, поощрения и поддержка, поэтому на первых порах я  сама намечала некоторые сгибы. Как часто, показывая малышу приемы оригами, приходится сталкиваться со страхом ребенка, что у него ничего не получится. И эта неуверенность усугубляется при обучении сложным моделям в оригами. Если ребенок робок, застенчив, если в общении с ним взрослые часто применяют методику "указаний, приказов", навязывая собственные творческие решения, то преодолеть страх очень сложно. Даже сильное любопытство не становиться стимулом для попытки сложить фигурку.
В таких случаях, а также в работе с 3-4-летними детьми прекрасно поможет сказка, рассказанная в процессе складывания.
Переключение внимания на сюжет помогает снизить возникшее напряжение. Фигурка становится своеобразной иллюстрацией рассказа. При этом очень важно, что ребенок проговаривает текст, одновременно складывая лист бумаги. Так усиливается воздействие занятий оригами.  

Сказку, в которой используется фигурка, а также и процесс складывания лучше разбирать на несколько этапов. Причем интересно, что на каждом из них получается новая, интересная игрушка. Это своего рода игрушки - трансформеры. Фигура, которая путем небольших изменений, поворотов, изгибов может превратиться совсем в  другую. В оригами такие трансформеры появились давно. Они очень популярны в разных странах. Каждая может быть обыграна, стать участником небольшого театрального спектакля.

Если вам необходимо занять  чем-нибудь полезным сразу несколько детей, можете предложить каждому  стать героем истории, а самому робкому отдать главную роль. Такая игра позволит каждому участнику получить роль в  сказке, продемонстрировать собственные возможности, победить страх, застенчивость.

Вместе с умениями у де тей появилась уверенность в себе, своих силах и желание работать дальше. Приобретённые знания  закреплялись в играх,  на других занятиях.

Только после этого мы приступили к изготовлению простейших игрушек. Важ ное место занимали игровые приёмы, художественное слово, советы, вопросы. Я не добивалась одновременного окончания работы всеми детьми. Справив шиеся с заданием ребята помогали другим закончить работу. Сделанные деть ми работы  обязательно хвалила. Готовые игрушки дети унесли домой, а самые удачные  были использованы в качестве подарка друзьям и близким,  для оформления группы, для создания театра игрушек оригами, экспонированы на  детсадовских и  городских выставках, где некоторые работы заняли призовые места.  

Конечно же, вся наша работа не могла не привлечь внимания родителей. Они активно помогали  в приобретении необходимых материалов, литературы, участвовали в семинарах-практикумах и мастер-классах, были заинтересованными зрителями и активными участниками выставок и викторин оригами.

Совместными усилиями мы сумели помочь ребятам войти в чу десный мир оригами. Дети стали более внимательны, усидчивы, занимаются с интересом, сами пытаются что-то изобрести, придумать, они ждут следующе го занятия с большим желанием.

Однажды я у них спросила: "Почему вам нравится заниматься оригами?" В ответ я услышала разные высказывания:

  1. оригами похоже на фокус: из обычного листка бумаги за несколько ми нут появляется чудесная фигурка;
  2. для занятий нужна только бумага и знания;
  3. с помощью оригами можно создать целый мир, в котором можно играть;
  4. оригами получается у всех;
  5. помогает быстро украсить любое помещение;
  6. с помощью оригами можно делать подарки.

И ещё многие другие интересные ответы.

Мир оригами настолько многообразен и интересен, что наши занятия постепенно переросли в увлечение, и мои воспитанники в своё свободное время занимаются интересной, а самое главное полезной самостоятельной деятельностью. Мне бы очень хотелось, чтобы умения складывания фигурок из бумаги пригодились ребятам и в дальнейшем, потому что оригами используют различные группы людей. Художники используют эту технику, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели, чтобы помочь их пациентам поправиться от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу потому, что это просто весело. Проводя время со своими детьми, создавайте свой мир, в котором есть место для оригами.

Делайте, свои бумажные журавлики и в мире будет гармония!

