Техника лепки из соленого теста для детей с ОВЗ
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) по теме

Техника лепки из соленого теста для тетей с ОВЗ. Развитие моторики. Знакомство с материалом.Лепка для детей с ДЦП.Лепка в технике дымковской игрушки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka_statya2.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы средняя общеобразовательная школа №1155

Техника лепки из соленого теста для детей с ОВЗ

Направление познавательное развитие

Тема проекта «Дымковская игрушка»

Авторы проекта:

Родионова Алла Михайловна (учитель-логопед, старший воспитатель Лекотеки)

Малкиель Татьяна Андреевна (педагог-психолог Лекотеки)

Иванова Наталия Владимировна (социальный педагог Лекотеки)

Москва 2013


Содержание.

Введение

3

Основная часть.

Этапы реализации проекта.

1.История создания дымковской игрушки


5

5

2. Знакомство с материалом – соленое тесто.

7

3. Этапы выполнение  дымковской игрушки.

8

4.  Техника  и выполнение росписи дымковской игрушки.

10

Особенности работы с детьми с ОВЗ в структурное подразделение «Лекотека»

13

Заключение

14

Выводы

14

Список литературы

Интернет ресурсы

15

15

Приложение

16


Введение.

Тема и актуальность. Дымковская игрушка древний русский народный промысел, которому насчитывается 400 лет. Знакомство детей с народным творчеством учит детей замечать красоту, развивает воображение и творческие способности. Работа по тестопластике всесторонне  воздействует на развитие ребёнка с ОВЗ. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.  Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Объектом  исследования является  дымковская игрушка.

Предметом исследования в данном проекте является: история дымковской игрушки, знакомство с материалом - соленое тесто, планирование работы с соленым тестом; техника лепка, техника росписи.

Гипотеза.  Мы предполагаем, что лепка из соленого теста в технике дымковской игрушки  комплексно и положительно будет воздействовать на развитие ребёнка с ОВЗ: благотворно повлияет на развитие мелкой моторики, творческие способности детей, воображение, пространственное мышление синхронизирует работу обеих рук, будет способствовать тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, повысит уровень культурно-эстетических знаний.

Цель проекта. Приобщение к творческой деятельности и русской национальной культуре детей с ОВЗ, создание экспозиции «Дымковские игрушки» руками детей.

Задачи:

-познакомить детей с народным творчеством - дымковская игрушка,

-познакомить детей с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями,

-знакомство с приемами лепки и росписи в стиле дымковская игрушка,

-развитие мелкой моторики,

-повысить сенсорную чувствительность,

-развитие активного и пассивного словаря,

-сформировать навык выполнения последовательности действий (технология).

Методы исследования.

-Беседа об истории дымковской игрушки;

-изучение технологии лепки дымковской игрушки из соленого теста;

-изучение техники росписи дымковской игрушки;

- анализ продуктивной деятельности детей с ОВЗ.

Новизна проекта в том, что лепка производится из соленого теста. Соленое тесто материал доступный, в отличие от глины, из которой изготавливаются дымковские игрушки. В дальнейшем изделия не требуется грунтовать (белить), так как цвет теста после высыхания изделия остается белым.

Практическая значимость.  Повышение культурно-эстетических знаний детей. Развитие  воображения, творческих способностей, пространственного мышления, мелкой моторики, синхронизации работы обеих рук. Проведение открытых мероприятий для педагогов детского сада и школы для распространения опыта проектной деятельности.

План реализации проекта (в течение трех месяцев/ 1 занятие в неделю):

(См. приложение  «Системная паутинка»).

1 этап. Познакомить с историей создания дымковской игрушки.

2 этап. Знакомство с материалом – соленое тесто.

3 этап. Знакомство и выполнение работ из соленого теста в технике «Дымковская игрушка».

4 этап. Знакомство с видами росписи и выполнение росписи в технике «Дымковская игрушка».


Основная часть

Этапы реализации проекта.

1. История создания дымковской игрушки.

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.

История дымковской игрушки насчитывает около 400 лет. Первыми дымковскими игрушками были свистульки в виде коней, баранов, козлов и уточек, изготавливаемые к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски" – проводимому в честь погибших в битве 1418 года между вятчанами и устюжанами у стен Хлыновского кремля (Хлынов – старое название Кирова). Согласно преданию, ночью, не узнав друг друга, вступили в бой два дружественных друг другу войска. По случайно погибшим ежегодно справляли тризну. Позже она переродилась в народные гуляния. Празднество продолжалось несколько дней,  и было наполнено свистом вятчан из разноцветных свистулек.

В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время - лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Обожженная дымковская игрушка имеет красно-коричневый, обыкновенный для глины цвет. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.

