РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение


детский сад № 18 комбинированного вида города Тюмени


(МАДОУ д/с № 18 города Тюмени)


Корпус № 2

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

 Бобковой

Елены Руслановны

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ

СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

 В КОНСТРУИРОВАНИИ ИЗ БУМАГИ

 В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ»

Тюмень, 2011

Актуальность темы

                                                                                                                                                                                                       

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.  

В процессе работы с детьми группы я выяснила, что одна из главных проблем детей – недостаточный уровень развития речи, что непосредственно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка. Так как известно, что развитию речи способствует развитие мелкой моторики, тонкие дифференциальные движения пальцев, я решила, что именно этому направлению в работе с детьми  нужно уделять больше времени и внимания.

Отбирая методы развития мелкой моторики (пальчиковые игры, игровые приемы тактильного обследования предметов, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд) я заинтересовалась техникой оригами – японским искусством складывания из бумаги различных поделок. Эта техника имеет массу достоинств:

  1. Способствует концентрации внимания;
  2. Стимулирует развитие памяти;
  3. Активизирует мыслительные процессы;
  4. Знакомит с основными геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.;
  5. Совершенствует трудовые умения;
  6. Развивает конструктивное мышление, творческое воображение и художественный вкус;
  7. Согласовывает работу глаз и рук.

Кроме того, поделки оригами можно использовать в других видах деятельности.

Таким образом, занятия оригами в целом чрезвычайно полезны при подготовке детей к школе, для общего интеллектуального развития детей.

Девиз моей работы: «Для ребёнка, вместе с ребёнком, исходя из возможностей ребёнка». 

Цели и задачи  

        Главная цель работы с дошкольниками по данному направлению – развитие детей в конструировании из бумаги в технике оригами.

Исходя из поставленной цели, я определила следующие задачи:

Обучающие:

  1. формировать умения следовать устным инструкциям;
  2. обучать различным приемам работы с бумагой;
  3. знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;
  4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:

  1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  5. развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Предметно-развивающая среда

Для выполнения поставленных задач у меня в группе создана и постоянно совершенствуется предметно-развивающая среда для занятий, которая   служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание уделяется созданию условий для занятия ручным трудом: лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, оригами.        

Предметно-развивающая среда группы педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

В группе обустроен уголок для ручного труда детей. Он интересен и доступен детям. Комфортные бытовые условия, тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей.

Готовые изделия превращаются в  занимательные игрушки, в которые можно поиграть с друзьями. Они способствуют хорошему настроению ребенка, а значит, и его успешному развитию.

           

  Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.

         

                           

Содержание работы

Содержание работы предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.

Деятельность направлена на всестороннее  интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

 

     

Методы, используемые на занятиях:

  1. беседа, рассказ, сказка;
  2. рассматривание иллюстраций;
  3. показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Для обучения  широко используем игровые приёмы, загадки, этюды  и тд.

Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы:

  1. формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
  2. интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
  3. способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
  4. разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
  5. совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.

При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа в технике оригами позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди используемых приемов усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  1. активизация и индивидуализация обучения;
  2. игры и игровые ситуации;
  3. творческие работы и т.д.

Конструирование из бумаги создают интересные игрушки для оформления помещений в праздники, для игр – драматизаций, театральных постановок и др.; осваивают обобщенные способы конструирования.

Конструирование по типу оригами – сгибают лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат – по диагонали, в треугольной форме – отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно создают одним способом разнообразные игрушки.

Создают образы путем закручивания полосок. Изготавливают объемные конструкции из готовых разверток, читают условные обозначения и точно следуют им.

                                          Результативность и перспектива

   Чтобы отследить результаты проделанной работы два раза в год я провожу мониторинг развития детей в конструировании: на начало и конец учебного года.

Степень развития творческих способностей детей в конструировании я определяла по трем уровням: высокому, среднему и низкому.

Высокий уровень:

Мелкая моторика развита достаточно. Пальцы сгибаются и разгибаются легко, свободно, производятся произвольные и вращательные движения.  Предложенные задания выполняют самостоятельно, технически точно и правильно. Следуют устным инструкциям педагога. Владеют основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.;

Средний уровень:

Мелкая моторика развита недостаточно. Допускают ошибки, но видят свои неточности, стараются их поправить. Нуждаются в дополнительных указаниях взрослого. В то же время проявляют устойчивый интерес к конструированию из бумаги

Низкий уровень:

Мелкая моторика развита плохо, отстаёт от возрастной нормы. Движения пальцев неловкие, слабо дифференцированные, при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. Заметен не соответствующий работе мышечный тонус (вялый или повышенный). Дети отказываются от их выполнения, пассивно ожидают помощи. Цели не достигают.

Все полученные результаты я занесла в таблицу:

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Начало уч.г.

64 %

34 %

2 %

Конец уч.г.

95 %

5 %

0 %

Таким образом, к концу учебного года подавляющее большинство детей группы  (95 %) имело высокий уровень развития мелкой моторики, с низким уровнем не осталось ни одного ребёнка.  

                 

Эту работу я считаю эффективной, плодотворной и нужной.

Так как занятия оригами  благотворно сказываются на развитии детей, помогают в развитии мелкой моторики,  развитии речи, к тому же очень интересны детям, я предполагаю продолжить работу в этом направлении со следующей группой детей. Планирую по мере освоения детьми техники оригами:

  1. Проводить больше коллективных работ;
  2. Разнообразить  сюжеты;
  3. Добавлять элементы разных  техник («мятая бумага», «граттаж», «обрывная аппликация», «квиллинг» и т.д.) в работе оригами;
  4. Использовать детские работы в сюжетно-ролевых играх, в театрализованной деятельности, для  украшения интерьера группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ТЕМА: «ШКОЛА ИКЕБАНЫ»

Конспект образовательной деятельности поразвитию творческих способностей детей через конструирование из бумаги и оригами(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)ТЕМА: «ШКОЛА  ИКЕБАНЫ»ПРОГР...

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник работы с бумагой»

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе и работая с бумагой. В процессе работы с этим материалам дети познают свойства, возможности её преобразования и использование в различных компо...

Проект. Средняя группа. «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги».

Краткосрочныйпроектв средней группе  Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством конструирования из бумаги»....