Литература:

  1. Черенкова Е. Оригами для малышей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  2. Агапова И., Давыдова М. Лучшие модели оригами для детей.- М., "Рипол Классик дом. XXI век", 2007г
  3. Выгонов В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Композиции, подарки, модели.- М., "Первое сентября, 2002г
  4. Сержантова Т.Б.“Оригами для всей семьи”. М.: Айрес-пресс, 2003
  5. Соколова С.В. “Игрушки и забавы. Оригами”. С.-Пб.: Нева, 2003
  6. Соколова С.В. “Театр оригами. Теремок”. С.-Пб.: Нева, 2003
  7. Проснякова Т.Н.“Уроки мастерства”. М.:Учебная литература, 2003
  8. Цирулик Н.А.,Хлебникова С.И.“Твори. Выдумывай. Пробуй”. Самара: Корп. Федоров, 2004
  9. “Делаем 50 моделей из оригами”, сборник. Минск: Попурри, 2001
  10. “Оригами – искусство складывания из бумаги”. М.: Московский центр оригами, 1993
  11. Интернет. www.origama.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер – класс изготовление гофрированного листочка в технике оригами "Праздничная открытка"

Слайд 2

Праздничные открытки

Слайд 3

Материалы необходимые для работы: Основа для открытки 2 заготовки из бумаги для принтера с нанесённой рицовкой Элементы декора Ножницы Клей ПВА Бельевые прищепки

Слайд 4

Изготовление гофрированного листочка

Слайд 5

Подготовка заготовки, нанесение рицовки Рицовка – линии выдавленные на бумаге шилом на расстоянии 5мм друг от друга

Слайд 6

Сложить заготовку приёмом «гармошка»

Слайд 7

Расправить «гармошку»

Слайд 8

Разрезать заготовку по намеченной диагонали

Слайд 9

Получилось 2 треугольника

Слайд 10

Собрать «гармошку» в основании одного из треугольников

Слайд 11

Слегка обмакнуть в клей

Слайд 12

Удалить излишки клея и зажать место склеивания прищепкой

Слайд 13

Вторую половинку листочка выполнить аналогично

Слайд 14

Склеить половинки вместе

Слайд 15

Гофрированный листочек готов

Слайд 16

Все элементы прикрепить к основе открытки при помощи клея

Слайд 17

Праздничная открытка готова

Слайд 18

ассоциации игра

Слайд 19

треугольник

Слайд 20

косынка

Слайд 21

дверь

Слайд 22

книга

Слайд 23

воздушный змей

Слайд 24

двойной дом

Слайд 25

блинчик

Слайд 26

двойной треугольник

Слайд 27

двойной квадрат

Слайд 28

катамаран

Слайд 29

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию с аппликацией в старшей группе детей.Цель: закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря. Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изо

Цель:  закрепить умение в составлении несложной композиции, передаче ветреной погоды ,бурного моря.Задачи: Закрепить умение вырезывать различные формы паруса, использовать свечку для изображения ...

Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный».Модуль «Properm: «Прогулки по городу» программы дополнительного образования «Пермячок.ru. Обучение с увлечением». Автор: Широкова М.В. воспитатель высшей квалификационной категории

Нод «Достопримечательности микрорайона «Домостроительный». Задачи:- Формировать представления детей о микрорайоне ПДК.- Расширять знания детей о городе Пермь, районах города.- Дать знания о досто...

Организация социоигровой деятельности для развития у детей умения слушать, умения доводить начатую работу до конца, умения следовать полученной инструкции.

В материале подобраны игровые приемы для работы воспитателей с детьми, имеющими недостаточно сформированные социальные навыки ("умение слушать", "умение доводить начатую работу до конца", "умение след...

"Что важнее в старшем дошкольном возрасте: умение интересно играть или умение читать?"

Публикация будет интересна для родителей и воспитателей. Почему детям жизненно необходима игра....

"От умения слушать музыку к умению слушать друг друга"

Консультация предназначена как для педагогов ДОУ, так и для родителей...

«Конфетки». Конспект занятия по лепке во второй младшей группеПрограммное содержание: формировать умения отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Закреплять умение работать аккуратно, класть готовые издели

Цепелева Н.А.«Конфетки». Конспект занятия по лепке во второй младшей группеПрограммное содержание: формировать умения отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми дви...