За 400 лет развития промысла, несмотря на разнообразие композиционных решений, устоялись определенные сюжеты дымковской игрушки, закрепились определенные оформительские приемы и определенная цветовая гамма. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции. Исторически сначала основной тематикой были все-таки животные и женские фигурки. Позже, с развитием промысла, возникли и городские мотивы. Дымковской игрушке по-прежнему свойственна некоторая ирония: козлы и бараны наряжены в яркие шаровары, медведи играют на музыкальных инструментах.


2. Знакомство с материалом – соленое тесто.

Лепка из соленого теста – это оптимальный вариант для создания нового, необычного, прекрасного. В состав теста входят простые ингредиенты, который доступны всем. После росписи изделия из теста не уступают изделиям из глины и фарфора: они красивы и долговечны.

Для приготовления теста необходима мука первого сорта и мелкая соль. Есть разные рецепты приготовления соленого теста. Мы использовали рецепт: 2 ст. муки, 1 ст. соли, 0,7 ст. воды. Муку и соль смешиваем и, добавляем воду маленькими порциями, вымешиваем. Следим, чтобы не образовывались комочки. Главное, чтобы тесто было упругим.

Хранить соленое тесто надо в полиэтиленовом пакете, чтобы тесто не обветривалось и не сохло.

Правила работы с соленым тестом.

1.Места стыков смачивайте водой.

2.Перед обжигом поделку выдерживают два-три дня при комнатной температуре, чтобы застыл верхний слой, изделие не потрескалось и сохранило форму.

3.Обжигать или сушить (на батарее) при маленьких температурах.

4.При раскрашивании не использовать много воды в красках, чтобы тесто не размокло.

5. Для долговечности поделки покрывать лаком.


3. Этапы выполнение  дымковской игрушки.

Лепка изделий - процесс творческий и описать все тонкости его задача сложная,  в этом разделе будут даны лишь общие рекомендации,  которые могут быть полезны для начинающих.

Для лепки используются следующие инструменты и материалы: стеки, синтетические кисточки, карандаш, ластик, емкость для воды, тряпка влажная и сухая, губка, дощечка деревянная, гуашь или темпера.

Подготовленное тесто  после вымешивания и разминания для лепки не должна липнуть к рукам и инструменту, но в нее легко должен проникать палец. Простой способ проверки качество теста - скатать жгутик и согнуть его в бублик. Если тесто трескается при этом, то в нем  недостаточно воды. Дымковскую игрушку лепят по частям, которые тщательно соединяют между собой таким образом, что создается впечатление цельности. Многочисленные декоративные детали накладывают и скрепляют с основной формой.

Методы лепки:

Вытяжка. Основной кусок теста формуют идентично очертаниям будущей игрушки. Затем начинают вытягивать части тела — шею, руки, ноги — до требуемой длины. После этого их выгибают нужным образом, выглаживая отдельны части и в завершение украшают игрушку накладными деталями.

Лепка из пласта. Раскатывают пласт теста толщиной от 0,5 до 1 см, из которого выкраивают детали, подвергаемые дальнейшей обработке.

Комбинированный метод, включающий в себя два предыдущих.

Особенности лепки персонажей дымковской игрушки

Пластической основой для всех женских фигурок является ступка-колокол — устойчивое основание и в то же время пышная юбка. Эту часть фигурки получают либо спирально-кольцевым методом, либо сворачиванием пласта, либо из шара путем обминания комка теста  вокруг указательного пальца. Ступка достаточно приземиста и широка в основании, высота ее чуть больше половины общей высоты фигурки барышни. К ступке прикрепляют торс, а к нему — шарик-головку, скатанные калачиком руки и другие лепные детали одежды и головного убора, характерные для композиции.

Мужские образы лепят несколько по-другому. Разница заключается в том, что торс с головкой прикрепляют не к ступке, а к двум толстым, соединенным наверху "колбаскам", немного суженным книзу на конус. Загнув эти колбаски, получают ножки фигурки. Соответственно шляпа и завитушки волос, прикрепляемые к голове, будут несколько иной формы, чем у женских образов.

Туловище животных напоминает усеченный конус, к более узкой части, которого прикрепляют голову с шеей. Ножки животных — четыре одинаковые колбаски, чуть суженные книзу, прикрепляют к торсу животного, хвост и рога лепят отдельно и прикрепляют позже других деталей.

К следующим этапам работы относятся просушивание фигурок, их обжиг в муфельной печи и, наконец, грунтовка и роспись.


4.  Техника  и выполнение росписи дымковской игрушки.

Праздничный облик игрушек создавался росписью по  белому фону, в основе росписи — геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги.  Мы использовали  гуашевые краски. Для росписи  раньше использовали самодельные кисти из тряпок (продернутого холщового лоскута, намотанного на палочку) и лучинки-палочки для наведения глаз и бровей. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки, фигуры животных. Цвета росписи сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения; многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь-медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. В росписи игрушек традиционно используются яркие цвета: синяя, красная, оранжевая, желтая, малиновая, синяя, голубая, изумрудная, зеленая и в очень небольшом количестве коричневый и черный. Желтая краска дополнялись кусочками золотой и серебряной потали. Краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть своего цвета. В раскраске фигурок тоже была своя последовательность. Сначала черным рисовали волосы, палочкой наносили брови и глаза, другой лучинкой — три красных или оранжевых пятна — рот и щеки. Затем красили шляпку, а завершалась роспись орнаментацией юбки. Поверх окраски для усиления блеска местами наклеивали кусочки сусального золота или потали (имитирующих золото тончайших листочков из сплава меди и цинка). Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни,  символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный цвет  говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня,  но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.

В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках,  точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки-"крылатки" отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды,  они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

Особенности работы с детьми с ОВЗ в структурное подразделение «Лекотека»

ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:

·      выявление особых творческих способностей у детей с ОВЗ;

·      поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка;

·      налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;

·      формирование предпосылок к обучению;

·      гармонизацию детско-родительских отношений.

Основная форма работы с детьми – это игровые сеансы. Они могут быть групповые и индивидуальные. Игровой сеанс проходит совместно с родителем ребенка. Специалисты лекотеки помогают родителям обучиться более продуктивному общению со своими детьми.

Групповые сеансы по лепке обучают родителей,  как развивать творческие способности у своего ребенка, воображение, мелкую моторику, пространственное мышление, приобщают  родителей и детей к культурному наследию нашей страны, учат видеть и создавать прекрасное своими руками, невзирая на ограниченные возможности ребенка. В группе дети и родители быстрее адаптируются к среде детского сада.

Творчество на групповых сеансах по лепке захватывает и детей и родителей.

(См. приложение фото 1-5) .

Конечный результат нашего проекта это выставка работ из соленого теста в технике «Дымковская игрушка» (См.приложение фото 6,7)


Заключение

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка с ОВЗ, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику. Синхронизирует работу обеих рук. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Развивает творчество ребенка. Творить и созидать — это великолепные моменты нашей жизни, это радость. Лепить из теста — доступное занятие для детей с ОВЗ. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление.

Выводы:

За время занятий дети познакомились с материалом соленое тесто, его свойствами и возможностями, с народным творчеством - дымковская игрушка, с приемами лепки и росписи в стиле дымковская игрушка. У детей улучшилась мелкая моторика, повысилась сенсорная чувствительность. Дети научились планировать работу по реализации замысла. Таким образом,  поставленные задачи решены в полном объеме.


Список используемой литературы:

  1. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников», М., 2002.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1986.
  3. Изольда Кискальт «Солёное тесто: увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
  4. Комарова Т.С., Савенкова А.И. «Коллективное творчество детей», М., 2000.
  5. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М., 2000.
  6. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем», М., 2004.
  7. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка», М.,2002.
  8. Николаева Е.И. Психология детского творчества. – СПб: Речь, 2006
  9. Пицык А.А. Игрушки из солоеного теста-М.:«Издательство Мир книги», 2010
  10. Силаева К., Михайлова И. «Солёное тесто», М., изд. «Эксмо», 2004.
  11. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. М., 1986.
  12. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лепка из соленого теста для детей 5-6 лет

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики  на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство ...

Дополнительная образовательная программа по обучению лепке из соленого теста для детей 6-7 лет.

Направление:  художественно-эстетическое. Образовательная область: «Художественное творчество»...

Занятие по лепке из соленого теста для детей 2–3 лет «Колобок»

Все эти игры полезны не только для развития мелкой моторики ,но и для развития воображения,,мышления,усидчивости для маленьких. На занятиях по лепке лучше использовать тесто и вот почему:1. Тесто намн...

Мастер - класс "Чудо елочка" Техника: лепка из соленного теста

Соленое тесто является популярным и доступным материалом для детского творчества и изготовления поделок своими руками. Также как из пластилина, из соленого теста можно лепить изделия любого уровня сло...

Техника лепки из соленого теста

Техника лепки из соленого тестаИльящук Т.В.Лепка из солёного теста — вид декоративно-прикладного искусства, который называют биокерамикой или тестопластикой. Солёное тесто — экологически ч...

Техника лепки из соленого теста (досуг с родителями).

Лепка способствует не только развитию творческих способностей, но и благотворно влияет на развитие мелкой моторики, пространственного мышления, является мощным способом развития умственной активности....